Вы здесь

Зайка и хозяйка. Маленькое и большое море. Глава I. Таблица умножения ума (Александр Малашевский, 2017)


Все читали стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка…», но что осталось за рамками этой трогательной истории? Брошенную кем-то игрушку подбирает обычная девочка Алина, и оказывается, что плюшевый заяц самый настоящий мудрец. Он помогает девочке лучше понять себя, разобраться учёбой и в отношениях с родителями.

Девочка даёт зайцу фамилию Скамейкин, и знакомит с другими игрушками. Оказывается, что и другие игрушки умеют говорить, и могут рассказать кое-что интересное. Например, плюшевый медвежонок оказывается мастером восточных единоборств Брус Ни. А пингвин Питер оказывается священником, и может рассказать о том, что такое религия.

Скамейкин помогает Алине выучить английский алфавит, рассказывает ей о внутреннем мире человека. Новый друг помогает девочке общаться с излишне активной бабушкой и папой, у которого постоянно плохое настроение. Плюшевый волшебник учит девочку рисованию за одно занятие.

Что это: разыгравшееся детское воображение, или дело не обошлось без магии? Каждый решает сам: есть ли в жизни место для волшебства? Если вы заметили брошенную на скамейке игрушку, это повод сесть рядом и заняться «скамейкингом». Быть может, это начало новой волшебной истории…

Глава I. Таблица умножения ума


– Алина! Ты не забыла, что на лето тебе задали таблицу умножения повторить?

Этим вопросом мама огорошила Алину прямо с утра. Умеют же взрослые всё испортить! Алина с ужасом подумала о том, что, похоже, взрослые могут испортить даже такие необыкновенные вещи, как Лето и Каникулы, но виду не подала и спокойно ответила:

– Да, мамочка. Я повторяю.

– Ну смотри… Я скоро проверю.

Алина даже не представляла, как она будет повторять то, что она никогда не знала! Дело в том, что когда все учили таблицу, она в школу ходила через день. И вообще цифры плохо задерживались в её голове. Что же делать? Тут Алина вспомнила, что у неё есть Скамейкин, который может на любой вопрос ответить. Она с трудом нашла Скамейкина, который, как оказалось, опять завалился под диван.

– Скамейкин, как мне таблицу умножения вызубрить? – выпалила она с ходу, даже не поздоровавшись. Скамейкин молчал. «Обиделся, что ли?» – подумала сперва Аля. А потом поняла, что она ещё продолжает говорить мысленно с мамой. Думает, правильно ли она сделала, что соврала? Может быть, лучше было сказать правду? Конечно, всегда лучше говорить правду. Но не всегда получается… Одновременно говорить с мамой в голове и со Скамейкиным было нельзя. Он такого не любил, это Алина давно заметила. Пришлось мысленно попрощаться с мамой…

– Как вызубрить, я не знаю. Я такой скукотой не собираюсь заниматься.

– Скамейкин, научи, миленький! – взмолилась девочка.

– Слушай сюда. Ты не будешь ничего зубрить. Ты научишься считать в уме так быстро, как будто ты знаешь таблицу наизусть. Мы с тобой будем заниматься таблицей умножения ума. У нас ещё почти три месяца впереди. За это время ты научишься считать быстрее всех в классе! Согласна?

– Как это может быть? Такого не бывает!

– Сейчас я тебе всё объясню, и ты поверишь. Человеческий ум – это тот же компьютер, только биологический. И он может считать очень быстро, если только он хорошо понимает, что от него требуется. А чтобы уму всё было понятно – нужно всё разложить по ячейкам памяти, по полочкам. Представь, что твой ум – это шкаф, в котором есть множество полочек. Когда он считает, то перекладывает цифры с одной полки на другую. Давай попробуем на примере. Таблица умножения на два. Дважды два?




– Четыре.

– Дважды три?

– Я ещё не выучила!

– А если посчитать? Посмотри на свои руки. Ты знаешь, что вся математика основана на десятичной системе счисления, а если по-простому, на десяти пальцах?

– Что, даже эта, как там её, алгебра?

– Даже алгебра и высшая математика. Слушай дальше. Когда я сказал «дважды три», я имел в виду не только то, что нужно три раза сложить цифру два, но и указал место, где находится ответ. Он находится в третьей ячейке, которая у нас соответствует среднему пальцу на левой руке. Поверни руки ладонями к себе и начинай считать слева направо, как в книге. В первой ячейке (большой палец) – цифра два, во второй – четыре, в третьей – шесть, в четвёртой… Что в четвёртой, понимаешь?

– Нет.

– Следующее чётное число какое?

– Восемь.

– Это безымянный палец. А на мизинце сколько?

– Десять.

– Правильно. Давай дальше сама.

– Двенадцать! – Алина загнула мизинец на правой руке. И стала дальше загибать пальцы. – Четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать, двадцать.

– Правильно. Значит, сколько будет дважды девять?

Алина смотрела растеряно.

– Какое число на девятом пальце?

– Восемнадцать!

– Дважды шесть?.. На два больше десяти. Шестой палец, – подсказал Скамейкин.

– Двенадцать.

– Дважды четыре?

– Восемь!

– Молодец! Считай, что ты уже знаешь таблицу «на два». Правда, чем дальше, тем будет сложнее. В таблице «на три» нужно будет прибавлять и вычитать три. Чтобы было легче, надо всегда самой короткой дорогой идти к ответу. Например, чтобы узнать, сколько будет трижды девять, нужно от 30 отнять 3. А вот чтобы умножить 3 на 6, легче идти от середины, от числа, которое вполовину меньше 30. Что это?

– Это 15!

– Да! Трижды пять – это 15. А трижды шесть – это 15 плюс 3…

– Это 18! – быстро сложила Алина.

– Трижды семь?

Алина задумалась. Перескочить в следующий десяток было не так просто. Наконец она ответила:

– Это 21!

– Давай я тебе всё объясню «на пальцах». Начнём с самого первого пальца. Загибай большой палец левой руки и говори: «три», указательный – «шесть», средний…

Они прошлись по всем пальцам, и Алина почувствовала, что у неё в голове сразу что-то «отложилось». Скамейкин объяснил:

– Но это не так уж и сложно – построить в твоём уме шкаф из десяти полок, на каждой из которых по десять ячеек. Тем более что все крайние полки и ячейки уже заполнены…

– А почему обязательно шкаф?

– Рациональный ум любит всякие шкафчики и коробочки.

– Как соседский кот? Он всё время пытается залезть в какую-нибудь коробку.

– Молодец, Алина! Здорово ты придумала! Действительно, этот ум, который мы с тобой тренируем, очень похож на кота. Он очень ленивый и больше всего любит поесть и поспать. Ну, если он выспался и поел, тогда с ним можно поиграть. А больше ему ничего не надо. Поэтому мы будем играть, для того чтобы кошачий ум выучил таблицу умножения.

Математика годна

Не для каждого ума:

По верхушкам прёт мартышка,

У собаки дырка в книжке…

Всех умнее ум кошачий —

По коробочкам всё прячет!


– Ты так говоришь, как будто у меня много умов, а не один!

– Точно! В человеческой голове чего только нет. А уж умов там вообще видимо-невидимо. И кошачий, и собачий, и вообще любой звериный ум. А кроме того, ещё и птичий, и змеиный. Если хорошо покопать, можно рыбий ум найти. Но он очень глубоко.

– А откуда это всё в нас?

– Вы, люди, раньше были обезьянами, а до этого другими зверями, а ещё раньше – земноводными, а до этого рыбами. Поэтому вы можете понимать почти любое живое существо на планете. И не только понимать, но и думать как они.

– Здорово! Но, мне кажется, никто не сможет думать, как пингвин.

– Да, пингвины очень странные существа. Они стали такими, потому что слишком долго жили в ледяной пустыне. Для того чтобы понять пингвина, надо хотя бы несколько лет прожить в Антарктиде.

– Нет, уж! Спасибо! Скукота там страшная…

– Это тебе, пока ты маленькая, так кажется. А когда вырастешь, тебе станет очень интересно познавать этот мир. Ведь в этом заключается предназначение людей.

– Предназначение? Разве у людей есть предназначение? Мы же не вещи. Вот у холодильника есть предназначение: холод делать. На то он и холодильник. У тебя, Скамейкин, ты уж меня извини, тоже есть предназначение: детей развлекать. А у меня разве может быть предназначение?

– Извиняю. Хотя за что ты извиняешься? Это совсем не плохо, когда есть предназначение. Может быть, тебе слово не понравилось? Можно сказать проще. Это когда ты кому-то очень нужна. Ведь это здорово – быть нужной?

– Здорово.

– Ну вот. А вы, люди, самые нужные существа на свете. Без любой вещи можно обойтись. Даже без холодильника. И без любого животного. А без человека нельзя. Никто вас не заменит.

– Да кому я нужна? Ну, кроме мамы и бабушки, конечно. И папы.

– Ты всем нужна. Всё живое и неживое ждёт тебя, когда ты станешь взрослой и сможешь всем помочь. Вот, например, твои любимые кошки как бы жили без людей? Кто их полечит, если они заболеют или, не дай Бог, лапку сломают? Только человек может сломанную кошачью лапку вылечить. И так во всём и везде. Только человек может всё понять, во всём разобраться и всем помочь. И это нужно сделать не только на этой планете. Ещё есть миллионы обитаемых планет, которые ждут, когда прилетят люди!

– Это как в песенке?

«Землю обогнём, потом махнём на Марс.

Может, у оранжевой речки

Там уже грустят человечки

Оттого, что слишком долго нету нас».


– Правильная песня. Человечки действительно уже грустят и ждут, хотя не на Марсе, конечно, а на других планетах. Так что, Алина, ты таблицу умножения поскорее учи.

– Ладно, выучу.

– А мне вот этот куплет ещё нравится:

«Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля».


– Прежде чем на другие планеты улетать, вы, пожалуйста, не забудьте на Земле порядок навести!

– Ничего себе, сколько дел! Как же мы это всё сможем?

– Сможете, если сообща. Ведь вас уже больше 7 миллиардов!

Алина о чём-то задумалась, глядя в окно, за которым виднелась окраина города, чахлый лесок и дымящиеся трубы какого-то завода. Потом она спохватилась:

– А когда мы продолжим таблицу учить?

– Ты теперь сама сможешь её выучить. Просто представляй себе полочки нашего кошачьего шкафа. Чтобы было легче представлять десять ячеек на полочке, смотри на свои руки и представляй себе, в какой ячейке находится ответ. Если не можешь вспомнить, посмотри на соседние ячейки и быстренько вычисли…

– Ладно, Скамейкин. Я попробую. Но если я осенью двойку получу за таблицу умножения, я про тебя всё родителям расскажу!