Вы здесь

Задачи семейного воспитания. Избранное. Гармония семьи (П. Ф. Каптерев, 2005)

Гармония семьи

Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)

В педагогической литературе весьма усердно обсуждаются самые разнообразные вопросы, касающиеся обучения в школе, его основных начал, методик, состава учебных курсов; на эти темы написано и пишется очень много статей и книг. Между тем не менее важное семейное обучение сравнительно мало привлекает к себе внимание педагогической литературы, и все вопросы, касающиеся этой столь серьезной отрасли воспитания разработаны несравненно менее школьной дидактики и методики.

По естественному порядку семейное воспитание должно служить и действительно служит основой школьного воспитания, и последнее есть только продолжение первого. Поэтому всякие недочеты в семейном обучении прямо и непосредственно отражаются на успехе школьных занятий детей. Из семьи в школу дитя приносит с собой не только известную сумму знаний, но и навыки, умение или неумение учиться, внимательность или рассеянность, свободную речь или невыработанную, органы внешних чувств развитые, пригодные для хорошего, тщательного наблюдения или же запущенные, некультивированные и т. д. Все это чрезвычайно важно для школы. Настоящая статья и имеет своей целью выяснение основ семейного обучения, его характера, предметов и целей.

Объем семейного обучения. Период первоначального самообучения и его постановка

Под семейным обучением очень часто разумеют обучение грамоте, счету, Закону Божию, иностранным языкам, началам географии и т. п., словом, обучение тому, что требуется для поступления в один из младших классов какой-либо общеобразовательной школы, а со времени поступления детей в школу – приготовления школьных уроков. Таким образом, семейное обучение представляется лишенным всякого самостоятельного значения, в этом отношении семья является как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков. Семья учит тому же, чему учит и школа, и учит приблизительно так же, как и школа. Семье нередко рекомендуют даже запастись школьными программами и учебниками, чтобы лучше подготовлять своих юных членов к школе. На самом деле курс семейного обучения несравненно обширнее и сложнее, чем те знания, которые выше поименованы; последние составляют лишь самую малую и наименее важную часть семейного обучения; основы и приемы семейного обучения также значительно различны от школьных.

В своем полном виде семейное обучение должно обнять следующее: 1) самое важное и значительное – общее умственное развитие дитяти, состоящее в упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, запоминания, способности выводов и вообще самостоятельного мышления и сообразительности. Это – развитие умственных процессов, приобретение орудий, способов и навыков для всех дальнейших умственных упражнений. Без развития указанных свойств нельзя сделаться умным и образованным человеком; 2) менее важное, но также весьма значительное и находящееся в неразрывной связи с развитием умственных процессов – приобретение основных сведений об окружающем мире, неодушевленном и одушевленном, о внешней природе и жизни людей и животных. Эта сторона семейного обучения будет служить основной вехой дальнейших научных и специальных знаний личности. Сюда же нужно отнести и приучение к свободному владению родным языком; 3) специальное обучение грамоте, счету, иностранным языкам и пр.; 4) со времени начала школьного обучения ряд занятий, отчасти восполняющих школьные, отчасти имеющих самостоятельное, независимое от школьных, значение.

Вот объем семейного обучения и все его стороны и отделы. По естественному ходу и развитию он разделяется на два больших периода: первоначальное самообучение и систематическое обучение. Рассмотрим каждый из этих периодов в отдельности.

Первоначальное самообучение начинается с момента рождения и состоит в восприятии впечатлений, действующих на органы внешних чувств, а равно в постепенном ознакомлении таким путем с окружающим миром. Усвоение впечатлений вызывает развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности, удовлетворять которым дитя стремится. Первоначальное самообучение характеризуется полной самопроизвольностью, чисто органическим характером. Для начала и развития его не нужно никаких искусственных побуждений, оно будет совершаться само собой. Дан известный организм. Дана известная среда, и одним из необходимых результатов их взаимоотношений будет разностороннее самообучение. При таком самообучении многие остаются всю жизнь, приобретают много сведений и становятся умными и деятельными людьми. Первоначальное самообучение характеризуется далее отсутствием какого-либо определенного порядка, своею случайностью: оно совершается тогда, когда есть налицо интересный предмет, явление, возбуждающее любопытство: такое самообучение быстро переходит с предмета на предмет, от одной группы явлений к другой, не стесняясь какой-либо последовательностью, не затрудняясь разнородностью воспринимаемых впечатлений. Будучи самопроизвольным актом, самообучение совершается постоянно путем собственных наблюдений, собственного размышления и выводов. Оно дает полную возможность обнаружению природных талантов и вкусов.

Не следует низко ценить первоначальное самообучение за его случайность и непоследовательность. Многие, как замечено выше, всю жизнь остаются лишь при таком обучении и бывают умными людьми. Главное достоинство первоначального самообучения заключается в его полной естественности, это есть обучение путем самодеятельного наблюдения природы и жизни. Здесь дитяти никто ничего не подсказывает, никто его по установившимся приемам не учит, никто не муштрует. Дитя само читает книгу природы и книгу жизни, само разбирается в их письменах, само рассуждает, выводит заключения, объясняет, и все это делается в той мере и тогда, когда и в какой мере его интересуют жизненные факты и предметы, а равно явления природы.

Несмотря на полную естественность, самопроизвольность и вместе благотворность первоначального самообучения, воспитателям, заботливо относящимся к воспитываемым, все же не мешает иметь в виду некоторые соображения относительно общего хода и возможных недостатков самообучения, чтобы вовремя устранять все помехи, встречающиеся на пути развития этого чрезвычайно важного процесса, чтобы он был вполне всесторонним воспитательным средством, а не односторонним. И питание есть процесс вполне естественный и благотворный, но необходимо иметь сведения об общем его ходе и разных возможных уклонениях, чтобы человек питался действительно вполне хорошо.

Первое, что нужно иметь в виду при первоначальном самообучении, – это всесторонность обучения. По обстоятельствам, в которых находится дитя, у него легко может недоставать какой-либо важной группы представлений. Самое обычное в этом отношении явление – значительная односторонность представлений у детей городских и сельских. У первых крайне скудны сведения об явлениях природы и условиях сельской жизни и действительности. Попробуйте спросить их, что такое лес, гора, луг, поле; видали ли они дуб, орешник, иву, поросенка, жеребенка, ягненка; знают ли они, что такое покос, стог, как жнут, пашут, что такое лапти, изба, ток, мельница; наблюдали ли они вскрытие и разлив реки, восход и закат солнца и т. п., и вы сейчас заметите крайнюю скудость и неясность всех подобных представлений. Многого дитя совсем не видало и не знает, кое-что видало, да перезабыло и перепутало, а о всем прочем имеет представление по книжкам с картинками и рассказам. В свою очередь, сельские дети очень мало знакомы с предметами и принадлежностями культурной жизни. Город с его улицами, площадями, большими домами и фонарями, городская квартира со множеством мебели и всякого рода вещей, магазины с игрушками и всякой всячиной, железные дороги, пароходы, велосипеды – область совершенно неведомая для деревенского жителя, и, попав в город, сельское дитя бывает ошеломлено, поражено. Чем сильно одно дитя, тем слабо другое, и обратно. Очевидно, оставлять детей при такой односторонности представлений нежелательно и вредно.

Указанная односторонность – одна из самых крупных и бросающихся в глаза. Есть односторонности и недочеты менее заметные. Дитя может вырастать в семье, где особенно интересуются ботаникой или зоологией и мало чем другим; оно может расти в семье кузнеца или столяра и получить подробные и точные представления об известном круге явлений и деятельности и весьма скудные и неясные о всех других. Каждый отец имеет профессиональные занятия, личные вкусы и пристрастия, и впечатлениями от них будет наиболее питаться детский ум. Каждая местность, каждый город, каждое село и деревня имеют свои особенности, в них есть то, чего нет в других, и нет того, что есть в других. Дитя будет впитывать в себя то, что есть; пробел в окружающей среде обнаружится пробелом в его уме, в его представлениях.

Первоначальное самообучение должно быть всесторонним, должно заложить основы для всех дальнейших знаний и представлений дитяти. Оно должно ознакомить дитя и с внешней природой во всем разнообразии ее явлений, и с жизнью людей. Амос Коменский в «Материнской школе» высказал такую мысль, что дети в период до школы должны ознакомиться с началами естествознания, оптики, астрономии, географии, хронологии, истории, экономии, политики, арифметики, геометрии, механики, диалектики, музыки, пения, грамматики, риторики, поэзии. Такой длинный перечень названий мудреных наук может изумить и напугать, но страшного здесь ничего нет. Под страшными названиями Коменский разумел весьма простые, элементарные упражнения, вполне доступные детям, не превышающие сил их возраста. Длинным же списком разных наук он хотел выразить ту, совершенно справедливую мысль, что обучение детей должно быть всесторонним, что в семье должны быть заложены основы всех дальнейших приобретений и знаний дитяти, что никаких односторонностей и пропусков в первоначальном обучении не должно быть допущено.

Полезно обратить внимание еще на некоторые соображения при первоначальном самообучении.

Следует заботиться о том, чтобы все впечатления, воспринимаемые дитятей, были достаточной, но умеренной силы, не слишком сильны и не слабы. Сильные впечатления очень часто возбуждают в детях чувство страха. Дети по природе пугливы, они легко становятся добычей страха даже при обыкновенных обстоятельствах, но для них новых в каком-либо отношении, вообще несколько уклоняющихся от тех, к которым они привыкли. А страх – тяжелое, гнетущее чувство, подвергать которому дитя не следует. С другой стороны, желательно бы избегать слабых впечатлений, не могущих дать раздельных ощущений и ясных представлений. Такие впечатления плохо питают ум, от накопления их в памяти возникают спутанность мысли, неопределенность и нетвердость суждений.

Все предметы, подлежащие восприятию дитяти, должны быть предоставлены его собственному исследованию, т. е. даны в руки, приближены к глазам, чтобы дитя могло осязать вещи, постучать ими, рассмотреть со всех сторон и на всех расстояниях. Нужно остерегаться описаний того, что можно дать в руки самого дитяти; лучше сделать его самоличным наблюдателем какого-либо явления один раз, чем десять раз описывать его или читать книгу об этом явлении. Дитя по природе стремится к такому наглядному и самостоятельному ознакомлению с предметами, и в этом отношении нужно только идти навстречу собственному стремлению дитяти. Оно вполне разумно. Пусть дитя все исследует само своими органами внешних чувств.

Вообще нужно сказать, что на первых порах разум дитяти бывает не только чувственный, т. е. непосредственно опирающийся на восприятие органами внешних чувств, но и двигательный, дитя «мыслит мускулами». Развитие высших областей мозга предполагает педагогически целесообразные упражнения двигательных центров; если последние оставить в небрежении, то и высшие центры, находящиеся до известной степени в зависимости от двигательных, никогда не могут достигнуть надлежащего развития. Этот взгляд неврологов подтверждается данными относительно идиотов: первым признаком идиотизма является приостановка развития движений. Идиот сравнительно несовершенно владеет своими мускулами и слабо реагирует на впечатления окружающего мира. При обучении слабоумных Сеген всегда начинал с двигательной системы, и по мере того, как слабоумный развивал двигательную способность, увеличивалась и его умственная живость. Малая практика в движении сопровождается при обучении слабоумных и малыми успехами. Таким образом, движение является условием умственного роста.

С другой стороны, у нормальных детей связь между мыслью и движением также самая живая и тесная. Дитя не может мыслить без движений. Если его держать большую часть времени на месте без движений, то это принесет существенный вред не только телесному организму, но и уму, который будет развиваться слабо и несовершенно. Один наблюдатель детства (О’Ши) свидетельствует, что мальчику по 19-му месяцу он не мог упомянуть о собаке без того, чтобы мальчик не начал лаять и другими способами изображать поведение знакомого ему животного. Упоминание о паровозе неизменно сопровождалось изображением паровоза руками, ногами и легкими. Целая группа детей, слыша в рассказе такое слово, как «прыгать», сейчас же показывает, как прыгали животные или играющие дети, о которых была речь в рассказе. Первоначально восприятие вызывает более или менее полное воспроизведение воспринятого, которое ослабевает с дальнейшим развитием умственных и двигательных процессов.

Вообще, дети в бодрственном состоянии находятся постоянно в движении, а до известной степени даже и во время сна. Способность задержки движений сначала у них совсем отсутствует, а потом бывает слабой, развиваясь туго и медленно. Поэтому все душевные процессы почти беспрепятственно переходят у детей в движения. А если последние почему-либо невозможны, то и вся душевная жизнь их страдает.

Отсюда можно вывести основной закон первоначального умственного развития детей – учить их не только наглядно, путем восприятий органами внешних чувств, но и прямо посредством движений. «Наши первые учителя философии – наши руки, ноги, глаза», – говорил еще Руссо в «Эмиле». Ребенок должен изучать мир, знакомясь с ним с помощью осязательно-мускульного аппарата. Чем меньше дитя, тем больше оно нуждается в возможности пользоваться руками, глазами и голосом для своего всестороннего развития, физического и нравственного. Педагогически ценное приобретается дитятей путем движений. Поэтому и при первоначальном самообучении, и при дальнейших умственных занятиях нужно высоко ценить то явление в детской жизни, которое обозначают словами, что дитя «что-то мастерит». Пусть мастерит, это очень ценно и полезно. Повинуясь инстинктам своей природы, дитя, мастеря, всесторонне и самостоятельно упражняется, учится сосредоточивать все свои силы на увлекающем, его занятии. Не мешайте ему, перед вами творец, самостоятельный работник. Поэтому свободные ручные работы, постройки из разного материала, вытачивание, резка, пилка, лепка, рисование и т. п. должны занимать выдающееся положение в первоначальном воспитании, да и не только в первоначальном. «Динамическая сторона в изучении всякого предмета – арифметики, языков, естественных наук, географии – должна получить наиболее преобладающее значение», – говорит О’Ши, и в его словах много правды.

Важность движений во всестороннем развитии человека вообще, и в, частности, в умственном, побуждает родителей и педагогов обратить самое серьезное внимание на правильное развитие двигательной способности путем соответствующих упражнений. Если признается необходимость помогать формировке и управлению мыслями и чувствами детей, то не менее важная сторона – развитие движений и управление двигательной системой. Самое важное здесь – разумная помощь самостоятельной деятельности детей, практическое указание, как и что можно сделать скорее и лучше, развитие способности задержки движений.

При наблюдении за первоначальным умственным развитием детей следует иметь в виду, что нежелательно скоплять много впечатлений зараз, не нужно забрасывать дитя множеством интересных предметов одновременно. Дитя – новичок в мире, со всем оно встречается первый раз, а потому медленность и всесторонность ознакомления нужно предпочитать быстрой односторонности. Пусть дитя не один и не два раза встретится с интересующим его предметом, пусть обследует его пять, десять раз. Сразу охватить новый предмет со всех сторон дитя не сможет, а потому пусть узнает его постепенно, медленно, но вместе с тем основательно и подробно, так, чтобы образ исследуемого предмета запечатлелся в уме дитяти со всеми своими, сколько-нибудь значительными чертами. Как принятая телесная пища требует времени для переварки, не успевшая же перевариться пользы организму не приносит, скорее, даже вредит, так и духовная пища должна быть обстоятельно переварена и усвоена, без чего не принесет пользы. Питание слишком частое и изобильное столько же вредно для ума, как и для желудка.

Если нужно стараться избегать множества одновременных впечатлений, то их приходится располагать в последовательном порядке, одно за другим. В этом последнем случае было бы чрезвычайно важно охранять дитя, насколько то окажется возможным и удобным по условиям жизни, от сложных предметов и впечатлений ранее простых, так как первые без последних не могут быть правильно поняты. Какой смысл вести дитя на картинную выставку, когда оно мало видало книжек с картинками и вообще плохо понимает рисунки? Зачем вовлекать дитя в обсуждение дел взрослых и сложных жизненных задач, когда оно еще не в состоянии разобраться в своих детских делах и в своих отношениях к товарищам? Зачем взрослому поверять дитяти свои огорчения и неудачи, когда существенный смысл их превышает детский возраст? От многих таких непоследовательностей возможно и следует оградить детей, но, конечно, не от всех. Не нужно забывать, что первоначальное самообучение есть обучение случайное, мимоходом, лишенное твердого, определенного порядка. Нужно сделать в этом отношении то, что можно, не превращая несистематическое обучение в систематическое.

В той мере, как дитя, путем первоначального самообучения, будет приобретать различные знания и укреплять свою способность наблюдения и рассуждения, оно будет выражать в речи, постепенно делающейся все более и более связной, свои умственные приобретения. На развитие речи дитяти нужно обратить особенное внимание в период первоначального самообучения.

Прежде всего нужно, чтобы дитя говорило отчетливо, не коверкало слов. В этом отношении все дело зависит от окружающих дитя лиц. Если вокруг себя дитя будет слышать чистую, правильную и связную речь, то и само невольно, без особых усилий, будет говорить свободно и чисто, по подражанию. Недостатки речи окружающих, как-то: неправильное или нечистое, неправильное произношение слов, неправильные склонения и спряжения, отрывистость, частое повторение, без всякой нужды, излюбленных слов и присловий, малая плавность и мягкость речи и т. п. неизбежно передадутся и дитяти. Далее, желательно помогать богатству детской речи, содействовать дитяти запасаться разнообразными словами и меткими оборотами. Поэтому полезно говорить детям разные народные поговорки и пословицы, петь народные песни, рассказывать сказки, определенно называть встречающиеся предметы и явления, читать и запоминать доступные стишки, басни и т. п. Конечно, постоянно нужно в этом случае иметь в виду, чтобы обогащение словами шло рука об руку с обогащением представлениями. Запоминать одни слова и фразы не стоит. Наконец, не мешает обратить внимание и на то, чтобы дитя не только правильно произносило и связывало слова и имело их достаточное количество в своем распоряжении, но чтобы оно могло толково описать (на словах) виденный предмет, обстоятельно сообщить о происшествии, свидетелем которого оно было, повторить «своими словами» прослушанный рассказ. Речь должна служить дитяти не только к поддержанию разговора, но и к связному изложению своих впечатлений, желаний и дум.

Конечно, существеннейшим условием развития речи детей будет служить полная свобода в упражнениях речи и голоса. Дети любят говорить, петь, кричать. Младенцы, лежащие в люльке, в благодушном настроении издают самые разнообразные звуки, и эти голосовые упражнения им, видимо, приятны. Дети, умеющие говорить, болтают без умолку. Один наблюдатель подсчитал количество слов, сказанных пятилетним дитятей в течение дня: их оказалось 14996. Другое дитя, помоложе, произнесло в день 15 230 слов. Многочисленные наблюдения того же лица над различными детьми привели его к убеждению, что указанные цифры произнесенных детьми в один день слов не исключительно велики. При таком большом числе упражнений детей в речи какое значение имеет правильная и отчетливая речь взрослых, которым подражают дети, у которых они учатся говорить, и насколько прилипчивыми и неисправимыми окажутся недостатки говора окружающих дитя лиц, которые неизбежно перейдут и к детям! Родители, говорите всегда при детях правильно, отчетливо и связно.

Каковы могут быть результаты первоначального самообучения? Очевидно, они будут находиться в полной зависимости от постановки и тех условий, среди которых будет совершаться первоначальное самообучение.

Если дитя в первые годы своей жизни будет предоставлено почти исключительно самому себе и будет учиться почти всецело только у природы и жизни, то, конечно, его представления будут с большими пробелами, бессвязны и даже несколько хаотичны; самый круг его представлений может оказаться очень небольшим. Но, во всяком случае, и при такой постановке первоначального самообучения его результаты будут значительны: дитя само выучится наблюдать, немного рассуждать, говорить ясно и отчетливо о том, что оно отчетливо представляет; оно будет хорошо владеть органами тела, свободно будет двигаться, прыгать, бегать, лазить, запасется здоровьем (если растет в деревне) на многие годы вперед. А это результаты не маленькие. Значительность результатов первоначального самообучения увеличится весьма много, если на него будет обращено внимание родителями и воспитателями. Тогда представления дитяти могут приобрести значительную разносторонность и в целом закругленность, дитя выучится слушать разные рассказы и передавать их содержание другим, органы его внешних чувств будут развиты, запоминание и сообразительность не только пробуждены, но и укреплены различными упражнениями. И все это будет достигнуто помимо какого-либо принуждения, лишь не особенно большой помощью естественному стремлению дитяти к приобретению знаний об окружающем мире. При таких первоначальных умственных упражнениях дитя будет чувствовать себя жизнерадостным, свободным и деятельным существом; у него не только не пропадет охота к дальнейшим умственным упражнениям, а, напротив, явится расположение к ним, желание увеличить свои знания. То, что дитя будет знать, оно будет знать отчетливо и основательно, так как каждое умственное приобретение будет основываться на собственных наблюдениях и суждениях дитяти. Эта система обучения, продолженная на многие годы и оставшаяся, может быть, единственной в жизни человека, способна воспитать ум здравый, трезвый, самостоятельный, находчивый во всех практических делах и случаях жизни, но тугой на всякие теории и мало склонный к фантазированию. Такие люди будут людьми самообразовавшимися, самостоятельными выученниками природы и жизни, а не складочными местами всяких книжных теорий, школьной мудрости и мертвой учености.

Систематическое обучение и его трудности

Систематическое обучение есть специализация, выделение из общей канвы душевного развития дитяти отдельных нитей, которые особо выпрядаются. Затруднения, представляемые детям систематическим обучением, заключаются в новой постановке занятий. Первоначальное самообучение предполагает довольно быструю смену и даже разнообразие предметов упражнений; оно этим свойством вполне отвечает природе детей, внимание которых весьма неустойчиво. Систематическое специальное обучение требует сосредоточения внимания на одном предмете более или менее продолжительное время, что для детей трудно. Затем систематическое обучение отличается значительной отвлеченностью, видным участием в нем взрослых и сравнительной пассивностью дитяти. Сосредоточение внимания детей на сочетаниях и разложениях звуков, на форме букв, на счете, на словах иностранных языков, на свойствах растений и животных, географической номенклатуре и пр. – все это в большей или меньшей степени отвлеченно, более отвлеченно, чем что-либо в первоначальном самообучении. Конечно, и в последнем встречаются процессы отвлеченной мыслительности, отвлеченное мышление начинается, в ограниченных пределах, очень рано; но при первоначальном самообучении оно совершается под влиянием естественных причин, возбужденного интереса и занимает немного времени, при специальном же обучении оно представляет весьма видный существенный элемент, спрос на него заявляется здесь на каждом шагу.

При систематическом обучении дитя учится у взрослого. Следовательно, этот взрослый, его способ учить, его личные свойства, терпеливость или гневливость и пр. стоят на первом плане, а дитя, его собственный интерес и самостоятельное исследование – на втором. При первоначальном самообучении дитя само учится, при систематическом – его учат. А это большая разница, как бы наглядно и вообще правильно ни было поставлено систематическое обучение. Поэтому, переходя от первоначального самообучения к систематическому обучению, дитя становится в новые, несравненно более трудные и менее благоприятные условия для своих занятий.

Ввиду указанных трудностей систематического обучения спешить с его началам нет достаточных оснований. Для его своевременности и успешности нужна уже некоторая подготовка, заключающаяся в некотором общем предварительном развитии ума, в умении сосредоточивать внимание, говорить, в некотором навыке к отвлеченному мышлению. Между тем очень часто спешат с началом специального обучения, чрезвычайно боятся, как бы не опоздать. Родители бывают очень рады, если их весьма маленький сын или дочь умеет читать, писать, может немножко болтать на иностранном языке, знает несколько исторических и биографических фактов. Родители гордятся такими знаниями своих детей и выставляют их напоказ. Особенно спешат учить французскому и другим новым языкам.

Детская натура настолько гибка, дети так хорошо приспособляются ко всяким требованиям и положениям, что отлично, по-видимому, выдерживают чрезвычайно раннюю и очень сложную и трудную специальную учебную дрессировку и поражают блестящими результатами.

Наиболее частый удел детей, которых учат слишком рано и слишком много, – полная умственная пассивность. Им приходится только без конца заучивать разные факты, напрягать ежедневно память и почти совсем не упражнять сообразительность.

А это и есть существенная ошибка обучения, его капитальный грех – пассивность дитяти. Раннее и усиленное обучение, заключающееся в непрерывном механическом запоминании не Бог весть какая прелесть. Им не соблазнишь многих, сколько-нибудь понимающих, что такое истинная культура.

Когда начинать систематическое обучение детей

Главнейшие предметы систематического обучения

Если на первоначальное самообучение дитяти обратить внимание, то переход от него к систематическому обучению будет довольно естественен и легок, и тогда не нужно будет мучаться над вопросами, когда начинать учение и чему. Этот вопрос труден лишь для тех родителей, которые оставляют своих детей на произвол судьбы, а потом с известного возраста решают вдруг начать систематическое учение дитяти. Для таких родителей, действительно, вопрос: с чего начать ученье? Да и удобно ли начать именно с известного времени, не лучше ли обождать еще немного? И для дитяти большой переворот: то бегал целые дни на всей своей воле, то вдруг засесть за книжку. При внимании же к первоначальному самообучению воспитатель будет постоянно заботиться о пополнении пробелов в представлении дитяти об окружающих явлениях, о развитии правильности и легкости его речи, о развитии внимания при разных беседах и объяснениях. Переход к постоянным занятиям при систематическом обучении будет тогда простым видоизменением прежних упражнений, а не чем-либо совершенно новым и вполне неизвестным. Нужно будет заботиться о том же самом, что и прежде, при первоначальном самообучении, но только в применении к отдельным отраслям ведения. Общее обучение будет продолжаться, и к нему прибавятся лишь отдельные веточки специальных упражнений.

Если бы кто, проектируя постоянные и более или менее серьезные занятия с детьми, пожелал иметь твердые указания относительно времени, когда можно без опасений повредить телесному и душевному здоровью дитяти, начать такое обучение, тот должен был бы принять во внимание данные двух родов: физиологические и психологические.

Постоянные специальные занятия требуют постоянного напряжения сил дитяти, более или менее значительных затрат физической энергии, а потому для них необходим организм несколько установившийся, уже переживший самое горячее время своей стройки. Признаками такой установленности организма могут служить умение владеть органами тела, управлять в известной мере своими органическими процессами и затвердение костей скелета. Последний признак нужен, между прочим, ввиду того, что при специальных занятиях придется довольно много сидеть.

Условия успешности специальных занятий со стороны душевного развития будут заключаться в следующем: 1) в достаточном количестве представлений о разных предметах природы и жизни. Специальные занятия, не имея под собою почвы в общих разносторонних представлениях, будут малополезны; 2) в умении сосредоточивать внимание на некоторое время на том, что говорится и объясняется, не перебегая на другие предметы, и 3) в умении правильно и бегло говорить.

Указанные признаки, физические и душевные, ясно обнаруживаются детьми лет семи, но могут быть констатированы несколько раньше и несколько позже. Отсутствие их всегда будет служить указанием, что со специальным обучением нужно подождать и обратить пока серьезное внимание на первоначальное самообучение и физическое развитие дитяти.

Самыми главными предметами систематических занятий с детьми должны быть наглядное обществоведение и отечественный язык.

Едва ли нужно много доказывать ту мысль, что дети – урожденные естествоведы, хотя бы и дилетанты, что природа вся вообще, особенно же мир животных, близок и дорог их сердцу и уму. Дети – друзья животных и любители природы; они чрезвычайно охотно собирают разные камушки и вещи, с увлечением играют с животными, не прочь бывают ухаживать за ними, с большим интересом наблюдают всякого рода физические явления. Зверинцы, музеи, сады – их любимые места, они всегда готовы и свою детскую превратить в зверинец и музей. Это понятно, так как дитя прежде всего пробуждается к душевной жизни и деятельности впечатлениями природы, книгу природы оно читает всего прилежнее и чаще, на ней, на ее данных, растет и крепнет его ум. Нужны такие неестественные условия обстановки, какие обыкновенно бывают в большом городе, чтобы сделать дитя чуждым природе, разорвать связь и общение с ней, превратя его из природного любителя цветов, камней, кошек и собак в городского фланера, прилипающего к окнам магазинов и не могущего жить там, где нет тротуаров и полицейских. Этой естественной склонностью детей к наблюдению природы и нужно пользоваться, чтобы теснее связать первоначальное самообучение с систематическим, чтобы облегчить и сделать незаметным, а, во всяком случае, не тяжким переход от первого ко второму. Само собой разумеется, что естественнонаучные занятия детей должны иметь строго наглядный характер, касаться фактической стороны явлений и производиться при помощи постоянных наблюдений самими детьми. Нужно изучать с детьми не книги о природе, а саму природу. На первых порах необходимо озаботиться ознакомлением детей с отдельными предметами и явлениями, усвоением их признаков, черт главных и второстепенных; потом явления рассматриваются в их взаимных связях и отношениях, замечаются после сравнения их сходства и различия, выясняется их отношение к окружающей среде; наконец, на последней ступени совершается знакомство с причинами и законами явлений. Бесконечность разнообразных явлений природы и возможность различного подступа к ним различных приемов могут удовлетворить потребности каждого личного ума.

Из общего знакомства с явлениями природы нужно выделить в виде особой ветви всестороннее ознакомление детей с природой родной страны, в широком смысле слова, и на этом предмете сосредоточить особенное внимание. Камни, животные, растения, люди с их промыслами реки, озера, моря, горы и все вообще натуральные явления родной страны представят богатый материал для детских наблюдений, размышлений, разговоров и рассказов. Хорошо было бы, конечно, в летнее время организовать экскурсии и маленькие путешествия, по возможности пешком. Везде найдутся, не особенно далеко, красивые озера, речки, возвышенности, какой-нибудь интересный памятник-церковь, урочище, монастырь. Во все подобные более или менее замечательные и интересные места и должны направляться экскурсии. Их следовало бы распределить на все летнее время. Экскурсии и путешествия предпочтительнее совершать пешком, это интереснее, таким путем легче и удобнее знакомиться с предметами, чем при поездках на лошадях, а тем более по железной дороге. В летнее время непременно нужно завести маленький садик и перекапывание грядок, поливку растений, выпалывание сорных трав и вообще весь уход за садом предоставить детям. Составление гербариев, коллекций бабочек, камней и т. п. занятия нужно поощрять, хотя бы они и не имели какого-либо серьезного значения. Уже то хорошо, что наблюдательность и ум детей будут сосредоточены на явлениях природы. Если возможно по возрасту, следует отпускать детей в лес за грибами и ягодами, кататься на лодке, участвовать в полевых и огородных работах и т. п. Нужно, чтобы каждое дитя за летнее время могло сказать про себя «с природой одной я жизнью дышал».

Другим, не менее важным, предметом систематических занятий с детьми должен служить отечественный язык. Им дитя много занималось практически в период своего самообучения, так что и в занятиях языком переход от несистематических к систематическим упражнениям совершится вполне естественно и легко. Под занятиями отечественным языком мы разумеем не только обучение грамоте и письму и практической грамматике, но и тому, что называется отечественной словесностью и литературой, и отчасти отечественной историей. Нужно ознакомить детей с народными сказками, былинами и песнями, с лучшими доступными произведениями художественной литературы, рассказать детям о выдающихся деятелях родной страны, которыми Отечество живо и существует. Изучение родного языка должно ввести дитя в понимание не только языка, но и жизни народа, создавшего язык. Такое положение языка наряду с естествознанием понятно. Мышление и язык, ум и его выражение вовне, в слове, слишком тесно связаны, чтобы заниматься чем-либо одним, это две стороны одного целого. Нужно не только знать, но и уметь выражать узнанное точно. Человек, плохо говорящий, имеет довольно важный недочет в своем умственном и вообще душевном развитии. Поэтому изучение родного языка в том широком виде, как выше указано, – существенная потребность раннего детского развития, и изучение языка с указанных сторон представляет не менее важную и обширную область, чем естествознание.

Едва ли нам нужно подробно объяснять и защищать ту мысль, что первоначальным предметом систематических занятий должен быть именно отечественный язык, а не какой-либо другой – иностранный. Каждый человек развивается прежде всего средствами той маленькой среды, к которой он принадлежит и в которой он живет. Сразу сделаться гражданином мира он не может, он должен сделаться сначала гражданином своего Отечества. Язык вместе с элементами литературы и отечественной истории и связывает отдельную особь крепкой духовной связью с народом, создает между ними глубокое духовное родство, сообщает единство и общность мировоззрения и настроения, так как в языке, литературе и истории воплощена душа народа, отразилась ее своеобразная самобытная природа. Из этого источника нужно пить каждому, желающему почерпнуть силы из народа. Иностранный язык на первых порах развития неуместен; он есть создание другого народа, другой логики, другого мировоззрения, другой внешней природы; слишком раннее изучение иностранного языка, несомненно, повредит правильному душевному развитию дитяти, живущего среди своего народа, среди родной природы, а не за границей. Язык есть не только средство для выражения готовой мысли, но и орудие для создания и организации самой мысли.

Язык неразрывно связан со всею жизнью народа и есть показатель народной культуры, ее положения и особенностей. В языке отражаются вся народная жизнь, способ народного мышления, преобладающие интересы, своеобразные народные вкусы и склонности, история народа, все его мировоззрение. Мышление людей по существу одинаково, совершается по одним и тем же психологическим и логическим законам; но у различных народов оно имеет свои особенности, которые и отражаются в языке в преобладании известных категорий слов, в оттенках их значений, в строении этимологии и синтаксиса. Есть слова в языках, почти не поддающиеся точному переводу, да и вообще перевод никогда не может дать полного и точного понятия о подлиннике. Когда в жизни народа совершается какая-либо важная перемена, когда возникают и широко распространяются религиозные секты, новые политические учения, когда появляются значительные усовершенствования в материальной культуре, совершается подъем в научной и художественной деятельности народа, тогда в народном языке появляются новые слова, старым дается новый смысл, в построении речи вводятся перемены. Как образование и различные превратности в личной судьбе заметно изменяют характер и тон речи отдельного человека, вносят в нее новые слова и уничтожают старые, так исторические судьбы народов отражаются в изменении их языков. Даже материальная среда, в которой живет народ, страна гористая или ровная, приморская или континентальная, с обильной растительностью или скудной, с такими или иными животными, – все это отражается в языке присутствием или отсутствием известных наименований, обилием или скудостью соответственных категорий слов. Ушинский (в статье «Родное слово») справедливо заметил, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, народа более нет».

При таком значении языка для народной жизни и всего психического развития становится ясным, что изучение его не может быть изучением только слов, делом одной памяти; это процесс более серьезный и глубокий. Раннее изучение иностранного языка может повредить общему умственному развитию дитяти и специально национальному его развитию.

Изучая язык, дитя вместе с тем учится и мыслить, приобретает первые понятия об окружающих предметах и явлениях, начинает сознавать окружающий его мир. Для правильного развития дитяти чрезвычайно важно, чтобы дитя достаточно хорошо освоилось с родным языком, прежде чем начнет изучать иностранный, т. е. чтобы его представления установились, окрепла его мысль, двигаясь в формах родного языка, чтобы основы мировоззрения, приобретаемые с изучением языка, действительно сделались краеугольными камнями всего дальнейшего психического развития. Слишком раннее начало изучения неродного языка внесет громадную путаницу в неустановившееся еще детское мышление, будет колебать все сделанные дитятей приобретения. При раннем изучении иностранного языка ум дитяти, еще слабый в одной форме мышления, даваемой родным языком, будут втискивать в другую, отличную от первой, форму, представляемую другим языком, еще нетвердые представления о предметах будут запутываться новой точкой зрения на них; вместо живого наблюдения окружающих явлений дитя изучением иностранного языка будет втягиваться в довольно отвлеченный мир различных форм слова и запоминание их. Можно ли думать, что такие условия развития дитяти нормальны, хороши? Разве полезно явление, развивающееся по известному закону, по известной форме, стараться втиснуть в другую различную форму и пытаться заставить его развиваться двумя различными путями одновременно? Не значит ли это вредить правильному развитию, калечить детский ум?

Что касается вреда для национального развития от раннего изучения иностранных языков, то он понятен; каждый язык национален. Причина, по которой мы принадлежим к той или другой нации, заключается не только в нашем физическом родстве с народом, но и главным образом в нашем языке, в том, что мы с языком усвоили известное мировоззрение, способ мышления, известные национальные понятия. Когда дитя учится говорить на родном языке, тогда оно приобщается к народной жизни, прирастает к родной почве, становится веточкой, листочком на великом древе народности. С народным языком мы усвояем и народную душу. И вот в то самое время, когда в духовной жизни дитяти только что начинается этот чрезвычайно важный процесс духовного общения с народом, его грубо нарушают, отвлекая внимание и силы на усвоение форм чужого языка, чуждого характеру народа, его истории и мировоззрению, чуждого всему существу дитяти, всей окружающей его обстановке. Дитя как бы отрывается от груди родной матери и, вместо питания материнским молоком, отдается на руки сторонней, чужой ему кормилице, а то и прямо переводится на рожок, на искусственное вскармливание разными бульонами и кашками. Кроме вреда, чего же можно ждать от такой воспитательной системы?

Когда же можно начинать с детьми изучение иностранного языка, не опасаясь повредить правильному развитию их ума?

При обсуждении этого вопроса, нужно иметь в виду, прежде всего, принципиальную сторону дела, заключающуюся в том, что иностранному языку можно обучать не только не опасаясь вреда, но и с пользой для умственного развития дитяти с того времени, когда дитя овладеет достаточно родным языком, проникнется его логикой и мировоззрением, выучится рассуждать и понимать вещи с русской точки зрения. Для этого недостаточно только овладеть русской речью, а нужно ознакомиться еще с произведениями народного творчества – с народными сказками, былинами, песнями, поговорками, загадками и сверх того с доступными детскому возрасту лучшими произведениями русских поэтов. Дитя должно жить в русской среде, практически освоиться с особенностями быта, ознакомиться с природой страны, ее религией.

Когда дитя подобными путями освоится с русской жизнью, впитает в себя сущность, основные начала национальности, когда его мысли и чувствования отольются в определенную национальную форму, тогда изучение иностранных языков не только не принесет вреда, но и будет полезно. Когда же такое время наступит, во сколько лет? Очевидно, указать один срок для всех детей невозможно, дети растут при различных условиях, сами бывают по природе более способны и восприимчивы и менее: что безопасно делать с одним дитятей, того нельзя допустить без вреда по отношению к другому. Дело во внутренней стороне, в степени развития дитяти, а не во внешних признаках, в числе лет. Но вообще говоря, едва ли ранее семи лет удобно начинать изучение иностранного языка.

Указывая вред слишком раннего начала изучения иностранного языка, мы в то же время признаем себя обязанными отметить, что не следует и запаздывать с этими занятиями. Каждому овощу свое время. Интересы детей с возрастом меняются, господствующие склонности у них бывают то одни, то другие. Упустишь время преобладания известной естественной склонности, и трудно будет обучить тому, что в свое время далось бы легко. По мнению некоторых современных физиологов, если нервный центр не будет надлежащим образом питаем и упражняем в период своего возникновения и первоначального развития, то его дальнейшее развитие замедлится и даже совсем остановится, так как он потеряет свою пластичность: волна созревания будет двигаться, минуя его, к другим центрам. Получится невознаградимая потеря, которая вредно отзовется не только на деятельности данного центра, но и других, связанных с ним.

Указанный недостаток практически может еще выразиться и тем, что дитя слишком долго будет увлекаться деятельностью низшего порядка в то время, когда оно могло бы уже совершать работу высшего. Например, дитя продолжает, может быть, под влиянием взрослых, играть в куклы в то время, когда оно уже в состоянии перейти к более сложной и высокой деятельности. Такое продолжительное, неблаговременное занятие низшей деятельностью помешает развитию высших способностей, дитя остановится на ней, и его трудно будет перевести на высшую ступень. Чрезмерное развитие памяти, несомненно, мешает развитию высших умственных способностей.

Применяя эти общие рассуждения к изучению иностранных языков в частности, нужно отметить у детей время особенного интереса к языку, выражающееся весьма заметным творчеством детей в области речи. Дети часто создают свои собственные языки, на которых говорят и пишут. Прямое заимствование такого языка из книги бывает редко, обыкновенно он или перенимается от детей постарше, или изобретается. Нередко происходит такое сочетание: устный язык перенимается от других. Секретный язык – явление весьма распространенное, почти всемирное, если наблюдать его не только у детей, но и у взрослых. Время сильнейшего детского творчества в области языка указывается между 8–15 годами. Позже начинаются упадок и вырождение этой творческой силы. Означенным временем следует пользоваться для обучения иностранным языкам. С 7 до 10 лет дитя легко и хорошо может ознакомиться с одним иностранным языком, а с 10 до 15 лет с другим, если это окажется нужным.

Кроме двух упомянутых предметов систематического обучения, имеющих главным образом теоретическое значение, следует указать еще на важные упражнения с преобладающим практическим характером, каковы рисование, лепка, ручные работы всевозможного вида, с включением основных различных ремесел и мастерства. Потребность в занятиях этого рода столь же существенна, как и в изучении родного языка, и в ознакомлении с природой: дети имеют неодолимое стремление все полученные впечатления выражать вовне не только словом, но и рисунком, вылепливанием фигурок, сооружением карточных домиков, вырезыванием из бумаги и дерева, постройкой шалашей, украшением себя на манер индейцев и даже житьем в шалаше. Выражение душевных явлений ручной мускульной деятельностью есть для детей второй язык, столь же важный и значительный, как и членораздельное слово. Рисовать, лепить, мастерить какие-либо штучки – все дети страстные охотники. Поэтому педагог и родители должны идти навстречу указанной потребности детей. В настоящее время серьезное значение рисования и лепки в развитии детей настолько признано, что их стремятся ввести даже в народные школы. Тем более они необходимы в семье.

Желательно возможно ранее обратить внимание на удовлетворение потребности детей в ручных работах и систематически вести их. Коллекция детских рисунков и вылепленных фигурок есть видный показатель общего детского развития, по которой, как по книге, можно читать, что дитя переживало, какие впечатления глубже запали ему в душу, как велико его искусство изображать то, что носится в его душе, не только словом, но и мускульной работой, карандашом, глиной, воском. Особенно важно и доступно детям рисование. Оно находится в тесной связи с ознакомлением детей с природой, оно есть школа развития наблюдательности. Когда дитя начнет рисовать, тогда его рисунки откроют все пробелы в его наблюдениях, обыкновенно весьма неточных и беглых, тогда окажется, что оно не замечает очень многого и очень важного, что существенные черты предметов ускользают из наблюдения дитяти, а мелкие и неважные ставятся на первый план. Толково ознакомить детей с окружающими предметами и учить рисовать – значит учить наблюдать, приглядываться, прислушиваться, быть внимательным к формам и цветам, различать помаленьку характерное и существенное от мелкого и внешнего. При теоретическом знакомстве с предметами вся эта сложная работа выражается в слове и описании, при рисовании – воспроизведением наблюдений линиями, фигурами, красками. Лепка особенно полезна для тщательного восприятия формы предметов и соотношения их частей. Натуральная раскраска вылепленных предметов увеличивает их привлекательность для детей.

Хотя рисование и лепка – предметы, излюбленные детьми, очень привлекательные для них, тем не менее дети встречают в этих упражнениях много естественных препятствий, обусловливаемых свойствами их организма, каковы недостаточная твердость и уверенность руки, слабость ассоциаций между зрительными и двигательными представлениями, затруднительность для детей удерживать долгое время в своем сознании на первом плане нужные представления и сосредоточивать на них внимание, слабая способность детей правильно наблюдать вообще и в частности, наблюдать и удерживать в памяти положение предметов в пространстве, затруднительность изображать предметы трех измерений в проекции на плоскости, нетерпеливость ребенка и выдержанность его воли. Со всеми этими препятствиями родителям и педагогам нужно считаться, быть терпеливыми с детьми, двигаться вперед помаленьку, мирясь с несовершенством детских рисунков и детской лепки. Но зато все отмеченные трудности наглядно показывают, как всесторонне лепка и рисование, а подобно им и все виды ручного труда, хотя, может быть, и в более слабой степени, затрагивают дитя, в какой высокой степени воспитательны эти упражнения, как глубоко они внедряются в детскую душу, помогая формировке детской наблюдательности, внимания, мышления, а вместе и систематических, координированных движений различными органами.

Чтобы отчетливее и нагляднее представить, какое важное дело значит делать, уча детей рисовать, мы перечислим с некоторой подробностью недостатки детских рисунков, отмеченные знатоками дела. Прежде всего, в контурах детских рисунков нет точности: голова чаще всего изображается в виде кружка с горизонтальной линией для рта, горизонтальной для носа и двумя точками для глаз; туловище в виде овала, ноги двумя длинными линиями с загибом для ступней, руки в виде сучьев, вил, лопаток или когтей. Пропорция не соблюдается нигде, в лице то лоб слишком низок, то подбородок слишком длинен; то голова мала по отношению к бюсту, то бюст мал по отношению к голове, то руки несоразмерно длинны, то ноги до смешного коротки. Иногда плохо приставленные руки выходят то из живота, то из шеи, то из головы. При рисунке в профиль видны оба глаза. Нет также представления о непроницаемости вещей, – очень часто случается, что голова виднеется сквозь шляпу или ноги сквозь платье. Ошибки в перспективе бывают самые грубые, например, сразу изображаются три стороны дома. Дети не представляют себе ясно видоизменений предмета, происходящих от его перестановки: дадите ли вы ему рисовать книгу прямо или вкось, он все равно сделает прямые углы и все стороны равные. Если же он изображает несколько предметов вместе, то ничуть не заботится о взаимоотношении их по величине и занимаемому месту: он нарисует человека больше лошади или дом меньше человека. Если он рисует человека со шляпой на голове, то голова сквозит через шляпу и держится на самой верхушке ее, а то и над головой. Если дитя рисует лошадь со всадником, то лошадь будет в профиль, а всадник en-face; затем всадник будет или стоять на лошади в виде наездника в цирке, или же торчать из лошадиного тела так, что одна голова и видна над лошадиной спиной.

Перечисленные недостатки детских рисунков могут быть относимы ко многим причинам. Прежде всего следует, конечно, указать на несовершенство детской техники рисования, на нетвердость руки, недостаточное знакомство с формами тел, недоразвитость зрительных восприятий и т. п., но есть другие причины, с первого взгляда неуловимые. Рисование есть второй язык детей, и рисунок подобен слову. Как последнее имеет в первоначальной речи ребенка многообразное значение, например, слово «стул» значит не только стул, но и посади меня на стул, принеси стул, мне нравится стул и т. п., так и рисунок ребенка имеет на первых порах весьма общее схематическое значение. Одним рисунком дитя изображает не только отца, дядю, брата, но нередко и мать, тетю, сестру; одна и та же схема у него годится для собаки, кошки, лошади, гуся, курицы и т. п. В рисунке дитя выражает не все, что оно знает о предмете, оно иногда пропускает ему известное. С другой стороны, если детям показать способ изображения предмета, то у них замечается большая склонность рисовать его по данному шаблону, без всякого внимания к действительности. Некоторые дети всегда рисуют у деревьев корни, другие всегда рисуют ноги у своих фигур направленными в противоположные стороны; одни рисуют всегда поднятые плечи, другие всегда украшают костюмы пуговицами. Некоторые из детей, рисуя дом, всегда рисуют внутренность этого дома; многие всегда рисуют в заключение солнце на небе, деревья, траву и цветы, хотя бы этого вовсе и не было нужно по содержанию данного рисунка. Словом, каждый ребенок имеет запас символов, которыми и пользуется при изображении всевозможных предметов и мест, мало наблюдая и воспроизводя их особенности. Эта трафаретность детского рисования так велика, что дети часто не обращают внимания на действительное положение предмета, например, рисуют человека, стоящего перед ними en-face, в профиль, если они привыкли так рисовать, и обратно. В какой позе, говорит один наблюдатель, не становись перед ними, «под карандашом маленького художника постоянно вырастает все та же фигура, которую они рисовали сто раз прежде, нисколько не присматриваясь к модели… И только дети старше 10 лет отказываются рисовать человека, если он стоит перед ними не в той позе, в которой они привыкли рисовать людей».

Есть и еще причина несовершенства детских рисунков, и весьма важная и характерная, которая намечается уже предшествующими объяснениями, а именно недостаточность и неправильность детских наблюдений и отсутствие склонности проверять свои изображения действительностью. Где дитя могло наблюдать, что руки выходят из головы, шеи и живота? Где оно видело ноги через платье или голову сквозь шляпу? Дело в том, что оно рисует не с действительности, а со своего представления предмета, каково бы оно ни было, не по наблюдению, а по памяти. Оно знает, что у кошки четыре лапы, спина, хвост, два уха и усы. В своем рисунке оно не пропустит ни одного из этих органов, хотя бы у той кошки, которая у него перед глазами, двух задних лап не было видно или спина была незаметна за головой. Двум сотням мальчиков и девочек 7–13 лет, уже учившимся в школе, было предложено с модели нарисовать портрет. Модель изображала женщину, сидящую на стуле, в профиль, в платье и шляпе с перьями; видны были ее сложенные руки и ноги. Из 100 девочек 23 изобразили смешанное профильное лицо, т. е. голову в профиль с двумя глазами и ртом на видимой щеке. Младшие дети рисовали даму без шеи и туловища, обозначая только глаза и ноги. Ноги рисовались обе с одной стороны, тело en-face, то и другое совершенно несогласно с положением модели. Женщина изображалась стоящей. Из 200 детей 35 нарисовали женщину без платья, 31 дитя изобразило последнее прозрачным, т. е. через него видны были ноги. Зато перья на шляпе нарисовало 181 дитя, – очевидно, эта мелкая особенность поразила рисовальщиков; шляпу забыли нарисовать 10 детей, двое не нарисовали рук. Очевидно, такая работа не столько рисунок с модели, сколько рассказ по памяти. Понятно отсюда, что дети довольно долгое время рисуют человека состоящим только из головы и ног, без туловища и рук, долгое время рисуют его без шеи, без волос на голове и без бороды (мужчин), пуговицы присаживаются прямо к голому телу и т. п. В Центральной Бразилии есть племена, рисующие усы выше глаз и даже (на одном рисунке) над головой.

Что расширение знаний о предмете и его более внимательное наблюдение влекут за собой большую правильность и жизненность рисунка, большее соответствие его частей, это понятно и само собой, и подтверждается опытами. Детям предлагалось нарисовать какой-либо знакомый им предмет; затем об этом предмете им сообщались обстоятельные сведения, указывались его части и свойства, показывался самый предмет или его изображение и разбирались подробности; потом, по окончании объяснения, все наглядные пособия убирались и детям предлагалось сделать рисунок во второй раз и опять по памяти. Второй рисунок постоянно оказывался лучше первого – правильнее, полнее.

О развитии детской наблюдательности и мышления

Факты и соображения, изложенные в предшествующей главе и во всей брошюре, свидетельствуют об одном – о необходимости для правильного умственного развития дитяти обратить самое серьезное внимание на культуру детской наблюдательности и мышления, непосредственно с нею связанного. По этому предмету мы и представим теперь несколько соображений в дополнение к изложенным прежде.

Нужно отличать наблюдение от простого созерцания, слушания, осязания, словом, от простых восприятий. Можно много воспринимать и в то же время очень мало наблюдать. Когда путешественник, едущий за границу без каких-либо определенных целей, просто для отдыха и развлечения, переезжает из места в место, из страны в страну, он много видит и слышит, многое воспринимает, но очень мало наблюдает. Он пассивен, а не деятелен, ему почти все равно, куда ни ехать, лишь бы в новом месте было удобно и не скучно. Наблюдение есть совершенно активное состояние, есть искание, наблюдение есть умственная деятельность по ознакомлению с явлениями при посредстве органов внешних чувств с какой-либо частной определенной целью. Это не первичная, а вторичная душевная деятельность, предполагающая способность и желание ставить цели для себя, искать чего-то. Первоначально мы довольствуемся тем, что нам дано, мы увлекаемся потоком впечатлений и ничего не ищем. Куда они, туда и мы. Детство есть время преимущественно восприятий, а не наблюдений, дети плохие наблюдатели. Их может поразить какое-либо свойство в вещи, какая-либо мелочь, ускользнувшая от внимания взрослого, они ее запомнят и позднее воспроизведут. Но это не будет говорить за их наблюдательность, они не искали намеченной черты, она случайно попала в поле их внимания и удерживалась в памяти. Умственная жизнь детей весьма тесно связана с ощущениями, они чрезвычайно любят испытывать впечатления на внешние чувства и хорошо их запоминают. Играя, они вглядываются в окружающее, прислушиваются к долетающему до них разговору, схватят из него несколько фраз, не заботясь о смысле их и целого разговора, и будут повторять. Но все это не наблюдения, а простые восприятия, в них нет искания, активности, а есть только одна пассивность. Мальчику дарят книгу с картинками. Она ему очень нравится, он ее постоянно перелистывает и рассматривает, не выпускает из рук даже во время еды. К концу недели он узнает самые ничтожные мелочи на каждой картинке. Что это – наблюдение? Нет, ряд простых приятных восприятий, сопровождающихся запоминанием. Совсем другое дело такой факт из детской жизни пятилетний мальчик очень любил собак. На прогулках он занимался тем, что измерял высоту встречающихся собак своим туловищем. Вернувшись с прогулки, он сравнивал их высоты с высотой сидения или спинки стула. В конце концов он потребовал аршин и перевел все измерения на вершки. Это – наблюдение, определенное искание, умственная деятельность при помощи органов внешних чувств с постановкой определенной цели. Конечно, в отдельных случаях каждое дитя может искать, а потому наблюдать: ему нужна мать, и оно ее ищет; ему хочется сладкого, и он разбирает куски, выбирая из многих один. Оно делает это наблюдая. Детей и нужно переводить на эту высшую ступень – наблюдения, искания, от той низшей ступени, на которой они обыкновенно стоят – ступени простых ощущений и восприятий. Для хорошего наблюдения необходимы: неповрежденные и развитые органы внешних чувств и надлежащая умственная среда для восприятия впечатлений.

Конец ознакомительного фрагмента.