Вы здесь

Загадки исчезнувших цивилизаций. Часть I. Загадочная Антарктида. Часть первая. Загадочная Антарктида (Владимир Ромашкин, 2015)

Часть первая. Загадочная Антарктида

Глава 1. Принятие решения

Однажды мы сидели с другом в уютной обстановке офиса за рюмкой коньяка и вспоминали о своих поездках по миру. А их было немало. Делясь своими впечатлениями, мы выяснили, что не побывали пока на двух континентах: в Южной Америке и в Антарктиде. Решили этот пробел восполнить. Сказано – сделано. Только появилось одно, если не больше, «но». Это наши жёны. Во-первых, они нас двоих не отпустят, во-вторых, такая поездка «продырявит» семейный бюджет. И еще вспомнился анекдот. Муж собрался с друзьями в Турцию… отдохнуть без жены… Она погоревала, погоревала, да и решила мужу помочь… чемодан собрать… а то вдруг, что забудет… Положила все самое необходимое: плавки на два размера больше, носки с дырками, полинявшие футболки и папин дачный спортивный костюм…

Чтобы с нами не случилось, как в анекдоте, решили поставить жён в известность. Реакция оказалась настолько бурной, что пришлось задуматься: а может, ну их, эти континенты. Но сдаваться не хотелось. И тогда мы с приятелем разработали тактику поведения. Стали периодически напоминать нашим половинкам о прелестях такого путешествия. Первой сдалась супруга друга. Через полгода сдалась и моя «лапушка». Следовательно, надо идти в туристическое агентство. Мы уже не раз пользовались турагентством, в котором работает знакомая моей половинки, эти ребята за деньги вас отправят, куда захотите, а за большие деньги – хоть на край света. Взглянув, наконец, на карту мира, я понял, что то место, куда мы собираемся, и есть край света. Но отступать поздно, да и не привыкли мы отступать, поэтому были заказаны четыре путёвки, но с оговоркой, что это будет середина лета в южном полушарии. То есть середина зимы в нашем северном полушарии.

Через месяц из столицы пришло сообщение, что забронированы две каюты на одном из экспедиционных судов, направляющихся из южного города Аргентины, Ушуая, к берегам Антарктиды. Ура, можно начинать сборы! Собирать фото и кинотехнику, одежду и сведения про эти континенты.

Ехать в столь далекое и, главное, редкое путешествие со старой техникой не хотелось, и мне пришлось обратиться к бывалым за советом, что купить из фототехники в дорогу. Выбор пал на фотоаппарат Canon Mark 2 c полной матрицей и объектив с переменным фокусным расстоянием.

Турфирма попросила произвести оплату путёвок. У моего приятеля появились непредвиденные обстоятельства, и он отказался от путешествия. Я обозвал его «редиской» и проплатил путевки, естественно, только две. Теперь с нетерпением ждал программы будущего путешествия на еще не освоенные континенты. Вскоре пришли нужные документы, в которых был договор с фирмой, организовывающей этот тур. Я слегка напрягся. Договор имел шестнадцать страниц, отпечатанных десятым кеглем. Пришлось засесть за его изучение. Кроме договора пришло ещё много всяких материалов, и все это было в солидной кожаной папке, что указывало на серьезность фирмы, организовывающей этот тур.

Настало время составления маршрута полетов, так как, чтобы попасть в Ушуая, требовалось минимум три пересадки, к тому же, надо попасть в этот город в день, отмеченный в путёвке. До начала тура оставалось ещё два месяца, и мы с Викой были уверены, что всё получится. В нашем доме есть целая стена, увешенная тарелками, которые мы привозили из посещаемых нами стран. Окинув их взглядом, мы не смогли припомнить случаи неудавшегося путешествия. Всё происходило по заранее составленному плану.

Надо засесть за Интернет и книги. Хоть слегка ознакомиться с местами, куда мы направляемся.

Мои скудные знания о шестом континенте состояли в том, что Антарктида – самое холодное место на Земле, но, при этом, и самое сухое и самое богатое по запасам пресной воды. Кроме того, это самое ветреное место, место с самым толстым слоем льда и, к тому же, это самый высокий материк на нашей матушке Земле. Вот, пожалуй, и все, что мне известно о шестом континенте. «Не густо», – подумал я про свой запас знаний и засел за письменный стол. Начать решил с Интернета. Сначала хотелось узнать происхождение слова Антарктида.

«Антарктида – это производное от слова «Антарктика», – читаю в сети. – Антарктикой назвали южную полярную область. В переводе с греческого Антарктика означает «противоположно Арктике», ведь название «Арктика» появилось раньше, как обозначение области, примыкающей к северному полюсу. Именно слово «Арктика» напрямую связано с древнегреческой мифологией.

Открыли эту часть света русские моряки под командованием Фаддея Беллинсгаузена 28 января 1820 года. Правда, это официальная дата – именно тогда моряки увидели «льдинный материк». Через год моряки увидели берег и назвали эту местность Землей Александра Первого. Однако это название так и не распространилось на весь материк, который в итоге получил название Антарктида, связанное с древней Грецией».

Для начала, пожалуй, хватит. Дальнейшее знакомство с этой далёкой землёй привело меня к мысли, что поездка в Антарктиду может быть непредсказуемой, что решающее слово останется за природой, которая всегда вносит свои коррективы в наши планы. Но как бы там ни было, поездка должна состояться. Уже куплены билеты на конец января, намечен маршрут полета, осталось окончательно собраться, и в путь.

Хорошее дело – Интернет, но иногда он преподносит сюрпризы, которые никак не входят в ваши планы. Незадолго до поездки захожу в сеть и смотрю ролики про путешественников в эти далекие края и, надо же, натыкаюсь на ролик, где показано судно, имеющее девять палуб, пересекающее пролив Дрейка, у которого отказали двигатели, и это судно как щепку бросали двадцатиметровые волны из стороны в сторону. Вика случайно увидела эту картину и сама вошла в Интернет. Просмотрев ролик, она подошла ко мне и с металлом в голосе произнесла:

– Андрюша, мы никуда не поедем. Мне моя жизнь дороже этой поездки.

– Дорогая, мне тоже моя жизнь дорога, но мы полностью проплатили весь тур, так нельзя. Не переживай, помолимся. Попросим Бога о хорошей погоде, и всё будет хорошо!

– Я боюсь плавать на теплоходах.

– Мы будем плыть не на теплоходе, а вообще-то не плыть, а идти, будем идти на экспедиционном судне, на котором установлена система стабилизации. Так что наше судно качать не будет, – блеснул я знаниями, которые почерпнул из присланных документов.

– Не уговаривай, я не поеду, – уже более мягким тоном произнесла Вика.

– Ну хорошо, давай не будем принимать поспешных решений, – произнес я и стал думать, как растопить ставшее ледяным её сердце.

Когда она ушла, я вновь обратился к Интернету и поискал сведения о проливе Дрейка. Думал найти что-то смягчающее, что-то доброе об этой водной глади. Ну и, конечно, нашёл:

«Пролив Дрейка – пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан (часто пролив относят к Южному океану), ограниченный на севере архипелагом Огненная Земля, а с юга Южными Шетландскими островами (Антарктида). Является самым широким проливом на Земле – около 820 километров в самой узкой части. Через пролив проходит мощное «Течение Западных ветров» – Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты сильные шторма, причём, шторма пролива Дрейка являются одними из самых сильных на планете – ветер более 35 м/с и волны выше 20 метров тут не редкость. В проливе Дрейка встречаются айсберги, преимущественно в его южной части. В проливе расположена самая южная точка американского континента – легендарный мыс Горн. Пролив назван в честь английского мореплавателя пирата сэра Ф. Дрейка, который прошёл этим проливом в 1578 году на корабле «Золотая Лань».

«Такая информация её точно не обрадует», – решил я.

Надо искать дальше. Но все мои попытки найти успокаивающую информацию оказались безрезультатными. Наконец, наткнулся на сообщение, в котором пользователь Интернета просит тех, кто проходил этот пролив, написать о каких-либо интересных случаях. Он пишет книгу и хотел бы воспользоваться информацией очевидцев прохода пролива Дрейка. Читаю заметку одного моряка, не дружащего с русским языком. Он сообщает, что пролив (матерное слово, не стану повторять) на него не произвёл никакого впечатления. Так, за десяток переходов он не ощутил «кайфа» от качки, потому что больше шести метров волны не поднимались, и те, кто пишет об опасностях в этом месте для современных судов, попросту… снова нехорошее слово. Слова этого моряка просто ужасны с точки зрения благовоспитанности, но они меня обрадовали, и я поспешил с компьютером к своей половинке.

– Викуля, взгляни, что пишут бывалые путешественники о своих переходах через этот пресловутый пролив. Идти-то всего 800 километров. Пройдем за сутки, а там фьорды, вода в них спокойная, как в лесном озере.

– Покажи, на каком сайте это выложено, – с нотками недоверия поинтересовалась Вика.

Вошла на сайт на своём компьютере и задумалась.

– Не буду её отвлекать, – подумал я и ушел в свою комнату.

Через полчаса Вика, прочитав несколько опубликованных впечатлений очевидцев преодоления пролива, с чувством скрываемой тревоги дала своё согласие на запланированное путешествие.

– Умничка, – с нескрываемым восторгом воскликнул я.

Начались обоюдные сборы. Если мужчина собирается даже в столь отдалённое путешествие, ему достаточно спортивной сумки и сумки с фототехникой. Но женщина… это другое дело. За полдня вещи, необходимые в дорогу, которые Вика приготовила только для себя, заняли половину комнаты, и сразу стало очевидно, что ни в какой чемодан они не поместятся.

– Солнышко, – обратился я к ней, – тебе не кажется, что нас с таким количеством вещей просто не пустят в самолет? А если пустят, то самолет может не подняться в воздух?

– Прекрати, лучше вспомни, где наша одежда, которую мы брали в поездку на лыжный курорт. Эта одежда как нельзя кстати пригодится в Антарктиде.

– Так ты хочешь сказать, что вся эта гора вещей еще не всё?

– А ты как думал, мы же не на курорт едем.

Спорить бесполезно, и я ушёл к себе собирать фото и кинотехнику. Для поездок у меня всегда под рукой, ещё с давних времён, список самого необходимого, который я дополняю, когда это требуется. Раньше фотоплёнку я помещал в металлический контейнер, дабы её не засветили в аэропорту. Но сейчас в этом нужды нет, поэтому в металлическом контейнере я храню приборы памяти. Беру и универсальный переходник для подключения к сети, чтобы заряжать технику. Было несколько случаев, когда мне не удавалось это сделать, так как розетки в гостиницах были безобразно нестандартные, с моей точки зрения. На этот случай я всегда беру не только переходник, но и обрезки проводов, да, к тому же, они почти ничего не весят. Ну а о небольшом наборе инструментов и изоленте можно не говорить. Я их никогда из сумки не вынимаю.

Итак, пока не изобрели машину времени, это самое время, которое нельзя вернуть ни за какие деньги, мы не стали зря тратить, а стали в мире, понимании и любви к путешествиям собирать вещи. Правда, как ни сокращали число вещей, а для их транспортировки понадобилось бы минимум шесть рук. Но выход нашелся. У каждого из нас есть шея, а это – дополнительная рука, не считая плеч.

Наконец наступил день отлета.

Глава 2. Полёт в Южную Америку

Первый полёт до Франкфурта прошёл нормально. Следующий пункт назначения – Буэнос-Айрес. Летели долго, ночевали в кресле самолёта, но тоже всё прошло великолепно. И вот мы с моей «зайкой» на земле далёкой Аргентины, а значит, на пятом по счёту континенте. А уже через несколько суток, преодолев расстояние до Ушуая, а затем те самые несчастные восемьсот километров пролива, мы ступим на землю шестого континента. Подлетая к городу, который является самым южным городом планеты, вижу в иллюминаторе красивейшие места, огромное количество маленьких островов. С высоты они кажутся игрушечными, их много, они в своем большинстве утопают в зелени, ведь на этой земле середина лета. Среднемесячная температура плюс десять градусов и больше пятнадцати градусов она не поднимается, вспоминаю я из прочитанных материалов. Садимся. Всё, мы прибыли к конечной точке, откуда уже на судне пойдём к берегам Антарктиды. Чувство гордости за себя и за свою успокоившуюся половинку переполняет меня. Подумать только, позади больше двадцати тысяч километров. А что нас ждёт впереди, пока не будем об этом думать.

Нас доставили в гостиницу, где мы с успехом разместились. Выяснили, что есть скайп (и даже бесплатный). Значит, вечером мы свяжемся с родными. А пока надо запастись «огненной» водой, ведь мы же прибыли на Огненную Землю. Из папки об этих краях извлёк несколько листов и, на всякий случай, освежил в своей памяти, читая следующее:

«Огненная Земля – архипелаг, состоящий из 11 больших и более чем из 30 маленьких островов, занимающий поверхность в 72000 кв. км. Огненная Земля находится у южной оконечности Южной Америки, между 53–56° южной широты и 63–65° западной долготы, на границе Атлантического и Тихого океанов. От материка отделяет Огненную Землю Магелланов пролив. Самый большой из островов – Южная Земля Короля Карла (47230 кв. км.), равно и прочие острова, по устройству поверхности напоминают соседний материк: западный берег скалистый и весь изрезан бухтами и небольшими заливами (фьордами); восточный берег, наоборот, низменный, без деревьев, покрыт низкорослыми кустами и травой, которой питаются стада гуанако. Горы поднимаются высоко за снежную полосу, лежащую здесь на высоте около 1400 м».

Пока есть время, надо сходить в магазин, чтобы купить поесть и выпить. Кто его знает, будет ли против укачивания лекарство на судне. Да и поможет ли. Единственное, что смущало меня в этой ситуации, – это лишнее место багажа. Но это же только в один конец. Подумав об этом, я обрадовался, что нам не придется покупать дополнительный чемодан после шопинга по магазинам, так как в буклетах, которые турфирма прислала вместе с договором, я не нашёл и намёка на супермаркеты. Зайдя в первый же магазин, мы увидели на прилавках обыкновенную питьевую воду, о которой мы уже и забыли. Надо взять на всякий случай. И взяли. Еще одно неподъёмное место. Одно радовало, что нас отвезут на судно автобусом, а уж до него мы как-нибудь доберёмся из своего номера. Забросив новую сумку в номер отеля, решили посмотреть город. Сразу нас поразили красивые цветы, высаженные во многих местах. Они чем-то напоминали наши цветы дельфиниум, но были гораздо крупнее. А маки были с большую ладонь и очень красивые. Мы с Викой любим почти все цветы. Побродив по городку, мы убедились, что он не очень большой, население в нём едва достигает пятидесяти тысяч. Порт, который принимает большие круизные корабли, является самым южным в мире портом. Именно отсюда корабли и яхты отправляются в круизы к Антарктиде.


Рис. 1. Дельфиниум фиолетовый


Рис. 2. Дельфиниум красный


Рис. 3. Общая панорама города со стороны порта


Рис. 4. Стоянка судов в порту города


Неожиданно для нас, вечером, когда мы разговаривали с родными, была очень качественная связь. И картинка на мониторе и звук были хорошими. Скорее всего, связь осуществлялась через спутники, но это нас мало интересовало, нам было важно, что мы могли спокойно обменяться новостями. Сотовая связь работала тоже замечательно, но пока есть возможность связи по скайпу, надо её использовать. В офисе МТС перед поездкой я специально поинтересовался, будет ли связь по сотовому телефону в Антарктиде. Мой вопрос вызвал замешательство среди персонала. Ответ, естественно, оказался отрицательным. Вика тогда недоумённо спросила:

– Так что, все дни мы будем без связи?

– Без связи мы не будем, я надеюсь, что на судне будет спутниковый телефон. Мы сможем связаться с родными и успокоить их, если, конечно, они будут за нас волноваться.

Заглянув в присланные из Турагенства материалы, я нашел подтверждение своим предположениям. Только, естественно, такая услуга бесплатно не предоставляется!

Мы переночевали в отеле, а рано утром за нами пришел автобус, так как мы оказались не единственными желающими посетить шестой континент. Подъезжая к порту, гадали, какое из стоящих у пирсов наше судно.

Мысленно хотелось попасть на современный восьмипалубный красавец. Но это от нас не зависело. Мы знали уже и название, и номер каюты нашего судна. Палуба номер четыре, каюта с трехзначным номером. Питание – полный пансион. Флаг на судне Российской Федерации. Судно экспедиционное, что поначалу нас не очень обрадовало, но впоследствии мы поняли, что нам сильно повезло. Те красавцы, на которых нам первоначально захотелось путешествовать, не могли близко подойти к берегам Антарктиды, и уж тем более осуществлять выход пассажиров на сушу. В лучшем случае, те могли в бинокль любоваться красотами с палубы кораблей. Итак, мы в своей каюте, и, по воле случая, она смежная с каютой капитана. С ним мы сразу столкнулись, поднявшись на свою палубу. К нашему удивлению, представившись, он сообщил, что за последние пять лет в Антарктиде с ним побывали девять россиян, причем, четыре из них сейчас находятся на этом судне. Мы учли эту информацию, значит, среди пассажиров есть свои, и мы их обязательно найдем. Позже мы выяснили, что всего на судне девяносто шесть пассажиров из разных стран. В основном, англоязычные и японцы. В соответствии с программой судно должно отойти от причала утром следующего дня, так что мы спокойно можем ознакомиться с судном, посетить верхнюю палубу и полюбоваться видом на город. Вокруг нашего судна стояли на причале суда разных стран, разные по своему назначению и тоннажу. Вероятно, многие из них тоже должны отправиться к берегам Антарктиды. Только позже мы узнали и увидели, что не только крупнотоннажные суда посещают шестой континент, но и маленькие яхты, преодолевая волны пролива Дрейка, доходят до берегов этого континента. И таких смельчаков немало. Яхты на фоне огромных айсбергов смотрятся круто.

Вдоволь налюбовавшись окружающим пейзажем, решили ознакомиться и с каютой. Осмотрелись, решили, что пару недель можно комфортно в ней пожить. Современный телевизор, диван в прихожей, письменный столик, маленькая спаленка и душ с туалетом. В общем, нормально. Вся мебель прикручена к полу. Для бутылок и стаканов отверстия в мебели. Значит, решили мы, будет качка. Я успокоил Вику:

– Не бойся, я узнал прогноз погоды на ближайшую неделю в этом районе, штормов не ожидается. Так что волноваться не стоит. Через сутки мы будем у берегов Антарктиды, – сказал, а сам думаю, что если будет по-другому, то «заштормит» в нашей каюте.

Утром по радиотрансляции прошла побудка, и на английском языке объявили о приглашении на завтрак, а после завтрака – сбор на палубе для инструктажа о поведении на судне. Английского я не знаю. Жена слегка понимает.

– Надо попросить капитана или представителя фирмы, отвечающей за тур, чтобы и для нас на русском объявляли информацию, – подумал я.

Только я об этом подумал, как из динамика на чисто русском языке прозвучало сообщение, касающееся первого дня нашего путешествия.


Рис. 5. Судно в ожидании пассажиров


Рис. 6. Название судна радует глаз


Рис. 7. Некоторые из яхт побывали у берегов Антарктиды.


Рис. 8. Местный яхт-клуб

Глава 3. Проход пролива Дрейка

Итак, первый день путешествия.

На завтрак спустились в ресторан, кухня вполне приличная, народу, правда, много. Приходилось ждать очереди за очередным блюдом, так как стол был «шведский». Но это нас не смущало. Придя в каюту, прослушали объявление о том, что все должны надеть спасательные жилеты, куртки, которые фирма презентовала каждому пассажиру. Куртки были ярко-желтого цвета. Они висели на вешалке в каждой каюте и их размеры вполне нам подошли. Я вспомнил, что заполняя анкету еще перед получением путёвок, мы указывали размеры одежды и обуви.

Тогда же нас предупредили, что будут наземные экскурсии, и дали длинный список необходимого в поездке. Список выглядел примерно так: тёплые брюки, водонепроницаемые брюки, которые надо одевать поверх тёплых, термобельё. Свитера, флиса, шерстяная шапка, тёплая шапка, шарф, перчатки, варежки. Тёплые носки, шерстяные высокие носки, ветро и водонепроницаемая куртка. Рюкзак водонепроницаемый. Солнцезащитные очки, бинокль, беруши, на случай, если соседи храпуны. Куча обуви и так далее. Слава Богу, что мы часто выбирались в поездки на лыжах, и это всё у нас было.

Итак, нас пригласили на палубу. Достали спасательные жилеты, надели поверх курток и «двинули» на палубу.


Рис. 9. Инструктаж о поведении на судне


Рис. 10. Вид на пролив Дрейка через окно библиотеки судна


На палубе не протолкнуться, но без инструктажа нельзя. Мы это понимали и внимательно слушали инструктора, который что-то нам рассказывал, естественно, не на русском языке. Я, в который раз, пожалел, что не учил в школе, да и в институте, иностранный язык. Мы делали вид, что понимаем, и даже хотели залезть в спасательную шлюпку, но оказалось, что он этого не предлагал и запретил нам это делать. Тогда мы поняли, что всё сказанное им мы усвоили плохо. Вернувшись в каюту, сбросив с себя снаряжение, решили поискать капитана. Но раздался стук в дверь, и вошел стройный молодой человек в морской форме, его лицо излучало доброту, во взгляде чувствовалось уверенность в себе, он представился Александром, первым помощником капитана, и сообщил, что по просьбе капитана будет нашим переводчиком. От него мы узнали, что переход пролива будет длиться двое суток, если не придется обходить шторм. При этой его информации Вика странным образом посмотрела на меня.

– Саша, а я где-то прочитал, что пролив Дрейка проходят за сутки, – схитрил я и посмотрел на свою половинку.

– Ну, если идти со скоростью двадцати миль в час, то можно…

– А что, наше судно не может развить такую скорость?

– Вообще-то скорость на воде не принято измерять в километрах в час или в милях в час, а принято измерять в узлах. Хотя узел – это и есть морская миля. Морская миля составляет тысяча восемьсот пятьдесят метров. И отвечаю на ваш вопрос. Только в 1952 году судно «Юнайтед Стейс» развило скорость тридцать шесть узлов…

На этой фразе я его перебиваю, понимая, что сейчас я буду разоблачён.

– Александр, а скажите, в наше время в проливе тонут корабли?

– Я не располагаю такой информацией.

По-моему, он догадался о причине этого разговора и перевёл его на другую тему.

– Мне ещё поручено вас сопровождать на берег, пока вы не освоитесь. Посадка в «Зодиаки» и высадка на берег сопряжена с некоторыми неудобствами, я буду вам помогать. И еще: вам надо познакомиться с соседями, они расположились в каюте напротив вашей. Они русские, и я бы вам советовал держаться вместе. Кроме вас четверых по-русски никто не говорит, поэтому за основной принят английский, и все рассказы, как на судне, так и в наземных экскурсиях будут вестись на английском языке. В ближайшее время мы будем проходить Южный полярный круг, я вас предупрежу, возьмёте камеру и подниметесь на палубу. На нашем судне вы сможете наблюдать за окружающим пространством с капитанской рубки. Обычно это не положено, но несколько человек, в порядке исключения, могут её посетить. Возможно, нам встретятся айсберги. В это время года они часто достигают этих широт.

На этих словах из динамика поступило какое-то сообщение. Александр сразу перевёл:

– Надвигается шторм, необходимо задраить иллюминаторы, судно будет пытаться обойти район шторма. Пока на сегодня всё. Рад был познакомиться. До завтра.

– Саша, а какой номер каюты наших земляков? – спросил я.

Он назвал каюту и удалился.

Рядом с нашей каютой находилось помещение библиотеки, её окна выходили на нос корабля, и я, захватив фотоаппарат, устроился у окна. Сделал через стекло несколько снимков, ожидая огромных волн. Но так и не дождался. Волны, как мне потом объяснили, были не больше пяти-шести метров. Заодно посмотрел на судовую библиотеку. Шикарная библиотека, но книг на русском языке было очень мало. Зато ярко иллюстрированные книги с великолепными фотографиями Антарктиды, её животного и растительного мира меня заинтересовали. Будем заглядывать туда в свободное время, если оно будет.

Посидели немного в каюте и решили идти знакомиться с соседями.

Как положено, взяли пару маленьких бутылочек вина и отправились в гости. Ребята оказались гостеприимные, тоже любители путешествий, Виталий и Аня. Виталий еще и фотограф с большим стажем. На столе стоял большой кейс для фототехники, были разложены фотоаппараты, видеокамера и несколько сменных объективов.

«Неплохо, – подумал я, – надо попросить Виталия дать мне несколько мастер-классов по технике съёмки и пользованию сложной аппаратурой». Посидели, поболтали и не заметили, как по местному времени наступила полночь. Расходиться не хотелось, но отдых необходим, и мы ушли в свою каюту. Лёжа в кровати, я пытался угадать, насколько большие волны за бортом. Действительно, судно почти не качало. Либо волны в проливе были небольшие, либо хорошо работала система стабилизации судна. Как бы то ни было, усталость сделала свое дело, и я заснул.


День второй.

После завтрака нас посетил Александр и сообщил, что из-за обхода шторма Антарктиды достигнем только через два дня.

Вика снова посмотрела в мою сторону.

– Дорогая! Но это лучше, чем если бы мы из-за шторма лежали на кроватях и не любовались восходами и закатами.

– Дорогой, посмотри в иллюминатор! Какие закаты? Всю дорогу туман.

– Радуйся, что видишь туман. В Антарктиде на сотнях тысяч километров ни тумана, ни дождя не было, по крайней мере, два миллиона лет. И даже к нашему приезду не ожидается.

Александр, слушая наш диалог, решил, что мы начинаем ссориться, и стал нам рассказывать о покорителях Южного континента. Он ещё не знал, что ссориться в нашей семье не принято, так как мы живём по законам Золотого Сечения, в которых заложена Божественная мудрость окружающей нас природы. О себе и о своём творчестве мы ему поведали позже, когда он неожиданно раскрылся нам с совершенно новой стороны. Но об этом мы еще поговорим. Он рассказал нам много интересного, не всё можно прочитать в Интернете. И в заключение он пригласил нас в лекционный зал, где для участников похода предлагалась лекция об Антарктиде и о правилах поведения на судне и на суше. Пришлось идти. Он сопроводил нас в качестве переводчика.

То, что мы услышали на лекции, касалось Фолклендских островов, островов Южная Георгия, группы Южных Шетландских островов, особо был отмечен Антарктический полуостров. Именно к нему и направлялось наше судно.

Антарктический полуостров – один из крупнейших полуостровов в мире, северная оконечность материка Антарктиды. Географические координаты самой северной его точки (а, следовательно, всей континентальной Антарктиды) составляют 63 градуса южной широты и 57 градусов западной долготы. Этот полуостров – единственное место, где находится ареал цветковых растений.

Полуостров имеет гористый рельеф, с хребтами высотой в среднем около 2800 метров над уровнем моря. Но высшая точка – гора Джексона – находится на высоте 4196 метров над уровнем моря. Климат полуострова самый мягкий на Антарктиде. В его северной части возможна круглогодичная навигация. К западу от полуострова находится самый большой остров Антарктики – Земля Александра Первого. На полуострове расположено несколько антарктических станций, которые мы сможем посетить, если позволит погода. В этом районе находится несколько бухт, проливов и островов, которые любят посещать пассажирские суда.

Дальше разговор пошел о договоре по Антарктиде. Оказывается, Антарктида – единственное место на планете, где нет государственных образований и единого правительства. Взаимоотношения наций, проводящих научно-исследовательскую деятельность на ледяном континенте, регулируются Договором по Антарктиде от 1959 года. Дальше – больше, речь пошла о странах, о каких-то годах, о выдержках из Договора…

Мы шепнули Саше, что хотим уйти. Он не стал возражать, и мы тихонечко покинули лекционный зал.

Глава 4. Южный Полярный Круг

День третий.

В этот день ожидается проход Южного полярного круга. Первым, кто сумел пересечь его, был Джеймс Кук. Это произошло 17 января 1773 года. В истории культуры и науки найдется не так много имен, которые одновременно встречаются в справочниках выдающихся деятелей науки и культуры. Таким человеком является капитан Кук, известный английский мореплаватель и путешественник. Он избороздил весь Тихий океан, побывал в Австралии, Новой Зеландии и на многих южных островах, ставших позже английскими колониями.

Южный полярный круг обозначает северную границу области полярного дня и полярной ночи. В любом месте к югу от полярного круга солнце находится над горизонтом в течение 24 часов, по крайней мере, один раз в год, и не показывается над горизонтом в течение 24 часов хотя бы один раз в год. Над полярным кругом эти события, естественно, происходят ровно по одному разу в год, в декабре и в июне соответственно.

И нам предстоит пройти это место с надеждой, что уже там мы встретим айсберги. Наши надежды оправдались. Саша, зайдя в каюту, сообщил, что в 15 часов 10 минут мы будем проходить Южный полярный круг. Надо, чтобы мы приготовились. Навесив на себя камеру и фотоаппарат, мы с Викой отправились на палубу. О проходе этого места, конечно, уже знали все, и на палубе было так тесно, что трудно было сфотографироваться, не захватив в кадр толпу людей. И точно, в 15 часов 9 минут из палубных динамиков раздалось сообщение о проходе Южного полярного круга. Стоял туман, но стало отчетливо видно на горизонте первый айсберг. Пока судно не приблизилось к нему, трудно было определить его истинные размеры. Когда же судно достаточно приблизилось, размеры айсберга поразили нас. Только в дальнейшем мы поняли, что айсберги бывают в сотни раз больше. Но в тот первый момент наше воображение поразило это чудо природы. Естественно, вокруг все щёлкали фотоаппаратами. Не остались в стороне и мы с Викой.

Несмотря на ветреную погоду, отсутствие солнца и туман, настроение наше было превосходное. На водной глади кроме этого гигантского айсберга мы больше ничего не видели, он для нас был как предвестник чего-то нового, неизведанного и желанного. Этот айсберг жил своей жизнью, отколовшись, видимо, от большого скопления льда. Он плыл туда, куда его несло течение и, конечно, таял. Пройдет немного времени, и от него ничего не останется, а у нас о нём останутся воспоминания и фотографии. Айсберги тают в подводной части быстрее и, возможно, наступит момент, когда его надводная масса превысит подводную часть, и он перевернется.

Слегка замёрзшие, вдоволь налюбовавшись скрывающимся в тумане айсбергом, мы прошли в капитанскую рубку. В рубке было тепло. Мы осмотрели оборудование, с помощью которого капитан и его помощники ведут судно по волнам к нужной цели. Передняя часть помещения рубки – это большие окна, слегка наклонённые, видимо, для скатывания капель воды, когда большие волны ударяются о нос корабля, и брызги достигают этой самой высокой части судна. При взгляде с этой высоты на двадцатиметровые волны, набрасывающиеся на наше судно, разбиваясь и заливая переднюю его часть, где были установлены лебёдки и ещё какое-то оборудование, становилось страшновато. Мне представилось, что я стою на капитанском мостике и управляю этим судном. Снова окинув взглядом оборудование капитанской рубки, я увидел множество приборов, которые поначалу не замечал. Это всё надо знать и уметь этим пользоваться. Я проникся ещё большим уважением к капитану и его команде. Именно от них, от их умелых действий зависит наша безопасность. Постояв с Викой ещё некоторое время рядом с капитаном, мы вместе с Виталием и Аней вернулись в нашу каюту.


Рис. 11. Первые фотографии в районе Южного полярного круга


Рис. 12. Первый айсберг, встретившийся у нас на пути


Так как мы с Викой всегда берём с собой в путешествие компьютер, решили просмотреть отснятый материал. Снимали мы не только на фотоаппарат, но и на видеокамеру. Начали просматривать изображения на компьютере, но, так как экран не очень большой, всем сразу просматривать фотки было неудобно, и я решил подключить свой аппарат к телевизору. По порядку рассматривали фотографии, комментируя их, пока не дошли до фотографии айсберга. Вика сразу чуть ли не закричала:

– Стоп! Посмотрите на снимок, что вы видите над айсбергом?

Внимательно присмотревшись, мы заметили над ним линии, рисунок которых напоминал лик человека. Он был похож на лик святого, изображенного на Туринской Плащанице. Чудеса.

– Мы же смотрели этот кадр на компьютере, ничего подобного не было, – произнёс я, – ну-ка давайте снова посмотрим на компьютере.

Подключили. Нашли этот кадр. Ничего подобного. Лика на кадре нет. Вернули соединение на телевизор. Вновь появились линии, образующие черты лица, бороду, волосы, губы. По коже пробежал холодок, естественно, по моей. Я предложил Виталию подключить свой аппарат. У него другая фирма, не Canon, а Nikon.

Подключили к телевизору. Чистая картинка. Никаких линий, никакого рисунка из них. Задумались, что бы это значило? Взял видеокамеру, настроил её в режим фотографирования и попробовал сфотографировать этот загадочный кадр. Но этого мне сделать долго не удавалось. Менял выдержки, диафрагму, устанавливал разные режимы. Наконец, что-то получилось. Но передать четкость лика так и не смог. Вика, человек не очень глубоко верующий в Бога, но признающая наличие высших сил на Земле, начала искать разгадку этого явления. Это её любимый конёк. Пофилософствовать, углубиться в тайны эзотерики. И вдруг она вспоминает, что я когда-то читал стихи про Россию. Предложила вспомнить. Я не стал себя долго уговаривать, порылся в своём сером веществе и в каком-то файле нашел:

– Ладно, слушайте. Тютчев однажды написал: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить…» На что поэт Саблин ему ответил:

Какой аршин?! Какие вёрсты?!

Здесь будет мал ме-ри-ди-ан!

Не этим измеряют ЗВЕЗДЫ —

А Русь звезда, а не кафтан.

Мы суть звезда своей стихией!

Мы та Полярная звезда

Со светлым именем Россия,

Что светит ВСЕМ, ВЕЗДЕ, ВСЕГДА!

И пусть сегодня мир в тревоге:

Что будет завтра с ним самим,

Какие в мире будут боги

Иль ВСЕ склоняться пред Одним?? —

Ответ один на все вопросы,

Ответ на все века вперёд:

Коль выстоят ВЕЛИКОРОССЫ —

Спасённым будет всяк народ!

Спасённой будет вся Планета!

И вот тогда, в какой-то миг,

В лучах невиданного света

Откроется нам Божий Лик.

– Вот, последние слова стихотворения «в какой-то миг… откроется нам Божий лик», – воскликнула Вика, – возможно, это и был тот миг, когда нам открылся лик Бога?

– При чём тут миг, – заспорил я, – я могу снова подключить аппарат к телику, и этот лик появится.

Так и сделал. Подключил. Лик появился. Вот только четкой картинки при дальнейшем фотографировании на снимке с телевизора не получилось. А глаз человеческий видит. Загадка!


Рис. 13. Фото Лика с телевизора


Время пролетело незаметно. Говорили о религии, о России, о своих увлечениях. Но усталость взяла свое, и наши новые друзья покинули нас.


День четвёртый.

Наступил последний день января.

«Что день грядущий нам готовит?» – подумал я, просыпаясь, поглядывая в иллюминатор, с надеждой увидеть солнце. Но солнышка не было. Сегодняшний день нам обещает первую вылазку на берег, при условии хорошей погоды. После всех утренних процедур я спустился на вторую палубу, где висела карта нашего маршрута, и где, по моему мнению, будут отмечать прохождение судна. Когда я на неё взглянул, то понял, что мы уже целые сутки шли вдоль берегов Антарктиды, но на приличном расстоянии. И первая остановка у берегов острова Anvers. На этой карте видно, что на этом острове расположены две полярные станции: станция Аргентины и станция США. Судно не сможет близко подойти к берегу, так что нам придется десантироваться на берег с помощью десантных лодок. Из информационного пакета, предоставленного фирмой, мы с Викой прочитали, что пассажиры имеют возможность в непосредственной близости познакомиться с самыми интересными местами посещаемых районов, в экспедиционных круизах используя лодки «Зодиак» для высадки на сушу в труднодоступных местах. «Зодиаки» созданы специально для использования в трудных погодных условиях и являются наиболее надёжным транспортным средством в экспедиционных круизах. Кроме высадки на сушу, они используются для экскурсий к наиболее интересным объектам, таким, как водопады, лежбища млекопитающих, наскальные птичьи базары и прочее, если нет возможности осмотреть их с суши.

Теперь мы ещё больше убедились в том, что нам повезло, что мы попали именно на это судно. Мы сможем ходить по земле, приближаться к местным жителям (имею в виду тюленей и пингвинов).

По радиотрансляции объявили о сборе на палубе нескольких групп, наша русская группа объявлена последней. Мы надеемся, что Саша будет с нами. Надели на себя всё необходимое, взяли технику для съёмок и направились в помещение, где нам должны выдать высокие резиновые сапоги. Получив их, стали выходить на палубу. Сначала прошли через ёмкости, в которых был налит какой-то раствор, видимо, для дезинфекции. И вот мы уже стоим на палубе, разглядывая близкий берег шестого континента. Нас разделяет полоска воды не больше километра. Смотрим, как другие группы грузятся в «Зодиаки». Лодка рассчитана на двенадцать пассажиров, с подвесным мотором, его мощность не меньше ста лошадей. По периметру проложены канаты, за которые нужно будет держаться при движении. На носу лодки огромный бак с водой. Ясно, чтобы при движении не задирался нос. Подошла и наша очередь. Аккуратно спускаемся по трапу и с помощью матроса садимся в лодку. С нами садится и Александр. Сидеть, оказывается, нужно на борту лодки, и держаться за канаты. Вика сразу вцепилась в верёвку и не отпускала ее всё время, пока мы не пристали к берегу. Её руки побелели от напряжения, чувствовались волнение и некоторый страх. Лодка то и дело подпрыгивала на волнах, обдавая нас мелкими брызгами. В этот момент я ещё больше зауважал Вику за то, что она рядом со мной и от неё ни сейчас, ни потом ни разу не было жалоб или сетования на нашу поездку. И даже, скорее, не зауважал, а еще больше полюбил. Наши лица и одежда были мокрыми от брызг. Вынимать из сумки фототехнику не имело смысла, лодку постоянно трясло и забрызгивало. Так что мы с Виталием со съёмкой решили повременить. И вот мы на земле Антарктиды!

Глава 5. На твёрдой земле Антарктиды

Главная особенность этого материка – его расположение. Почти весь континент находится внутри Южного полярного круга. Восемьдесят процентов всех пресных вод земного шара сосредоточено в ледяном покрове Антарктиды. Если растают льды Антарктиды, уровень Мирового океана может подняться на шестьдесят метров. А если растает лёд Гренландии, то уровень поднимется всего на восемь метров. Слава Богу, что этого не случится.

Освоение шестого материка шло в невероятно трудных условиях. Многими и много вписано славных страниц в историю освоения Антарктиды. Если обратиться к хронологии освоения этого материка, то она представлена примерно следующим образом:

Первыми об Антарктиде заговорили древние греки. Они знали об Арктике, названной Arktos (север) – медведь из созвездия Большая Медведица, и решили, что для того, чтобы уравновесить земной шар, должен существовать другой холодный, но уже южный полюс, такой же, как и северный, но в противоположной стороне. Фактически это было просто удачное предположение.

1773 год

В январе Джеймс Кук, завершая круговое плавание вокруг Антарктиды, еще не увидев земли, а только ледяные скалы и дрейфующие поблизости айсберги, сделал предположение, что южный континент существует.

1819–1821 гг.

Днем открытия Антарктиды часто называют 28 января 1820 года, когда участники экспедиции капитана Фаддея Беллинсгаузена, российского военно-морского деятеля, мореплавателя, адмирала, проплыли вокруг Антарктиды, подобно Джеймсу Куку.

1821 год

7-го февраля было первое всем известное приземление на континентальной Антарктиде американским капитаном и охотником на тюленей Джоном Дэвисом, хотя эта высадка не была признана всеми историками.

Зимой 1821 года была первая высадка людей с целью исследовать и провести зиму в Антарктиде на Острове Кинг-Джордж. Это были одиннадцать человек с британского судна «Lord Melville», включая адмирала.

1823 год

Джеймс Уэдделл, капитан английского королевского флота, обнаружил море (позже названное в его честь), а затем достиг самой южной точки – 74° 15’ S. Больше никому в течение 80 лет не удавалось переплыть море Уэдделла.

1840-ые годы

Отдельные британские, французские и американские экспедиции устанавливают статус Антарктиды, как континента для парусного спорта вдоль непрерывной береговой линии.

В 1840 году под руководством британского военно-морского офицера и ученого Джеймса Кларка Росса два судна («Эребус» и «Террор») в пределах 80 миль от побережья обнаруживают массивный ледяной барьер (позже названный «Шельфовый ледник Росса»). Также они обнаруживают действующий вулкан, названный в честь судна Эребус, и обнаруживают приблизительно 145 новых разновидностей рыб.

1898 год

В марте Адриен де Герлаче и экипаж судна «Бельгия», отправляясь в научную экспедицию к берегам Антарктиды, стали невольными заложниками паковых льдин Антарктического полуострова. Их судно оказалось в ловушке из айсбергов, и поэтому экипажу пришлось невольно перезимовать всю зиму в окружении дрейфующих льдин.

1899 год

Карстен Борчгревинк с британской экспедицией высадились на мысе Адаре и установили палатки для жилья. Впервые кто-либо из людей провел зиму непосредственно на материке. Историки зафиксировали именно эту зимовку людей как первую зимнюю экспедицию на континент.

1902 год

Капитан Скотт с Эрнестом Шаклетоном и Эдвардом Уилсоном из Великобритании отправляются в научную Антарктическую экспедицию на Южный полюс. Но, достигнув 82 градусов к югу, через два месяца они вынуждены были вернуться из-за снежной слепоты и цинги.

Январь 1909 года

Австралийский исследователь Дуглас Моусон достигает Южного магнитного полюса.

1911 год

14-го декабря норвежская экспедиция из пяти человек во главе с Роальдом Амундсеном впервые достигает центра Южного полюса.

1912 год

18-го января британский капитан Роберт Фалькон Скотт с командой из четырех человек (Скотт, Дачи, Эванс, Отса и Вилсон) достигает Южного полюса. Но тут происходит трагедия, которая до сих пор продолжает волновать сердца людей, наполняя их сочувствием к мужественным благородным людям, чьи жизни забрало» белое безмолвие» Антарктиды. Всего в 18 км от основной базы истощенных и обессиленных тяжелыми условиями пути людей застиг свирепый ураган. С крохами продовольствия им пришлось залечь в палатке. Из-за метели продвижение вперед оказалось невозможным. Здесь Скотт и его спутники умерли от голода и холода. Только через 8 месяцев палатку, ставшую могилой, нашла спасательная экспедиция.

10 ноября. Дуглас Моусон, лейтенант-англичанин Белгрейв Ниннис и врач-швейцарец Ксавер Мерц отправились в поход с собачьими упряжками на восток от бухты Коммонуэлт. В декабре они начинают свой поход через Землю Джорджа V и назад к базе в заливе Содружество. Оба его компаньона погибли в пути, почти умер с голоду и Моусон. Но в конце января он наткнулся на сложенный из снежных глыб гурий, под которым спасательный отряд сложил запас продуктов. В жестяной банке была записка, в которой сообщалось, что «Аврора» пришла к мысу Денисон и ждет группу Моусона. Добравшись до базы, Моусон вместе с бригадой остался на вторую зимовку на земле Адели, которая прошла благополучно.

1915 год

В октябре месяце команда Шаклентона возвращается в Антарктиду в попытке закончить первый переход континента. В конечном итоге цель опять не достигнута, но это было самое долгое и опасное приключение со времен открытия материка. Их корабль потерпел крушение, и команде на небольшом судне пришлось отправиться в Южную Георгию (на китобойную станцию), где им пришлось провести еще два года.

1923 год

Начало крупномасштабной охоты на китов в Море Росса.

1928 год

Австралийский пилот Сэр Джордж Уилкинс и американский Карл Бенджамин Айельсон первыми совершают перелет вокруг Антарктического полуострова.

1929 год

Ричард Е. Берд и трое других американцев первыми совершают полет над Южным полюсом.

1935 год

Линкольн Элсфорф (США) летает по всему континенту. Кэролайн Миккельсен из Норвегии – первая женщина, вступившая на материк. Она сопровождала своего мужа, капитана китобойного судна.

1947 год

На Антарктиду отправляется крупнейшая экспедиция из США, состоящая из 4700 человек, тринадцати судов и двадцати трех вертолетов. Данная операция получила название «Highjump» – «Большой прыжок», ее целью было сфотографировать большую часть побережья для создания географической карты.

1956 год

Начало экспедиций советских полярников. Дизель-электроход «Обь» вошел в море Дейвиса и остановился у берегов, еще не имевших названия. Берег был назван «Берегом Правды».

1-ое июля 1957 – 31-ое декабря 1958 гг.

В Международный геофизический год (МГГ) 12 государств создали более чем 60 станций в Антарктике. Это было началом международного сотрудничества и началом процесса, в ходе которого Антарктика становится «Местом без гражданства», то есть официально не закрепляется ни за одной страной.

1961 год

Антарктическое соглашение между странами вступает в законную силу.

1997 год

Боерге Усланд из Норвегии становится первым человеком, который пересекает Антарктику за 64 дня, начиная с острова Беркнер до базы Скотта, с помощью 180-килограммовых (400-фунтовых) саней с парусом.

Март 2007 – март 2009 гг.

Международный полярный год. На самом деле планируется проработать два года с тем, чтобы ученые получили возможность работать в обоих полярных регионах или работать как летом, так и зимой по желанию.


Это далеко не полный перечень основных вех освоения Антарктиды. Можно лишь восхищаться мужеством людей, которые покоряли самый холодный, самый неприступный, самый загадочный континент Земли.

Глава 6. Знакомство с прошлым

С погодой нам явно повезло. Светило солнышко. Горизонт прекрасно просматривался. Александр рассказал, что мы находимся на территории бывшей полярной станции США, и теперь здесь музей, который можно посетить, а также осмотреть экспонаты этого музея. В ста метрах мы увидели странную машину, издали похожую на вездеход. Я решил вначале отправиться к ней, так как в помещение музея зашло достаточно много туристов. Подошел поближе к вездеходу, так что можно было в деталях его рассмотреть. Если наверх поставить башню и ствол орудия, то получился бы легкий танк. Возможно, это и есть танк, приспособленный для местных условий. Машина на гусеничном ходу. Видно, что создатели этой техники позаботились о герметичности; это и понятно: зимой температура падает до минус семидесяти и больше градусов.


По-моему, этой технике не меньше пятидесяти лет. Машина замерла перед небольшим подъемом, да так и осталась стоять, наклонившись на правую гусеницу. Внутрь залазить не стал, да, наверное, это и невозможно, люки задраены. Неподалёку стоит ещё одна машина, только в разобранном состоянии, видимо, на запчасти. Сфотографировавшись около этих памятников покорителям полюса холода, мы пошли осматривать музей. Внешне это деревянные бараки, просоленные ветрами, выгоревшие на летнем солнце, не имеющие окон, а только двери.


Рис. 14.Первый артефакт, увиденный на земле Антарктиды


Возможно, защита от сильных ветров. Пройдя в помещение музея, где народу к этому времени поубавилось, мы стали рассматривать экспонаты. В первую очередь в глаза бросился флаг США. Он был больших размеров и довольно новый, а вот остальные экспонаты несли на себе печать старины. Это были средства передвижения, банки с едой и с горюче-смазочными материалами. На полках лежали предметы повседневного обихода полярников. Большое число фотографий и текстов на английском языке. В углу стояла печка, чем-то напоминающая нашу «буржуйку».

После осмотра музея решили побродить по берегу. Вдали увидели парочку пингвинов, но приближаться к ним не стали, так как знали, что нам еще предстоит с ними встречаться.


Рис. 15. Слева помещение музея полярной станции


Рис. 16. Историческая табличка

Глава 7. Знакомство с жителями Антарктиды

Пингвины – семейство нелетающих морских птиц. В семействе 18 видов. Все представители этого семейства хорошо плавают и ныряют. Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами. В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. Плавание под водой отличается от полёта в воздухе тем, что на подъём крыла затрачивается та же энергия, что и на опускание, поскольку сопротивление воды больше, чем сопротивление воздуха, лопатки пингвинов имеют по сравнению с другими птицами большую поверхность, на которой крепится мускулатура, отвечающая за подъём крыла. Плечевая кость и кость предплечья соединены в локте прямо и неподвижно, что увеличивает стабильность крыла. Грудная мускулатура развита и составляет иногда до 30 % массы тела, что в несколько раз превышает мускулатуру самых мощных летающих птиц. Бедренные кости очень короткие, коленный сустав неподвижен, а ноги заметно смещены назад, что является причиной необычно прямой походки. Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки, находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. Второе явное отличие пингвинов от других птиц – плотность костей. У всех птиц кости трубчатые, что делает их скелет легче и позволяет летать или быстро бегать, а у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.

Когда они от нас удалялись, их походка вызвала у нас улыбку, они смешно переваливались из стороны в сторону и удалялись с чувством собственного достоинства. С помощью фотоаппарата стал рассматривать окрестности, горы и отдаленные постройки при сильном увеличении. Одна из гор сильно напоминала пирамиду, только занесённую снегом.


Рис. 17. Одна из гор острова


Побродив ещё пару часов по острову, повалявшись вдоволь на чистом снегу, отправились в обратный путь к «Зодиакам», а затем и к судну. По пути встретили лежащего тюленя, которого издали приняли за камень. Его мордочка была приветлива, он с интересом нас рассматривал, провожая взглядом.

Конец ознакомительного фрагмента.