Вы здесь

Загадки древних крюков. Исторические рассказы о русских певческих иероглифах. Глава 5 (Константин Ковалёв-Случевский)

Глава 5

Повествование об эпидемии чумы, которая чуть не убила лучших знатоков древних традиций, и о том, как старец Александр Мезенец решил исправить древние крюки

В критические моменты истории отечественной культуры деятельность отдельных выдающихся личностей решает многое. Одним из таких достойных лучшей памяти мужей необходимо назвать старца Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря.

Его имя – Александр Мезенец. Он был известен как блестящий знаток музыки, принимал самое активное и ведущее участие в работе двух комиссий, созданных при царе Алексее Михайловиче в Москве в 1652—1654 и в 1669—1670 годах для исправления «на речь» и подготовки к печати знаменного пения. Тогда им и была создана знаменитая «Азбука» или «Извещение о согласнейших пометах, во кратце изложенных со изящным намерением требующим учитися пения», а также вариант печатного нотного шрифта.

Выдающийся ученый М. В. Бражников так писал о ней: «Оценивая многочисленные древнерусские музыкально-теоретические руководства… „Извещение о согласнейших пометах“, или, как его теперь кратко называют, „Азбуку“ Александра Мезенца, придется поставить на совершенно особое место. Это единственный теоретический труд по знаменному пению, который представляет огромный интерес для исследователя знаменного роспева, знаменной нотации и их истории, сохраняя при этом и в настоящее время значение современного учебника знаменного пения, несмотря на свой трехсотлетний возраст (выделено мной. – К.К.-С.)».


Обучение грамоте детей. Фрагмент миниатюры. Рукопись «Повести об Антонии Сийском», 1648 год.

Конец ознакомительного фрагмента.