Глава третья. Страх, тревога и смерть (танатофобия)
§ 1. О природе страха
А. Угроза и страх
Переживать страх – означает чувствовать и осознать, что существует угроза для своей безопасности и интересов. Угроза может иметь самые разные формы, но для того, чтобы вызвать страх, она должна быть воспринимаемой, ситуативной (например, внезапное появление дикого животного; или когда человек, переходя улицу, видит, что на него устремляется автомобиль и нет возможности спастись бегством.
Итак, один типичный случай, вызывающий у человека страх, мы уже видели: это наличие реальной угрозы для жизни и благополучия, – как своей, так и близких людей. Когда ситуация, объект, действия других людей не воспринимаются в качестве угроз, тогда эмоция страха не возникает. Поэтому нередко бывает, что объективно опасный объект не вызывает у человека (например, у ребенка) страх, поскольку он не знает, что объект представляет опасность.
Б. Неуверенность и страх
Психологи установили, что психологической причиной страха, кроме непосредственной угрозы, может быть также неуверенность «в завтрашнем дне». В чем психологическая сущность состояния неуверенности? Для того, чтобы дать точный ответ на этот вопрос, лучше выделить два вида неуверенности: 1) неуверенность в себе и 2) неуверенность в других, и вообще во внешнем мире.
В каждом из этих случаев неуверенность означает, по моему мнению, по крайней мере две вещи: а) сомнение в том, что можно доверять своим силам или внешнему миру (куда входят и другие люди и группы); б) значительную, до опасной степени, потерю контроля над собой и над ситуацией. – Контроль – это важнейший аспект власти человека над другими и ситуациями. Поэтому можно сказать, что потеря контроля (власти) вызывает у человека страх.
В. Тревога
Однако как угроза благополучию, так и потеря контроля над ситуацией, могут быть как актуальными (т. е. уже случившимися и осознаваемыми), так и предвидимыми. Более того, подобная ситуация может только предчувствоваться. То переживание, которое при этом возникает, будет более правильно назвать тревогой. При переживании тревоги у человека, спонтанно или произвольно, возникают вероятностные суждения о будущем, которому могут приписываться качества, представляющие угрозу для человека. Это уже работа механизма, генерирующего вероятностные атрибуции.
Таким образом, основное различие между страхом и тревогой состоит в том, что страх вызывают реальные объекты и уже наступившие события и ситуации, в то время как тревога основывается на представлениях и вероятностных прогнозах, касающихся ожидаемых угроз. Подобное различие объектов эмоции вызывает еще одно различие: в то время как страх является конкретной эмоцией, связанной (обусловленной) с конкретной ситуацией или с определенным объектом, тревога переживается как настроение. (Недаром говорят о тревожном настроении). Поскольку объект тревоги только предчувствуется или предполагается, человек нередко не в состоянии дать определенный ответ на вопрос, что его тревожит.
Наконец, страх и тревога, как правило, сочетаются. Я думаю, что общее правило таково: страх очень часто возникает на фоне тревоги. Но не всегда. Когда человек совсем неожиданно оказывается в опасной ситуации и не переживает тревоги. но опасный объект появляется внезапно, то для переживания тревоги уже не остается ни времени, ни психологического оправдания. Сразу возникает страх.
Г. Фобия
Фобия (от греч. страх) – это с виду безосновательный страх перед ситуациями. предметами и событиями. Человек может иметь фобию открытых пространств (агорафобию), т. е. страх перед открытыми пространствами (например, площадями), но совсем не знать почему. В таких ситуациях он, переживая страх, теряет контроль над собой и, вполне естественно, также над своим страхом.
Фобий очень много, но не наша задача здесь исследовать их. Ниже речь пойдет о специальном виде этого явления – танатофобии.
§ 2. О структуре страха, его истоках и причинах
А. О структуре страха
Страх – явление психофизиологическое. Несмотря на свою относительную простоту по сравнению с тревогой и другими комплексными чувствами и переживаниями, страх также имеет достаточно сложную структуру.
В состав страха входят: а) сознательное восприятие угрозы или сознательное же ожидание появления опасной ситуации (объекта, действия другого человека и т. п.); б) эмоциональное переживание этого ожидания и этих физических изменений. Страх очень часто возникает тогда, когда имеется угроза получения физического повреждения. (Я думаю, что психологически более правильно считать страх одним из непосредственных эмоциональных реакций на сильнейшую фрустрацию, тем более, что страх вызывает дальнейшие, уже поведенческие, реакции – бегство, нападение или оцепенение).
Б. Источник и причина страха
В психологической литературе, например, в трудах Томкинса и Изарда, эти два понятия – «источник» и «причина» страха – часто используются как синонимы. Между тем полезно отметить существующие между ними различия, поскольку это позволит делать психологический анализ более тонким и реалистическим.
1) Источниками страха человека могут быть как внешние, так и внутрипсихические факторы. Мы можем назвать источниками страха те объекты и люди, которые вызывают у индивида страх. В этом случае объект страха (например, Р1) совпадает с источником страха. Но источник страха сам по себе не может вызывать страх, если не обладает определенными опасными чертами и качествами. (Например, человек (Р1) может стать источником страха для индивида Р2, если он агрессивен, алчен, имеет опасные намерения относительно Р2).
Я утверждаю, что причинами, вызывающими у Р2 страх, являются именно названные качества и мотивы Р1. Но мы нередко говорим, что источником страха для одного индивида является другой индивид в целом. Так можно, конечно, выразиться, если при этом иметь в виду, что мы знаем те качества человека, которые содержат угрозу для другого. Такое сведе́ние оправдано в том случае, когда описанные черты и мотивы Р1 являются в структуре его личности доминирующими.
§ 3. «Наличие отсутствия» как причина страха (в том числе перед умиранием)
Проблема причин страха имеет один важный аспект, на который исследователи, насколько мне известно, не обратили внимания. Речь идет о том, что страх вызывается не только наличием определенных объектов, действий или ситуаций, но и их отсутствием. Образно говоря, «наличие отсутствия» определенных предметов и т. п., также может стать причиной переживания страха. Приведу два примера, которые неплохо иллюстрируют это утверждение.
1) Мать оставляет ребенка во дворе, чтобы он там играл, и на десять-пятнадцать минут отсутствует по делам. Когда она возвращается, оказывается, что ребенка там нет. Отсутствие ребенка вызывает у него страх и, конечно, последующие довольно сумбурные поисковые действия. Ее ожидание видеть ребенка там, где она его оставила, не оправдалось. Я думаю, что использование понятия «ожидание» позволяет психологически углубить анализ причин страха в случае «наличия отсутствия».
2) Человек возвращается домой и, желая взять немного денег для покупок, обнаруживает, что все денежные запасы исчезли. У него возникает страх, не говоря уже о подозрениях, гневе и попыток догадаться, куда они могли исчезнуть.
3) Полезно иметь в виду также случаи, так сказать, психофизиологического характера. Такого рода пример приводит известный исследователь эмоций Томкинс: нехватка кислорода вызывает беспокойство и страх. «Если препятствия, стоящие на пути удовлетворения потребности, не будут немедленно устранены, реакция страха перерастает в панику. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма. и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворение потребности, и поэтому является одним из важнейших факторов безопасности»[38].
Я думаю, что процесс умирания вызывает тревогу (при его предвидении) и страх (при его непосредственном переживании), в частности, по причине ожидаемой и актуальной нехватки кислорода, нарушения дыхания. Когда люди заявляют, что хотели бы умереть мгновенной смертью, не страдая, то, кроме физических болей, они имеют в виду также удушье от нехватки кислорода, асфиксию.
§ 4. Атрибутивный страх
Страх, как и остальные эмоции, в той или иной степени обусловлен познавательными процессами человека. Те познавательные процессы, которые приводят к переживанию испуга, боязни, страху или ужасу и панике (все названные – уровни одной и той же эмоции – боязни или страха), могут быть подразделены на две группы.
1) Процессы реалистического познания, которые позволяют узнать действительно опасные объекты, ситуации и действия людей, восприятие которых вызывает страх той или иной интенсивности. Это реалистический страх, позволяющий человеку выбрать правильную стратегию адаптации и самозащиты.
2) Процессы нереалистического познания, которые создают ложное представление о ситуациях, объектах и людях. В результате таких процессов реально неопасные объекты воспринимаются и оцениваются как опасные и вызывают страх. Поскольку в подобных познавательных процессах ведущее место занимают атрибуции объектам различных опасных качеств, то возникшую при этом эмоцию я называю атрибутивным страхом.
Приписывая другому человеку вредные качества и намерения, мы формируем у себя ожидание с его стороны опасных для нас действий. Подобные ожидания, как вероятностное прогнозирование, вызывает тревогу и страх.
Концепцию атрибутивного страха можно применить и в танатологии: мы приписываем смерти и умиранию страшные особенности и переживаем страх. В то же время оживленные из клинической фазы умирания люди, убедившись, что умирание не только не страшно, но даже приятно, уже начинают переживать менее интенсивные тревогу и страх, когда пытаются предвидеть собственную смерть.
Это означает, что изменение содержаний и характера наших атрибуций, касающихся смерти и умирания, меняет наши чувства и эмоции. Страх становится менее интенсивным и может даже исчезать.
§ 5. Уровни страха и тревоги
А. Уровни страха
По своей интенсивности страх может быть очень различным: начиная от едва переживаемого слабого переживания до сильнейшего.
Можно предложить шкалу для иллюстрации описанного положения вещей:
легкий страх (испуг) → страх средней силы → паника → ужас
Сила (интенсивность) страха определяется тем, какую ценность реально теряет или может терять человек (жизнь, материальные ценности, гордость и т. п.). В этом случае вероятность потери Р = 1 (100 %). Когда у человека имеется лишь легкое, едва осознаваемое предчувствие опасности, у него, соответственно, возникает слабый страх (в сочетании со слабой тревогой). Чем сильнее чувство опасности (или, вернее, ожидание опасности и угрозы), тем сильнее тревога и страх.
Для краткости изложения я не даю подробных характеристик этих уровней страха. Читатель может найти их в литературе, зная их также из личного опыта.
Б. Уровни тревоги
Условно переживания тревоги по уровни интенсивности также можно квалифицировать как слабую, средней интенсивности и сильнейшую. Можно утверждать, что чем больше вероятность наступления неприятного события, тем интенсивнее переживаемую человеком тревоги.
Для психологической танатологии исследование тревоги перед смертью представляет не меньшую важность, чем исследование страха. Во многих случаях, говоря о «страхе смерти», по существу имеют в виду тревогу перед возможной смерти. Тревога смерти сильна, поскольку человек осознает неминуемость смерти.
Сила тревоги зависит также от того, какую ценность человек может потерять. Чем выше ценность, которую с определенной вероятностью можно потерять, тем интенсивнее тревога. Названные два фактора – ценность и величина вероятности ее потери – сочетаясь, вызывают тревогу определенной силы и содержания. Вероятность потери (лишения) занимает интервал «0–1».
Итак, уровень переживаемых тревог и страхов зависит от того, каков уровень реальной (для страха) или ожидаемой (для тревоги) опасности.
Но сама опасность, как мы видели, может исходить от различных объектов или может приписываться различным объектам. Например, Дж. Боулби считает естественными сигналами опасности боль, одиночество, внезапное изменение ситуации и стремительное приближение объекта. К такому выводу он пришел в основном на основе своих многолетних исследований поведения детей.
§ 6. Что имеют в виду, когда говорят: «Я боюсь!»
В повседневной жизни, предвидя угрозу или воспринимая ее, люди говорят: «Я боюсь, что это мне не удастся», «Я боюсь этого человека», Один мой коллега очень часто говорил: «Я боюсь смерти, не говорите о ней!».
Из таких примеров видно, что слово «бояться» отличается неопределенностью: оно является донаучным понятием и, следовательно, нуждается в уточнениях, если мы собираемся использовать его в научной психологии.
Я считаю, что в определенных ситуациях слово «боязнь» употребляется для обозначения состояния (переживания) тревоги, в других – конкретно (ситуативно) переживаемого страха. Например, когда молодой человек заявляет: «Боюсь, что в этом году я не смогу удачно сдавать экзамены для поступления в институт», то он фактически говорит о своей тревоге, которая основана на вероятностном предвидении неудачи. Переживание тревоги мы атрибутируем другому лицу, когда говорим о нем следующее: «Он боится предпринимать подобное путешествие, ведь оно таит в себе опасность…».
Но в целом ряде случаев слово «боязнь», выражения «Я боюсь», «Он боится» и т. п… используются в смысле страха. «Смотри, как он боится собаки», – говорим мы своему собеседнику. показывая, как ребенок переживает страх перед собакой.
Итак, слово «боязнь» и производные от него обозначают актуальный динамический аспект переживания страха или тревоги. Для того, чтобы уточнить, в качестве чего переживается боязнь – страха или тревоги, мы должны задать человеку вопрос: «А чего он боится?» или «Чего я боюсь». Если опасный объект находится в сфере восприятия. то я переживаю страх. если же появление угрожающего объекта лишь предполагается. это уже тревога.
§ 7. Почему люди скрывают свой страх и тревогу?
Психологические исследования показали, что люди свободно (не стесняясь) сообщают о том, что часто переживают печаль, гнев, презрение, а вот не всегда признаются, что переживают страх[39]. Автор исследования (Изард) причиной такого явления считает то, что страх сам по себе вызывает у людей ужас, поэтому они неохотно признаются в том, что переживают такую эмоцию.
Вполне возможно, что предвидение или предчувствие страха, в свою очередь, вызывает страх. (Ужас, как мы знаем – это самая интенсивная, аффективная форма страха). Однако я не думаю, что именно это приводит к тому, что люди скрывают свой страх. Причина следующая: во многих этнических культурах признание своего страха вызывает чувство стыда, поскольку принято считать, что страх переживают только трусливые люди. Трусость считается одним из самых низких качеств характера, поэтому люди скрывают, что боятся самых различных явлений и угроз. Трусливый человек видит больше угроз. чем их есть на самом деле.
Стыд вызывается также в результате осознания человеком того, что он потерял власть как над собой, так и над ситуацией. Признание потери контроля также крайне неприятно для человека.
§ 8. Страх смерти и умирания
А. «Помни о смерти!»
Призыв помнить о смерти не преследует цели все время поддерживать у человека страх перед близким концом. Нет, у этого призыва («Memento mori») другой смысл. Во-первых, такой призыв имеет целью дать человеку осознать временную перспективу и то обстоятельство, что жизнь коротка. Во-вторых, такой призыв нацелен на то, чтобы попытаться осознать свои цели и идеалы и не заниматься мелкими делами.
На этот момент обратил внимание также Л. Н. Толстой, который писал о том, что если бы мы помнили, что мы умрем, наша жизнь получила бы другое назначение. «Человек, зная, что он умрет через полчаса, не будет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса? Перед смертью и перед настоящим времени нет»[40].
Однако люди заняты главным образом глупыми и второстепенными делами, и одной из причин такого неправильного использования жизни – постоянное вытеснение из сознания мыслей о смерти. «Забудь о смерти!» – вот их немудрый девиз.
Б. Страх смерти и проблема адаптации личности
Ведущая функция страха – адаптивная. Страх сигнализирует о наличии угрозы и заставляет индивида защищаться или искать помощи и спасения. Только очень сильный страх приводит к дезадаптации.
Можно ли считать страх смерти адаптивной эмоцией? Данный вопрос следует конкретизировать для двух случаев: 1) для случаев жизни здорового человека, который оказался в опасной ситуации; 2) для умирающих людей, особенно тех, кто знает, что конец близок.
Для первого класса случаев страх, как правило, играет адаптивную роль, что и отмечается в специальной литературе[41].
Для второго класса случаев мы оказываемся перед сложной психологической проблемой. Для того чтобы достойно умереть. лучше не переживать сильного страха. К этому и направлены усилия танатологов. Все же страх перед умиранием и смертью у людей возникает спонтанно, и это следует объяснить. Играет ли подобный страх какую-либо адаптивную роль? Или. может быть, такой страх – совершенно иррациональное и вредное явление?
Генезис склонности к страху у детей и страх перед смертью
Исследования Дж. Боулби и других психологов показали, что у детей склонность к переживанию страха формируется под влиянием следующих факторов: 1) недоверия к окружению и к миру вообще; 2) угрозы быть брошенным; 3) угрозы потери родителей (которая переживается, например, в том случае, когда между родителями возникает спор, и ребенок становится его свидетелем).
Возникает следующая, очень важная с танатологической точки зрения, проблема: если у ребенка под влиянием упомянутых факторов уже в первые годы жизни возникла склонность к страху, то какое влияние она оказывает на формирование страха перед смертью в последующие годы, в том числе непосредственно перед наступлением смерти? Исследована ли эта проблема? Приводят ли упомянутые факторы к появлению танатофобии?
§ 9. Что страшнее – смерть или умирание?
Смерть воспринимается как окончательное и статичное состояние отсутствия жизни в теле человека. Умирание – это процесс, в конце которого наступает смерть в указанном выше понимании. Такого восприятие смерти и умирания большинством людей.
В этом и причина того, что люди боятся не столько самой смерти (последнего «мгновения» процесса умирания), сколько самого этого процесса. Ведь именно процессуальность умирания и заставляет считать его неприятным, настолько, что люди предпочитают скрывать этот процесс от глаз других людей. Умирающий человек ощущает крайнюю слабость, беспомощность и уход от людей, изолированность, что и отмечается в танатологии. Это действительно пугающие переживания.
Человек, по-видимому, различает эти «смертные» переживания от других неприятных переживаний. Например, обычная усталость тела и желание отдыха не воспринимаются как признаки умирания, в то время как внезапное наступление общей слабости воспринимается как признак умирания. (Человек может даже выражать это переживание словами: «Я, кажется, умираю», «Я смертельно устал» и т. п.).
Именно поэтому когда умным людям, которые имеют опыт размышления над проблемами жизни и смерти, спрашивают, боятся ли они смерти, то нередко (как в случае с Маркесом) получают ответ: смерти я не боюсь, я боюсь умирания.
Быстрое наступление новых ситуаций вызывает более сильный страх, чем когда изменения ситуации происходят медленно. Когда смерть наступает ускоренно, человек переживает более интенсивный страх смерти, чем при медленном ее наступлении, и это – по двум причинам: а) вообще быстрое приближение чего-то угрожающего, как мы уже знаем из исследований Боулби, вызывает страз (у детей – наиболее часто); б) быстротечное наступление смерти не дает возможности использовать адаптивные механизмы, человек оказывается дезадаптированным и беспомощным, он теряет контроль над ситуацией, что и вызывает сильный страх.
§ 10. Танатофобии, т. е. фобии смерти
Когда говорят о страхе смерти, обычно, как мы видели, имеют в виду два типа страха: а) страх перед умиранием как процессом лишения жизни; б) страх перед смертью, т. е. исчезновением, аннигиляцией жизни.
В свою очередь, страх перед смертью зависит от того, что понимается под смертью, какова концепция смерти у человека. Для одних смерть – это конец всего, для другого – начало новой жизни. Вполне понятно, что и полный конец жизни, и новая (незнакомая) жизнь могут вызвать тревогу и страх, но эти переживания в двух отмеченных случаях весьма различны.
Что касается страха перед умиранием, то он зависит от того, какова причина умирания. Здесь нам пригодится теория фобий (от греч. fobia – страх). Известно, что имеется целый ряд подвидов страха перед смертью: 1) страх смерти от заболеваний сердца, 2) страх смерти от заразных болезней, 3) страх смерти от возможности утонуть, 4) от возможности попасть под машину, 5) быть убитым от электрического удара и т. д.
Поэтому следует считать целесообразным создание в составе психологической танатологии особой области под названием, эмоции страха» или «танатологические переживания», а в ее составе – теорию страха и тревоги смерти.
§ 11. Чувство опасности и страх смерти
А. Об истоках страха смерти
У человека, безусловно, имеется чувство опасности, которое непроизвольно выражается уже у младенцев. Но имеется ли у человека врожденные страх смерти, или же он вырастает в постнатальном онтогенезе из чувства или страха перед опасностью? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, следует знать: а) что такое реальная опасность (как объективное явление); б) что такое чувство опасности; в) в связи с чем возникает чувство опасности: с предвидением потери определенных ценностей? г) каким образом связана тревога с чувством опасности и страха?
1) Реальная опасность. – Вначале посмотрим какие факторы (предметы, люди и т. п.) являются опасными. Опасными являются те предметы, которые способны причинить вред, вызвать несчастье. Опасными для человека очень часто являются другие люди (например, преступники), звери, болезни, плохие условия жизни и т. п. «Это опасный человек», – говорят люди о ком-то, таком индивиде, который способен, а тем более – желает и намерен причинить нам вред. Итак, опасными факторами мы называем потенциальных фрустраторов. Реальная опасность налицо, когда имеются подобные потенциальные фрустраторы.
2) Чувство опасности. – Это уже переживание человеком опасности, наличия или предвидения опасных объектов. Переживание человеком опасности вызывает у него тревогу, боязнь, страх, а его поведение делает опасливым. Например, говоря об опасливых (т. е. очень осторожных) шагах людей, об опасливом взгляде и т. п. Это уже поведение и экспрессивные выражения переживании опасности.
3) Наличие опасности означает ожидание того, что какие-то наши ценности и возможности удовлетворения каких-то потребностей находятся под угрозой. Чувство угрозы – это ожидание опасности.
4) Ожидание опасности может иметь отношение также к жизни и здоровью человека. Переживание опасности для жизни – это ожидание и страх смерти.
5) Исходя из этого можно утверждать, что, во-первых, страх смерти является одной из разновидностей страха и возникает тогда, когда есть угроза для жизни. Во-вторых, этот страх вначале может быть врожденным и наследственным. В-третьих, страх смерти усиливается и развивается под влиянием других страхов и тревог, связанных с ожиданием опасности для других потребностей и ценностей человека.
Б. Психическая энергия и преодоление страха смерти
Когда у человека возникают тревога и страх, то на языке теории психической энергии это означает, что эти его чувства получили значительное количество психической энергии. Но не только (и не столько) эти чувства, сколько те когнитивные содержания (например, предвидения), которые лежат в основе этих чувств (или отношение о оценка которых выражают эти эмоции).
Но известно также, что человек способен с помощью внушения снимать страх других людей, а с помощью самовнушения – свой собственный страх, в том числе страх перед смертью. Подобные самовнушения позволяют людям совершить героические поступки. Но что происходит при этом в психике человека?
На это можно ответить исходя из двух разработанных мною теорий: а) из теории психической энергии, б) из теории воли, которая, в свою очередь, опирается на современные представления об индивидуальном самосознании.
Мы определили волю как «Я» и его Я-концепцию в процессе своей реализации и развития. Но для этого «Я» нуждается в психической энергии. Реализуя свое идеальное Я, центр личности заряжается большим количеством положительной психической энергии и направляет ее против отрицательной психической энергии страха. Если эта положительная психическая энергия по своему количеству и динамике превосходит отрицательную энергию страха и тревоги, связанной с опасными факторами, то она не только будет нейтрализовать или уничтожить страх: останется дополнительная положительная энергия, необходимая для совершения смелых поступков. Это и есть способ преодоления страха смерти.
§ 12. Прирожден ли страх перед смертью?
Страх смерти – явление общечеловеческое. Но является ли он прирожденным или наследственным? Такой вопрос возникает в связи с тем, что страх смерти в процессе возрастного развития человека возникает (проявляется) не сразу. Ребенок, младенец, может переживать испуг или страх перед разными предметами, звуками и т. п., но это вряд ли можно считать страхом перед умиранием или смертью.
Страх перед смертью и умиранием в подлинном смысле слова возникает позже, в подростковом и юношеском возрасте, когда развивающаяся личность узнает, что такое смерть, и осознает ее неизбежность для каждого индивида. Кроме того, совсем необязательно, чтобы генетически запрограммированные психические способности, в том числе эмоции, проявлялись сразу и в младенческом возрасте. Наследственные психические явления и способности проявляются постепенно. Что касается целого ряда эмоций, то для того, чтобы переживать их, индивид должен достигать определенного уровня когнитивного (познавательного) развития. Это необходимо, например, для переживания интеллектуальных и эстетических эмоций.
И все же, существует ли страх смерти как таковой, без примеси страхов перед различными конкретными явлениями – болезнями, вооруженными врагами, духами умерших, и т. п.? Существует страх перед трупами умерших людей. Но почему возникает такой страх? Какую опасность представляет труп для живого человека?
Когда людей спрашивают, боятся ли они смерти, многие отвечают, что боятся умирания, а не смерти. Умирание часто является тяжким процессом, в ходе которого человек переживает тяжелые страдания. Многие боятся именно этих страданий, а не самого состояния отсутствия жизни. Недаром многие безнадежно больные люди просят ускорить их смерть, т. е. требуют от врачей осуществить по отношению к себе активную эвтаназию.
Встречаются утверждения, будто есть народы, представители которых не боятся смерти. В качестве примера приводят Тибет, где буддийские монахи создали целую культуру умирания. Но так ли на самом деле? И не были ли эта культура и «Тибетская книга мертвых» созданы именно с целью подавления страха перед умиранием? И зачем надо было внушить людям, что умирание – приятное переживание, если бы оно было таковым?
Сторонником точки зрения, согласно которой не существует прирожденный страх перед смертью, является биолог Л. Уотсон, занимающийся также исследованием танатологических проблем. Он утверждает, что нет наследственного страха перед смертью ни у человека, ни у животного. Смерть не является одним из стимулов, заставляющих животных инстинктивно избегать опасных ситуаций. «Когда молодые шимпанзе достигают определенного возраста, они предпочитают без какого-то ни было обучения избегать столкновения со змееподобными объектами. У них вырабатывается тенденция реагировать страхом на стимулы, ассоциирующиеся с опасностью, но мне неизвестен ни один организм, который бы демонстрировал природный страх перед смертью как таковой»[42].
Однако что такое «смерть как таковая»? И каким образом животные и даже дети могут иметь такое обобщенное знание «о смерти как таковой»? Страх перед смертью у животных и детей принимает формы конкретных страхов перед опасными явлениями, перед трупами, опасными животными и т. п. Обобщенное знание о смерти как конце жизни у человека возникает позже, и в связи с ним возникает также обобщенный страх перед смертью. Итак. для того, чтобы иметь обобщенный страх перед смертью и умиранием, человек должен достигнуть определенного уровня когнитивной зрелости, в частности, приобретения обобщенной идеи смерти и умирания.
Итак, я считаю, что если у человека и животных имеется страх перед такими явлениями и предметами, которые опасны для жизни, т. е. могут вызвать смерть, то это и является свидетельством существования страха перед смертью и умиранием. Следовательно, нет ни одного человека в мире, у которого не было бы страха смерти. Просто есть люди, которым лучше удается подавить этот страх и проявить отвагу, и есть такие, у которых это не получается, у них страх смерти разрастается до панического уровня.
Различные восточные и западные учения о смерти и иллюзорности земной жизни имели целью преодоление страха перед смертью. Недаром американский специалист, обучающий людей умереть осознанной смертью, Э. Дж. Гоулд, утверждает: «Реальна лишь смерть. Если однажды вы поймете, что жизнь – это быстротечная иллюзия, насколько бы реальной она ни выглядела, значит, вы научились умирать»[43]. Но многим нормальным людям трудно принять точку зрения, согласно которой земная жизнь есть иллюзия. Ведь это же самообман.
§ 13. Уровни страха и дифференцированная самозащита
Хотя страх смерти – общечеловеческое явление, однако можно сказать, что по-разному боятся смерти разные индивиды, один и тот же индивид в различные периоды своей жизни, а также разные народы и религиозные общины.
Но для научного обсуждения этих вопросов нам вначале следует иметь представление о различных видах и уровнях страха. Есть ли в психологии типология страхов? Возможно, что самыми приемлемыми являются (на сегодняшний день) концепции Р. Плутчика и К. Изарда. Следует выделить следующие уровни страха: беспокойство, тревога, боязнь, страх в подлинном смысле слова и ужас. Виды страха можно выделить также по его предмету, т. е. по тому, чего боится человек. В области психологической танатологии эти типологии могут играть полезную роль, поскольку образы смерти и потустороннего мира в различных этнических культурах различны. Это важное направление танатологии следует развивать.
В психологии широко принята и реализуется идея, согласно которой тревожное состояние человека вызывает мотивацию психологической самозащиты личности и актуализацию защитных механизмов.
Однако мы уже знаем, что слабая тревога – это первый уровень возникающего страха у человека, который предчувствует опасность. Психологическая самозащита при тревоге – это скорее всего предварительная самозащита личности. Можно выдвинуть следующую идею: на каждом уровне переживания страха защитные процессы имеют существенные различия. Различия должны наблюдаться по тому, осуществляется ли предварительная или актуальная психологическая самозащита; мобилизуются различные защитные механизмы; последующее поведение человека также может иметь различия. Одно дело, когда психологическую защиту осуществляет человек, у которого легкая тревога, и совсем другое деле, когда человек переживает ужас.
В процессе психической самозащиты у переживающего страх человека могут актуализироваться следующие механизмы: а) идентификация с опасным объектом (это механизм идентификации с агрессором, впервые описанный психоаналитиками); атрибуция опасному объекту положительных, даже приятных черт и смягчение значения опасных черт; самовнушение; обесценивание собственной жизни, потребностей и ценностей, их подчинение другим целям (как это имеет место при самопожертвовании).
§ 14. Страх смерти и страх перед потусторонним миром
С давних времен, особенно в религиозных представлениях, создавались образы рая и ада. Само по себе исследование истории развития этих представлений было бы полезным для танатологии. Но здесь я этого делать не буду и только выдвину несколько соображений, которые представляют интерес с психологической точки зрения. Я полагаю, что между образами рая и ада, доминирующими в данном обществе, и моралью этого общества, существуют связи. Этот вопрос обсуждает, например, Ф. Ариес. Более того, этот исследователь считает, что структурирование представлений о рае и аде является одним из важнейших феноменов истории ментальности народов, т. е. отношения людей к миру, к себе, к жизни и смерти[44]. Можно считать, что «адотворчество» – это выражение агрессивности и мстительности людей. Поражает та изобретательность, с которой представители разных народов и религий создавали образы ада и человеческих страданий в этом воображаемом мире. Это воплощенное в образах агрессивное воображение.
Однако более важно для нашей темы следующее: важно исследовать не только страх перед смертью и процессом умирания, но и перед загробной жизнью. Что дает человеку вера в загробную жизнь? Последствий несколько. Но в аспекте психологии страха главным является то, что страх перед смертью заменяется страхом перед той карой (наказанием), которая «там» ждет нас за совершенные грехи и преступления. Появляется страх перед Судом Божьим. Но является ли такая замена полной? Я полагаю, что нет. Даже глубоко верующие люди переживают если не страх, то хотя бы тревогу перед наступлением своей смерти. Ведь он оказывается перед неизвестным миром, о котором люди создали определенные представления, которые могут оказаться совершенно ложными. Кроме того, если верно, что существует ад, то каждый может после смерти попасть туда: безгрешных людей не бывает.
Итак, есть по крайней мере три вида страха смерти по критерию предмета этой эмоции: 1) страх перед умиранием (как страшным процессом); 2) страх перед смертью (как состоянием небытия); 3) страх перед загробным миром. Эта разновидность страха состоит из целого ряда страхов – перед неопределенностью (тревога); перед возможным наказанием со стороны высших существ; перед возможной встречей с духами неприятных людей.
В этих трех случаях тревога и страх возникают совместно.
В заключение настоящей главы хотелось бы отметить следующее: интерес к опасному объекту и его исследование является одним из путей эффективного противостояния этому опасному объекту. Мой девиз следующий: исследуй то, что страшно (вызывает у вас страх) – и вы освободитесь от этого страха. Эмоция интереса и активное исследование – главные враги страха. Более конкретно, для танатологии: исследуй страх смерти – и ты в значительной степени освободишься от него.
§ 15. Новизна. чуждость и страх (еще один аспект психологии страха)
Мы видели, что у человека эмоцию страха вызывают опасные объекты, события и действия людей, воспринимаемые как содержащие угрозу для его благополучия и жизни.
Однако более пристальное наблюдение показывает, что новизна явления, сочетаясь с его необычностью (чуждостью), также вызывает сильную тревогу (до встречи с ним) и страх (при встрече). Новизна вызывает интерес. Но новизна, сочетаясь с чуждостью, непривычностью, по-видимому, уже вызывает тревогу и страх. На одном интересном примере на это явление обратил внимание К. Изард [45]. В данном случае речь идет о том, что молодая американка, оказавшись в Париже, переживает страх от того, что ей придется, впервые в жизни, говорить на французском языке, причем с французами. Речь, по-видимому, должна идти о тревоге и страхе одновременно.
Когда такое испытание проходит успешно, у девушки появляется гордость собой и своим успехом. По-видимому, гордость – самостоятельная эмоция, а не результат преобразования тревоги и страха. Ожидание неудачи вызывает тревогу, а успех – гордость и удовольствие.
Давно известно, что чуждость и непонятность вызывают тревогу и страх, которые, в свою очередь, перерастают в агрессивность и враждебность. Эти процессы лежат в основе вандализма. Вполне понятно, что все сказанное можно применить в области психологической танатологии, где мы пытаемся понять, почему человек боится смерти.
§ 16. Длительный страх и его последствия
В № 27 (2007 г.) еженедельника «Аргументы и факты» был опубликован очерк «54 часа страха», в котором описывается, как 19-летняя Алла Жарикова трое суток оказалась одна в штормящем открытом море, на продувном матрасе.
В беседе с корреспондентом М. Агриоманти она сообщила, что почти непрерывно переживала страх, такой сильный, что даже не чувствовала боли и ожогов от солнца. Только временами страх сменялся радостью, когда вдалеке замечал берег. Но потом, потеряв его с виду, опять стала переживать страх.
Исходя из опубликованного материала можно сказать, что Алла временами была близка к патологическим изменениям: 1) сама признавалась: «Иногда казалось, что схожу с ума»; 2)имела желание совершить самоубийство: «Хотела сама утопиться»; 3) Была близка к расщеплению личности и даже пережила подобное состояние: «… неужели это происходит со мной?!»; 3) у нее появилась религиозная вера: начала молиться, «сначала про себя, потом вслух» и т. п. Это экзистенциальный страх перед смертью вызвала у нее подобные явления.
Потом ее подобрали рыбаки из Новоазовска в 4 километрах от краснодарского Ейска – и в 80 от Мариуполя.
После спасения у Аллы, по-видимому, произошла некоторая психическая регрессия: она сфотографирована лежа в постели, с медвежонком!
У этой девушки страх перед конкретной опасностью (морем) сочеталась с тревогой смерти. Это сочетание сильного стресса с фрустрацией. В реальной ситуации опасности она боролась за свою жизнь, как могла. Какими будут психологические последствия этих страшных переживаний?
§ 17. Страх смерти и конверсия личности
Конверсия, как мы видели, это глубокое изменение личности, такое, в результате которого целый ряд ведущих черт и установок личности превращаются в свои противоположности или заменяются ими. Изменения касаются не только черт характера и личности, но и познавательных процессов. Конверсия имеет место под влиянием серьезных стрессов и фрустраций, которые вызывают тревогу и страх.
Страх оказывает существенное влияние на текущие познавательные процессы личности. Это влияние выражается в виде сужения сферы сознательного восприятия: воспринимается только то, что вызывает страх и ужас.
Но ограничивается только этим влияние страха на познавательные процессы? Я думаю, что нет, и эта проблема нуждается в новых исследованиях. В частности, страх вызывает защитное поведение, в том числе активность интеллектуальных защитных механизмов (рационализации. Атрибуции и др.). Данный аспект влияния страха вообще, страха смерти – в частности, еще предстоит исследовать.
Под влиянием страха происходят также изменения сознания и самосознания личности, изменяются подсознательные познавательные процессы. Переживающий страх человек может специфическим образом проецировать свои представления (сохраненные в памяти образы) на окружающее пространство.
Убедительным примером конверсии личности под влиянием страха смерти и последующих переживаний приводят Станислав и Кристина Грофы в одной из своих книг. Одна молодая женщина рассказала им следующее:
«За те несколько секунд, пока мой автомобиль был в движении, я испытала ощущения, которые, казалось, охватили века. Необычайный ужас и всепоглощающий страх за свою жизнь быстро сменились ясным сознанием того, что я умру. Как это ни странно, одновременно пришло такое глубокое ощущение покоя и мира, какого я никогда раньше не испытывала. Казалось, я перемещалась с периферии своего существа – тела, заключавшего меня – в самый центр моего «Я», место невозмутимого спокойствия и отдохновения… Время как бы исчезло; я наблюдала свою собственную жизнь: она проходила передо мной, как фильм, очень быстро, но поразительно подробно. Достигнув границы смерти, я как бы оказалась перед прозрачным занавесом. Движущая сила опыта влекла меня через занавес – я была все еще абсолютно спокойна, – и вдруг я осознала, что это не конец, а, скорее, переход. Описать мои дальнейшие ощущения я могу только следующим образом: все части моего существа, чем бы я в тот момент ни была, ощущали континуум за тем, что я раньше считала смертью. Я чувствовала, что сила, направлявшая меня к смерти, а потом за ее пределы, будет вечно вести меня в бесконечную даль». – Это хорошее описание первого этапа умирания. Неплохо описывается также выход души из тела и то, как она наблюдала все происходящее, в том числе на свой разбитый автомобиль, свои раны и все прочее извне, и как все пространство вокруг было залито ярким светом.
Для проблемы психологической конверсии непосредственны интерес представляет то, что рассказывает эта реанимированная женщина дальше: «Я ощутила счастье и бьющую через край радость, несмотря на драматизм обстановки, и это состояние сохранилось в течение нескольких дней в больнице. Это происшествие и связанный с ним опыт полностью изменили мое мировоззрение и понятие о существовании. Раньше я не особенно интересовалась вопросами духа и считала, что жизнь заключена между рождением и смертью. Мысль о смерти всегда меня пугала. Я верила, что «мы проходим по сцене жизни лишь однажды», а потом – ничего. Попутно меня мучил страх, что я не успею осуществить в жизни все, чего хочу. Теперь я совершенно по-другому представляю мир и мое место в нем. Мое самоощущение превосходит представление о физическом теле, ограниченном рамками времени и пространства. Я знаю, что я часть огромного безграничного творения, которое можно назвать божественным»[46].
Здесь хорошо описывается процесс клинического умирания. Но особенно интересно описание тех личностных изменений, которые претерпела эта женщина. Перед нами убедительный случай конверсии личности под влиянием переживаний клинической смерти.
Отмечу еще раз, что конверсия личности означает возникновение у личности таких психических черт, которых не просто не было у нее, а, что еще важнее, у нее были противоположные черты. Например, в данном случае: а) отсутствие веры в загробную жизнь сменилось верой в реальность такого мира; б) вместо страха смены появилось не просто состояние отсутствия такого страха, сколько ожидание благодати, и т. п. – Настоящая конверсия есть превращение типа личности в свою противоположность, пусть частичное. Бывают различные уровни конверсии, этот процесс в разных случаях имеет различный по широте охват – от глобального до поверхностного.
§ 18. Почему пожилые люди меньше боятся смерти, чем молодые
Да, имеет место с первого взгляда парадоксальное явление: пожилые и старые люди меньше боятся смерти, чем молодые, во всяком случае – до непосредственного начала процесса умирания. Как объяснить данный феномен? Я предполагаю. что следующие объяснения в какой-то степени отвечают на данный вопрос.
1) Пожилые люди уже имеют за своей спиной длительную историю жизни, они уже пережили многие события и приобрели опыт, что можно считать успехом, завоеванием (многим даже это не удается). Поэтому они считают, что если даже в ближайшее время умрут, главное уже сделано: жизнь прожита.
Между тем у молодых вся жизнь или значительная ее часть еще впереди, и им страшно умереть не использовав те возможности, которые им предоставлены природой. Жизнь (предстоящие годы) – это богатство, которое дается один раз и которого они не хотели бы лишиться. Старые же люди уже худо – бедно использовали это богатство.
2) Вторая и очень важная причина следующая: большинство пожилых людей становится фаталистами, причем преимущественно внешнего типа[47]. Они принимают реальность так, как она есть, смиряются с неизбежностью смерти. Такая мудрость возникает не сразу, у молодых ее нет, поэтому и они боятся смерти.
3) У пожилых людей страх смерти смягчается, превращаясь в умеренную тревогу, поскольку многие из них надеются, что есть другая жизнь после смерти. Эта неизвестная жизнь и новые для человека загробный мир вызывают у них тревогу, но не такой страх, какой возникает у молодых, а также у атеистов, которые убеждены, будто после земной жизни другой жизни (формы существования индивидов) больше нет.
Уже по этим трем причинам пожилые люди не боятся смерти или переживают только умеренную тревогу. Не исключено, что есть и другие причины, например, у тех, кто сознательно желает умереть.