На чем играют для морского царя?
Какому музыкальному инструменту людская молва приписывала волшебную силу? У разных народов этот инструмент назывался по-разному. И истории о нем у каждого народа свои. У древних греков, например, это миф о певце и музыканте Орфее. Он так искусно играл на лире, что растения склоняли ветви, камни сдвигались, а дикие звери становились смирными и покорными.
У русского народа был свой легендарный музыкант, свой герой, но не мифа, а былины. Звали его Садко. О чем же рассказывает посвященная ему былина? Жил Садко в городе Новгороде и играл на пирах у богатых купцов. Но слишком смелыми были его песни, не понравились они богатеям, перестали его звать на пиры. Загрустил тогда Садко и пошел к Ильмень-озеру. Сел на берег, взял гусли и запел. А Ильмень-озере жил Морской Царь. Услышал он, как красиво поет гусляр:
«Кабы была у меня золота казна…
Кабы была у меня дружинушка хоробрая (храбрая)».
И так растрогало Морского Царя искусство Садко, что решил он ему помочь. Взял он гусляра с собой на дно морское и попросил сыграть. Как только ударил по струнам гуслей музыкант, не выдержал Морской Царь и пустился в пляс. Заходили волны по синему морю, поднялась такая буря!..
Когда Царь вдоволь навеселился, Садко запел совсем другую песню, нежную и спокойную. Очень она понравилась Морскому владыке, но больше всего его дочери, царевне Волхове.
Говорит Морской Царь Садко: «Бери мою дочь в жены! Будешь жить в нашем царстве да играть на гуслях звонких». Но не захотел гусляр навечно остаться в морской пучине. А царевна ему шепчет: «Соглашайся, Садко. Я помогу тебе». Обвенчал их Морской Царь, и отправились они на землю. Научила Волхова, Садко какой разговор нужно вести с купцами: «Ты, говорит, пойди к ним и скажи, что в Ильмень-озере водятся золотые рыбки. Заложи свою буйну голову и бейся об заклад».
Богатые купцы посмеялись над гусляром, но все-таки заложили свои лавки с товаром. А Садко связал шелковый невод, закинул его в воду и поймал три рыбки Золото-перо! Помогла ему царевна, но сама превратилась в речку. А купцам пришлось отдавать проспоренное. Обо всем этом и о дальнейших странствиях Садко рассказывает былина.
А что же это за инструмент такой – гусли, игрой на которых прославился Садко? Появились они очень давно. Древний человек натянул струны на доске, и возник музыкальный инструмент. Это могла быть и арфа, и лира, и кифара и гусли. У разных народов существовали похожие музыкальные инструменты. На территории Древней Руси нашли «пятиструнник», струны которого навязывались из жил (то есть из сыромятных ремней). Играли на нем плектром – перышком или тонкой пластинкой (из слоновой кости или дерева). Такой инструмент был одной из разновидностей древних гуслей. Впервые русские гусли упоминаются в VI веке. Их название происходит от древнеславянского слова «густы», что означает «гудеть». А так как гудела струна, то она получила название «гусла». Таким образом, гусли – это «гудящие струны». Сначала струны закрепляли на доске. Потом заметили, что звук получается более громкий и гулкий, если струны натянуть поверх специально выдолбленного в виде корыта ящика. Кроме того, ящик сверху покрывали тонкой деревянной или кожаной пластинкой – декой. Звук тогда получался более насыщенным и долгим. Большое значение имел вид дерева, из которого делали гусли. Обычно корпус выдалбливали из сосны или ели, а деку – из явора. Отсюда пошло название – гусли «яровчатые» (точнее «яворчатые»).
Гусли были известны не только в Новгороде, но и в древнем Киеве. На них играл легендарный сказитель и музыкант Баян:
«Баян же, братья, не десять соколов
На стаю лебедей напускал.
Но свои вещие персты на живые струны воскладал.
Они же сами князьям славу рокотали».
В XVII в. появились «столовые» гусли. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или приделывали к нему ножки. А уже к концу XIX в. в России существовали три основных вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые гусли кладут на колени, а струны защипываются пальцами обеих рук. Позднее звук стали извлекать плектром, и он стал ярче и звонче. На звончатых гуслях можно также играть и бряцанием (т. е. проводить пальцами по всем струнам), как на балалайке, а можно и извлекать аккорды, как на арфе. В начале XX в. конструкторы усовершенствовали звончатые гусли и создали несколько их разновидностей: пикколо, прима, альт и бас. Исполнять одноголосные мелодии на звончатых гуслях несложно. Нужно только защипнуть струну, которая соответствует звуку мелодии. Другие гусли – щипковые – были похожи на арфу и цимбал. Струны защипываются пальцами обеих рук, поэтому гусли и называются – щипковые. Струн на этом инструменте более 60. А еще были гусли клавишные. Их создал Н. Фомин. Они такие же как и щипковые гусли, и даже устроены также. Но только струны этих гуслей расположены горизонтально, а еще у них есть ящик со специальным механизмом. Он управляет струнами. На краю ящика размещены клавиши, как у фортепиано. Очень красиво звучат на этих гуслях аккорды.
А еще можно играть дуэтом на щипковых и клавишных гуслях.