Про что поет Петрушка?
Россия всегда была очень большая страна, а в старину еще больше, чем теперь. Даже в Америке, и то были русские земли. И, конечно, в такой большой стране жили не одни только русские, но и всякие другие народы.
А когда разные народы живут рядом, они чему-нибудь, да и научатся друг от друга.
В России иногда даже забывали, кто чему у кого научился? От этого получалась путаница, и очень забавная путаница.
Например, царь Петр I задумал однажды устроить большой маскарад. Петр вообще любил маскарады, а большие особенно. В его время маскарады были не то, что сейчас. Сейчас – нарядятся мальчики в зайчиков, а девочки в снежинок, и пошли встречать Новый год. А в старину в маскарадах участвовали не только дети, но и взрослые. Притом маскарады были большие, они длились целый день. Их часто устраивали на улицах и на площадях города.
И кого только нельзя было увидеть на старинных маскарадах! Удивительные звери, иностранные цари и короли… Даже иногда изображали то, что и увидеть-то вообще нельзя.
Любили, например, изображать Правосудие. Мы бы теперь, конечно, задумались:
– А кто это – Правосудие? Мужчина или женщина? Зверь или птица? По правде оно есть или его придумали, и живет Правосудие только в сказках?
А дело-то все в том, что Правосудие – ни мужчина, не женщина, не зверь, не птица. И даже не рыба.
Правосудие – это так в старину называли справедливость. И как же нам изобразить справедливость? А очень просто!
Человеку завязывают глаза, в одну руку дают весы, а в другую – острый меч. И пожалуйста, готово: маскарадный костюм Правосудия…
Глаза человеку завязывают, потому что справедливые люди не смотрят: друг или враг просит справедливости? Зато взвешивают, словно на весах: кто прав, а кто виноват. И чтобы справедливыми были не только слова, но и дела, маскарадной фигуре Правосудия дают меч. Этот меч должен защищать тех, кто прав… Вот такие маскарады были в старое время.
Однажды Петр велел, чтоб на маскараде были представлены все народы, которые живут в России.
И не просто представлены, а чтобы одеты были в свои народные костюмы. И каждый народ чтобы нес свои народные инструменты. И Петр даже написал, какие инструменты. Правда, царь кое-что напутал и всем калмыкам велел быть на этом маскараде с русской балалайкой. Уж как калмыки играли на чужом, незнакомом инструменте – неизвестно. Наверное, не очень хорошо. Хотя, сможет быть, и хорошо. Ведь народы в России жили по соседству и кое-что друг у друг перенимали. Например, русские научились у итальянцев представлять в театре итальянский кукольный спектакль про веселого героя, которого звали Пульчинелла. По правде говоря, итальянцы в России не то чтобы никогда не жили, но их всегда было очень мало. Зато что это были за итальянцы! Цирковые артисты, оперные певцы. И, самое главное – шарманщики.
Папа Карло, прежде чем вырезать из полена деревянного сыночка, тоже ведь был шарманщиком. Он ходил по дворам, играл на шарманке и пел песни. А потом снимал шляпу, и слушатели кидали ему мелкие монеты… То же самое делали итальянские шарманщики в России. Только их шарманки должны были научиться петь русские песни чтоб понравиться слушателям, которые по-итальянски, вообще-то ничего не понимают. И шарманки научились, например, такой песне.
По улице мостовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой,
За ней парень молодой.
Кричит: «Девица, постой!
Пойдем вместе за водой,
За холодной ключевой!»
«Ах, ты парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ —
Мой батюшка у ворот:
Зовет меня в огород
Чесноку-луку полоть.
Я по цветкам пойду,
По лазоревым гулять,
Цвета алого искать.
Не нашла цвета ала
Супротив дружка мила.
Ах, мой миленький хорош —
Чернобров, душа, пригож,
Мне подарочек принес,
Подарочек дорогой —
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок —
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить —
Хочу так дружка любить!»
В некоторых шарманках наверху были еще и куклы. Они плясали под музыку, когда крутилась ручка шарманки.
Сначала куклы были в итальянских костюмах, но потом они надели русские платья. Музыка шарманки сопровождала итальянский очень смелый спектакль про проделки Пульчинеллы. Пульчинелла был очень носатой и горбатой куклой. Он разговаривал писклявым голосом, и все у него из рук валилось! Постепенно русские артисты освоили и Пульчинеллу, и шарманку. Шарманка знала русские песни. А Пульчинелла стал Петрушкой. Спектакли с Петрушкой происходили так: где-нибудь во дворе или на городской площади появлялся шарманщик с помощником. Помощник ставил на землю легкие ширмы или привязывал между двух деревьев веревку и вешал на нее занавес. А покуда помощник хлопотал, шарманщик играл, и наверху его шарманки танцевали куклы… Но вот все готово! Из-за занавеса с визгом вылетает Петрушка – в красной рубашке, в колпаке, в лаковых сапожках. Он появляется и кричит:
– Эй, музыкант!
– Чего тебе? – отвечает шарманщик.
Театр Петрушки – особенный театр. Главный актер Петрушка разговаривает со зрителями и с шарманщиком. И потому публика тоже участвует в представлении вместе с музыкантом и куклами. Петрушка говорит, что хочет жениться. Он приводит невесту, чтобы показать шарманщику. А шарманщик играет «Камаринского», и Петрушка с невестой очень смешно пляшут.
Музыка тоже очень важное действующее лицо в спектакле с Петрушкой. Петрушка веселиться – и музыка звучит веселая. А когда Петрушка грустит – то и музыка бывает печальная. А печалиться Петрушке есть от чего. Мало того, что хочет он жениться, ему ведь еще лошадь нужна. И вот приходит Цыган и продает Петрушке лошадь. То есть Цыган-то хочет продать, но не на того напал! Петрушка его прогоняет палкой, под смех зрителей и веселую музыку шарманки. Петрушка садится на лошадь, и – вдруг падает! Лошадь-то он купил, а ехать-то на ней не умеет.
– Доктора, доктора! – кричит Петрушка.
Тут появляется Доктор. Ничем он Петрушке помочь не может и только говорит:
– Плати за лечение!
Петрушка и его прогоняет палкой. И все под веселую «Камаринскую» или под «Барыню».
Хоть музыка и очень важна в спектакле с Петрушкой, но почти никогда не поют и не играют произведения целиком. Это ведь очень небольшой кукольный спектакль – всего полчаса он идет. Поэтому звучат только очень недлинные мелодии. А чем короче мелодия, тем она должна быть ярче. Ведь за недолгое время она должна нарисовать характер героя. И песнями и танцами Петрушке это удалось. Но как! Когда Петрушка всех разгоняет палкой, о его поведении узнает Квартальный. Это кукла изображает полицейского. Квартальный приходит, чтоб забрать Петрушку в солдаты. Петрушка ужасно печалится. Он кричит шарманщику:
– Музыкант, играй печальную песню!
И шарманщик играет, и Петрушка поет эту саму «печальную» песню:
Чижик-пыжик,
Где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Захмелело в голове!
Не очень-то печальная песня, честно говоря… Но Петрушка долго грустить не умеет. Он и Квартального прогонит палкой, и опять будет плясать под веселую музыку. А в самом конце спектакля вдруг появляется Черт или Собака и утянут Петрушку. Но он и здесь не растеряется – а только заверещит:
– Ах, дурашка, порвешь рубашку!
И зрители опять засмеются в самом конце спектакля.