Вы здесь

Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).. Кто такой «отставной козы барабанщик»? (А. А. Гяурский, 2013)

Кто такой «отставной козы барабанщик»?

Все люди обязательно где-нибудь и как-нибудь работают. Или хотя бы учатся. Но учиться – это тоже работа. Так что и те, которые учатся, они тоже работают.

И не только люди работают. Даже Крокодил Гена, и тот работал в зоопарке крокодилом. Такая у Гены была профессия, пока он не встретил Чебурашку. А когда Крокодил Гена встретил Чебурашку, они вместе стали строить дом для друзей. И теперь и у Гены, и у Чебурашки, у обоих стала профессия: строители дома для друзей. Профессия – это та работа, которую человек умеет делать лучше всех других работ. А все люди умеют разное. Одни лучше играют на трубе, чем водят машину. То есть машину они тоже водят хорошо, на красный свет никогда не ездят и в аварии не попадают. Но все-таки на трубе эти люди играют лучше. И не только на трубе, но и на баяне, пианино или на скрипке, или еще на каком-нибудь инструменте. Эти люди – музыканты. Это их профессия. А водить машину – это их увлечение. А некоторые наоборот: лучше водят машину, чем играют на пианино, гитаре, трубе или флейте. Такие люди называются: водители, или шоферы. Водить машину – это их профессия. А если шоферы иногда играют на каком-нибудь музыкальном инструменте, то говорят, что эти люди увлекаются музыкой.

Словом, разные есть профессии на белом свете. А иногда профессии бывают очень даже странные и не совсем понятные. Давным-давно, лет сто назад, была, например, такая профессия: отставной козы барабанщик.

Сейчас даже и непонятно, что это за коза такая, и зачем ей вообще барабанщик, и тем более – отставной. А раньше все про эту самую козу знали и очень ее любили и ждали. Потому что в стародавние времена во всех городах и селах очень любили представление, которое называлось «медвежья комедия» или «медвежья потеха». Эта забава пришла в Россию из Венгрии. Сейчас в Венгрии нет медведей, а тогда были. И венгерские цыгане учили медведей разным забавным штукам и ходили с медведями по всей земле. Ученые звери давали представление. Их спектакль не был похож на тот, который сейчас показывают в цирке. Современные цирковые медведи играют в мячик, жонглируют, ходят по бревну, вертятся на турнике и даже ездят по арене на мотоциклах и велосипедах. В цирке медведи все делают очень ловко, и потому смотреть на них очень интересно. Жонглировать или вертеться на турнике сложно даже человеку, а уж медведю… Медведь – он же такой неуклюжий увалень! А на самом деле никакой медведь не увалень. Он очень ловкий зверь, скорый и сильный. Медведь может пробежать за час сто километров, а это очень много. И когда он показывает цирковые номера, еще неизвестно, кто над кем смеется: зрители над медведем или медведь над зрителями. Зрители думают, что медведь неуклюжий, а медведь про себя правду знает. И, наверное, смеется над доверчивыми зрителями. Жонглировать или ездить на велосипеде – для него совсем не трудно, это ему потеха. Когда медведь живет на воле – он и не такие еще штуки показывает. Большой и тяжелый, медведь превосходно прыгает, плавает, лазит по деревьям, ловит лапой в воде быстрых маленьких рыбок и даже ходит по скользкому бревну не хуже, чем акробат под куполом цирка.


В старинной медвежьей комедии медведь не показывал ни силу свою, ни ловкость. Он просто делал то, что делают люди, и получалось ужасно смешно! Например, вожак – так тогда называли дрессировщика – говорил: – Покажи-ка, Мишенька, как малые ребята горох воруют! И огромный медведь ложился на землю и полз, чтоб не заметили. Потом подползал к воображаемому гороховому полю, рвал будто бы стручки, клал их себе в рот и вкусно-превкусно чмокал, когда жевал.

Когда большой зверь изображает маленьких детишек, это уже смешно. А когда этот зверь – медведь, очень похожий на человека… Похожий – а не человек. Словно кто-то нарисовал на человека карикатуру, рисунок, показывающий смешные черты человека. Ученые медведи представляли, как солдат идет с ружьем. Медведю давали палку, и он маршировал, словно с ружьем. А чтоб медведь шел, как солдат на параде, вожак бил на барабане марш. А чтоб было совсем смешно, в комедии участвовал еще один артист. Точнее, артистка, – Коза. Хотя все-таки – артист. Во-первых, женщины-артистки в этих представлениях не участвовали: медведь – зверь серьезный и опасный. Не женское это занятие – медведя по городам и деревням водить. А во-вторых, Козой наряжали молодого и ловкого мужчину, плясуна и певца. Иногда Козой были мальчики, но все равно, они должны были быть очень ловкие. Медведь во время представления словно передразнивал людей. Он показывал, как девицы перед зеркалом красятся и румянятся. Или как старушка печет блины, а блины-то у нее все горят. Или как толстый-претолстый купец чай из самовара пьет, и целое ведро выпивает.

Медведь передразнивал людей, будто говорил им:

– Смотрите: вот вы какие!

А артист, наряженный Козой, передразнивал медведя. Но только ведь медведь все делал очень серьезно. Он все-таки зверь, хоть и похож на человека. И медведю очень не нравилось, что его дразнит Коза.

Люди, когда их дразнят, смеются. Но совсем не то звери! Звери очень сердятся, когда кто-нибудь изображает их повадки. Звери понимают, что их дразнят, а посмеяться сами над собою не могут. Даже очень умные звери. Этим они и отличаются от людей.

А если сердится медведь, то только уноси ноги! Поэтому Козой наряжали всегда только очень ловкого человека. Наряд Козе делали из большого мешка с дыркою наверху. Артист просовывал в дырку голову, а на голову надевал деревянную маску. Эта маска была похожа на козлиную морду, и делали ее их двух дощечек. Артист дергал за веревочку, и дощечки щелкали и выбивали ритм для медвежьей пляски.

То есть это только говорится, что медведь плясал, а на самом деле он очень сердился. Коза скакала вокруг него, бодала деревянными рогами и выщелкивала дощечками ритм для особой песни, которую вожак и Коза пели для медвежьей пляски:

Ну-ка, Миша, попляши,

У тебя ножки хороши!

Тили, тили, тили-бом,

Загорелся козий дом:

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завязил.

Ах, коза, ах, коза,

Лубяные глаза!

Песня пелась очень бойко. А мастерство медвежьего вожака и Козы было в том, чтобы всячески сердить зверя, чтобы он то приседал, то вставал на дыбы, то старался ударить Козу-барабанщика лапой. И все-таки нельзя было слишком уж рассердить медведя. С ним не справился бы тогда даже очень опытный медвежий вожак. Медвежья потеха появилась очень давно. В древние времена славяне считали, что люди произошли от медведей, и поэтому очень уважали и почитали этих животных. И конечно, никому бы тогда и в голову не пришло водить медведя на цепи, дразнить его и смеяться над ним. От тех давних времен остались очень уважительные народные обращения к медведю: «Михайло Потапыч» или «господин Топтыгин». Но в X в. славяне стали христианами и выяснилось, что медведь – сам по себе, а человек – сам по себе. Хотя они и очень похожи друг на друга. С тех пор и появилась медвежья потеха.

Люди перестали бояться медведя, и начали над ним смеяться:

– Он такой же, как мы! Только еще смешнее!

А смеяться тогда почему-то считалось неправильным делом. И русские цари всё время приказывали, чтоб больше не было медвежьей потехи. Запрещаться-то она запрещалась, да только вот сами цари были большие охотники до этих представлений. В XVI в. царь Иван Грозный выписывал к себе на свадьбу в Москву вожаков с медведями из самого Новгорода. А для тех времен это был путь неблизкий. Медвежья комедия была профессией не только для медведей, но и для очень многих людей. В некоторых селах Нижегородской, Ярославской и Вологодской губерний крестьяне только тем и занимались, что дрессировали медвежат. Потом медвежата вырастали и отправлялись вместе с хозяевами давать представления. Особенно много ученых медведей было в Сергачском уезде Нижегородской губернии. Там в некоторых селах проживало больше ста ручных зверей! И все они работали: ходили по Руси и разыгрывали комедию, обязательно с участием Козы-барабанщика. Поэтому медвежью потеху иногда называли «сергачской забавой», а вожака и медведя звали одним именем – «сергачи». А в местечке Сморгоны была даже целая «медвежья академия», где учили множество медвежат.

Медвежьи потехи закончились в 1866 г. Тогда было запрещено «водить медведей для потехи народа».

В то время в России появилось Общество покровительства животным. Общество считало, что с медведями жестоко обращаются, когда заставляют давать представления. И всех ученых медведей застрелили. Вожаки, наверное, очень переживали гибель своих друзей. «Ведь почти человек стал», – говорил один вожак. А артисты, бившие в барабан и наряжавшиеся Козой, тоже остались без дела, когда не стало медведей. С той поры и пошло: «отставной Козы барабанщик».