Вы здесь

Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).. Кто такие скоморохи? (А. А. Гяурский, 2013)

Кто такие скоморохи?

Скоморохи были музыканты в старинной Руси. Чтоб теперь быть музыкантом – нужно знать музыкальную грамоту и уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но этого было б мало, чтоб стать скоморохом! Современный музыкант не обязательно должен уметь говорить стихами, ходить по натянутому канату или выступать в цирке с ученой собачкой. А скомороху без всего этого нельзя обойтись. В старинной Руси не было ни театров, ни цирков, ни концертных залов. Вместо всего этого были скоморохи. Они ходили из города в город и всюду давали концерты.

Сейчас в концертах обычно выступают самые разные артисты. Одни читают стихи или рассказывают рассказы, другие поют песни, третьи пляшут, а некоторые играют, например, на пианино или на баяне. Но хоть в концерте участвуют разные артисты у любого концерта есть какая-нибудь общая тема. Например, если концерт посвящен какому-нибудь празднику, то все выступления тоже связаны с праздником. А если концерт музыкальный, то и музыкальные сочинения для него подбирают не как попало, а со смыслом. Допустим, бывают концерты из музыки, которую сочинили английские композиторы. И не просто английские, а те, которые жили в далеком-предалеком XVII в.

Или, наоборот, музыка русских композиторов, написанная для балетов. Или… Словом, перечислять можно долго. Ведь очень много о чем бывают концерты. И очень много на свете причин, чтоб устроить концерт. Но это сейчас. А прежде скоморохи приходили в город, и где-нибудь на площади давали представление, и показывали все свои таланты. А талантов скомороху нужно было иметь много и разных. Скоморошьи представления состояли из танцев и музыки, акробатических номеров и выступлений дрессированных животных. Ходя по канату, скоморох частенько пел какие-нибудь смешные песни. Да еще и играл на гудке или на гуслях, чтоб сопроводить пение. Наверное, это не очень-то просто ходить по канату, да еще и играть, и петь, и притом петь смешно. Но зрители были, конечно, в восторге.

Некоторые старинные скоморошьи песни дошли до наших дней. Но не везде эти песни помнят. Со скоморошьих времен прошло очень много лет, и в России появились и цирк, и театр, и концертные залы. Старинные песни забылись, и только в отдаленных областях страны их еще иногда поют.

Поют, например, на Севере, на берегах Белого моря, или на юге в казачьих землях. Вот одна из таких песен. А поется в ней… Да про что в ней только не поётся: и про блины, и про свинью, и про кота, и про девчонку. Настоящие скоморошьи песни они такие: в них поется про все сразу, и поэтому смешно.

Ой, блины, мои блины,

Вы блиночки мои! (2 раза)

Напекла я блины

На четыре стороны. (2 раза)

Никто блины не берет,

Никто даром не возьмет. (2 раза)

Только серая свинья

Понюхала и пошла. (2 раза)

За рекой огонь горит,

У свиньи живот болит. (2 раза)

За рекой огонь потух,

У свиньи живот опух. (2 раза)

Болит сердце, болит печенка,

За рекой живет девчонка. (2 раза)

Кабы лодочка была,

Она б ко мне переплыла. (2 раза)

Ры-та, ры-та, ры-та-та,

Вышла кошка за кота, (2 раза)

За кота котовича,

За Иван Петровича. (2 раза)

Как у котика-кота

Была мачеха лиха, (2 раза)

Она била кота,

Приговаривала: (2 раза)

«Ешь, кот, не тащи,

Еще шляпу не проси». (2 раза)

Кот ел, не тащил,

Еще шляпу не просил. (2 раза)

А когда представление только начиналось артист, наверное, жонглировал яблоками или сырыми яйцами и зазывал публику веселыми и складными словами.

Обычай зазывать людей на представление остался и после того, как скоморохов больше не стало. Например, в XIX в., во время больших ярмарок, ставили большие театры из досок и парусины. Их называли балаганы. Теперь бы мы сказали, что такие «театры» больше похожи на сараи, но тогда люди очень радовались и с удовольствием шли на представления. Да и как не пойти на представление, если у входа висит яркая-преяркая афиша, а на маленьком балкончике, прямо над входом в балаган ходит дед-зазывала в яркой красной рубашке! Ходит и кричит:

– Эй, сынок!

– Давай скорей звонок!

– Стой, прохожий! Остановись!

– На чудеса наши подивись!

– Барышни-вертушки,

– Бабушки-болтушки,

– Солдатики служивые

– И дедушки ворчливые!

Конечно, зазывала был совсем не дед, т. е. не старенький человек. Его только наряжали дедом: привязывали бороду из мочала, обували в лапти, а когда было холодно еще и одевали в овчинный тулуп, вывернутый шерстью наружу.


Некоторые «деды» еще играли на балалайке или на гармони и пели. Но чаще всего зазывала просто рассказывал всякие смешные вещи про себя самого и про людей, которые его слушают, и притом колотил себя по голове особым музыкальным инструментом. Этот инструмент был высушенный бычий пузырь с сухими горошинками внутри. Им можно ударить по голове очень сильно, но больно не будет: пузырь внутри пустой, и к тому же легкий и мягкий. Зато звук от удара пузырем довольно громкий. А громкий звук только и нужен, чтоб привлечь публику в балаган. Ведь никакие тихие инструменты никто не расслышит в шуме, который обычно бывает на ярмарках. Дед-зазывала подчеркивал ударами пузыря самые яркие и смешные слова, которые он говорил. Например, доставал дед откуда-то из-за пазухи большой лист бумаги. А на листе была нарисована какая-то дама.

Дед звонко хлопал себя пузырем по голове, и объяснял, кто она такая:

– А вот моей жены портрет,

– Только в рамку не вдет.

– У меня жена – красавица,

– Собаки увидят – лаются,

– А лошади прочь кидаются.

Нарисована там была, в самом деле не очень-то красивая дама. Публика смеялась, а дед снова гремел горохом в пузыре и рассказывал уже про другое.

Например, принимался хвалить представление в балагане:

– В программе женщина-паук

– Без ног и без рук,

– А еще жонглер с факелами,

– На лбу – самовар с горячими углями.

– Почтеннейшие господа, остальное все ерунда!

– Пять копеек за вход – небольшой расход.

Или вдруг объявлял лотерею:

Разыгрывается чайник!

Нет крышки, нету дна!

Зато есть ручка одна!

В речах деда-зазывалы все, как в скоморошьей песне: обо всем подряд, и как будто – о чем попало, и поэтому смешно. Наверное, так и древние скоморохи зазывали людей на свои представления. Или даже два скомороха прикидывались очень нескладными людьми. Одного звали Фома, а другого – Ерема. Они появлялись перед началом представления и разыгрывали смешные сцены – точь-в-точь, как клоуны в цирке. Иногда Фома играл какую-нибудь очень известную плясовую, а Ерема плясал. Фома играл и смешно фальшивил в музыке, а Ерема, когда плясал, попадал не в такт и все время падал.


Когда мы говорим о скоморохах, то очень часто говорим: «наверное» или «может быть». Скоморошье творчество почти не записывалось на бумагу. А записывать музыку на магнитофон или на компакт-диски в те времена не умели. И кино снимать тоже. Поэтому про скоморохов мы многое не знаем. И даже о том, что знаем – чаще всего просто догадываемся. Скоморохи исчезли в XVIII в. – тогда в России появилось много театров. А скоморошье искусство осталось жить в преданиях. И еще скоморохи довольно долго жили при царском дворе. Правда, придворных скоморохов чаще называли шутами, чем скоморохами. У русских царей было даже особое учреждение, которое заведовало царскими развлечениями. Оно называлось тоже очень смешно, по-скоморошьему: Потешный чулан. Потешный чулан, чтоб развлечь царей, иногда собирал очень много скоморохов. Например, когда женился дьяк Никита Зотов, воспитатель царя Петра I, была устроена огромная шутовская процессия. В ней был большой оркестр, игравший на косах, сковородках, пузырях с горохом. Шуты ехали верхом на свиньях и козах, в тулупах, вывороченных шерстью наружу. Царь Петр заставил быть скоморохами на этой свадьбе многих богатых и знатных людей. Эти люди были очень важные и считали, что быть шутом – даже в шутку – недостойное дело. Однако и сам Петр с удовольствием наряжался и скоморошничал. И очень важным людям ничего не оставалось, как быть шутами – по примеру царя. Но уже тогда, в начале 18 века, скоморохов на Руси уже не было. А придворные шуты исчезли меньше чем через сто лет.