Вы здесь

Журнал «АРХОНТ» № 1 (4), 2018. Баранов А. В. Конструирование этнотерриториальной идентичности как конфликтогенный фактор (на примере каталонского сецессионизма) (А. В. Бредихин)

Баранов А. В. Конструирование этнотерриториальной идентичности как конфликтогенный фактор (на примере каталонского сецессионизма)

Аннотация: статья посвящена выявлению роли конструирования этнотерриториальной идентичности в качестве конфликтогенного фактора сецессионизма в Каталонии (2005—2017 гг.). Внимание автора сосредоточено на политике идентичности партий и предвыборных коалиций, органов власти Каталонии.

Ключевые слова: этнотерриториальная идентичность, конструирование, конфликтогенный фактор, сецессионизм, Каталония.


Актуальность темы. Многие поликультурные общества в условиях глобализации испытывают нарастающие угрозы сецессионизма. Мировой экономический кризис активизировал сепаратистские движения. Особенно уязвимы полиэтничные страны, в которых децентрализация власти стала требованием этнических групп и региональных сообществ, а этнический и территориальный факторы политики совмещаются в высокой степени. К таким странам относится Испания. Модель «государства автономий», доказавшая свою эффективность при демократическом транзите 1976—1983 гг., все менее способна противостоять угрозам сецессионизма. Каталонский ненасильственный сецессионизм может стать модельным для Шотландии, Северной Италии, Фландрии и других регионов Европейского Союза.

Цель статьи – выявить роль конструирования этнотерриториальной идентичности как конфликтогенного фактора сецессионизма в Каталонии (2005—2017 гг.). Хронологические рамки работы определены от начала радикализации каталонского националистического движения до текущего кризиса, вызванного проведением незаконного референдума о независимости Каталонии 1 октября 2017 г.

Степень изученности проблемы. Л. Морено Фернандес определил влияние этнической и региональной идентичности на рост сепаратизма3. Представляет интерес сборник статей каталонских политологов, аргументирующих требования сецессии4. Роль исторической памяти в нациестроительстве Каталонии оценивается в работах Ж. Р. Льоберы5 и Г. Камена6. Языковая политика независимой Каталонии проектируется в статьях А. Бранчаделя7 и И. Мари8. Напротив, М. Бельтран де Фелипе дал системную критику сецессионизма9. Среди российских исследований отметим монографии Г. И. Волковой10 и М. В. Кирчанова11, статью С. М. Хенкина12. Политика идентичности сепаратистского движения оценивается в работах А. Н. Кожановского13 и Т. Б. Коваль14.

Идентичность понимается как самосознание, в основе которого – самоопределение индивидов, социальных и политических объединений, формирующее чувство принадлежности к «своему» сообществу и мнение об отличиях от «иных». Идентичность проявляется в совокупности относительно устойчивых и взаимосвязанных образов «своей» и «иных» общностей. Маркерами идентичности в политическом аспекте выступают цивилизационное самоопределение, приверженность государству, этничность, язык, религия, территориальность, идеологические и партийные ориентации. Виды идентичностей могут интегрироваться, образуя сложносоставную (гибридную) идентичность, но могут и конкурировать, вплоть до ценностных конфликтов. Ситуативные соотношения идентичностей выявляются на основе массовых анкетных опросов.

Каталонское сообщество имеет высокоразвитую идентичность, в том числе – историческую память о борьбе за независимость. В Каталонии сложилась сложносоставная идентичность сообщества – симбиоз и конкуренция национального, этнического, регионального, местного самосознания. Следует учитывать весомые особенности соотношения идентичностей в Каталонии в сравнении со всей Испанией. В 2008 г. из 7519 тыс. постоянных жителей автономного сообщества 65% считали себя каталонцами15. По данным Центра социологических исследований (2012 г.), в Каталонии 25% респондентов считали себя только жителем региона (по всей стране – 6%). Ещё 26% жителей Каталонии назвали себя в большей мере уроженцами региона, чем испанцами (среди всех жителей страны – 11%). В одинаковой мере ощущали себя уроженцами региона и испанцами 35% жителей Каталонии и 54% – респондентов по всей стране. В большей мере считали себя испанцами по 5% опрошенных в Каталонии и Испании, а только испанцами – 6% жителей Каталонии и 18% жителей всей страны1617.

Опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения Женералитата (правительства) Каталонии (июнь 2015 г., выборка 1050 чел., погрешность 3,0%), выявил: считают себя «как испанцами, так и каталонцами» 36,2%, «больше каталонцами, чем испанцами» 23,3%, «только каталонцами» 24,9%, «только испанцами» 5,3%, «больше испанцами, чем каталонцами» – 3,0% респондентов18. Критерием принадлежности к сообществу стал личный выбор каталонской идентичности (в том числе – многочисленными мигрантами из других регионов). Х. М. Ривера и Э. Хараис на основе данных Центра социологических исследований утверждают, что в 2016 г. исключительная региональная идентичность жителей Каталонии снизилась до 23,6%, но тренд долгосрочного роста данной идентичности (с 14,4% в 2010 г.) сохраняется19. При этом, по данным Института статистики Каталонии, родным каталонский язык является для 31,0% жителей сообщества старше 15 лет, языком идентификации – для 36,38%, а языком повседневного общения – для 36,29% (2013 г.)20. Двуязычие глубоко укоренено. Итак, каталонская идентичность во многом конструируется, а не наследуется.

Для этнополитической мобилизации сепаратисты умело используют исторические события. Годовщина разгрома каталонского движения за независимость (11 сентября 1714 г., «Диада») превращена в день массовых демонстраций под лозунгами: «Мы – самостоятельная страна», «Каталония – не Испания», публично сжигаются изображения монарха и государственный флаг.

В 2006 г. парламент Каталонии добился принятия новой редакции Статута автономного сообщества. В нем каталонцы впервые названы нацией; закреплено обязательное знание и употребление в сообществе двух языков (кастильского и каталанского), качественно расширены полномочия автономного сообщества в международных отношениях, судебной системе и финансах21.

Дабы объяснить позиционирование электората по вопросам независимости, обратимся к итогам социологических опросов. Центр исследований общественного мнения при Женералитате провел опрос 2000 чел. в феврале 2015 г. (погрешность 2,69%). За независимость Каталонии выступали 44% респондентов, 48% – против. Партийные симпатии почти поровну распределились между сецессионистскими партиями: «Демократической конвергенцией Каталонии» и «Левыми республиканцами Каталонии», а третье место поделили партии – сторонницы государственного единства: «Подемос» и «Ciutadans» («Граждане»)22. Сравнивая идентичность сторонников партий, выявляем весомые различия. Считают себя только каталонцами 90,7% сторонников ЛРК, 84,1% – «Демократической конвергенции Каталонии», и только 9,3% электората Народной партии, 18,7% – «Подемос», 14,4% – Партии социалистов Каталонии (отделения ИСРП). Напротив, в наибольшей мере считают себя испанцами избиратели Народной партии (25,7% из них), «Ciutadans» (15,6%), социалистов (12,6%)23.

Аналогичное исследование в июне 2015 г. показало 50% противников независимости и 42,9% её сторонников. Нарастает неопределенность партийных ориентаций, повышается доверие только в отношении новых партий – «Подемос» и «Ciutadans»24. То, какие проблемы каталонцы считают важнейшими, характерно для левого и левоцентристского электората. На первое место опрошенные поставили занятость и забастовки (60,5% ответов), а взаимоотношения Каталонии и Испании считают важнейшими 28,9%. Независимое государство считают наилучшим устройством Каталонии 37,6% респондентов, статус субъекта федерации в Испании – 24%, а 29% – за сохранение автономного статуса25. Коалиция сторонников независимости спешила провести внеочередные выборы, чтобы сохранить влияние. Важно, что 27,5% опрошенных не доверяли ни одной из партий – вдвое больше, чем доверие наиболее популярной ЛРК (14,4%). Это свидетельствует о росте ситуативного голосования, открывает простор для манипулятивных технологий.

Другой опрос, проведенный службой «Метроскопия» 24—26 июня 2015 г., выяснял проективную оценку референдума о независимости. Если бы в бюллетенях была возможность выбрать федеративное устройство, то поддержали бы независимость 29%, статус субъекта федерации с «новыми, гарантированными, исключительными правами» Каталонии – 46%, сохранение нынешнего статуса Каталонии – 17%26. Представляет интерес сравнение электората партий. Сепаратизм поддерживают 74% сторонников ЛРК и 75% – левой партии «Кандидатура народного единства», 56% – правоцентристской «Демократической конвергенции Каталонии». Напротив, унитарное государство с автономиями отстаивают 63% избирателей Народной партии. «Третий путь» – федерализм предлагают 70% сторонников ИСРП, 66% – «Подемос», 62% – «Инициатива за Каталонию – зеленые и Объединенные левые», 50% избирателей «Ciutadans»27.

Анкетный опрос, проведенный службой «Метроскопия» 20—22 июля 2015 г., прояснил отношение каталонского сообщества и испанцев в целом к независимости региона. Если в самой Каталонии 47% считают, что независимость принесет добро сообществу, то в остальной Испании так думают 10%. Называют независимое государство более-менее определенным проектом 32% в Каталонии и 13% – в остальной Испании. В Каталонии 60% опрошенных полагали, что возможность договориться с Испанией нереальна. В остальной части страны 55% респондентов назвали договор, который предотвратит распад государства, реальным28.

Важным размежеванием идентичности является отношение к территориальному устройству и его коренной реформе. Cудя по опросу Королевского института Элькано (пропорциональная выборка 1002 чел. старше 18 лет, ноябрь 2015 г.), общественное мнение Испании разделено поровну в отношении конституционной реформы. Среди респондентов 30% считают «очень хорошим» предложение превратить Испанию в федеративное государство; 12% – «хорошим»; 28% – «плохим» и 14% – «очень плохим». Важно, что в Каталонии федерализацию Испании поддержали 63% опрошенных. Поддержка федерализации отчетливо сосредоточена среди сторонников левых партий (61%) и молодежи (51%)29. Последовательная и полноценная федеративная реформа не проведена, консенсус партий по вопросу реформы отсутствует. ИСРП и «Подемос» поддерживают осторожную федерализацию, а Народная партия и «Граждане» непримиримо отстаивают статус кво.

На выборах 2010 г. относительное большинство, как и долгое время ранее, получила правоцентристская коалиция «Конвергенция и союз» (38,7% голосов), в 2012 г. ее поддержка снизилась до 30,7%, а в 2015 г. коалиция распалась на сторонников и противников независимости. Левые республиканцы Каталонии (ЛРК), напротив, смогли нарастить свою поддержку электората с 7 до 13,7%, что объясняется экономическим кризисом. Выросла с 7,4 до 9,9% поддержка коалиции «Зелёные» – «Объединённые левые». В лагере сторонников государственного единства происходило падение влияния Социалистической партии Каталонии (СПК, отделения ИСРП) с 18,3 до 14,4%, которое возмещалось ростом популярности «Граждан» с 3,4 до 7,6% при стабильности электората НП (12,3 и 13,0%)3031.

На региональных выборах 2015 г. прагматическая коалиция «Вместе за Да» («Junts pel Si»), объединившая правоцентристов Демократической конвергенции Каталонии и левоцентристов ЛРК, набрала 39,5%, то есть состоялся умеренный спад их совокупного влияния. Опросы доказывают, что внутри коалиции ЛРК стала преобладать по влиянию над правоцентристами. Неожиданной стала популярность левой «Кандидатуры Народного единства», выступившей за независимость, – 8,2% голосов. Среди сторонников государственного единства на первое место вышли «Граждане» – рост с 7,6 до 17,9%. Успешно выступила и впервые созданная коалиция «Каталония – Да, это можно» («Catalunya Si que es Pot») под леворадикальными лозунгами «Подемос» – 8,9%. Продолжился серьёзный спад поддержки НП – с 13,0 до 8,5% и СПК – с 14,4 до 12,7%3233. То есть, налицо устойчивый дрейф избирателей влево и вытеснение «исторических партий» новыми, имеющими гибкую коалиционную структуру. Кстати, данную тенденцию мы прогнозировали еще в 2013 г34. «Граждане» явно побеждают в Каталонии НП и СПК, становясь наиболее влиятельной силой в пользу сохранения государственного единства.

Х. М. Ривера и Э. Хараис установили позиционирование основных партий Каталонии по важнейшим вопросам политического процесса на основе опросов «экзит-полл» в сентябре 2015 г. Так, среди сторонников «Вместе за Да» поддерживали независимость 92,2% (столько же – в электорате «Кандидатуры Народного единства»). Напротив, в числе голосовавших за левую коалицию «Catalunya Si que es Pot» / «Каталония: Да, это можно» («Подемос») сторонников независимости 23,8%, а среди сторонников ИСРП – 6,2%, НП – 3,1%. Наиболее унитаристски настроен электорат «Граждан» (лишь 2,3% сецессионистов)35. Итак, состоялась поляризация политических партий региона и их электората по вопросу политического статуса Каталонии.

Важной чертой каталонской партийной системы является ее территориальная неоднородность в сравнении четырёх провинций: Барселоны, Жироны, Льейды (Лериды) и Таррагоны. Поддержка «Junts pel Si» в космополитичной Барселоне составила в 2015 г. 36,0%, а в более традиционалистской Жироне 56,1%; поддержка «Catalunya Si que es Pot» – соответственно, 10,4 и 4,8%; голосование за «Граждан» – 18,9 и 12,6%36. Сецессионисты опираются, прежде всего, на малые города и сельские местности.

Обобщим особенности партийной системы Каталонии в сравнении с общеиспанской. Судя по результатам выборов в парламент автономного сообщества, его партийная система более фрагментирована, чем национальная. В Каталонии сформирована обособленная партийная система. Региональные партии вовлечены в два конфликта: с центральными властями и «происпански» настроенными силами внутри сообщества. Партии Каталонии делятся на три направления. Представители первого выступают за независимость (недавно распавшаяся правоцентристская коалиция «Конвергенция и союз» (КиС), ее наследница «Вместе в поддержку «да» («Junts pel Si») и Левые республиканцы Каталонии – ЛРК). Второе направление предлагает федерализм (Испанская социалистическая рабочая партия, «Podemos» – «Мы можем»). Третье направление отстаивает общеиспанскую идентичность и сохранение унитарного государства (Народная партия), «Ciutadans» – «Граждане».

Опираясь на непрочное большинство в каталонском парламенте (72—73 депутатских места из 135), контролируя должности спикера парламента (К. Форкадель) и главы Женералитата (К. Пучдемон), сторонники независимости предложили «дорожную карту» сецессии. Важным компонентом успеха они считали гегемонию в информационно-коммуникативном пространстве Каталонии, применяя методы манипулирования общественным мнением, актуализируя историческую память о конфликтах с центральной властью, стремясь представить Мадрид «авторитарным» и нарушающим право наций на самоопределение. Партия «Левые республиканцы Каталонии» (ЛРК) во главе с вице-председателем Женералитата О. Жункерасом претендует на создание независимого государства всех «каталонских земель» (включая часть Южной Франции, анклавы на Сардинии, а также Валенсианское сообщество и Балеарские острова)37, что не находит поддержки в данных регионах.

Незаконный референдум о независимости Каталонии 1 октября 2017 г. подтвердил шаткое равновесие между сторонниками и противниками сецессии в региональном сообществе. По официальным данным Женералитата, явка составила 2286217 чел. (43,03% имеющих право голоса). В числе явившихся проголосовали за независимость 2044038 чел. (90,18%), против – 177547 (7,83%), а 1,98% бюллетеней были признаны недействительными. Подтвердились различия в уровне поддержки независимости между жителями равнинных и горных местностей; самая низкая поддержка сецессии – в Барселоне38.

Исход политического кризиса 2017 г. в Каталонии ещё неясен. Можно предполагать два сценария развития конфликта. Во-первых, переговоры между центральной властью и органами власти Каталонии, что даст сторонникам сецессии передышку и возможность повысить свою общественную поддержку. Во-вторых, роспуск органов власти Каталонии, приостановка действия Статута автономного сообщества и аресты активных участников сецессионистского движения. Это приведёт к переформатированию политической системы Каталонии, вынудит радикальные партии и общественные движения действовать вне правового пространства. Только в конце октября 2017 г. испанские институции власти сделали сложный выбор в пользу второго сценария, распустив парламент Каталонии и Женералитат, проведя аресты лидеров сецессионистской коалиции.

В любом варианте развития событий, конфликт не разрешён и требует кардинальной реформы политической системы Испании на основе диалога и конституционной реформы. На наш взгляд, самым продуктивным выходом из кризиса стала бы осторожная федерализация Испании по административно-хозяйственному, а не этнолингвистическому принципу наделения автономий полномочиями.

Литература:

Баранов А. В. Каталонский сепаратизм: факторы влияния на статус автономного сообщества// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология, 2013. №3. С. 28—38.

Бельтран де Фелипе М. Каталония и конституционный кризис в Испании// Неприкосновенный запас, 2015. №103 (5). С. 67—84.

Волкова Г. И. Испания и регионы: политические вызовы и приоритеты XXI века. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 336 с.

Кирчанов М. В. Националистическая модернизация (каталонский опыт). Воронеж: Научная книга, 2010. – 151 с.

Коваль Т. Б. Современная Испания: в лабиринте идентичностей// Культурная сложность современных наций. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 57—77.

Кожановский А. Н. Регионы Испании: технология попыток строительства наций// Испания на выходе из кризиса. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2015. С. 78—86.

Орлов А. А. Каталонский разлом: противостояние между сторонниками и противниками независимости// Обозреватель – Observer, 2016. №1. С. 92—102.

Хенкин С. М. Партийно-политическая система Испании на перепутье// Мировая экономика и международные отношения, 2017. №4. С. 71—80.

Branchadell A. Monolingüisme Oficial en Estats Lingüísticament Heterogenis. El Cas de L’Estat Català Independent // Revista d’Estudis Autonòmics i Federals. Barcelona, 2015. №21. Р. 202—236.

– Díez A. El Planteamiento Soberanista de Cataluña. La Opinión de Catalanes y el Resto de Españoles sobre la Indepedencia. URL: http://elpais.com/elpais/2015/07/24/media/ 1437762916_096268.html (accessed: 11.10.2017).

Gonzalez Enriquez C. Los Españoles ante el Estado de las Autonomías y una Posible Reforma Federalista. URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido? WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/observatoriomarcaespana/comentario-gonzalezenriquez-espanoles-ante-estado-autonomias-posible-reforma-federalista (accessed: 11.08. 2017).

Kamen H. Imagining Spain: Historical Mith and National Identity. New Haven; London: Yale Univ. Press, 2008. – 240 p.

Llobera J.R. The Role of Commemorations in (Ethno) Nation-Building. The Case of Catalonia // Nationalism and the Nation in the Iberian Peninsula. Competing and Conflicting Identities / ed. by C. Mar-Molinero and A. Smith. Oxford; Washington: Berg, 1996. P. 191—206.

Конец ознакомительного фрагмента.