Бредихин А. В. Казачья молодежь в межнациональных и международных отношениях на постсоветском пространстве42
Аннотация: современное казачество выступает активным участником международных процессов на постсоветском пространстве. Особо, если вопрос касается новых государств, таких как Абхазия, Южная Осетия-Алания, Приднестровье, Донецкой и Луганской народных республик. Казачья молодежь не выступает исключением.
Ключевые слова: казачество, Евразийский Экономический Союз, Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия-Алания
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года, особую роль приобретает участие казачьей молодежи в процессе укрепления единства российской нации. В тоже время казачья молодежь приобрела форму участников «народной дипломатии» в странах постсоветского пространства, укрепляя единство народов некогда единой страны – СССР, и стала активным актором интеграции Евразийского Экономического Союза.
В ходе нашего исследования будут оставлены задачи рассмотрения роли казачьей молодежи в интеграционных процессах, вооруженных конфликтах, международных молодежных казачьих мероприятиях.
Казаки одерживали великолепные победы по всей Европе, Сибири, Северной Америке, Китае, Передней Азии и др. Именно они стали и во многом эталоном демотического управления, впитав древнегреческие демократические нормы43 (колонии-поселения греков известны по всему течению Дона, особенно Танаис) и более поздние древнерусские вечевые традиции. Казачество – главный пассионарный фактор Евразии, может вполне выступить тем колоссом, благодаря которому строительство ЕАЭС может только ускориться. «Воины Христовы» – именно так их именуют исторические источники. Однако, защищая братьев по Христу, совершая набеги на Стамбул-Царьград, в мирное время они вели торговые отношения с землями Османской империи и очень тесно контактировали с миром ислама. Мирно жили с мусульманами станицы Татарской на Дону, создавали мусульманское Башкиро-Мещерякское казачье войско. Мусульмане составляли значительную часть Уральского и Оренбургского казачьих войск. Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских – и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона». Да и сейчас в целом ряду древних донских казачьих родов просматривается тюркский элемент: Бурхановы, Болдыревы, Машлыкины, Сариновы, Алимовы, Будановы, Манякины, Зембулатовы, Байбаевы и т. д. без конца. Да и не забудем про легендарного атамана Сары-Азмана – «рыжего турка».
«Вследствие недостатка русских женщин казаки брали себе жен у кабардинцев, кумыков, чеченцев, ингушей, и путем смешения образовывался особый могучий тип казака и казачки… Поразительная физическая красота и крепость этого типа общеизвестны», – отмечают историки44. Широчайшее распространение, у донского казачества (низового) приобрели браки с пленными татарками, турчанками, ногайками, а в среде кубанского и терского (гребенского) казачества с представительницами горских народов – чеченками, черкешенками, кабардинками и др. «Вся наша родня чеченская, – говорили казаки Л. Н. Толстому. – У кого бабка, у кого тетка чеченка была»45.
Контакты горцев и казаков расширялись и за счет значительного переселения кавказцев в казачьи хутора и станицы. Л. М. Гарсаев отмечает, что чеченцы в основном бежали к казакам от кровной мести, рабства, феодального гнета и произвола. Однако стать членом казачьего сообщества мог только православный человек. Вопросы христианизации вайнахов актуализировались ввиду развития их контактов с казачьим населением Терека и возникновения интересов Русского царства на Северо-Восточном Кавказе46. По данным чеченского историка Лечи Салигова, некоторая часть чеченцев в 1557 г. приняв православие и русский язык перешла в состав терско-гребенского казачества. К ним в XVII в. присоединились и гуноевцы (село Гуни) под предводительством Оьрза (впоследствии Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Костиковы, Закаевы, Титкины, Полушкины, Хановы из станицы Червленной47), ушедшие от исламизации Чечни шейхом Берсаном48. Однако существует и альтернативная концепция происхождения казаков-гуноевцев от кумыков49. К числу чеченцев-христиан в XVI в. относились также галгаевцы (аккинцы), тушины, шатоевцы.
Уникальным можно назвать процесс «чеченизации» казаков, длившийся вплоть до Гражданской войны. Ушедшие в горные аулы казаки брали в жены чеченок и образовывали новые тейпы. К числу родов, принимавших казаков относятся чаберлоевцы, варандоевцы50. Л. М. Гарсаев указывает на формирование тейпов ГIалгIазкхи – потомки казаков, Васал-некъи (потомки русского Васи), Митик-некъи (потомки Мити), Игрой-некъи (потомки Игоря), Украин-некъи (потомки украинцев) и т. 51д.
Именно столь обширный опыт формированию контактов с другими народами Евразии позволил казачеству стать той силой, благодаря которой росла и становилась великой державой Россия. Как говорил об этом Л. Н. Толстой «граница родила казачество, а казаки создали Россию». Освоение Сибири Ермаком, присоединения Русской Америки – Аляски, вхождение Кавказа, походы на Персию и Османскую империю, война с Наполеоном – ведь кто разгромил непобедимую армию «о двунадесяти языках» и брал Париж? Казаки чуть было не дошли до Индии, зато позднее отличились в войне с японцами в Манчжурии, 1904 г. под Юдзятунем, 1905 г. у Цаудиапа и других битвах. С увеличением и усилением России, шел и процесс появления новых казачьих войск: Яицкое, Исецкое, Оренбургское, Терское, Сибирское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Волжское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское.
С момента распада СССР ряд вооруженных конфликтов, вспыхнувших в бывших союзных республиках, способствовал тому, что казачья молодежь, имеющая военную подготовку, приняла участие в них. Конфликт в Приднестровье, войны в Абхазии и Южной Осетии-Алании, а в наши дни и противостояние Киеву Донецкой и Луганской народных республик способствовали укреплению исторической преемственности между дореволюционным казачеством и казачеством периода Возрождения.
Роль казачества в данных вооруженных конфликтах рассматривалось в качестве помощи братьям-казакам, так в Приднестровье это было формирующееся Черноморское казачество, в Абхазии создавался Сухумский отдел Кубанского казачьего войска, а конфликт в Донбассе возможно рассматривать как освобождение донских казаков, проживающих на территории западных округов Области войска Донского, а некоторыми атаманами преподносилась как борьба за создание независимой Казакии, для чего, например, изначально создавалась Казачья национальная гвардия Н. И. Козицына.
Сам формат участия осуществлялся в трех формах. С одной стороны молодые казаки непосредственно воевали. Однако подобные действия требовали военного опыта, который присущ более старшему поколению казачества, принимавшему участие в конфликтах в Афганистане и Чечне. Потому молодые казаки были активно задействованы в формировании и доставке гуманитарных грузов в зону вооруженных конфликтов, работе с мирным населением. В тоже время, казачество реализовывало функцию народной дипломатии, выстраивая политические отношения, как в случае российско-молдавского и российско-грузинского переговорного процесса. По словам заместителя главы Краснодарского края. атамана Кубанского войскового казачьего общества Н. А. Долуды, казачество выступило «неотъемлемым связующим звеном в укреплении союза православных народов, защитником и продолжателем лучших традиций дружбы, согласия и взаимоподдержки»52. Атаманы же выступали инициаторами постановки вопроса вхождения непризнанных государств постсоветского пространства в состав Российской Федерации.
Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года определяет в отношении международной деятельности казачьей молодежи следующие направления: содействие молодежному и культурному обменам в рамках организации детских казачьих лагерей, участию спортивных команд и казачьих фольклорных коллективов в проводимых в России мероприятиях, направлению за рубеж российских казачьих фольклорных коллективов; оказание помощи в приеме на квотной основе казачьей молодежи из государств – участников Содружества Независимых Государств в общеобразовательные учреждения – казачьи кадетские корпуса на территории России и выделении квоты на обучение казачьей молодежи из этих государств в российских вузах53.
Ответственными за выполнение данного направления деятельности российского казачества выступают Комиссия по содействию развитию международной деятельности казачьих обществ Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральное агентство по делам национальностей, войсковые казачьи общества.
Практика общения российских казаков с потомками казачьей эмиграции за рубежом началась складываться с 90-х гг. XX в. В это же время создается Союз казачьих войск России и Зарубежья и многие другие международные казачьи объединения, направленные в первую очередь на консолидацию с казачьими обществами стран СНГ, но и развивающими систему контактов с казачеством зарубежья. Апогеем их институционализации можно назвать проведение Всемирного Конгресса казаков в г. Новочеркасске Ростовской области, начиная с 2003 г. В нем принимают участие представители войсковых казачьих обществ Российской Федерации и казачьи организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Основная цель: объединение всех казачьих организаций, в итоге – решение вопроса о казачьей службе, сохранение казачьих традиций и казачьего землепользования. По результатам его проведения принимаются резолюция и решения единые для всех казачьих обществ.
V Всемирный конгресс казаков, приуроченный к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, состоялся в 2015 г. в г. Новочеркасске. В мероприятии принимал участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, а сам Конгресс проходил по девизом «Казачество: Единство, Церковь, Родина». В числе наиболее важных вопросов выступили обсуждение проекта Федерального закона о казачестве, выработка единого образовательного стандарта для казачьих учебных заведений, организация Всероссийского войскового казачьего общества. Из числа не вошедших в резолюцию Конгресса вопросов наиболее остро стояло упрощение выдачи российского гражданства казакам-соотечественникам54.
На основании изложенного переходим к выводам.
Во-первых, казачья молодежь, наследуя традиции дореволюционного казачества, способна выступить в качестве одного из объединяющих факторов для народов Евразии.
Во-вторых, молодые казаки доказывают, что воинские традиции предков ими не забыты, и они готовы противостоять врагу, как на поле военных действий, так и на политическом поприще.
В-третьих, такие мероприятия как Международные съезды православной казачьей молодежи, казачьи смены молодежного форума «Селигер» показали важную роль казачества как актора «народной дипломатии», участвующего в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Литература
– Бредихин А. В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей российского казачества// Культура: управление, экономика, право, 2017. №1. С. 13—17.
– Бредихин А. В. Наследники Византии. Казаки и ромеи// Альманах «Казачество», 2016. №23. С. 7—10.
– Бредихин А. В. Православные вайнахи-бацбийцы и их связи с Россией// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей №2. – М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В. И., Книжный мир, 2016. С. 168—172.
– Бурда Э. В. Терская казачья община как социально-духовная структура// Казачество юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве: доклады и сообщения на научно-практической конференции, апрель, 2001. – Ростов-на-Дону, 2001.
– Габисов Б. Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный, 1991, С. 5.
– Гарсаев Л. М. Несколько тезисов о древних русско-чеченских связях// Вестник Академии наук Чеченской республики, 2011. №1 (14). С. 118—120.
– Гусейнов Г.-Р. А.-К. О старо (кумыкском) происхождении гребенских казаков-гуноевцев в контексте вопроса об этноязыковой принадлежности средневекового населения Терско-Сулакского междуречья// Средневековые тюркско-татарские государства, 2016. №8. С. 130—138.
– Ибрагимов М. М. Что объединяет терских казаков и тейп гуно?// Грозненский рабочий, №34 (20816).
– Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. Монография. М.: ИБВ, 2005. – 286 с.
– Махалкина М. А. Участие кубанских казаков в региональных конфликтах на постсоветском пространстве (на примере войн в Приднестровье и Абхазии в 1990-е гг.) // Теория и практика общественного развития, 2013. №12. С. 80.
– Л. Н. Толстой на Кавказе в записях современников (сост. Б. В. Виноградов) // Труды Чечено-Ингушкого Научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. III. Грозный, 1961.