Вы здесь

Журнал «АРХОНТ» № 1, 2017. Акулова Е. В. Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период (А. В. Бредихин)

Акулова Е. В. Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период

Аннотация: Изучение исторических предпосылок помогает понять и оценить складывающие тенденции в сфере образования в настоящее время. Поэтому мы сделаем краткий исторический экскурс и попытаемся дать представление о роли и особенностях образования в истории армянского народа.

Ключевые слова: Армения, СССР, Российская империя, Болонская система, молодежь, образование


На рубеже XX – XXI вв. в мировом общественном развитии обозначились новые тенденции. Процессы глобализации определили образование в качестве стратегического направления развития государств, а человеческий интеллектуальный потенциал превратили в мощный инвестиционный ресурс. Образование из сферы сопутствующей становится основной точкой роста и прогресса, формирует интеллектуальный потенциал нации и обеспечивает ее конкурентоспособность на мировых рынках.

Исторические предпосылки

Специфика зарождения и становления современного образования в Республике Армения предполагает выделение при его изучении четырех пластов исторического времени:

– 301 – 1828 гг. – период от принятия христианства до вхождения Ереванского и Нахичеванского ханств в состав Российской Империи, включая существование армянского народа с VIII в. в качестве религиозной общины под господством арабов, монголов, турков, персов, царской России;

– 1828 – 1920 гг. – период нахождения Армянской области в составе Российской Империи и образования Первой Республики Армения;

– 1920 – 1991 гг. – период установления советской власти и вхождения Армянской ССР в состав Советского Союза;

– 1991 г. – по н.в. – период постсоветского (независимого) развития.

Образование в Республике Армения имеет глубокую 1600-летнюю историю и непосредственно связано с принятием христианства в качестве государственной религии в 301 г. при царе Тиридате III. Армянская Апостольская Церковь дала начало новой духовности, культуре, литературе, архитектуре и письменности. В 405—406 гг. священнослужитель Месроп Маштоц создал оригинальный армянский алфавит, заложил основу христианской школы, инициировал обучение на армянском языке, дал мощный толчок переводу Библии и иноязычной литературы, оставил после себя много учеников и продолжателей своего дела29.

С появлением собственного алфавита связано создание первой высшей школы – Вагаршапатской семинарии. Высшие школы-университеты начали открываться в XIII—XV вв30. Среди них Гладзорский университет, один из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанный в 1282 г., и Татевский университет – крупнейший средневековый университет на Южном Кавказе, основанный в 1373 г. в Татевском монастыре. В этих учебных заведениях преподавали грамматику, риторику, литературу, историю, теологию, философию, биологию. Армянские образовательные центры появились в России, Грузии, Индии, Италии и других странах.

Таким образом, в первый выделяемый период образование носило религиозный и всенародный характер.

После вхождения в состав Российской Империи началась перестройка системы образования, о чем свидетельствуют «Тифлисские ведомости». В частности в них рассказывается о миссионерской деятельности в Карабахской провинции немцев-евангелистов, основавших в г. Шуше школу, в которой обучалось 40 армянских детей31. Обучение велось на армянском языке и было бесплатным, школа имела свою типографию. Автор статьи отмечает, что новая школа имела разительный контраст с другими «татарскими» и армянскими училищами в Шуше. Основными замечаниями были небрежность обучения и халатное отношение учителей: «ибо получая исправно плату от родителей, почитают лишним заниматься учениками… В провинции, кроме г. Шуши число учеников простирается не свыше 150 человек; – а во всей Карабагской провинции пропорция грамотных к неграмотным относится как 1:500»32.

16 мая 1919 г. Совет Министров Первой Республики Армения принимает решение об основании в Ереване университета. Он открывается 31 января 1910 г. в здании торговой школы Александрополя. В этот период обучение велось на историко-языковедческом факультете, в университете обучались 262 студента и работали 32 преподавателя33.

После установления советской власти в течение 70 лет образовательная система Армении была составной частью образовательной системы СССР. К основным недостаткам такой системы можно отнести остаточный принцип финансирования, сильную централизацию управления и идеологизацию содержания образовательных программ, а также отсутствие возможности самостоятельного развития.

Профессиональное образование осуществлялось на трех уровнях: профессионально-техническое образование (профессионально-технические училища) с присвоением за 3 или 1 год квалификации рабочего, среднее профессиональное образование (техникумы и училища) с присвоением за 2—5 лет квалификации техника, технолога и других, высшее профессиональное образование (университеты, институты) с присвоением за 5 лет квалификации специалиста.

Современные трансформации в сфере образования

23 сентября 1991 г. Верховный Совет Армянской ССР подтвердил независимость республики по результатам проведенного референдума. Практически сразу началось реформирование системы образования.

В 1991 г. были основаны колледжи – учебные заведения среднего профессионального образования, присваивающие выпускникам после трех лет обучения квалификацию младшего инженера. Прием в колледжи осуществлялся на базе среднего (полного) образования. Студентам, окончившим второй курс колледжа с высокой успеваемостью, предоставлялась возможность поступления на третий курс соответствующего высшего учебного заведения34, что явилось отличительной особенностью данного типа учебных заведений.

Из-за сокращения государственного финансирования вузов начал активно формироваться сектор негосударственных высших образовательных заведений, но качество образования падало. Это обусловливалось также и отсутствием современной учебно-методической литературы на армянском языке. Однако осуществлялась поддержка создания новых вузов в рамках межгосударственных программ, в том числе в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования», которая финансировалась Всемирным Банком. Постепенно в Армении сформировалась действующая сегодня смешанная вузовская система, включающая традиционные государственные, межгосударственные и негосударственные высшие учебные заведения.

Действительное реформирование системы высшего профессионального образования началось после приятия 14 апреля 1999 г. Закона Республики Армения «Об образовании». В нем говорится: «Образовательная система Республики Армения направлена на укрепление духовного и интеллектуального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей. Принципами государственной политики в области образования являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей; интеграция в международную образовательную систему»35. Последний принцип обозначил новую тенденцию на интеграцию высшего образования Армении в европейское образовательное пространство.

В 2004 г. Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в мае 2005 г. присоединилась к Болонской декларации36. Суть декларации точно отражают следующие необходимые элементы:

– введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому»;

– введение трехуровневой системы подготовки: первая ступень (бакалавра) продолжительностью не менее трех лет, вторая ступень, ведущая к степени магистра, и третья ступень, ведущая к докторской степени;

– создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов;

– развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий37.

Присоединившись к Болонскому процессу, Армения взяла на себя обязательства вместе с другими странами начать процесс по переходу на трехуровневую систему обучения, при этом создавая действующую систему обеспечения качества, соответствующую согласованному на европейском уровне своду стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. В ноябре 2007 г. Правительством Армении было принято решение утвердить армянский образец «Приложения к диплому», который был создан со стороны ArmENIC центр, по европейскому стереотипу.

Результаты использования основных принципов Болонского процесса в форме кредитно-рейтинговой системы в Республике Армения также оцениваются как положительные. Как показывает эмпирическое исследование со студентами, проведѐнное в Российско-Армянском (Славянском) университете, кредитно-рейтинговая система помогает:

1) мобилизовать свои силы и в большей степени реализовать свой потенциал (63%);

2) планировать время учебных занятий и регулярно заниматься (61%);

3) выработать (или закрепить) привычку систематически посещать занятия (93%)38.

Организационной базой государственной политики в сфере образования стала Государственная программа развития образования Армении, утверждаемая Национальным Собранием республики с представления правительства. Последовательное принятие и реализация данных программ с 2001 г. способствовали развитию образовательной системы республики Армения, а также профессионального образования. В настоящее время идет обсуждение на всех уровнях Государственной программы развития образования Армении на 2016—2025 гг. Проект представляется впервые на 10 лет39, чтобы дать оценку и проанализировать результаты. В основе программы лежат концепция образования, принципы Болонского процесса, Программа ООН «Об устойчивом развитии до 2030 года» и другие европейские стандарты образования40. Предполагается дальнейшее сохранение государственного армянского языка в образовании как средства сохранения национальной самоидентичности, введение инклюзивного образования, улучшение условий обучения, развитие дошкольного образования. Общая ориентация программы на конкурентоспособность на рынке труда предполагает наличие года трудового стажа перед поступлением в вузы.

Тем не менее, существует ряд проблем, связанный с отсутствием навыков самостоятельной работы у студентов, что особенно важно при обучении в рамках Болонской системы. Также в законодательстве Республики Армения никак не затронута проблема развития дистанционного обучения и отсутствует понимание данного термина41. Однако дистанционное обучение является важной и перспективной формой развития единого образовательного пространства.

Рассмотрев основные аспекты развития профессионального образования в Республике Армения, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, трансформация системы образования была непосредственно связана с распадом Советского Союза, необходимостью перехода к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации.

Во-вторых, при реформировании системы образования был выбран ориентир на ее интеграцию с европейским образовательным процессом.

В-третьих, в настоящее время процессы модернизации образования носят незавершенный характер и требуют дальнейшей работы в отношении обеспечения качества подготовки.

В-четвертых, наравне с перенятием образцов европейской образовательной системы предпринимаются попытки сохранить национальную идентичность.

Литература

Бадалян М. В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для армянской Высшей школы// Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010. №1—2. С. 186.

Берберян А. С. Тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте современных трансформационных процессов// Годичная научная конференция: сб. науч. ст. – Ереван: Изд-во РАУ, 2007. С. 465—472.

Лалаян М. С., Саакян А. Г. Основные тенденции развития современной системы образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. №22. С. 39—54.

Краснова Г. А., Сюлькова Н. В. Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах – участниках СНГ: нормативно-правовые аспект// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2007, №1. С. 9—20.

Лусян А. Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011, №3—4. С. 264—282.

Мариносян Т. Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении) // Отечественная и зарубежная педагогика, 2015, №5 (26). С. 109—126.

Рябов А. В., Крылов А. Б., Бредихин А. В., Воркунова О. А., Муртазин М. Ф., Притчин С. А., Надеин-Раевский В. А., Силаев Н. Ю., Сотников В. И., Гончаренко С. И., Арешев А. Г., Муханов В. М. Южный Кавказ в системе «трех морей»: внешние угрозы и внутренние вызовы// Мировая экономика и международные отношения, 2016. Т. 60. №10. С. 91—106.

– Обзор системы национального образования и подготовки кадров. Отчет национального наблюдательного центра. Армения, 2000.

Саядов С. М. «Тифлисские ведомости» об Армении и Армянах. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (дата обращения 10.08.2017).

– Акцент на качество образования. URL: http://golosarmenii.am/article/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения 10.08.2017).

– Закон Республики Армения «Об образовании», ст. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (дата обращения 10.08.2017).

– ЕГУ. История. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (дата обращения 10.08.2017).