Эпизод 9
И еще Сергей Сергеевич любил повторять: «Подобное лечится подобным. Когда на тебя со всей дури прет нападающий противника, не финти, не пытайся его обмануть, а на всей скорости мчись прямо на него. И смотри не на шайбу, а ему в глаза. Тут важна не техническая победа, а психологическая, пусть он сломается прежде чем ударить. Обязательно ошибется. Победа не в руках, а в голове!»
Антон никогда этого не забывал, но на этой работе пользовался советом нечасто. Да и лица противника чаще всего было просто не разглядеть. Он нашел в интернете фильм ВВС «Зигмунд Фрейд. Психоанализ», включил и промотал начало. Судя по картинкам, там рассказывалось о биографии великого доктора. Наконец, появилась обложка книги: FREUD. The interpretation of dreams.
Камера отъехала, и оказалось, что книгу держит в руках некий рыжий джентльмен в вельветовом пиджаке с мятой улыбкой патологоанатома.
Он стоял на фоне книжных полок и с вежливым прищуром смотрел на зрителя.
Антон Иванович прибавил звук.
Мужчина проговорил неизбежные банальности, затем раскрыл книгу и начал зачитывать.
Побежали субтитры.
– По мотивам, которые становятся понятными лишь при выяснении моего собственного исследования сновидений, я из темы о психологии сновидений выделил частичную проблему того, в какой мере моральные побуждения и чувства бодрственной жизни проявляются в сновидениях. Противоречия большинства авторов, замеченные нами относительно деятельности субъекта в сновидении, бросаются нам в глаза и в этом вопросе. Одни утверждают категорически, что сновидение не имеет ничего общего с моральными требованиями, другие же, наоборот, говорят, что моральная природа человека остается неизменной и в сновидении. Ссылка на повседневные наблюдения подтверждает, по-видимому, правильность первого утверждения».
Тут мужчина оторвался от книги и посмотрел куда-то в сторону.
На экране возникло окно с легкими колышащимися занавесками, и сквозь него было видно, как в небе диск луны быстро накрыла тень.
Это кинематографисты для пущего эффекта ускорили лунное затмение.
А мужчина меж тем продолжал.
– Например, Иессен говорит: «Человек не становится во сне ни лучше, ни добродетельнее: наоборот, совесть как бы молчит в сновидениях, человек не испытывает ни жалости, ни сострадания и может совершать с полным безразличием и без всякого последующего раскаяния тягчайшие преступления, кражу, убийство и ограбление».
– Радешток поддерживает эту мысль: «Необходимо принять во внимание, что ход ассоциаций в сновидении и соединение представлений происходят без участия рефлекса, рассудка, эстетического вкуса и моральной оценки; в лучшем случае оценка слаба и налицо полное эстетическое безразличие».
Антон Иванович нажал на «Стоп» и мысленно взмолился: «Ну для кого эти идиоты делают свои фильмы! Если для Мэри, которая вернулась с прогулки, где подруга ей рассказала о том, что видела сегодня во сне, то мимо. Если для студента, который не успел подготовиться к экзамену, тоже мимо. Для меня? Для того чтобы я, наконец, выключил это тупое видео и сам нашел книжку? Тогда верно! Именно это мне сейчас и хочется сделать».
Но Антон Иванович снова нажал «Пуск».
– Фолькельт развивает тему: «Особенно ярко это проявляется, как каждому известно, в сновидениях с сексуальным содержанием. Подобно тому, как сам спящий лишается совершено стыдливости и утрачивает какое бы то ни было нравственное чувство и суждение, – в таком же виде представляются ему и другие, даже самые уважаемые люди. Он видит такие их поступки, которые в бодрственном состоянии он не решился бы им приписать».
И тут на экране появилось банальное и ожидаемое.
Анимация на тему «Капричос» Гойи. Сон разума порождает чудовищ.
Эпизод начался со хрестоматийной фигуры Спящего, а затем офорты один за другим возникали и, причудливо перетекая, заменялись следующими. Голос за кадром при этом продолжал вкрадчиво бубнить.
– Или вот Шольц пишет: «В сновидении – истина; несмотря на маску величия или унижения, мы всегда узнаем самих себя. Честный человек не совершит и в сновидении бесчестного поступка. Если же совершит, то сам возмутится им как чем-то несвойственным его натуре. Римский император, приказавший казнить одного из своих подданных за то, что тому снилось, будто он отрубил ему голову, был не так уж и неправ, когда оправдывался тем, что тот, кто видит подобные сны, преисполнен таких же мыслей и в бодрственном состоянии. Поэтому о том, что не укладывается в нашем сознании, мы говорим: «Мне и во сне это не снилось».
Тем временем калейдоскоп с офортами закончился. Спящий человек приподнял голову и оглянулся. Чудища за его спиной моментально взметнули крыльями и отпрянули. Взвизгнули неизбежные в таких случаях скрипки, а голос за кадром продолжал.
– Мы обращаем внимание на то, что проявление этих побуждений, чуждых нашему нравственному сознанию, лишь аналогично с известным уже нам господством сновидений над другими представлениями, относящимися к бодрственному состоянию или играющими там ничтожную роль; по этому поводу Бенини замечает: «Конечно, наши склонности, которые мы считали подавленными, исчерпанными, воскресают. Старые и погребенные страсти оживают. Люди, о которых мы не думали, появляются в образах сна».
Я надеюсь, пишет Зигмунд Фрейд, что предыдущих примеров и разъяснений достаточно, чтобы считать правдоподобным, что сновидения с неприятным содержанием оказываются все теми же осуществлениями наших подавленных желаний и не более того. Неприятное чувство, побуждаемое такими сновидениями, наверное, попросту идентично с неприятным чувством, которое удерживает нас – в большинстве случаев успешно – от обсуждения этих вопросов и даже от размышления над ними и которое должно быть преодолено каждым из нас, если мы все-таки должны коснуться их. У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому. Исполнение желания потому так глубоко в них скрыто, что в них заложено недовольство вопросом, трактуемым в сновидениях, и желаниями, изображенными в них. Искажающая деятельность сновидения оказывается в действительности деятельностью цензуры. Я привожу здесь мнение Отто Ранка, который расширил и несколько видоизменил вышеприведенную основную формулу: «Сновидение всегда изображает, пользуясь вытесненным инфантильно-сексуальным материалом, исполнение актуальных и обычно в то же время эротических желаний в замаскированной и символической форме».
Антон Иванович не стал дожидаться окончания фильма. Он выключил видео и подошел к окну. Их квартира располагалась в угловом доме на Соколе, который в народе прозвали генеральским, потому что тот его фасад, что был обращен к Ленинградскому проспекту, был украшен многочисленными досками с именами советских военачальников и выдающихся спортивных деятелей. Знающие люди утверждали, что в разное время здесь жили 6 маршалов и 362 генерала.
Из окна был виден купол храма Всех Святых с колокольней. Можно было в подробностях рассмотреть звонницу, и он часто наблюдал, как туда поднимается звонарь и, поплевав на ладони, принимается за работу.
– О господи, а ведь получилось! Кажется, теперь я знаю, как решить эту задачку.
Он сказал это про себя, но получилось, что вслух. И подумал, ведь верно говорил старик: «Подобное лечится подобным», а проще говоря, клин клином.
Конец ознакомительного фрагмента.