12
«Тоттенхэм»
Осенью 2007 года Моуринью прохлопала не только сборная Англии. «Тоттенхэму» тоже не удалось подписать контракт с Жозе. Клуб с севера Лондона неоднократно пытался заманить Моуринью на стадион «Уайт Харт Лейн», и Жозе даже проявлял интерес к их предложениям. Самым главным фактором, как всегда, оставалось время, и я не удивлюсь, если когда-нибудь Жозе все же возглавит «Тоттенхэм». Ему очень нравилась идея возродить некогда знаменитый клуб, такой как «шпоры». Приятно было бы снова сделать из них чемпионов. «Тоттенхэм Хотспур» – английский клуб, а Моуринью любит Англию и английский футбол. «Тоттенхэм» – лондонский клуб, а Моуринью любит Лондон и даже купил себе дом в столице Великобритании. У него также появится возможность посрамить своего бывшего босса в «Челси», Романа Абрамовича, на его же территории. Однако по той или иной причине предложения «Тоттенхэма» он пока не принял.
Жозе признавался мне, что впервые говорил с главой клуба «Тоттенхэм» Дэниелом Леви о работе в 2007 году, вскоре после своего неожиданного ухода из «Челси» «по обоюдному согласию». «Шпоры» в то время активно пытались заменить своего главного тренера Мартина Иола. Руководство клуба во всеуслышание заявило о своих намерениях после не слишком тайной поездки в Испанию в августе, когда вице-президента «шпор» Пола Кемсли и секретаря клуба Джона Александера поймали на месте преступления: они пытались уговорить тренера «Севильи» Хуанде Рамоса переехать на север Лондона.
Встреча, которая состоялась в пятницу, 17 августа, в отеле «Король Альфонсо XIII», была организована обладавшим большими связями лондонским магнатом в области недвижимости по имени Тони Хименес, моим близким другом, а также другом Кемсли и Леви. У последнего есть родственники в Севилье, он бегло говорит по-испански и был знаком с Рамосом. К сожалению, тайная встреча Кемсли, Александера и Рамоса стала достоянием гласности, когда троицу сфотографировали в отеле. Нелепая ошибка вынудила «шпоры» пойти на попятный и сделать публичное заявление в поддержку Йола.
Их маневры никого не обманули, и разговор Леви с Моуринью показывает, что голландскому специалисту угрожала серьезная опасность. Руководство «Тоттенхэм Хотспур» хотело, чтобы Моуринью как можно скорее возглавил команду, но оказалось, что эта идея совершенно неосуществима. По договору с «Челси» Моуринью в течение года не имел права тренировать английские клубы, поэтому Леви и «Тоттенхэм» в тот раз смирились с неудачей. Они снова обратили свои взоры в сторону Рамоса, который в конце концов возглавил команду в октябре, после того как уволили Йола.
Моуринью в течение многих лет оставался в центре внимания руководства «Тоттенхэма». Весной 2011 года он снова стал для них главной целью, когда зашаталась скамейка под тогдашним тренером «шпор» Гарри Реднаппом. В 2010 году Реднаппа обвинили в уклонении от уплаты налогов, что он, впрочем, пылко отрицал. Дело передали в Суд короны; руководство «Тоттенхэма» боялось, что главный тренер завязнет в долгом и трудном судебном разбирательстве вместо того, чтобы руководить командой. Хуже того, его могли признать виновным, а это угрожало бы репутации всего клуба. В то время «Тоттенхэм» столкнулся с поистине трудной задачей. Правда, в 2012 году Реднапп был оправдан по всем пунктам обвинения, но весной 2011 года руководство «шпор» не было уверено в исходе дела и потому активно искало Реднаппу замену.
Итак, когда жребий свел «Тоттенхэм Хотспур» с мадридским «Реалом», который тренировал небезызвестный Жозе Моуринью, руководству клуба с севера Лондона это показалось идеальной возможностью выяснить у бывшего тренера «Челси», не хочет ли он в конце сезона вернуться в Англию. Было известно, что Моуринью недоволен своим первым сезоном в Мадриде, и «Тоттенхэм» рассчитывал воспользоваться этим обстоятельством. Несмотря на трудности, которые Моуринью испытывал в Испании, 5 апреля 2011 года его команда разгромила «Тоттенхэм» со счетом 4:0 в первом матче на стадионе «Сантьяго Бернабеу».
Поражение еще больше укрепило руководство «Тоттенхэма» в желании получить Моуринью; позже представители «шпор» позвонили мне и попросили устроить им встречу с Жозе 13 апреля, когда «Реал Мадрид» приедет в Лондон на ответный матч.
Со мной связался Тони Хименес. Он замечательный малый, очень удачливый и щедрый, у него невероятно широкие связи в мире футбола, особенно в Англии и Испании. Нас с ним познакомил вице-президент «Тоттенхэма» Кемсли, и мы сразу же нашли общий язык – возможно, потому, что оба всю жизнь болеем за «Челси» и много знаем об одних и тех же игроках и людях. Как мой «синий» собрат, Хименес прекрасно знал о моих хороших отношениях с Жозе. Кроме того, он знал, что я осмотрителен и мне можно доверить тайну. Мы работали вместе, когда он был вице-президентом «Ньюкасл Юнайтед» и в 2008 году помог владельцу «сорок», миллиардеру Майку Эшли, нанять нового главного тренера Сэма Эллардайса. Как ни странно, вначале Эшли хотел заменить Эллардайса именно Гарри Реднаппом, и мне передавали, что Гарри, который тогда тренировал «Портсмут», вначале согласился на переход, но вскоре отказался от предложения.
Мне представлялось, что новый проект Хименеса будет самым крупным. Я не был убежден, что Моуринью согласится на встречу, но понимал, что, если поговорю с ним, хуже никому не будет. Как раз наоборот: я покажу ему, что у меня обширные связи и я принимаю его интересы близко к сердцу. Поэтому утром 10 апреля я послал Жозе сообщение, спрашивая, согласится ли он на встречу с представителями «Тоттенхэма». Я написал, что «они очень, очень хотят побеседовать с тобой о возвращении в английский футбол». Я объяснил, что предстоит лишь предварительное обсуждение с Тони Хименесом, представителем президента «Тоттенхэма» Дэниела Леви. Хименес спрашивал, может ли главный тренер «Реала» уделить ему для беседы пятнадцать минут во время своего приезда в Лондон. Моуринью не согласился на встречу – во всяком случае, в тот раз. Свой отказ он объяснил так: «Сейчас не могу. Я приеду за день до игры и буду сосредоточен на матче». Правда, он добавил: «Я встречусь с ними, когда приеду в Лондон в свободный [день]». Вскоре необходимость во встрече отпала: Гарри остался в «Тоттенхэме», а Жозе – в Мадриде.
Однако в феврале 2012 года Хименес снова связался со мной и попросил устроить встречу Моуринью с представителями «Тоттенхэма». После ухода Фабио Капелло Реднаппа прочили на пост тренера сборной Англии. Жозе снова стал желанной целью для «шпор». Все ожидали, что в конце сезона он покинет Мадрид; не согласится ли он встретиться на этот раз? Я снова пообещал спросить его и сделать все, что от меня зависит, чтобы убедить его принять предложение. Я напомнил Хименесу, что Моуринью собирался в конце месяца приехать в Лондон на финал Кубка Футбольной лиги, который пройдет на «Уэмбли», поэтому встречу можно будет устроить именно тогда. Тони живо ухватился за мое предложение. У него имелся доступ в частную ложу на «Уэмбли» – идеальное место встречи. Он сообщил, что Дэниел Леви даже готов вернуться из Финикса (Аризона) в США, чтобы увидеться с Жозе лицом к лицу. Как вариант, Тони на следующей неделе собирался в Испанию, поэтому встретиться с тренером «Реала» и его юристами можно и там.
Утром в пятницу, 10 февраля, я связался с Жозе и сообщил ему, что «Тоттенхэм» снова проявляет к нему интерес. Он не удивился: «Знаю, знаю, знаю, я очень нравлюсь Леви, потому что, когда я уходил из «Челси», мы с ним поговорили, но тогда я не мог перейти к нему по условиям контракта. Теперь могу». На сей раз трудность заключалась в другом: Жозе мечтали заманить к себе многие другие клубы. Поговаривали, что его охотно примут «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Пари Сен-Жермен» – а может быть, он даже вернется в «Челси». Моуринью стремился как можно скорее упрочить свое положение. Он уже рассматривал возможность своего возвращения в клубы английской Премьер-лиги. Поэтому он ответил уклончиво: «Я подожду и посмотрю, что произойдет в Англии. Кто станет чемпионом, уйдет Гарри или останется. Я подожду и посмотрю, куда дует [ветер]». Его слова навели меня на мысль о том, что его планы по-прежнему связаны с «Челси» и он пристально следит за всем, происходящим на «Стэмфорд Бридж» у его бывшего ассистента Андре Виллаш-Боаша. Дела у того шли не слишком хорошо; через месяц Виллаш-Боаша уволили.
Конец ознакомительного фрагмента.