Глава 2. От чего зависит судьба
Очень часто люди обвиняют в своих несчастьях кого и что угодно – Судьбу-злодейку, окружение, несчастливые обстоятельства, только не самих себя.
Судьба такая – часто мы говорим.
Сейчас существует огромное множество теорий о том, что такое судьба.
Теория квантовой физики, например, в настоящее время говорит о том, что судьбу человека формируют только его мысли и желания.
Наука психология также говорит о том, что свою судьбу человек строит сам.
Вспомним, как окружающие программируют нас на несчастья.
Всевозможные пословицы и поговорки как будто существуют только для того, чтобы мы жили с опаской и кругом оглядывались.
– Черная кошка перебежала дорогу – к несчастью
– Деньги вечером отдавать – водиться не будут
– Надейся на лучшее – готовься к худшему
– Была бы шея – хомут найдется
– Рано женишься – рано разведешься
– В мае жениться – всю жизнь маяться
– Не ешь с ножа – жена будет злая
– На угол стола не садись – 7 лет замуж не выйдешь
– Никогда не говори никогда
– Начал за здравие – кончил за упокой
– Неволя стоит до воли
– Где человек не сможет, там и Бог не поможет
Часто взрослые страшилками пугают детей.
Если выполнять все ритуалы – смотреться в зеркало, когда вернешься, не отдавать ничего через порог, плевать через левое плечо – этим можно занять свой мозг полностью и ни о чем больше не думать.
Так от чего же все-таки зависит судьба?
Прежде всего, от фундамента, заложенного в семье.
Если мы будем читать психоаналитические теории, мы узнаем, что ребенок с самого детства должен испытывать тепло и заботу, воспитываться в любви и согласии – только тогда он будет развиваться гармонично.
И самая главная роль в формировании любого ребенка принадлежит его маме. Мама для него – главная фигура. Основное ее предназначение – любить свое дитя, оберегать его, учить жизненным премудростям и всегда поддерживать и одобрять.
На психологических тренингах часто выясняется, что мамы, иногда неосознанно, а иногда и сознательно, критикуют своих дочерей, указывают им на недостатки, тем самым часто ломая судьбу ребенка.
У многих взрослых, самих уже ставших мамами, комплексы родом из детства. Они мешают жить, рождают закомплексованность, недоверие к миру, нелюбовь в себе.
Мать всегда является основой базового благополучия.
Иногда ребенок для нее не является главным в жизни. Например, мама рожает ребенка, чтобы удержать партнера. Часто такие семьи распадаются, и ребенок становится заложником неосознанного отторжения собственной матерью, начинает раздражать ее.
Вместо того чтобы учить мам любить своего ребенка, у нас вводят повышенные пособия на рождение ребенка, искусственно стимулируют рождаемость. Бывает, что и семьи как таковой нет, а непутевая мамочка рожает пятерых-шестерых.
Дети в таком случае становятся источником дохода и заложниками материального успеха, в большинстве случаев дальнейшая участь их незавидна.
Потом скажут, что виновата судьба.
Хотя и при таких обстоятельствах бывает, что один вырос и далеко пошел, добился многого, а другой остался пенять на судьбу и обстоятельства.
Генетика тоже играет большую роль в формировании судьбы. Нельзя сбрасывать со счетов факторы, обусловленные наследственностью.
Например, у человека в генах могут быть заложены большие способности.
Способности – это богатство, а любое богатство надо наращивать. Если его не наращивать, то можно остаться бедным.
Так же, как и стартовые возможности человека, – их нужно развивать, а не пенять на судьбу-злодейку.
Условия, в которых ребенок родился и рос, влияют на формирование судьбы.
Также судьба зависит от контактов ребенка с окружающими его людьми,
разного уровня его воспитания, от сценариев, которые он видит с детства перед глазами, от соответствия картины мира его формирующимся убеждениям.
Ребенок может вырасти и в хорошей семье, но идентифицировать себя с каким-нибудь крутым бандитом, которому хочется подражать.
Сейчас все поняли, что очень важно с детства рассказывать маленькому человеку о его семье, ее корнях, их генеалогическом древе.
Мы, к сожалению, утратили все то, что раньше было хорошо отработано и налажено – семейственность, традиции, честь рода, гармония семейных отношений.
Остается только спрашивать у старших, как все это было, и впитывать все хорошее.
Интересен в контексте темы судьбы выбор профессии молодыми людьми.
Часто родители навязывают выбор своему взрослеющему ребенку.
В основе лежат обычно собственные неудовлетворенные амбиции, честолюбие, несбывшиеся мечты.
– Ты будешь таким, как я, – говорит авторитарный родитель.
Или наоборот – не хочу, чтобы ты стал таким, как я, не хочу, чтобы ты повторял мою несчастливую судьбу – будешь певцом, танцором, музыкантом. Должен делать то, что не удалось сделать мне.
Талантливейшая балерина Вишневская как-то в интервью говорила о том, что отец очень хотел, чтобы она стала музыкантом, а она не хотела и сопротивлялась. В дальнейшем у нее осталась сильная обида на отца и его сильное давление, и она сетовала на то, что своим жестким и сильным характером обязана постоянным конфликтам с отцом на этой почве.
А мир мог бы потерять гениальную балерину, если бы она не отстояла свою самостоятельность и свой выбор.
Хорошие родители никогда ничего не навязывают своим детям.
Раньше родителям было сложнее в плане материальной помощи своим детям, поэтому дети взрослели раньше и учились заработать себе на жизнь самостоятельно.
Мы тоже с подругой пошли работать в 15 лет – подрабатывали официантками в доме отдыха вместе со старшими по возрасту женщинами.
Пьянство тогда бытовало повсеместно. Шеф-повара иногда находили в большом шкафу, напившегося в стельку и прячущегося от людей.
Официантки тоже грешили тем, что частенько уезжали с отдыхающими на речку, могли бросить рабочее место прямо посреди светового дня.
Нам с подругой рано пришлось взять на себя ответственность за себя и за других.
Помогать нам было некому, времена сложные, а нужно было заработать себе на обучение, чтобы поехать поступать в институт.
Смотришь сейчас – сколько дано современному школьнику, родители заботятся, пылинки сдувают, вместо того чтобы приучать ребенка к труду и ответственности.
Потерял мобильный телефон – другой купим.
Натворил что-то в школе – мой ребенок самый лучший, это другие дети виноваты, а мой самый правильный.
Все наши модели поведения родом из детства.
В Америке веками сформировалась тенденция заставлять школьников и студентов подрабатывать, чтобы учиться жизни и отношению к деньгам.
Мы с моим другом, анализируя причины, влияющие на то, как сложится судьба человека, пришли к тому, что для становления будущей личности важны 6 принципов:
– Как ты относишься к своей личности, как ты оцениваешь собственное «Я».
– Можешь ли ты доверять своим родителям, рассказывать им о себе, о своих успехах и неудачах, получаешь ли ты поддержку и одобрение с их стороны.
– Какие знания получаешь о себе, о физиологии своего тела. Часто приходят пациенты, которые фиксируются на подростковых комплексах и проблемах, на сексуальных реакциях в виде мастурбации, зацикливаются на этом и потом испытывают трудности во взрослой жизни.
Важно получать правильные знания о своем теле и его потребностях.
– Имеешь ли ты возможность утвердиться в социуме – получать как позитивную, так и негативную информацию, можешь ли ты ее правильно дифференцировать и оставлять для себя то, что в дальнейшем будет способствовать гармоническому развитию – так называемая реакция эмансипации.
– Чувствуешь ли ты свой успех в какой-либо области. Даже незначительный успех очень важен, так как подкрепляет достигнутое и стимулирует движение к новым вершинам. Успешен ли ты в области достижений в школе, спорте, музыке, других увлечениях.
– Правильно ли ты можешь определиться в выборе будущей профессии для себя.
К счастью, сейчас существует множество различных программ, помогающих определить свои интересы и предпочтения в различных сферах. Реально они многим помогают сформулировать свои запросы и пойти по правильному пути, чтобы не мучиться потом по жизни, избрав неверный путь.
Для формирования судьбы очень важно встречать интересных людей. Вся наша жизнь построена на каких-то случайных встречах, которые оставляют свой след. Психологи говорят, что случайностей не бывает – бывают закономерности. Психотерапевт же имеет счастье общаться с тысячами людей, которые обладают своим уникальным опытом жизни, своим мировоззрением.
Ведь многие люди просто живут, не озадачиваясь смыслом жизни, находясь все время в замкнутом пространстве: муж, жена, дети, несколько друзей.
В детстве важно расти счастливым, чувствовать себя ребенком, вдоволь наиграться в игры разного возраста.
Часто родители своей излишней заботой и опекой выращивают в нас тревожность и мнительность, что рождает реакцию гиперкомпенсации.
Это реакция, которая возникает у подростков, а также у взрослых людей на осознание слабых черт своего характера и желание поменять их на полярные черты.
Если подросток был нерешительным и робким – он хочет стать решительным и сильным.
Например, известный спортсмен Карелин в школе был слабым и хилым, видимо, поэтому, работая над собой, стал чемпионом мира и Европы, депутатом Государственной Думы.
Примечательны судьбы героев нашего времени – людей, которые, имея физические недостатки, не избалованные судьбой, добились всего сами.
Это всемирно известные спикеры-мотиваторы Ник Вуйчич из Америки и белорусский Алексей Талай.
Оба они, не имея рук и ног, имеют счастливые семьи, любящих жен и четверых детей.
Они действительно счастливы, что могут нести людям веру, рассказывать о себе, помогать другим найти смысл жизни и волю в борьбе с трудностями.
Ник, выступая у нас в городе, говорил:
– Я не могу обнять своих детей. Но мои дети подходят ко мне, и обнимают меня.
Учусь терпеть, учусь терять, И при любой житейской стуже
Учусь, присвистнув, повторять: Плевать, не сделалось бы хуже
(Игорь Губерман)