2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды
Жилищно-коммунальное хозяйство на уровне муниципалитета представляет собой четырехзвенную систему, включающую:
• собственников жилищного фонда и других объектов недвижимости;
• организации по управлению жилищным фондом;
• муниципальные предприятия, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг;
• органы местного самоуправления, отвечающие за организацию жизнеобеспечения населения в границах муниципального образования.
При наличии ряда общих с другими отраслями (например, энергетика) родовых признаков, жилищно-коммунальное хозяйство отличается от них видовым своеобразием, связанным с воспроизводством жилищного фонда, техническое состояние которого во многом обусловливает развитие жилищно-коммунального хозяйства в целом. В г. Вологде в 2010 г. общая площадь жилищного фонда составила 6827,1 тыс. кв. м, увеличившись с 2000 г. на 18 % (табл. 2.1). Обновление жилищного фонда происходит за счет строительства нового жилья: в 2010 г. введено в действие 138,6 тыс. кв. м нового жилья, что почти в 2 раза (на 191 %) больше, чем в 2000 г.
Таблица 2.1 Жилищный фонд г. Вологды
Источник: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010.
В результате за рассмотренный период увеличилась на 14 % средняя обеспеченность жильем, составившая в 2010 г. 22,6 кв. м на человека, против 26,1 и 23,1 кв. м (незначительное отставание по области и г. Череповцу соответственно табл. 2.2).
Таблица 2.2 Средняя обеспеченность населения жильем, кв. м на жителя
Источники: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010; Статистический ежегодник Вологодской области 2009: стат. сб. / Вологдастат – Вологда, 2010; ЖКХ и бытовое обслуживание: стат. сборник/ Росстат. – М., 2010.
В жилищном фонде имеет место положительная тенденция формирования реального собственника жилья. Так, в 2010 г. 88 % общей площади жилищного фонда г. Вологды находилось в частной собственности (в том числе 76 % в собственности граждан; 12 % в собственности юридических лиц); для сравнения: в 2006 г. доля частного жилищного фонда составляла 81 % (рис. 3).
Рис. 3. Жилищный фонд г. Вологды по формам собственности
(в % от общей площади)
Источник: Жилищный фонд Вологодской области в 2010 году: стат. бюллетень / Вологдастат. – Вологда, 2011.
Как известно, часть жилищного фонда страны была построена в период так называемой массовой застройки. В Вологде по состоянию на 2010 г. 35 % общей площади жилого фонда возведено в 1946–1970 гг. и 39 % – в 1971–1995 гг. (рис. 4). Материалы, применявшиеся в строительстве жилых зданий, – это преимущественно камень, кирпич и дерево. В качестве основного строительного материала в 30 % жилищного фонда г. Вологды использовалось дерево.
Рис. 4. Распределение многоквартирных жилых домов по годам постройки и материалу стен (по состоянию на 2010 г., в % от общей площади жилищного фонда)
Источник: Жилищный фонд Вологодской области в 2010 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2011.
В силу указанных выше факторов (возраст зданий и применявшиеся при их строительстве материалы) остро стоит проблема ветшания и аварийности жилого фонда, который в целом характеризуется высокой степенью износа. В 2010 г. степень износа более чем трети (37 %) многоквартирных домов г. Вологды составляла от 31 до 65 % (для сравнения: в целом по области таких домов более половины – 56 %; табл. 2.3).
Таблица 2.3 Распределение многоквартирных жилых домов по проценту износа в 2010 г.
Источник: Жилищный фонд Вологодской области в 2010 году: стат. бюллетень / Вологдастат. – Вологда, 2011.
В 2010 г. площадь ветхого жилья достигала 176,6 тыс. кв. м, что меньше, чем 2000 г., на 17 % (табл. 2.4). Однако площадь аварийного жилья за период с 2006 г. увеличилась практически на треть (28 %) и составила 96,0 тыс. кв. м. Стоить отметить, что в 2000 г. аварийного жилья в г. Вологде не было.
Таблица 2.4 Площадь ветхого и аварийного жилого фонда г. Вологды
* 2006 г. к 2010 г., %.
Источники: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010.
В итоге удельный вес ветхого и аварийного жилья в 2010 г. составил 3,9 % от общей площади жилищного фонда города (по области – 6,1 %). Общая тенденция говорит об ухудшении ситуации (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде, п.п.
Источники: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010; Статистический ежегодник Вологодской области 2009: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010; ЖКХ и бытовое обслуживание: стат. сб. / Росстат. – М., 2010.
Уровень и качество жизни населения во многом зависит от того, как благоустроено жилье. Жилищный фонд г. Вологды оборудован различными видами благоустройства на 93 % (в том числе: газоснабжение – на 94 %, горячее водоснабжение – 95 %, централизованное отопление – 96 %, водопровод – 97 %, канализация – 97 %), причем по этим показателям областной центр незначительно отстает от г. Череповца (табл. 2.6).
Устойчивое функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета во многом обусловлено и техническим состоянием коммунального комплекса, главной задачей которого является предоставление потребителям жизненно необходимых благ: тепла, воды, газа и электричества.
Таблица 2.6 Уровень благоустройства жилищного фонда в 2010 г., %
Источники: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, – 2010; Статистический ежегодник Вологодской области 2009: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010; ЖКХ и бытовое обслуживание: стат. сб. / Росстат. – М., 2010.
Водопроводное хозяйство г. Вологды – сложная инженерная система, состоящая из водозаборных сооружений, напорно-насосных станций, очистных сооружений и водопроводных сетей. Так, в 2010 г. в состав водопроводного хозяйства города входило: 13 отдельных водопроводных сетей, 238 уличных водозаборов, 45 насосных станций первого подъема и 64 насосные станции второго и третьего подъема.
Водопроводные сети находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Их общая протяженность в 2010 г. составила 652 км, из них 35 % требовалась замена (в том числе 34 % водопроводов, 9,5 % уличной и 80 % внутриквартальной и внутридворовой сети; табл. 2.7).
Таблица 2.7 Состояние водопроводных сетей г. Вологды
* 2010 г. к 2006 г.,%. ** Изменение за 2010–2007 гг., п.п.
Источники: О работе коммунальных организаций в 2007 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2008; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 году: стат. бюлл. Вологдастат. – Вологда, 2010; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2011.
Доля ветхих сетей за период с 2006 г. увеличилась на25п.п., что говорит о стремительном ухудшении ситуации, а большой износ внутриквартальной и внутридворовой сети указывает на серьезную проблему именно в этой системе водопроводного хозяйства. Несмотря на большой износ водопроводных сетей, объем их ремонта является недостаточным. Так, в 2010 г. было заменено 0,9 % водопроводных сетей от их общей протяженности.
Состояние водопроводных сетей сказывается главным образом на их аварийности и потере ресурсов. Уровень потерь воды в водопроводных сетях города за 2006–2010 гг. остался без изменений, однако в 2010 г. утечки составили практически треть (28 %) объема всей поданной воды (табл. 2.8). С 2006 г. аварийность водопроводного хозяйства снизилась на 25 %: в 2010 г. произошло 545 аварий. Хотя в данном случае эти цифры и говорят о положительной тенденции, однако ежегодное ветшание сетей может привести к аварийной ситуации, и тогда эксплуатационные службы просто не смогут с ней справиться.
Таблица 2.8 Аварийность и потеря ресурсов в водопроводных сетях г. Вологды
Источники: О работе коммунальных организаций в 2007 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2008; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2010; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010 году: стат. бюлл./ Вологдастат. – Вологда, 2011.
Канализационное хозяйство г. Вологды составляют канализационные сети, перекачные канализационные насосные станции и очистные сооружения. В 2010 г. оно насчитывало 6 отдельных канализаций и 36 насосных станций. В отличие от водопроводного, в канализационном хозяйстве наблюдается более стабильная ситуация. Общая протяженность канализационных сетей в 2010 г. достигла 463,9 км, из них требовалась замена 8,4 % (табл. 2.9). Объем ремонта канализационных сетей также происходит в недостаточном объеме. Например, в 2010 г. было заменено 0,6 % водопроводных сетей от их общей протяженности. В том же году произошло 60 аварий в канализационном хозяйстве, что в 2,8 раза больше, чем в 2005 г.
Таблица 2.9 Состояние канализационного хозяйства г. Вологды
Источники: О работе коммунальных организаций в 2007 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2008; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2010; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2011.
Особое место в жилищно-коммунальном секторе занимает централизованное теплоснабжение, от которого напрямую зависит жизнеобеспечение города. Его теплоснабжение осуществляется с помощью 56 котельных различной мощности: из них 17 – мощностью до 3 Гкал/час, 27 – от 3 до 20 Гкал/час и 12 – от 20 до 100 Гкал/час (рис. 5). Причем на долю последних приходится выработка примерно 65 % тепловой энергии, а это более чем 690 Гкал/час.
Рис. 5. Характеристика центрального теплоснабжения г. Вологды.
Монопольное положение в теплоснабжении г. Вологды занимает Муниципальное унитарное предприятие «Вологдагортеплосеть», основанное в 1965 г. Предприятие реализует покупную теплоэнергию и теплоэнергию собственной выработки. На его долю приходится 27 котельных города, которые вырабатывают 714,6 Гкал/час, т. е. две трети (68 %) всего производимого тепла (рис. 6).
Рис. 6. Место МУП «Вологдагортеплосеть» в централизованном теплоснабжении г. Вологды
Другими источниками теплоэнергии являются котельные крупных промышленных предприятий города (ОАО «ВОМЗ», «Агроскон», «Северный коммунар» и др.). На балансе МУП «Вологдагортеплосеть» находится 81 % тепловых и паровых сетей города. Система централизованного теплоснабжения городов после распада Советского Союза и, соответственно, после крушения планового управления народным хозяйством так окончательно и не адаптировалась к рыночным условиям, что привело к деградации отрасли.
Основная проблема – это моральный и физический износ источников теплоснабжения. Котельные, функционирующие достаточно длительный период времени, имеют низкий КПД (73–80 %), к тому же 65 % из них отработали свой нормативный срок. Вспомогательное оборудование (насосы, вентиляторы и др.), находящееся в эксплуатации с 1970–1980 гг., полностью изношено.
В 2010 г. общая протяженность тепловых и паровых сетей г. Вологды составила 345 км, из них более половины (58,5 %) нуждались в замене (табл. 2.10).
Таблица 2.10 Состояние тепловых и паровых сетей г. Вологды
*2010 г. к 2006 г., %.
Источники: О работе коммунальных организаций в 2007 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2008; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2010; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010 году: стат. бюлл. / Вологдастат. – Вологда, 2011.
Следует отметить, что, несмотря на критический износ сетей, в 2010 г. было отремонтировано всего лишь 2,8 % от их общей протяженности. Техническое состояние тепловых сетей оказывает непосредственное
влияние на повышение потерь тепла и теплоносителя. В 2010 г. потери тепла при эксплуатации городских тепловых сетей составили 1,4 % от подачи тепла, хотя за период 2007–2009 гг. они колебались в пределах от 5,5 до 6,7 %.
Особенностью функционирования системы теплоснабжения является нерациональность работы источников тепла: одни из них перегружены и работают с дефицитом тепла (котельные, находящиеся на балансе МУП «Вологдагортеплосеть»), другие недогружены и имеют большой резерв тепловой мощности (котельные крупных промышленных предприятий города). Это приводит к перерасходу топлива и электроэнергии при производстве тепловой энергии. Для справки: по всей России за один отопительный сезон перерасход топлива по этой причине составляет не менее 60 млрд. руб. в денежном выражении, то есть порядка 8 % от всех расходов на теплоснабжение.
Ветхое состояние тепловых сетей и котельных сказывается прежде всего на стоимости и качестве теплоснабжения. Затратный метод ценообразования не стимулирует организации коммунального комплекса к обновлению основных фондов, что в конечном счете приводит к завышению собственных издержек. Несмотря на то, что регулирование тарифов находится в сфере компетенции государства, в целом оно удовлетворяет потребности этих предприятий. За последние пять лет тариф на отопление вырос на 74 %, обогнав индекс потребительских цен на 10 % (за 2006–2010 гг. рост ИПЦ составил 164 %). Вместе с тем 34 % стоимости оплаченных населением жилищно-коммунальных услуг приходится на отопление[9].
Стоит отметить, что реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает не только 100 %-ную оплату предоставляемых услуг, но и повышение их качества. Например, температура воздуха внутри отапливаемых помещений должна быть от 18 до 20 °C, а температура горячей воды – 60 °C. Согласно данным опроса жителей г. Вологды, проведенного Институтом социально-экономического развития территорий РАН в апреле – мае 2010 г., было установлено, что только 35 % опрошенных полностью удовлетворены теплоснабжением их дома и 22 % – подачей горячей воды[10]. Это говорит о недостатках, существующих в системе централизованного теплоснабжения города, которая не может обеспечить его жителям комфортного проживания.
По нашему мнению, для повышения эффективности функционирования системы централизованного теплоснабжения г. Вологды необходима комплексная модернизация отрасли. Ответственность за ее проведение лежит на МУП «Вологдагортеплосеть». Являясь единственным хозяйствующим субъектом в сфере централизованного теплоснабжения, оно находится в собственности администрации г. Вологды и непосредственно подчиняется ей. Администрация, в свою очередь, отвечает за организацию жизнеобеспечения города.
Комплексная модернизация требует значительных инвестиционных вложений: например, чтобы произвести замену изношенных сетей в течение 5 лет, необходимо перекладывать по 40 км в год. Анализ деятельности МУП «Вологдагортеплосеть», проведенный на основе финансовой отчетности, выявил проблемы функционирования предприятия и его неспособность провести подобные мероприятия собственными силами.
Финансовое положение предприятия крайне неустойчивое. На протяжении 2006–2010 гг. происходило снижение коэффициента автономии по отношению к нормативному значению (табл. 2.11). Это свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия от заемных источников средств.
Таблица 2.11 Оценка финансовой устойчивости МУП «Вологдагортеплосеть»
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств в 2006–2010 гг. превосходил его нормативное значение, увеличившись за этот период на 16 %, т. е. повысился финансовый риск для предприятия. Его необеспеченность собственными источниками финансирования оборотного капитала подтверждается значением (ниже нуля) коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования. Судя по коэффициенту текущей ликвидности за 2006–2010 гг., который не укладывался в нормативные рамки, МУП «Вологдагортеплосеть» не способно погашать краткосрочные обязательства. Значение коэффициента абсолютной ликвидности указывает на крайне неудовлетворительный уровень платежеспособности предприятия. Анализ коэффициентов общей рентабельности и рентабельности продаж показал, что в рассматриваемый период предприятие было убыточным. Это сказывается в основном на его инвестиционной привлекательности, показателем которой является также коэффициент рентабельности собственного капитала. На протяжении 2006–2010 гг. его значение составляло менее 5,2 %[11], исключение составил 2008 год – 24,34 %. Это подтверждает тот факт, что государственное регулирование естественных монополий позволяет функционировать им только в полосе ограниченной рентабельности.
На основании результатов проведенного анализа деятельности МУП «Вологдагортеплосеть» можно заключить следующее.
Во-первых, управление предприятием происходит неэффективно. Его финансовое положение крайне неустойчиво – высока вероятность финансовых затруднений в будущие периоды; к тому же оно практически не обеспечено собственными оборотными средствами. В таком случае говорить о возможности модернизации за счет собственных средств не представляется возможным. Городская администрация также не имеет свободных средств на эти цели.
Во-вторых, предприятие остается непривлекательным для кредиторов, так как оно практически не способно погашать текущие обязательства, поэтому вероятность привлечения значительных заемных средств крайне мала. Однако ситуация может измениться, если администрация города или региональные власти станут поручителями МУП «Вологдагортеплосеть» при получении кредита у крупных международных финансовых институтов, как это было в случае МУП «Вологдагорводоканал». В 2006 г. между ним и Европейским банком реконструкции и развития был подписан кредитный договор о выделении кредита в размере 367 млн. руб., гарантом по которому выступило Правительство Вологодской области[12].
В-третьих, низкая рентабельность МУП «Вологдагортеплосеть» делает его непривлекательным для инвесторов. Затратный метод ценообразования тарифов и государственное регулирование деятельности предприятий теплоснабжения препятствует притоку инвестиций в отрасль. Различные схемы государственно-частного партнерства в данном случае маловероятны.
Таким образом, данные выводы подтверждают тезис о том, что наиболее возможным способом финансирования комплексной модернизации централизованного теплоснабжения, проводимой МУП «Вологдагортеплосеть», являются значительные инвестиции со стороны федеральных властей. Пока говорить об альтернативных источниках финансовых средств довольно сложно.
Резкое увеличение износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды обусловлено главным образом недостатком средств. Факторами ухудшения финансового состояния отрасли являются задолженности бюджетов всех уровней (некомпенсированные затраты по предоставлению гражданам субсидий и льгот), задолженности бюджетных организаций и населения за предоставленные услуги.
Поэтому результативность работы жилищно-коммунального комплекса все еще остается низкой. Об этом свидетельствует финансовый результат деятельности организаций по оказанию услуг ЖКХ, который в 2007 и 2009 гг. был отрицательным (убыток составил 20,6 и 73,3 млн. руб. соответственно; табл. 2.12).
Конец ознакомительного фрагмента.