Вы здесь

Жизнь offline. Это не то, о чём вы думаете. Свобода (Арсен Аветисов)

Свобода

Почему мы не осознаем то, что у нас уже есть,

и предпочитаем службу развитию таланта,

а оправдания – признаниям.

Свобода, равенство, братство. Кто не помнит лозунг Французской революции? А кто знает, как он появился? Но давайте по порядку. Каждый из нас руководствуется какой-то жизненной моделью, которую нам или передают родители, или мы получаем в процессе обязательного образования или через пропаганду общественных институтов. Кстати, и сегодня на фасадах многих общеобразовательных школ во Франции вы можете увидеть эти три слова: свобода, равенство, братство.


Но насколько мы свободны? Насколько мы свободны в возможности хотя бы ставить перед собой цели? И есть ли у нас ЦЕЛИ? ЦЕЛИ – в осознанном понимании этого слова, свободном понимании, ЦЕЛИ, основанные на наших осознанных желаниях, видимых, понятных, то, к чему мы действительно стремимся. Если вы не видите конечной цели, вы будете оставаться рабом ваших сиюминутных желаний. Только способность отстраняться от сиюминутной ситуации ради своей цели и является основой человеческой свободы. Какая может быть цель у раба? Возможно, сытный ужин и теплая одежда. Свобода стоит гораздо больше.


Она стоит гораздо больше, и это не лозунг. Это скорее концепция. Библейская концепция. Это сущность и цель нашей жизни. А разве нет? Свобода – это когда вы, и только вы, являетесь определяющей причиной своих действий, когда именно вы можете проявлять свою осознанную волю. Волю, ограниченную принятыми обществом законами. Существующие законы и сейчас дают нам возможность такого поведения. Основополагающие из них – это свобода слова, вероисповедания, передвижения. Французы в 1789 году, вооруженные штыками, вилами и красными фракийскими колпаками, трактовали свободу человека как возможность «делать все, что не наносит вреда другому». И далее: «осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Чем вам не свободная трактовка заповеди – поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Другой вопрос даже не в том, насколько соблюдаются эти законы, а в том, стали ли они частью нашего мировосприятия в полной мере.


Каждый период развития нашего общества приносил с собой свое понимание свободы. Если в древние времена практическая свобода была противоположна понятию рабства, то в период Возрождения под свободой уже понимали не имеющее препятствий всестороннее развертывание человеческой личности. И личности развернулись в полной мере. Появилось множество формулировок свободы. Свобода как вооруженное знанием господство над обстоятельствами, свобода как способность делать выбор на основе различения добра и зла или хорошего и плохого. Бесстрашные марксисты не остались в стороне в определении понятия свободы. Осознанная необходимость – вот что такое свобода, по их мнению. Такая свобода основана на способности человека к анализу, моделированию, пониманию результатов и последствий. И как одно из необходимых последствий – революция.


Но какие определения бы ни давали понятию свободы и как бы сам человек ни формулировал свои цели и причины своих решений и поступков, главным остается значение этих решений для него самого. Какими бы условиями и ситуациями ни были обусловлены поступки человека, его свобода подразумевает возможность осуществлять свою добрую или злую волю. То есть человек не может отделять себя от своей свободы и любых ее проявлений. Но человек может проецировать себя на свободно выбранную им ЦЕЛЬ, и уже эта ЦЕЛЬ определяет, кем он является. Собственно говоря, в этом и заключается роль целей в нашей жизни – определять, кто вы есть. То, к чему вы стремитесь, и является вашей сущностью. А поскольку при достижении цели человек руководствуется своими жизненными ценностями и принципами, то он всегда достоин того, что с ним случается. Не до оправданий, как говорится. Свобода и не предполагает оправданий, поскольку все в вашей воле.


Конечно, можно всегда сослаться на гегемонию государства как главного монополиста нашей свободы. Но государство, скорее всего, монополист его ограничений. Эти же ограничения, которые обеспечивают нашу безопасность в окружении не в меру свободных соплеменников. Какая же свобода без правопорядка? Ведь, по сути, мы не подчиняемся воле другого человека, а наша свобода да не станет несвободой других. На этом основаны принципы ограничивающих законов. С этой точки зрения свободу можно рассматривать и как осознание своих ограничений, и как осознание того, чего вы хотите и чего вам надо.


Свобода – цель человеческого развития. Надеюсь, вы не удивлены. Наш разум, не в меру разбавленный нашими инстинктами, постоянно посылает нам сигналы и утверждения той или иной необходимости. Но только свободное сознание выражает сущность и цели этих необходимостей. Это постоянный процесс – процесс самоосвобождения от всего, что нас связывает цепями и наручниками условностей общества, нашего опыта, нашей клановости… список бесконечен. Зависимостей у нас настолько много, что на этот процесс освобождения нам и дана целая жизнь, а не считаные часы, достаточные для захвата телеграфа, телефона и почты. Свобода стала расхожим понятием, истасканным не только многочисленными политиками и революционерами. Достаточно просмотреть спичи и презентации современных топ-менеджеров и инноваторов, где вы обязательно обнаружите намеки и прямые обещания выхода на новый уровень, где компании, рынки и человечество в целом ожидает новая степень свободы, степень освобождения. Освобождение… И здесь очередная закодированная уловка. Освобождение никогда не предполагает свободу. Освобождение – это больше избавление от очередного режима, диктатора, невыносимого трудового порядка или закрытых занавесом границ. Но, будем честными, разве комфортная 20-часовая рабочая неделя, программа развития от нового кабинета министров, безвизовый режим на забытые всеми острова в состоянии сделать вас свободными? Не спешите говорить «да».


Свобода – это нечто большее, чем свободный график, открытые границы или тотальная демократия. Все это сделает вас освобожденным, но не свободным. И это верно – освобождение можно получить через законы, регламенты, акты и конвенции. Но все это не всегда и чаще всего не зависящие от нас явления, тем более если мы не предполагаем существование объективной системы выбора людей, которые устанавливают эти порядки и законы. Для свободы придется потрудиться нам самим. Очень сильно потрудиться. Наше внутреннее убеждение, преследующее нас и мешающее нам, – мы не ассоциируем свободу и труд. Мы не хотим принять, что свобода – это постоянный процесс приобретения знаний, это навык и привычка мыслить и действовать. Мы не хотим принять, что свобода – это ответственность, и, в первую очередь, за нашу жизнь. Мы не хотим принять, что свобода – это принятие наших решений, а не сторонних актов, чужих поручений и сезонных постановлений. И это планирование нашей судьбы.


«О, – скажете вы, – не надо морочить голову. Сегодняшний мир нам позволяет многое. Есть легендарный Билль о правах, сотни конституций, тысячи меморандумов обо всем и на все случаи жизни, где свободы настолько много, что уже приходится бороться с ее излишними проявлениями. Да и в конце концов, я сам выбираю, что мне делать: сидеть дома, играть в гольф, что-то предпринять самостоятельно, присмотреться к своим талантам или пойти на службу». Что выбирает из всего перечисленного большинство?


Сегодня большинство выбирает службу. Служба существовала всегда и везде. Это и транснациональные корпорации, воинские подразделения, мелкие фирмы и потрясающий по масштабам государственный аппарат. Но что такое служба по сути? Служба – это одна из допускаемых обществом форм угнетения. Удобная форма. Позиционируемая как справедливая, безопасная, комфортная и в той или иной степени предсказуемая. Многие сегодня предпочитают быть нанятыми и используемыми, чем бесконечно мучиться со своими талантами и тем более обязанностью их реализовать. Лучше следовать предписаниям и уготованным решениям.


Но кого служба, недвижимость в ипотеку или кредиты делали свободными? Только ограничивали. Ну а сами деньги? Это неустанные бдения за их сохранность и трагические потуги для их приумножения. И кто его знает, на что готов пойти человек ради этого? На то, что в конечном итоге и делает его еще больше несвободным. Через кровь, пот и неисчислимые жертвы человечество добилось того, что в мире существуют законы, в той или иной мере определяющие свободу нашего выбора. Но большинство опять выбирает зависимость.


Очевидно, что только путь познания себя дает нам понимание разницы между жизнью свободного человека и его зависимым существованием. Не надо утешать себя тем, что нам постоянно мешают условия, в которых мы живем, страна, ее резко континентальный климат, загрязненный воздух, изнурительная работа, неправильно выбранная специальность, неповоротливое правительство и весь этот мир. Нам мешает не то, кем мы являемся. Нам мешает то, кем мы, по нашему мнению, не являемся. Во всяком случае, пока не являемся.


«Хорошо, – скажете вы, – вот я окончу университет, получу знания, наберусь опыта, и тогда все получится. Я открою свои таланты, усовершенствую свои способности и получу достойную должность, в конце концов. Наконец, я пойму эту разницу между жизнью других и моим существованием до этого момента». Если бы… Этого мало. Недостаточно знаний, дипломов и просто какой-то информации или инструкции. Никакая информация, ни один диплом не может привести нас к нашей внутренней трансформации. К переходу с уровня А на уровень Б. Для этого придется поработать самому. И только самому. К истинной свободе ведет исключительно персональный менеджмент своей жизни. Почему персональный? Разве нельзя никого нанять для этого? А вы думаете, дипломированный раб сможет вам подсказать и проконсультировать, каков он, путь к свободе?


Фактически на этой планете мы владеем лишь самим собой. Все остальные формы собственности – иллюзия. Временная, но иллюзия. Все остальное принадлежит провидению, небесам, банкам, а мы в этом проекте в лучшем случае только управленцы. Есть история: в принципе, нам изначально и было поручено управлять, а не владеть. Но мы, хоть и не вдруг, но решили немного по-другому. Решили не без помощи льстивых пресмыкающихся и раздирающих нас изнутри соблазнов завладеть тайной, съесть плод с включенными инструкциями познания истины. Легкость достижения результата сыграла свою роль – съесть и сразу понять. Не получилось. К сожалению, урок прошел даром. После изгнания, как нам и обещали, приходится находиться в исправительно-трудовых реалиях. «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Но нам не сказали, что нам придется при этом еще и мучительно думать. А думать и размышлять – это, предположительно, была самая сакральная активность, которая нам предстояла после райских кущей.


Вам уже говорили, что думать – это важно? То, что вы видите, читаете, слышите, даже заучиваете и цитируете – все это мелочи по сравнению с тем, что и как вы думаете. Неожиданно? И знаете почему? Потому, что все мы стали думать в разы меньше. За результатом такого клипового мышления далеко ходить не надо – просто оглянитесь. Мы на поводу ярких лозунгов и липовых зарисовок. Вокруг нескончаемые игры с осуждением окружения. Игры осуждения превратились в стойкую стратегию на всех уровнях – от начальников до политических лидеров. Оценки и ярлыки, слоганы и призывы, злопыхательство и ирония – это и есть «думать»? Наше трактование свободы слова.


Периодически мы стараемся все это себе объяснить. Всю эту вакханалию безответственности. И, как правило, найдя объяснения, приравниваем их к оправданию. Объясняем, что мы, каждый из нас на этом коротком промежутке от первого вдоха до последнего выдоха хочет получить самое приемлемое, или, по-другому, самое лучшее. Поэтому нам приходиться осуждать, разъяснять и просить. Но не надо ничего просить или кого-то осуждать. Надо начать думать. Организоваться, навести порядок в своих мыслях, в своей жизни, а не только в бумагах или гардеробе. Разве вы еще не догадались, что наш Бог – это Бог порядка?


И его секрет не в злополучном яблоке, а в том, что наше благополучие зависит не от ресурсов и средств, которые у нас есть, или, точнее, нам даны, а от того, как мы справляемся с полномочиями самой жизни. То, что нам делегировали при рождении, и то, что мы так упорно насилуем, искажаем и игнорируем, – наше внутреннее свободное Я.


Свобода. Сколько крови пролито и сколько жизней отдано. Для чего? Только приняв на себя ответственность за свою жизнь, а не перекладывая ее на плечи государства, начальника или семьи, на все свое окружение и этот мир, вы обретаете настоящую свободу. Не сваливаться к обстоятельствам, не тыкать пальцем вокруг, не греметь цепями, а жить и поступать согласно своей доброй воле. И кто вам может помешать после этого? Просто вы пока не готовы платить за это такую цену. Наш комфорт одерживает победу над свободой его выбора или отказа от него. Но что может сравниться с комфортом чувствовать и осознавать себя свободным, какие бы толкования этой свободы нам ни предоставляло окружение? И вам ничто не может помешать это осознать.

«В день, когда вы примете себя такими, какие вы есть, вы станете СВОБОДНЫМИ» (NN).