Вы здесь

Жизнь offline. Это не то, о чём вы думаете. 5000 лет рабства (Арсен Аветисов)

5000 лет рабства

Рабство не исчезло, оно просто изменило свои формы.

Формально с рабством покончено 200 лет назад. Но не фактически. Рабство и сегодня обходит законы и декларации о свободе, придумывая себе самые лукавые продолжения. Вся драма нашего существования, которое мы называем «осознанный образ жизни», стремительно развертывается на протяжении последних 25 лет. И если еще полвека назад враги и проблемы человечества были ясны и очевидны, то сегодня мы называем врагами только то, что ловко подбрасывают нам нескончаемые информационные табло. Насколько мы готовы к изменениям, насколько наше сознание готово справиться со всем этим коммуникационным диктаторством? Плотный сгусток нервов эпицентра нашего сознания, который называют головным мозгом, является самым ответственным и напряженным звеном не только в процессе выживания и адаптации к происходящему. Мы справедливо думаем, что именно он и поддержит нас в моменты необходимых перемен. Будьте уверены, только он и поддержит – если поймет, что происходит вокруг и то, что вам действительно нужны перемены, нужна свобода, а не рабство.


На вопрос «что такое рабство?» большинство из нас отвечает, что это некая система взаимоотношений между людьми, при которых один человек может находиться в собственности у другого. В данном определении, действительно, есть большая доля правды. И не только потому, что слово «раб» у большинства из нас ассоциируется со строителями египетских пирамид, гладиаторами и Спартаком, черными невольниками изначально в цепях и трюмах, потом на плантациях, а в конечном итоге в виде оскароносных номинантов «12 лет рабства» или «Джанго освобожденный». Образы яркие и запоминающиеся. В наше сознание с детства впрыскивают многочисленные истории типа «Хижина дяди Тома» и «Приключения Гекльберри Финна», тем самым доходчиво объясняя и показывая, что рабство действительно существовало, это было давно и сегодня представляет интерес исключительно для историков, писателей и режиссеров. Так ли это?


Первобытные охотники и собиратели кореньев не брали пленных. Это было неэффективно и экономически неоправданно. Они просто убивали их, а некоторые в местах хронического дефицита мяса использовали пленных в домашней гастрономии. С возникновением сельского хозяйства возникла потребность в работниках, точнее – в их безвозмездном труде. И поскольку между племенами начали возникать самые разнообразные конфликты из-за угодий, принципов вождей и элементарного выхода природной агрессии, то изначальным источником рабов служили войны с последующим пленением людей. Надо сказать, что в первую очередь речь идет о рабах-мужчинах, которые вместо перспективы быть съеденным или убитым благоразумно выбирали возможность потрудиться. Проблем с дальнейшей специализацией плененных женщин никогда не было. Поскольку война – это дело хлопотное и затратное, то порой можно было ограничиться простым похищением будущих работников сельского хозяйства и необходимых специалистов общего профиля. Однозначно рабство уже тогда имело исключительно экономические предпосылки, благодаря чему и было обречено достигнуть такого масштаба во все последующие времена и сохранить эту тенденцию до сегодняшнего дня.


При разделении труда наименее привлекательным был и остается тяжелый физический труд. А если говорить откровенно, то труд сам по себе для человека не является самым привлекательным занятием. Несмотря на уговоры, что именно труд делает человека человеком или, по другой теории, сделал человека из обезьяны, развитие нашего общества с сопутствующими изменениями образа жизни уверенно опровергает это утверждение.


Для повышения эффективности труда рабов рабовладельцам приходилось повышать их квалификацию и практически выращивать их с детства. Процесс этот дорогой и не всегда заканчивался согласно предполагаемому рабовладельцем бизнес-плану. Болезни, отсутствие способностей, сотни разного рода заминок ожидали на этом пути хозяев инкубаторов. Поэтому легче было перекупить готового специалиста или наведаться с военной кампанией к ближайшим соседям. Но этим проблемы не заканчивались: после приобретения живого товара хозяевам приходилось обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания эффективного труда и оправдания своих вложений. Прогресс не оставался на месте – с развитием экономических и общественных отношений появился новый источник производственного ресурса: в рабов обращали должников и преступников. Институт рабства совершенствовался.


Особое место в нем занимали так называемые домашние рабы – что-то наподобие современной прислуги. Поскольку запросы хозяев увеличивались с каждым следующим поколением, возрастал и уровень этих рабов. Они блистали знаниями, многие из них демонстрировали невероятные способности к искусству – достаточно пройтись по нескольким залам Третьяковской галереи. Но в обществе, не отягощенном технологическими прорывами, неизбежно наступал такой момент, когда эффективность труда переставала расти. А вот содержание самих рабов – наоборот. Инфляция преследовала государства и в те эпохи. Добавьте к этому возрастающий с количеством рабов риск восстаний и, следовательно, необходимость содержать надсмотрщиков. Да что там надсмотрщики – целую армию профессиональных воинов, которые, кстати, никак не участвовали в ежедневном производстве благ. Содержание этого аппарата – тоже тяжелая нагрузка. Да еще и низкая мотивация самих рабов. Существовавший в то время регламент освобождения от рабства применялся в редких случаях. Настолько редких, что эти случаи обязательно находили свое упоминание в хрониках или заметках летописцев. Это было что-то вроде современных историй о Цукербергах или Безосах. Одним словом, действующая система рабовладения становилась неэффективной.


Поэтому институт рабства стал совершенствоваться и приобретать другие, более практичные формы. Более безопасные и экономически оправданные. Общество, не торопясь, вползало в феодальные отношения. В таком обществе рабы получили новые свободы, и в первую очередь свободу самому обеспечивать свое пропитание и содержание. Но отвечать за жизнь и распоряжаться ей – это право оставалось у феодалов – новой касты рабовладельцев. Такая форма рабовладения настолько практичная, удобная и минимизирующая риски, что отдельные ее элементы усматриваются невооруженным глазом и в сегодняшнем миропорядке.


В эпоху Просвещения, не то в силу получающих распространение христианских идеалов, не то действительно искренне и всерьез, с рабством начали активно бороться. По всей Европе рабство уже было заменено крепостничеством, но в Новом Свете рабство расцвело в полной мере и с невиданными масштабами. Надо ли говорить, что в результате работорговли, а в основном это связано с американским континентом, Африка потеряла порядка 80 миллионов жителей. Это почти все сегодняшнее население Великобритании. Масштабность и драматизм использования рабов в Новом Свете до сих пор не дают покоя сценаристам «фабрики грез» солнечного штата.


В Старом Свете же все шло своим чередом: в науке произошли фундаментальные открытия, а производство продолжало совершенствоваться. Существовавшие отношения уже не удовлетворяли запросам развивающейся промышленности, основанной на научных открытиях и технологических решениях. И то, что называли рабством со всеми видимыми его проявлениями, стало себя изживать. Разными темпами и путями, но процесс усовершенствования общественных отношений вошел в следующий этап. Это время нашего самого недавнего прошлого. Именно тогда началась активная законотворческая деятельность, чтобы хотя бы формально избавиться от тормозящих развитие промышленности факторов, основными из которых были сословные отношения и существующие законы.


Процесс пошел, но только в 1833 году рабовладение как таковое было полностью запрещено в Британской империи. Ньютон уже давно открыл всемирные законы, Фарадей разложил электромагнитную индукцию, Дарвин отправился в путешествие на корабле «Бигль», а Вестминстер запретил рабство. Со школьной скамьи всем известна дата отмены крепостного права в России – 1861 год. Прошло чуть более 150 лет, когда люди одной шестой части суши получили свободу, но и здесь есть чем гордиться, сравнивая себя с существующими оппонентами. Невероятно, но в тех же Соединенных Штатах формально рабство было отменено только в 1865 году в виде так называемой 13-й поправки к конституции. То есть на четыре года позже, чем в Российской империи. Другой вопрос – как и кто этим воспользовался и в какой мере?


И, наконец, апогей: рабство на Земле было полностью отменено лишь в 1981 году! Уже с помпой прошла Олимпиада в Москве, вовсю запускались шаттлы, а «Вояджер» приближался к Юпитеру, в семьях появились видеомагнитофоны, люди бегали с Sony Walkman, а в Мавритании неожиданно отменили рабство. Все вовремя.


Но отменить рабство только актами и законами – утопия. И сегодня рабство из-за своей высокой доходности привлекает многочисленные преступные синдикаты. Кто бы мог подумать, что по доходам рабство занимает третье место в мире после торговли наркотиками и оружием. Общий доход от использования принудительного труда в мире составляет не менее 150 миллиардов долларов в год, причем две трети этого объема приходятся на секс-индустрию. Вряд ли от этого бизнеса можно так просто отказаться, хотя в современном мире рабство осуждается большинством стран. Даже несмотря на принятые законы, рабство негласно сохраняется в той или иной форме во многих стран. В той же Мавритании, которая последняя отменила рабство, количество людей, попадающих под определение «раб», оценивается в 600000 человек, что составляет пятую часть населения этой независимой страны.


Да, рабство – это преступление. И его надо искоренять и осуждать. Кстати, основной пункт в осуждении рабства как преступления во Всеобщей декларации прав человека состоит в том, что рабство – это лишение рабов будущего. Полностью или частичное ЛИШЕНИЕ БУДУЩЕГО. Это очень важное определение, которое поможет понять те скрытые формы, которыми маскируется рабство в сегодняшнем мире.


Мы часто сетуем на крепостное право и тот след, которое оно оставило, по нашему мнению, в привычках народа. Доводим это чуть ли не до уровня генетической памяти. Но можно ведь и сегодня трактовать явления, которые в той или иной степени схожи с такого рода правом, как, например, содержание домашней прислуги, насильственный брак или откровенная торговля людьми, будь то футболисты или топ-менеджеры. В современном мире, по разным оценкам, и сегодня в рабстве находится до 36 миллионов человек, которые попадают под принятое определение рабства. Почти половина населения Франции. Но это условная цифра. Все зависит от трактовки понятия рабства, а не от законов и не от нашего отношения к нему как к таковому. Не исключено, что это не половина Франции, а подавляющее население планеты. И, возможно, это самое оптимистическое предположение.


Внешне сегодняшний мир руководствуется высокими и гуманными принципами. Всемирные организации осуждают рабство: Лига Наций это сделала еще в 1926 году, а ООН – сразу после Второй мировой войны, приняв Всеобщую декларацию прав человека. Именно тот документ, который всегда упоминают, когда неуклюже оправдывают разнокалиберные вооруженные вмешательства. И, несмотря на локальные освободительные войны, защиту идеалов свободы и демократии, вопросов к определению рабства остается много.


А почему не считать рабством принуждение к подневольному труду, когда подневольный труд – это единственная возможность выжить? Как осуществить свое право на жизнь, записанное в той же Декларации, когда медицина недоступна, а власть неповоротлива? Очевидно, что если за рабство принимают порабощение человека человеком, то как относиться к тому, когда в этой роли в какой-то форме выступают не отдельные личности, а корпорации или государства?


Но не это главное. Рабство – это не столько система отношений или определение юридических институтов, сегодня это состояние нашего сознания. И именно в этом уникальном исключении Экспериментатор оставил дверь незапертой, приоткрытой к осознанию своего смысла. И это вопреки (и несмотря на) нашим яростным пересмотрам генеральных правил и бурной законотворческой деятельности, пытающейся загнать эксперимент на приемлемую и выгодную для всех участников платформу.


Сколько надо времени, чтобы разработать и принять закон? Сколько надо, чтобы исполнение закона стало привычной практикой? А сколько лет надо для изменения самосознания миллионов людей? Сколько поколений должно смениться на планете, чтобы осознать, что они свободны? После тысячелетий формирования привычек, форм поведения, взглядов на мир, правил, укладов, предубеждений. Конечно, некорректно говорить о целых народах или континентах с пока еще деформированным мировоззрением. Проще диагностировать признаки рабского поведения у своего окружения.


Перманентно выходя из одной формы рабства, человечество всегда попадало в другое. Законы – это всего лишь форма, содержание рабства в нас самих. Скрытое, неизбежное, привычное, устраивающее участников и потому неискореняемое. А что если предположить, что такой негласный и невидимый договор между рабовладельцами и рабами все же существует? И он также негласно соблюдается, потому что, в принципе, предполагает для рабов определенный комфорт и доступные развлечения в обмен на их труд или, наоборот, бездействие.


Единственное, что остается вне этих «благ», «обязанностей» и «правил», – это контроль над своей судьбой. Судьбой не как категории предопределенности жизни, ее непознаваемости и независимости от воли, а как возможности самому осознанно определять ее линию. Как часто мы говорим себе «это невозможно», когда это касается нашей судьбы? Намного чаще, чем это соответствует действительности. «Невозможно» – это слово из лексикона несвободного человека, зависимого. Для всех остальных есть множество других вариантов.

«Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью» (Аристотель).