Вы здесь

Жизнь прожить – не поле перейти – 1. Деды. Книга I. Глава восьмая (В. В. Лиштванов)

Глава восьмая

Званый обед удался на славу. Григорий Иванович Михалёв с сыном от всей души угощали гостя, а Николай Токарев с благодарностью принимал гостеприимство хозяев.

После обеда мужчины расположились пить чай и у них возобновился прерванный разговор.

– Так вы говорите, что сам Государь приезжал в Первопрестольную когда началась война? – заинтересованно переспросил Григорий Иванович у Николая.

– Так точно! Через несколько дней после начала войны Государь с семьей прибыл в Москву.

– И как его встретили там? – поинтересовался Сергей.

– Всеобщим людским ликованием! – ответил Николай, – Толпы народа вышли на улицу встретить Государя под радостный перезвон колоколов соборов и храмов! Красная площадь была полностью запружена народом, когда Государь вознамерился посетить соборы Кремля.

– А что Государь? – допытывался Григорий Иванович.

– На все приветствия Государь отвечал: «В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю Державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь Московских».

– И что потом, что было потом?

– Потом запели «Боже царя храни» и всё людское море, заполнившее площадь, стало на колени, в едином порыве почтительно преклоняясь перед Государем!

– Да, это впечатляет! Наш народ всегда почитал, и будет вовеки почитать Государя! А сейчас, наверно, Государь в Петербурге?

– Нет. Он объезжает фронт, а затем посетит города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании.

– Да храни Господь нашего Государя, – проговорил Григорий Иванович и осенил себя крестным знамением.

– Государь горячо любит армию, – вставил слово в общий разговор Сергей, – и всегда близко к сердцу принимает ее нужды. Однажды, ещё до войны, Государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы ближе понять тяготы солдатской службы.

– Да, на такой поступок не каждый решиться даже из наших господ офицеров и генералов, – согласился Николай, отодвигая от себя, пустую чашку и приподнимаясь из-за стола проговорил, – но мне пора и честь знать! Покорнейше благодарю за угощения, и разрешите откланяться.

– Я тебя провожу! – предложил Сергей и стал вставать вместе с Николаем.

Григорий Иванович тоже поднялся вместе с молодыми людьми.

– Будет свободное время, – обратился он к Николаю, – милости просим в гости!

– Благодарю! Обязательно наведаюсь, как только представится возможность, – ответил Николай.

Когда молодые люди вышли на улицу, солнце уже скрылось за домами, но было ещё светло. Редкие прохожие степенно шествовали по делам. Николай с Сергеем остановились у парадного входа.

– Тебе когда на службу возвращаться? – поинтересовался Николай.

– Послезавтра нужно уже ехать, – ответил Сергей.

– Сразу на фронт?

– Нет, вначале к месту дислокации части, а там, что Бог даст.

– Что ж удачи тебе и Бог в помощь!

– Благодарю!

В этот момент, к беседующим молодым людям подошла стройная девушка в длинной черной юбке и белой кружевной кофточке с воланами. На голове была модная шляпка с перьями заморских птиц. Это была сестра Сергея – Валентина.

– А вот и моя сестрица, – радостно произнес Сергей и спросил, – почему не пришла на обед?

– Много дел в лавке, – ответила Валентина, внимательно разглядывая Николая.


Она сразу поняла, что это и есть бывший сослуживец, которого брат пригласил на обед. Николай ей сразу понравился, этот бравый молодой офицер. Военный мундир очень шел его симпатичной внешности, а шикарные густые усы делали его вообще писаным красавцем. Валентина уже пожалела, что задержалась в лавке и не успела к обеду, но чувство собственного достоинства не позволили ей углубляться в мысли по этому поводу.

– Валентина, познакомься, это мой бывший сослуживец, Николай Ильич Токарев, недавно его перевели служить к нам в Курск, а это моя сестра, Валентина Григорьевна, – представил Сергей сослуживца и сестру друг другу.

– Валентина слегка кивнула головой в сторону Николая.

– Очень рад нашему знакомству, – проговорил Николай, – разрешите поцеловать вашу ручку, в знак восхищения вашей красотой!

Валентина милостиво согласилась и протянула ему руку. Николай трепетно припал к руке и пылко поцеловал её. Отпустил руку, он продолжал ласково смотреть на Валентину, откровенно любуясь нежными чертами лица.

Такое пристальное внимание слегка смутило Валентину и она, потупив взор, прошла в отчий дом.

Конец ознакомительного фрагмента.