Глава 1. Дорогу осилит идущий: планируем
Несмотря на то, что это может казаться простым, попробуйте заняться делом, ограниченным чёткими временными рамками. Просто попробуйте. Для этого вам потребуется взять бумагу и ручку, составить небольшой список дел, которые доступны прямо сейчас. Среди них может быть домашнее задание, работа по дому, поиски подарка любимой бабушке на день рождения. Всё, что угодно.
Теперь же вам предстоит решить, какая из написанных задач является важнейшей. Перепишите список по релевантности. Готовы? Сейчас предстоит следующее: заведите таймер на 10 минут и полностью сконцентрируйтесь на выбранной задаче. Даже если вы не успели решить поставленный вопрос, после сигнала таймера остановитесь. Теперь вам нужно 3 минуты, чтобы отдохнуть.
Итак, вы снова с нами. Подумайте, удалось ли вам не думать о прочих ненужных вещах в течение отведённого времени? Сколько раз вы посмотрели на таймер? Выбирая «метод помидора», человек обычно использует 25 минут для решения поставленной задачи. Именно такой промежуток времени считается оптимальным для полного сосредоточения на конкретной цели. Трёхминутные передышки важны, поскольку они дают организму расслабиться и набраться сил перед следующим забегом.
Во время перерыва нельзя думать о предыдущих и последующих помидорах. Не стоит начинать писать какие-либо письма или звонить. Ваш мозг также нуждается в отдыхе, чтобы поработать последние 25 минут напряжённой работы. Время, отведённое на усвоение итогов, ни в коем случае нельзя забирать. Если же отдых от интеллектуальной работы не приводит к полному расслаблению, вы сами убедитесь в этом. Это скажется напрямую на ваших мыслительных процессах, а в конечном итоге – на биоритмах. Всё это может повлиять на качество сна или аппетит.
Запомните: хронический стресс снижает ёмкость вашей рабочей памяти и способность к концентрации. Радость от работы и выполнения плана уступает место тревоге, в то же время вдохновение сменяется раздражением.
Раз помидор, два помидор
Метод помидора впервые появился ещё в 80-х годах прошлого столетия. Студент Франческо Чирилло заключил сам с собой пари. Он решил 10 минут полностью посвятить себя учёбе, но для этого требовался объективный способ отследить время. Был необходим какой-то предмет типа школьного звонка. И вот взгляд его упал на кухонный таймер в форме помидора. Догадываетесь, что произошло дальше?
В чём суть метода: превратить время из вашего врага в друга. Если вы до сих пор тревожитесь по поводу сроков, наступающих через час, день, неделю или месяц, вы не может объективно решать текущую задачу. В таком случае заведите таймер на 25 минут и сосредоточьтесь на текущем вопросе. Если время вышло, а вы ещё работаете, это совершенно не говорит о том, что вы «не успели». Это значит лишь то, что вы смогли! Смогли полностью посвятить работе конкретный период времени.
Проще говоря, это и является основой жизни по помидору. Вы сами выбираете задачи, которыми будете заниматься в течение дня, а после ставите для себя таймер на 25 минут и приступаете. Завершающим этапом всего этого станет оценка итогов дня, где вы самостоятельно должны понять, что получилось, а что нет.
Все помидоры равны, но некоторые – более равны
Кора головного мозга представляет собой трёхмиллиметровый слой серого вещества, покрывающий оба полушария – левое и правое. Они, в свою очередь, разделены глубокой щелью. В 1960-ом году учёные обнаружили, что основные функции интеллекта также делятся между полушариями. Несмотря на то, что оба могут участвовать в решении базовых задач любой области, есть те или иные виды деятельности человека, в которых приоритетным будет одно из полушарий.
Левое полушарие в основном соотносит информацию, воспринимаемую человеком в настоящем времени, с информацией о том, что уже происходило. Когда мы разговариваем с кем-либо, работает именно левое полушарие: оно помогает строить речевые обороты, предложения и соблюдать определённые правила. Для правого полушария характерна интуитивная деятельность. С его помощью мы фантазируем, понимаем метафорические связи в речи.
Однако существуют определённые ситуации, когда мозг работает совершенно по-другому. Термин «идиот-савант» придумал профессор Джон Лэнгдон Даун, изучавший людей с низким коэффициентом интеллекта, но прекрасно запоминающих разные детали. К примеру, среди исследуемых был мальчик, получивший травму головы, а именно левого полушария. После этого он стал запоминать погодные условия любого дня, прошедшего с момента удара. Ещё одни испытуемые – близнецы Джордж и Чарльз – были способны назвать день недели любой даты в течение двух секунд.
Теперь задумайтесь, способны ли вы запомнить последовательность из более чем семи цифр? Важно понимать, что рабочая память имеет ограниченную ёмкость. Не все способны сосредоточиться на двух задачах одновременно и хорошо выполнить обе. Когда вы внезапно отвлекаетесь на какие-то посторонние вещи во время работы, зачастую для того, чтобы вернуться в ритм, требуется время. В связи с этим частая смена деятельности снижает результативность. Вот здесь и потребуется метод помидора, который не позволит вашей ограниченной рабочей памяти закупорить себя ещё больше.
Живём одним днём: список дел на сегодня
Вы когда-нибудь задумывались, с чего следует начать очередной день? Без метода помидора эта задача может оказаться непосильной. Кажется, что у вас миллион неотложных дел, и при этом все сразу решить вы не можете. Время идёт, а вы всё никак не можете приступить к работе. В итоге наступает обед, а там и ужин, но вы так ничего и не выполнили.
Хочется вспомнить известный слоган: «Just do it». Говорите его себе почаще – это хороший приём, чтобы начать действовать прямо сейчас. Приступая сразу к работе, которую вам нужно сделать, вы сможете сократить общее её количество. Как только же вы решаете отложить свои дела на завтра, вы рискуете забыть определённые моменты, которые были важны в конкретный момент времени. Ждать вдохновения или момента, когда откроется «второе дыхание», – решение неверное.
Зачастую держать под рукой длинный список дел не является наилучшим вариантом, поскольку возникает проблема выбора. В тот момент, когда вы принимаете решение взяться за то или иное конкретное дело, вы одновременно откладываете остальные задачи, которые также требуют внимания. Что же делать в этом случае? Расставить приоритеты, а затем сосредоточиться на важнейшем деле. Такой порядок позволит вам почувствовать себя уверенно, ведь вы на правильном пути.
Если этого не сделать и оставить список таким, какой есть, вы будете вновь и вновь задаваться вопросом: «Действительно ли то, что я делаю сейчас, так важно?». Это может не просто сбить с толку, но и разрушить весь план. Выходом из ситуации станет метод помидора: на короткий промежуток времени вы сможете сконцентрироваться на деле, а потом уже понять, является ли оно самым важным. Таким образом, вы перестроите работу мозга с установки «надо закончить» на установку «к чему приступить?»
В начале каждого «помидорного» дня важно выбрать из перечня дел наиболее важные и записать их в список дел на сегодня. Такой метод планирования позволит распределить время наилучшим образом. После этого поставьте таймер на 25 минут и сосредоточьтесь на том деле, которое стоит первым в списке. Способность заниматься чем-то потому, что именно так вы решили, является основой эффективного управления временем. Когда вы принимаете решение о том, что будете делать, нужно иметь представление обо всей картине проекта в целом. В противном случае вы погрязнете в мелочах, и всё планирование будет напрасным. Метод помидора поможет каждое утро определять, какие дела у вас в приоритете. Можно сказать, что это своеобразное соглашение с самим собой: из множества задач вы выбираете только те, которые важны сегодня. Если вы сможете выполнить их все, то получите чувство глубокого удовлетворения в качестве награды.
Итак, приступим. Возьмите ручку, лист бумаги и таймер. Вам также пригодится перечень дел, составленный ранее. Заведите таймер на 5 минут. Напишите заголовок «Список дел на день» и начинайте рассматривать дела, которые можете сделать в течение грядущего дня. Не забудьте свериться с исходным списком, вдруг там не хватает определённых задач, которые вы ещё не вписали. Не записывайте слишком много пунктов, пока не будете уверены в том, что сможете добиться желаемого в течение дня. Работайте над списком, пока не прозвенит таймер.
Запомните: ваш список дел на день – это своеобразное соглашение с самим собой в ограниченном временном промежутке. С помощью этого листа бумаги вы сможете увидеть цель конкретного дня, к достижению которой и нужно стремиться.