Глава 1. Система образования
Эта глава расскажет о том, что такое вуз, какими они бывают и в чем различия между разными видами вузов, можно ли обойтись без них и что система образования предоставляет, кроме вузов.
Как у нас?
Образование в современной России объединяет образовательные учреждения трех ступеней, призванных обеспечить непрерывный процесс воспитания и социализации личности и получения профессиональных навыков: общее, профессиональное и дополнительное образование.
Общее образование осуществляется на четырех уровнях:
• дошкольное,
• начальное общее,
• основное общее,
• среднее общее.
Профессиональное – на двух: среднее и высшее, которое в свою очередь также реализуется на различных уровнях.
Дополнительное образование реализуется в рамках обучения детей, взрослых и дополнительного профессионального образования.
Что такое вуз?
Задачка с тремя неизвестными: что заставляет выпускника школы одновременно трепетать от ожидания и стучать зубами от страха?
Нетрудно догадаться, что три неизвестных – это три самые насущные буквы абитуриента: «В», «У» и «З».
Попробуем разобраться в том, что же такое вуз, какие цели он ставит перед собой и какие программы реализует.
Высшее учебное заведение – это канал получения высшего профессионального образования – части профессионального образования, нацеленной на обоюдное удовлетворение кадровых потребностей национальной экономики и потребностей личности в интеллектуальном и нравственном развитии, путем воспитания из юных умов высококвалифицированных специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в общественно-полезных направлениях.
Согласно данным Росстата на 15.02.2018 г., в России насчитывается 950 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается в общей сложности 5 209 000 студентов.
Задача правильного вуза – дать студентам необходимые теоретические знания и базовые практические навыки работы в выбранном направлении, помочь им реализовать свой творческий и научный потенциал, испытать свои силы в общественной деятельности, задать вектор трудоустройства и дальнейшего построения образовательной и карьерной траектории.
Высшее образование реализуется на следующих уровнях:
– специалитет, программа обучения со сроком обучения 5—6 лет и присвоением квалификации специалиста (в настоящее время искореняется);
– бакалавриат, наиболее распространенная и вскоре единственно возможная базовая программа обучения со сроком обучения 4 года и присвоением квалификации бакалавра, бакалавры получают фундаментальную подготовку без узкой специализации;
– магистратура, программа обучения со сроком обучения 2 года и присвоением степени магистра (обучение возможно после получения диплома бакалавра);
– аспирантура, адъюнктура, ординатура – программы подготовки научно-педагогических кадров.
Виды вузов
Российская система образования не располагает широкой классификацией вузов, но, тем не менее, предоставляет абитуриенту определенный набор вариантов: федеральный университет (создаются на основе объединения нескольких региональных вузов в один и обладают особым статусом), университет, академия, институт.
Человеку, не связывающему напрямую свою жизнь с системой образования, порою бывает сложно определить разницу между разновидностями высших учебных заведений и влиянием статуса вуза на конечный результат учебы. И все же: есть ли существенные различия, влияющие на процесс обучения? Для начала структурируем информацию о классификации вузов в таблице:
В целом, существует порядка 13 критериев, исходя из которых Рособрнадзор определяет статус вуза, перечислять все нет необходимости, но следует детально проанализировать нашу сравнительную таблицу. Зададим себе несколько вопросов:
сложно ли скоординировать под одной крышей несколько направлений или несколько факультетов?
насколько развита студенческая наука?
влияет ли наличие ученой степени на преподавательские качества?
Как правило, разница в организации учебного процесса университета и института невелика. Внутри университетов структурными подразделениями, отвечающими за отдельные направления, являются факультеты или институты, внутри институтов – факультеты, каждая структура имеет свою внутреннюю иерархию и определенную степень автономности в принятии решений. Тем самым внутри любого вуза вне зависимости от его статуса ребенок будет обучаться в обособленном структурном подразделении, осуществляющем подготовку студентов по одной или нескольким родственным специальностям. Размах вуза влияет разве что на количество товарищей по студенческой скамье и время доступа к административным подразделениям, которые могут находиться на разных уголках города в особо крупных вузах.
Большинство осмысленно поступающих в вуз абитуриентов и их родителей серьезно относятся к такому фактору, как финансирование и поддержка научных разработок, справедливо полагая, что опыт научной деятельности станет хорошим подспорьем в дальнейшем построении образовательной и карьерной траектории молодого человека. Это верный, но сильно преждевременный ход мысли: дело в том, что студенческая наука обладает особой спецификой. Если речь не идет о каком-нибудь «закрытом клубе 10 юных гениев страны», а мы все же говорим о научной деятельности в вузе, то она имеет менее фундаментальный и скорее образовательный характер. Студенты не обладают достаточным объемом теоретических сведений, практического опыта и навыков, чтобы открыть антиматерию или изобрести лекарство от всех болезней, поэтому сверхсовременная лаборатория и миллионные гранты на разработки не самые важные показатели качества вуза. Как правило, студенческие научные работы, особенно на младших курсах, реализуются в формате исследовательских статей, рассуждений о каком-либо проблемном вопросе, связаны с изучением научной литературы и попытками обобщить информацию и сделать собственные выводы. С этой задачей эффективно справляются студенческие советы, иные объединения студенческого самоуправления и отделы по работе со студентами, предоставляя возможность участия в студенческих конференциях, конкурсах научных статей и присуждая стипендии.
И, наконец, преподаватели. Какие качества наиболее важны для того, кто расскажет студентам основы термодинамики или управления персоналом? Так ли важно наличие у 60% педагогов ученых степеней или есть другие важные аспекты? Процесс обучения не так прост, как кажется с первого взгляда, и одной только передачей информации не ограничивается. Главная задача педагога не пересказать студенту научную теорию и не зачитать вслух четырехсотстраничный учебник, его миссия – заинтересовать молодого человека в изучении предмета, показать всю его суть и многогранность, основы и принципы. Он должен уметь организовать образовательный процесс так, чтобы обучение не становилось тяготой, а было собственной инициативой и желанием студента. Неотъемлемо важно для преподавателя разбираться в практической стороне преподаваемой дисциплины и иметь опыт работы в этой сфере. Сейчас выпускникам вузов гораздо полезнее знать и понимать механизмы практической деятельности по своему направлению.
Обратим внимание: современные учебные программы не дают достаточного количества времени, чтобы преподаватель разложил материал по полочкам и преподнес студенту на блюдце, большая часть времени отводится на самообразование. Мы предлагаем вам самостоятельно рассудить и оценить две ситуации, выбрав из них наиболее эффективную.
Преподаватель, являясь доктором наук и будучи автором десятка талмудов в своей сфере, преподает первому курсу обычных студентов обычного вуза. Студенты конспектируют каждое слово, распечатывают на семинар четыре главы учебника и пару федеральных законов. Читают хором. Ребята знают 35 пунктов, по которым одна научная теория отличается от другой, и могут не только с уверенностью назвать 173 основателей этой науки, но и доказать, что ее истоки заложили еще кроманьонцы. Знают. Могут. Сдают экзамен. Забывается ли такая информация и приносит ли она пользу при трудоустройстве? Преподаватель из этой истории может не только с уверенностью назвать 173 аргумента «за», но и доказать, что с помощью этого на работу устраивались еще кроманьонцы. А вы можете?
Преподаватель не имеет десятка научных званий, преподает первому курсу обычных студентов обычного вуза. Он проводит лекции и семинары в интерактивной форме, студенты играют в деловые игры, примеряют на себя профессиональные роли. На семинарах, увы, не царит академическая атмосфера. Студенты задают простые вопросы, обсуждают основы. В один из дней преподаватель предлагает съездить с экскурсией на профильное предприятие или приводит на семинар своего товарища, работающего в этой сфере десять лет. Этим студентам, конечно, далеко до тех самых кроманьонцев и 173 основателей, но они могут, заинтересовавшись предметом, изучить более глубинные аспекты самостоятельно, зайдя в библиотеку или архив научных статей.
Безусловно, это не единственные две позиции, и авторы книги знают немало великолепных педагогов-профессоров и бездарных «младоинноваторов», однако критерий выбора должен формулироваться вами, исходя прежде всего из целей, которые вы ставите перед собой. Подробно о таких критериях мы поведем речь ниже.
Что есть, кроме вузов?
Всем известно, что высшее образование получают в больших домах, именуемых вузами, и что высококлассными профессионалами студенты становятся после четырех лет отсиживания на лекциях. Это было бы хорошо, если бы не было так плохо. Не стоит упускать из виду множество возможностей, которые существуют вокруг нас и составляют весомую альтернативу классическому вузовскому образованию.
Какие подводные камни таит в себе классическая система высшего образования? Во-первых, строгая регламентированность подаваемой информации. Преподаватели следуют единой утвержденной программе, которая по причине недостаточного количества времени на глубокое изучение вопроса выносит на обсуждение лишь его отдельные аспекты, иногда не самые значительные. Во-вторых, классический образовательный процесс строится на ориентации на студентов, чей уровень подготовленности можно охарактеризовать как «ниже среднего», элементарные понятия изучаются и обсуждаются настолько основательно, чтобы их были в состоянии понять именно студенты этого уровня, в связи с чем студентам, подготовленным несколько лучше, зачастую приходится получать заново уже имеющуюся, а порой и имеющуюся в большем, нежели услышанное, объеме информацию, что, несомненно, не приносит им ощутимой пользы. В-третьих, невозможно учесть пожелания времени каждого отдельного студента, классическая система ориентирована на большинство и не позволяет студентам выстраивать собственные образовательные траектории. Даже обладая высокой успеваемостью и будучи участником множества конкурсов, мероприятий и т. д., получить возможность свободного посещения не так просто: имея на руках заветную бумажку из деканата, студент все равно получит проблемы с преподавателями, для которых свободное посещение ничего не значит и для которых посещение лекций является неотъемлемо важным и обязательным условием получения зачета. И, в-четвертых, вузовское образование еще совсем не гарантия успешного трудоустройства: в настоящее время степень практикоориентированности высшего образования весьма низка, что оборачивается в конечном счете большой массой выпускников-теоретиков, обладающих базовым набором знаний и умеющих «наболтать».
Возможно, прежде чем выбирать вуз, стоит задуматься об альтернативном выборе, который во многих случаях может стать более рациональным способом использования своих сил и времени. Какими могут быть другие варианты?
Конечно же, один из самых известных, но несправедливо нелюбимых путей – среднее специальное образование. Так называемые ссузы (средне-специальные учебные заведения) – заведения среднего профессионального образования, где студенты обучаются совокупности различных специальностей на базе основного общего и на базе среднего общего образования. Среднее профессиональное образование реализуется в колледжах и техникумах. Основной задачей учебных заведений этого типа является прикладная подготовка специалистов в конкретных сферах национальной экономики. Как правило, обучение ведется по узкому направлению подготовки, подразумевающему какую-либо профессию, это ключевым образом отличает ссузовское образование от вузовского: выпускники имеют не общую сферу деятельности («экономист», «менеджер»), а прикладную непосредственную специальность («специалист по налогообложению», «техник-спасатель»), имеют большие шансы на трудоустройство, т. к. прикладные профессии в настоящий момент обладают значительно большей востребованностью на рынке труда. Работодателей интересует не то, что выпускник знает, а то, что он умеет. Обучаясь на практике, не будучи обязанными изучать широкий спектр теории, находящейся вокруг специальности, выпускники ссузов в практическом приложении оказываются значительно более грамотными специалистами.
Одной из наиболее эффективных возможностей получения высшего образования без больших затрат ресурсов и с максимальной пользой для себя является экстернат. Это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение программ основного общего, среднего общего, высшего образования с прохождением промежуточных аттестаций и государственной аттестации в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстернат предусматривает ускоренное прохождение образовательной программы (двух-трехгодичной за один год и так далее) без непосредственного посещения образовательного учреждения в процессе обучения, в данном случае вуз будет выступать лишь экзаменатором, оценивающим степень усвоения информации обучающимся. Такое обучение дает ряд весомых преимуществ: освобождается значительное количество времени, которое можно использовать на изучение дополнительного материала, получение практических навыков, т. е. участие в стажировках, работу, реализацию проектов, студент получает возможность более эффективно распределять свое время и самостоятельно регулировать степень собственной загруженности и объемы изучаемого материала. Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует преподаватель. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании их результатов получает диплом.
Экстернат и среднее профессиональное образование являются законными способами обойти классическое высшее образование, но существуют и другие. К сожалению, на настоящий момент эти механизмы развиты плохо и на их применение решаются самые смелые, но, пожалуй, стоит затронуть и их.
Один из этих способов – семейное образование – форма получения школьного образования, ориентированная на изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает возможность прохождения промежуточных и итоговой аттестаций в школе без посещения занятий, но в рамках учебной программы.
Семейное образование отличается от экстерната тем, что реализуется в рамках учебной программы и не является сокращенной по времени формой, «учителями» здесь выступают сами родители, а также тем, что переход на семейное обучение возможен в любой момент, в том числе в середине учебного года.
В высшем образовании определенной аналогией этого способа обучения является заочное образование, однако оно все же обязывает студента посещать некоторые занятия в вузе, хоть и редко.
Одно из интересных современных движений – так называемый анскулинг – философия и практика образования, ставящая перед собой задачу образования без отрыва от семьи и учета индивидуальных особенностей обучающегося. Подразумевает самостоятельное построение образовательной и карьерной траекторий, обучающийся и его семья сами формируют образовательную программу и критерии ее усвоения, иногда вразрез с государственной программой.
В России такая форма обучения нелегальна. В некоторых странах посещение школы обязательно, например в Германии. Домашнее обучение в этих странах возможно только при врачебном заключении о невозможности посещать школу. В других странах домашнее обучение возможно по желанию. В большинстве стран возможно обучение экстерном, дистанционное обучение. В Канаде и США во многих штатах и провинциях анскулинг легален и достаточно распространен.
Можно ли без вуза?
Будущее каждого человека зависит от его выбора – совершенствоваться или сидеть на месте. Ваш путь и ваши образовательная и карьерная траектории полностью находятся в ваших руках, любое принятое вами решение о том, как строить свое образование, принесет свои плоды, ведь если вложить в дело самообразования достаточно стараний, оно обязательно окупится, а вуз является на этом пути одной из ступеней, а не делом всей жизни. Выше мы уже много говорили о путях и способах получения образования и достижения своих образовательных и карьерных целей. Мы много говорили, но ведь нужно еще и много делать, а это не всегда бывает просто.
Я знаю историю мальчика Кости. Смышленый, неординарно мыслящий, с раннего детства он проявлял своеобразие натуры. Его пугали изображения животных, но вызывали бурную радость различные механизмы. Пожалуй, он уже определился со своими интересами, а нам это лишь предстоит в следующей главе… Он был настойчив, самостоятелен и целеустремлен. Но в возрасте девяти лет в результате осложнения после болезни он потерял слух. И этот физический дефект совершенно изменил его судьбу. Он сам признается: «Это углубило меня в самого себя, заставляло искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презираемым». Как и все дети, Костя вместе с младшим братом Игнатием поступил в первый класс гимназии с надеждой на достойное будущее. Учеба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие. Очень мешала глухота: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки». Во втором классе он остался на второй год, а с третьего последовало отчисление. После этого Константин Эдуардович Циолковский, великий российский ученый и изобретатель, основоположник всей современной космонавтики, уже никогда и нигде не учился – занимался исключительно самостоятельно. Да-да, это та самая очередная провокационная история о человеке, не имеющем классического образования, но достигшем в жизни небывалых высот. Везение, скажете вы? Или, может быть, особенности времени? Это тогда можно было не окончить школу, а сейчас с такими «достижениями» далеко не уйдешь… В свое время мы с друзьями любили сидеть в известном видеочате «Рулетке», и однажды в случайном подборе нам выпал один очень занимательный собеседник. Но нет, это не история о том, как таинственный незнакомец открыл нам все тайны образования, это история о том, как российский школьник Андрей Терновский, создал в семнадцать лет видеочат «Рулетку» (ChatRoulette) и был приглашен в Кремниевую долину, где его детище было оценено более чем в сорок миллионов долларов. При этом он имел низкую успеваемость в школе, а учителя были им недовольны из-за частых прогулов. Все еще не верите, что история Циолковского применима к современности? Полагаю, Андрей не согласится.
Конец ознакомительного фрагмента.