Вы здесь

Жизнь после жизни. Что ждет нас по ту сторону?. Часть I. Великий переход (О. В. Агеева, 2009)

Часть I

Великий переход

Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым.

Из заповедей японских самураев

Кто бы ты ни был, желающий отогнать от себя мысль о смерти, как неблаговременную, – еще более неблаговременна будет она для тебя, если, неприготовленного размышлением, вдруг поразит тебя самое зрелище смерти. Нет! Теперь, когда смерть, по-видимому, не угрожает тебе, когда ты спокоен, когда ты празднуешь, теперь именно нахожу я благовременным расположить тебя к внимательному размышлению о смерти, дабы ты мог размышлять о ней в полном присутствии духа…

Из сочинений Филарета, митрополита Московского и Коломенского

Человек —единственное существо в природе, осознающее свою конечность, предел существования. В этом сила человека, и в этом его слабость. Мы с вами много думаем о смысле жизни, о ее гармоничности и закономерностях —и не можем не думать о смерти. Так было всегда, с древних времен до наших дней. Но вот парадокс: представления о том, что такое жизнь, только расширяются, обретают новые грани понимания, как будто человечество задалось целью досконально изучить данное явление. Вопрос же о смерти претерпевает «сжатие»: от переполненных глубочайшим смыслом древнеиндийских и древнеегипетских учений, через сказочность эллинских мифов, жестокую категоричность христианского Чистилища, ада и рая до абсолютного ничто, «уничтожения», «несуществования».

Сами мысли о смерти, с которой каждый неизбежно сталкивается не раз, мы все больше загоняем вглубь, опрометчиво отворачиваемся от них. Для большинства из нас любое соприкосновение со смертью —это битва, проигранная человеком, это страдания, боль и зло. Психология современного человека такова, что даже самый малый намек на иллюзорность и конечность бытия вызывает болезненную реакцию. Смерть как нечто неопознанное, неразгаданное, выходящее за рамки постижения шокирует, подрывает нашу иллюзию хозяина и центра мироздания. Смерть нельзя проконтролировать, она неуправляема, ее можно отдалить и приблизить, но избежать – никогда. Вот так пишет о смерти христианский писатель Павел Рогозин: «Смерть – самое отвратительное явление в природе, о котором люди не желают вспоминать, стараются не говорить и избегают о ней думать. Человек не может с ней примириться. Она беспощадна и груба. Она пожирает все: красоту, гений, силу, славу, богатство – все, перед чем преклоняется человек в этой жизни».

Невозможность прочувствовать, что было до рождения и что станется после смерти, вызывает в сознании образ ветхой лодочки на волнах Космоса, лодочки без определенного пути. И сознание говорит: если нельзя понять, значит, надо отвернуться, или бороться, или смириться как с неизбежным и могущественным злом.

Но так было не всегда, и такое положение, к счастью, не может быть вечным. Сегодня мы готовы к пониманию иного уровня знаний. Современная материалистическая наука, все дальше проникая в строение физического мира, наталкивается на феномены, которые подтверждают существование бессмертной души. Время хирургов, отрицающих душу потому, что ее не обнаружить при помощи скальпеля, уходит.

На границе между жизнью… и новой жизнью

Самое страшное для человека мыслящего —это момент расставания с жизнью. Что происходит с нами в момент смерти? Куда мы отправляемся —в ад, в рай, в небытие? Что испытываем при этом? Школьник, который опасается выпускного экзамена, может спросить о предстоящем у старших товарищей и более-менее спокойно ожидать грядущего испытания. Но о смерти вроде бы спросить не у кого?

Нет, такие свидетельства есть. Это рассказы тех, кто был возвращен к жизни после клинической смерти. Сотни таких историй собрал и обобщил в своей книге «Жизнь после жизни» американский врач и философ Раймонд Моуди.

Моуди заметил, что рассказы о переживаниях смерти самых разных людей удивительно похожи. Вот лишь несколько примеров.

Примерно год назад из-за больного сердца меня положили в больницу. На следующее утро, лежа в постели, я почувствовала сильную боль в груди. Я нажала кнопку вызова сестер, они пришли и стали оказывать необходимую помощь. Мне было неловко лежать на спине, и я повернулась. Как только я это сделала, у меня прекратилось дыхание и перестало биться сердце. Я сразу услышала, как сестры что-то закричали. И в этот момент почувствовала, как я отделилась от тела, проскользнула между матрасом и перилами с одной стороны кровати – можно даже сказать, что я прошла сквозь перила вниз на пол. Затем стала подниматься медленно вверх. Во время движения я видела, как еще несколько сестер вбежали в комнату – их было, наверное, человек 12. Я видела, как на их зов пришел мой лечащий врач, который как раз в это время делал обход. Его появление заинтересовало меня. Переместившись за осветитель, я видела его сбоку очень отчетливо – паря под самым потолком и глядя вниз. Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший к потолку от легкого дуновения.

Я видела, как врачи старались вернуть меня к жизни. Мое тело было распростерто на кровати, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: «О боже, она скончалась!» В то время другая склонилась надо мной и делала мне искусственное дыхание изо рта в рот. В это время я видела ее затылок. Я никогда не забуду, как выглядели ее волосы, они были коротко подстрижены. Сразу вслед за этим я видела, как вкатили аппарат, при помощи которого пытались воздействовать электрическим шоком на мою грудную клетку. Я слышала, как во время этой процедуры мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Они массировали мою грудь, терли мои ноги и руки; а я думала: «Почему они волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо».


Нужно ли говорить, что все сказанное женщиной подтвердилось! Как бы ни пытались скептики объяснить такие выходы из тела состоянием мозга, галлюцинациями —ни в какой галлюцинации человек не может видеть происходящее за стенами палаты. И это, пожалуй, самое главное наблюдение, сделанное доктором Моуди. Если вы способны видеть и понимать то, что происходит достаточно далеко от тела, значит, вы можете жить без физического тела. И эта жизнь не слишком отличается от обычной – кроме разве способности летать.

Но выход из тела —это только первый этап клинической и, наверное, физической смерти. А всего таких этапов Моуди выделяет до шести:

– вспышка света или резкий звук, ощущение покоя и гармонии;

– выход из тела;

– полет через туннель, ущелье или другой вид движения к чему-то неведомому;

– встреча со светящимся существом и душами умерших родственников, друзей;

– воспоминание прошлого, мгновенная, как на ладони, оценка своей жизни;

– возвращение.

Вполне понятно, что не все эти этапы повторяются в рассказах возвращенных с того света людей буквально, часто один из них оказывается пропущен. Это еще одно сходство между сном и смертью: точно так же из еженощного путешествия мы выносим не все, а только самое яркое.


У меня произошел разрыв сердца, и я клинически умер… Но я все помню, абсолютно все. Неожиданно я почувствовал онемение. Звуки стали звучать как будто в отдалении… Все это время я прекрасно сознавал все, что происходило. Я слышал, как сердечный осциллограф выключился. Я видел, как в комнату вошла сестра и позвонила по телефону, заметил вошедших за ней докторов, сестер, сиделок.

В это время все как бы потускнело, послышался звук, который я не могу описать; он был похож на удары большого барабана; это был очень быстрый, стремительный звук, подобный звуку потока, бегущего через ущелье. Вдруг я поднялся и оказался на высоте нескольких футов, глядя на собственное тело сверху вниз. Вокруг моего тела хлопотали люди. Но у меня не было страха. Боли я тоже не ощущал, только покой. Примерно через секунду или две мне показалось, что я перевернулся и поднялся. Было темно – как в дыре или туннеле, но вскоре я заметил яркий свет. Он становился ярче и ярче. Казалось, что я двигался через него.

Внезапно я оказался где-то в другом месте. Меня окружал красивый, золотистый свет, исходящий из неведомого источника. Он занимал все пространство вокруг меня, исходя отовсюду. Потом послышалась музыка, и мне показалось, что я нахожусь за городом среди ручейков, травы, деревьев, гор. Но когда я оглянулся вокруг, то не увидел ни деревьев, ни каких-либо других известных предметов. Самым странным мне представляется то, что там были люди. Не в каком-нибудь виде или теле. Просто они там были.

У меня было чувство совершенного мира, полного удовлетворения и любви. Похоже, что я стал частицей этой любви. Я не знаю, как долго продолжались эти ощущения – целую ночь или всего лишь секунду.


Давайте обратимся к свидетельствам, собранным нашими врачами-реаниматологами, энтузиастами своего дела, искренне верящими, что жизнь не заканчивается в момент последнего вздоха, последнего вскрика.

Случаи из практики

В день накануне праздников обычно никто не любит дежурить: работы, как правило, прибавляется. Так и в этот раз – Новый год обещал быть суетным. Мое дежурство уже подходило к концу, когда на «скорой» доставили женщину с острым сердечным приступом. Несмотря на наши активные действия, жизнь, казалось, уже покинула ее. Мы еще суетились, когда я явственно услышал голос в голове: «Оставьте меня в покое, я хочу уйти!» Сначала я решил, что это одна из медсестер, но все они были при деле. Я пытался продолжить манипуляции, но буквально замер, почувствовав легкое дуновение воздуха. Это было похоже на бесцветное облако, плавно проплывшее поверх моего плеча. Не веря своим глазам, я следил за его полетом. «Ладно, ребята, не будем ее мучить», – сказали мои губы помимо моей воли. В ответ я услышал легкий шелест, как осенние листья шуршат на асфальте: «Спасибо…»

Эта женщина уже не хотела жить, она уже переступила черту. Но есть и другие случаи. Иногда мы уже опускаем руки – а человек возвращается с того света. Я много разговаривал с «возвращенцами», пытаясь узнать, что с ними происходило. Как правило, все описывают почти одно и то же: вспышка яркого света, длинный туннель, по которому они неслись со скоростью звука. Некоторых встречали существа, испускающие глубокий свет, – Ангелы, наверное…

Сейчас я точно знаю: возвращаются те, кто хочет вернуться. У кого остались дети, незавершенные важные дела. А многих из «возвращенцев» возвращают насильно. Я своими глазами видел, как плакал мужик-алкоголик, которого подобрали полузамерзшим в сугробе и вернули к жизни. Теперь он работает в хосписе при нашей больнице. И пить совсем перестал. Так что я точно знаю: жизнь не прекращается, мы просто становимся чем-то иным. А лучше это или хуже – поглядим, когда время придет!


А вот рассказ, услышанный мной, когда я брала интервью у одной из тех, кого вернули к жизни после клинической смерти.


Самым невероятным, что случилось со мной по ту сторону, было появление светоносного существа, которое излучало понимание и поддержку. Свет, излучаемый этим существом, был неземной яркости, но он не ослеплял глаза. Я почему-то сразу поняла, что это и есть мой Ангел-хранитель! Конечно, он был совсем не похож на те изображения, которые я видела в церкви. Но поток любви, который он излучал… Я буквально купалась в море любви, я была счастлива, как никогда. «Теперь ты сможешь вернуться на Землю, ты знаешь, что я всегда рядом, – услышала я его голос. – Тебе достаточно лишь вспомнить обо мне, и я тут же приду на помощь!» Не могу сказать, что миг моего пробуждения был приятен, лучше бы я осталась там, с ним. Но жить мне сейчас намного легче. Ведь я знаю, что он никогда не покинет меня. И когда придет мой час перехода, он опять встретит меня на границе жизни и смерти.


После появления существо вступает в контакт с умершим, но не голосом, а через излучение, энергию.

Свет спрашивает человека, готов ли он умереть, что сделал он в этой жизни, показывает ошибки, совершенные в жизни, и что следует изменить.

Умерший оказывается способен моментально припомнить и оценить всю свою земную жизнь разом, не скованный барьерами земной памяти, которая выдает прошлое порциями и с изрядной задержкой. Это, несомненно, совершенно иной способ мыслить, абсолютно незнакомый живущим. Даже сами расспрашиваемые часто говорят: то, что они чувствовали и видели при встрече со светящимся существом, невозможно передать земным языком, обычными словами —в нашем языке просто нет подходящих слов для неземных ощущений.

Когда появился свет, он сразу же задал мне вопрос: «Что ты сделала в своей жизни?» И вдруг, в тот же момент, замелькали картины. «Что это?» – подумалось мне, потому что все произошло неожиданно. Я очутилась в своем детстве. Потом шла год за годом через всю мою жизнь с раннего детства до настоящего времени. У меня было странное чувство. Я была маленькой девочкой, играющей у ручья. Потом последовали другие сцены: переживания, связанные с сестрой, наши соседи и знакомые места, где я бывала. Потом я оказалась в детском саду, и мне вспомнилось время, когда у меня была единственная игрушка, очень любимая, и как я ее сломала, а потом горько плакала. Картины сменялись… старшие классы, когда мне выпала честь быть избранной в школьное научное общество. Так я «прошла» через все старшие классы, затем – первые годы института. И так – до настоящего времени. Сцены, которые возникали передо мной, были такими живыми! Будто смотришь на них со стороны и видишь в трехмерном пространстве и цвете. К тому же картины были подвижными. Например, в момент, когда у меня сломалась игрушка, я видела все движения. Это было совсем по-другому, чем я смогла бы видеть, когда была маленькой. У меня было ощущение, что какая-то другая девочка, как в кино, играет на детской площадке. И все же это была я… Когда я «просматривала» картины, света практически не было видно. Он исчез, как только спросил, что я сделала в жизни. И все же я чувствовала его присутствие, он вел меня в этом «просмотре», иногда отмечая некоторые события. Он старался подчеркнуть что-то в каждой из этих сцен… Особенно важность любви… В моменты, когда это было видно наиболее отчетливо, как, например, в общении с моей сестрой, он показал мне несколько сцен, где я была эгоистична по отношению к ней, а потом – несколько случаев, когда я действительно проявляла любовь. Он как бы наталкивал меня на мысль, что я должна быть лучше, хотя и ни в чем не обвинял меня.

Он, казалось, проявил интерес к вопросам, связанным со знаниями. Каждый раз, отмечая события, касающиеся учения, он «говорил», что я должна продолжать учиться и что, когда он придет за мной опять (к этому времени я уже поняла, что вернусь обратно к жизни), у меня должно остаться стремление к знаниям. Он говорил о знании как о постоянном процессе, и у меня сложилось впечатление, что этот процесс будет продолжаться и после смерти.


Как это ни странно, человек редко покидает Землю, не будучи готовым к этому. Да, конечно, нить судьбы может оборваться внезапно – но кто из нас сегодня верит, что в этой жизни есть случайности?

Путешествие души (тибетская «Книга мертвых»)

Что же происходит с душой, освобожденной от оков тела? Куда стремится она, увлекаемая потоками света? Безусловно, в традиции каждого народа свое понимание этого момента. Мы попробуем обратиться к тибетской «Книге Мертвых». И по свидетельству «возвращенцев», и по мнению Ангелов, с которыми вступали в контакт, именно эта книга наиболее точно описывает процесс перехода.

Согласно древневосточным воззрениям, процесс умирания возведен в степень своеобразного искусства. Благодаря изоляции и соответствующей «эволюции духа» продвинутые буддисты при жизни могли входить в подобные состояния и ощущать этапы посмертных переживаний (кстати, Моуди упоминает о том, что люди, пережившие клиническую смерть, описывают свои переживания поразительно похоже на то, о чем говорили тибетские йоги). Испытывая ощущения многократно, тибетцы научились манипулировать глубиной собственного вхождения в посмертное состояние и составили очень подробную карту загробного мира. Так возникла тибетская «Книга Мертвых» —учебное пособие для преступающего пределы своего биологического существования. Конечно, нельзя принимать тибетскую «Книгу Мертвых» за буквальное описание потустороннего мира —она сама не претендует на эту роль:


«Когда меня осеняет бардо абсолютной сути,

Я отрину все мысли, полные страха и ужаса,

Я пойму: все, что предо мной возникает, есть проявление моего сознания».


Тибетскую «Книгу Мертвых» читали медленно и отчетливо возле тела умершего, «дабы было услышано и осознанно каждое слово». Спешка при чтении текста не благоприятствует результату потому что усвоение текста возможно только на конкретном этапе смерти, когда тело готовится к переходу, а душа переживает соответствующие видения.

Первый признак предсмертного состояния —онемение тела. Оно может продолжаться от нескольких секунд до минут. В «Книге Мертвых» этот этап разделен на стадии «земля в воде» – тяжесть во всем теле; «вода в огне» – ощущение нестерпимого жара; «огонь в воздухе» – тело рассыпается миллионами искр. Своим чтением лама помогает умирающему достаточно отчетливо распознавать каждый этап. Если умирающий не может контролировать себя из-за боли или страха, лама пытается внушить ему, что только от него самого зависит дальнейший путь его сознания. Он читает: «Не позволяй своему уму отвлекаться: сейчас приходит к тебе то, что называют смертью; думай о ней так: вот настал час моей смерти, воспользуюсь же ею во благо всех живых существ, которые населяют беспредельные просторы небес, и буду поступать так, чтобы достичь совершенного состояния, движимый любовью и состраданием к ним и направляя свои усилия к высшему совершенству, к чистому свету».

Непосредственно в момент физической смерти человек встречается с яркой вспышкой Абсолютного света. Если его сознание подготовлено всей предшествующей жизнью, он может зацепиться за этот свет и таким образом навсегда избавить себя от перерождений на Земле, достигнув состояния вечного блаженства.

Но осознать состояние встречи с Абсолютным светом дано не каждому. После вспышки Абсолютного света «Книга Мертвых» описывает точь-в-точь те состояния, о которых говорил доктор Моуди: шумы, движение по туннелю и встреча с Абсолютным вторичным светом. Душа переносится в Зал памяти, где перед ней проносятся кармические видения и события его жизни. Лама читает: «Не отвлекайся. Сосредоточься на своем божестве-хранителе. Думай о нем так, словно он – отражение луны в воде, видимое и в то же время не существующее само по себе».

Тибетский Зал памяти можно назвать Судом Совести. В индийских религиях отсутствует понятие Страшного суда. Считается, что сознание, находясь в блаженном уединении и состоянии самосозерцания, способно само справедливо оценить свои деяния, которые воспринимаются далекими и лишенными первоначального смысла. Суд здесь происходит так: одна сознательная часть твоего существа, глядя в зеркало памяти, говорит: «Здесь я не прав», а другая выступает с противоположным мнением. Решение приходит самопроизвольно, как сумма мнений двух сторон личности.

После Зала памяти умерший может достичь освобождения. Если же это не произошло, то в первые пять дней после смерти перед умершим являются по очереди пять добрых богов – истины, сострадания, любви, щедрости и мудрости. На шестой день эти божества являются все вместе —и в этот момент душа имеет еще один шанс прервать видения, достичь равновесия ума. Но только та душа, что при земной жизни своей была добра, щедра, терпелива, чье сердце готово было дарить окружающим любовь и сострадание.

Из диалогов на канале

Что может облегчить путешествие души?

Если вы при жизни проявляли лучшие качества своей души, если люди вокруг вас наслаждались волнами любви путешествие вашей души будет легким и спокойным. Потому что она, ваша душа, очищается и совершенствуется еще при жизни. Паутина ненависти, ростки зла, что пронизывает ваше сердце, притянут совсем другие видения и небесные путешествия.

Если плен привязанностей к земной жизни оказался непреодолим, то с седьмого по двенадцатый день начинаются явления устрашающих божеств. Способна ли будет ваша душа признать, что злобные видения суть ее же собственные проявления: гнев, ненависть, агрессия, зависть, злоба —и ничего более? Это третья возможность пробуждения. «Хотя тебе уже явилось бардо мирных божеств, ты не познал его, поэтому ты продолжал блуждать доныне. Теперь, на восьмой день, явятся гневные божества, пьющие кровь. Сосредоточенно познай их», – говорит «Книга Мертвых». Считается, что через стадию видения злых божеств проходит человек, который не задумывался о своей душе, о состоянии, в котором он пребывает при жизни.

Наконец, на тринадцатый день к еще не освободившейся от своих негативных проявлений душе являются демоны. Эти явления продолжаются два дня – тринадцатый и четырнадцатый. Считается, что эта последняя стадия мытарств проходит лишь перед теми, кто вел преступную, злобную жизнь.

Наконец, окончательно осознав, что он умер, человек переходит в мир, где ему воздастся за созданную при жизни карму. «Тех, кто имеет заслуги, кто был добродетелен и искренне следовал Учению, увлечет все многообразие совершенного наслаждения, они испытают все виды совершенного блаженства и счастья. Те же, кто был безразличен и невежествен, не делал добра, не испытают ни удовольствия, ни боли, только невежество и безразличие явятся им».


Следует ли буквально понимать «дни», стадии явления божеств? Вряд ли. «Книга Мертвых» – это, кроме всего прочего, воплощение мифов и понятий, близких тибетцам, она насыщена символами, которые не будут понятны нам, европейцам. Поэтому наши души, даже проходя аналогичный путь, увидят иные видения, близкие нашему миропониманию. Верно одно: путешествие души между мирами будет легче, если мы при жизни позаботимся о себе. Именно этому учат беседы с Ангелами-хранителями, которые я постаралась воспроизвести в своей первой книге.

Путь души у славян

Славяне не создали книги, подобной тибетской, но мы можем многое понять, если расшифруем славянский (а во многом и общеевропейский) обряд похорон. Похороны —это не только последнее прощание с человеком, принимавшим участие в вашей жизни, это прежде всего напоминание о том, что и ваша смерть всегда рядом. Поэтому стоит задуматься, с какими словами и мыслями проводят вашу душу те, кто стоит сейчас рядом. Похороны —это средство для того, чтобы напомнить живым, что никто из нас, людей, не является бессмертным, что и жизнь, и смерть должны быть достойными.

Похороны – это еще и напоминание о том, что бесполезно искать Бога лишь на Небесах, в раю, – нужно находить искру Божию и внутри себя. Это возможность для живых открыть свое сердце состраданию и в то же время довериться тому, что находится за пределами физических ощущений. Позвольте своему сердцу ощутить любовь и уважение к умершему, а не замкнуться перед лицом смерти. Похороны в первую очередь нужны живым, а не умершим.


По традиции родственники устраивают поминки по усопшему на третий, девятый, сороковой день и через год.

Почему именно сорок дней отмечаем мы после смерти наших близких? Да потому, что сам по себе этот период —сорок дней —имеет особенное значение в самом начале и в самом конце земной жизни.

После своего появления на свет ребенок первые сорок дней практически непрерывно пребывает своим Сознанием в Верхнем мире, Правы, связанный с физическим телом посредством невидимой «энергетической пуповины». Это период, в течение которого душа человека знакомится с миром и осваивается на Земле. Церковь это хорошо знает, поэтому лишь только через сорок дней после своего появления на свет новорожденный может быть окрещен.

Конец ознакомительного фрагмента.