Вы здесь

Жизнь после? Научные доказательства бессмертия души. Часть 1. Теория (Мигене Гонсалес-Уипплер)

Часть 1. Теория

Глава 1

Жизнь после смерти: теоретическая основа

Основная проблема, связанная с умиранием, заключается в том, что большинство людей настолько боится смерти, что даже не хочет обсуждать эту тему. О смерти обычно говорят шепотом и с большой неохотой. Мы предпочитаем не упоминать об этом неприятном вопросе, стремясь максимально насладиться жизнью и теми удовольствиями, которые она предлагает. Однако отрицание печальной перспективы нашей кончины не в состоянии отвратить ее неизбежность. Поэтому периодически, особенно в тяжелые моменты, мысли о смерти вновь возникают в сознании, и мы чувствуем себя беспомощными и потерянными от страха при воспоминании о неотвратимости конца нашего земного существования.

Больше всего мы боимся не самой смерти, а перспективы утраты жизни, другими словами, наступления небытия, состояния, когда мы прекратим свое существование. Мысль об этом настолько невыносима, что мы не верим в возможность подобного исхода жизни. Причина этого неверия заключается в том, что мы воспринимаем сознание как неотъемлемую часть своего существа и не можем смириться с тем, что навсегда утратим способность осознавать происходящее. Мы с легкостью можем отказаться от жизни, однако не в состоянии допустить мысли о том, что перестанем чувствовать и отдавать себе отчет в том, что с нами происходит. Мы не хотим утратить свою индивидуальность.

Многие трагедии и горести в жизни людей можно было бы предотвратить, если бы мы не испытывали такой сильный страх смерти и чувство безысходности при мысли о грядущем небытии. Очень часто легче думать об утрате собственного сознания, чем о кончине близкого и дорогого человека. Потеря того, кого мы любим, несет в себе невыразимую душевную боль, которая не может сравниться ни с какими другими переживаниями, свойственными людям. В такие минуты ничто не может облегчить наши страдания. Ни вера, ни слова сочувствия не в состоянии смягчить или унять тяжелую скорбь и отчаяние. Причина этой безутешности состоит в ощущении, что этот человек безвозвратно утерян, что он или она навсегда утратили свое существование и мы не можем надеяться на то, что однажды вновь окажемся способны разделить с ними свою любовь, радость или огорчение. Религия может дать надежду на последующую жизнь в лучшем мире, но в момент смерти наша вера подвергается наибольшему сомнению и часто уступает место гневу и обиде.

Таким образом, наибольшее беспокойство при мысли о смерти и дальнейшем существовании возникает в отношении последующего развития нашей индивидуальности. Больше всего мы боимся лишиться своих сокровенных мыслей и чувств, которые составляют основу человеческой природы. Мы так боимся расстаться с ними, но в то же время настолько уверены, что именно это и случится, что стремимся в полной мере насладиться всеми удовольствиями, которые предлагает жизнь, забывая о самом важном – моменте, когда мы будем должны пережить свое самое удивительное приключение.

Если бы мы так не боялись смерти, если бы были уверены в том, что жизнь продолжится после гибели физического тела и наша индивидуальность и сознание не исчезнут, мы бы смогли вести гораздо более осмысленное существование, испытывая радость и благодарность за бесценный дар жизни. Мы бы перестали чувствовать отчаяние и страдание от утраты близкого человека, поскольку знали бы, что обязательно встретимся снова в загробном мире. Мы бы ощущали любовь и единение со всеми людьми и учились радоваться жизни с большим воодушевлением и ответственностью, чем когда-либо ранее. И, кроме того, мы бы готовились к своему последнему путешествию, стремясь стать лучше и дорожа любым жизненным опытом, как положительным, так и отрицательным, поскольку считали бы его источником развития своего сознания и духовности. Мы бы обладали самым ценным даром – даром надежды.

Достаточно любопытен тот факт, что наука располагает массой данных, которые подтверждают, что наше сознание, так же как и индивидуальность, сохраняется после смерти. Многие ученые убеждены в этом, однако не решаются изложить свои взгляды ввиду отсутствия практических доказательств. Основа любой науки заключается в том, что каждая теория или предположение нуждается в объективных доказательствах; ученый, заявивший о существовании жизни после смерти в отсутствие экспериментальных данных, рискует поставить под сомнение свое имя и репутацию. Поэтому мы сами должны найти научные свидетельства, изучить их и собрать воедино, чтобы предложить связную и весомую теорию бессмертия личности. Одним из главных аргументов в поддержку идеи продолжения жизни после смерти служат законы природы.

Первый закон термодинамики утверждает, что энергию невозможно создать или уничтожить. Форма энергии может быть изменена с помощью физических или химических процессов, но ее сущность остается неизменной. С другой стороны, к материи относится все, что обладает массой и занимает определенное пространство. Это тоже форма энергии. В качестве простого примера можно привести бумагу. Согласно первому закону термодинамики, если разрезать лист бумаги на несколько частей, каждая из этих частей по-прежнему будет оставаться бумагой, невзирая на физическое воздействие, которое претерпела материя, называемая бумагой. Если же мы сожжем бумагу вместо того, чтобы разрезать ее, эта материя видоизменится путем химической реакции окисления, которая приведет к распаду бумаги на отдельные атомы. Эти частицы рассеются в пространстве, оставив только пепел, но это не означает, что энергия, из которой состояла бумага, будет уничтожена. Лист бумаги будет разделен на отдельные компоненты, которые будут оставаться рядом, хотя мы их не увидим. Эта форма материи прекратит свое существование в качестве бумаги, но частицы, составлявшие бумагу, не исчезнут. Ничто не будет утеряно. Бумага не будет уничтожена, она продолжит свое существование в иной форме.

Мы изучаем подобные примеры в начальной школе. Говорят, что самые сложные вопросы могут быть разрешены с помощью самых простых средств. Это утверждение справедливо и в отношении первого закона термодинамики.

Положение о том, что энергию невозможно создать или уничтожить, также относится к электромагнитной энергии, из которой состоят атом и субатомные частицы. Вся вселенная основана на лучистой электромагнитной энергии. Атом включает в себя три основных вида частиц: протон, несущий положительный электрический заряд, электрон, несущий отрицательный электрический заряд, и нейтрон, заряженный нейтрально. Протоны и нейтроны находятся в ядре атома, а электроны вращаются по своим орбитам вокруг ядра. Количество электронов и протонов в одном атоме всегда одинаковое, и именно оно определяет отличия между отдельными элементами и проявлениями энергии, которые известны нам как различные проявления материи. Не так давно наука открыла новые элементарные частицы, такие как кварки, благодаря чему возникло предположение, что все формы материи могут состоять из небольшого числа этих частиц.

Водород является простейшим элементом, включающим в себя один протон и один электрон. У атома кислорода есть восемь протонов и восемь электронов. Два атома водорода и один атом кислорода образуют видимую форму материи, которую все мы знаем, – это вода. Если довести воду до температуры кипения, ее атомы отделяются друг от друга в процессе испарения, и жидкость превращается в пар. Несмотря на то, что физические свойства воды обладают отличными параметрами, атомы пара продолжают свое существование, хотя мы их и не видим. Со временем некоторые из них вновь объединятся в ходе конденсации и выпадут на землю в виде осадков. Данный пример демонстрирует суть первого закона термодинамики, утверждающего, что энергию невозможно создать или уничтожить. Другими словами, ничто не ново во вселенной. Все, что возникает у нас перед глазами, представляет собой различные сочетания одних и тех же атомов, которые отделяются друг от друга и перегруппировываются в ходе целого ряда физических, химических и биохимических процессов.

В данный момент вы, возможно, задаете себе вопрос: «Какое отношение имеет вся эта информация к вопросу изучения жизни после смерти?» В этой главе мы хотели бы предложить теорию относительно того, что происходит с нами, когда мы умираем. Для этого мы сначала должны создать основу для этой теории. В качестве этой основы и будет выступать первый закон термодинамики. Мы уже неоднократно убедились в справедливости этого закона, гласящего, что энергию невозможно создать или уничтожить. Как же это утверждение связано с феноменом смерти? Перед тем, как мы попытаемся ответить на этот вопрос, следует обратиться к науке, которая занимается изучением человеческого разума.

Согласно вышеизложенному, любая материя или масса состоит из атомов, которые представляют собой одну из форм электромагнитной энергии. Наш мозг постоянно производит этот вид энергии. Откуда это известно? Благодаря аппарату, который называется электроэнцефалограф, неврологи научились измерять электрическую активность мозговой деятельности.

Неврологам известно, что если с каждой стороны головы человека подсоединить электрод, то продуцируемая мозговой деятельностью энергия будет способна зажечь лампочку мощностью пять ватт. Это подтверждает гипотезу о том, что мозг генерирует электромагнитные волны высокой частоты на протяжении всей жизни человека. Эта электрическая активность мозга обеспечивает работу мысли и человеческого разума в целом. Когда человек умирает, электроэнцефалограф перестает регистрировать электрическую активность мозга.

В отличие от неврологии, изучающей мозг и нервную систему, психология занимается исследованиями в области мыслительных процессов. Неврология может объяснить принципы деятельности мозга и нервной системы, но она не в состоянии рассказать, почему мы думаем, и в чем заключается феномен разума. Эти вопросы находятся в ведении психологии.

Хотя современные психологические исследования раскрыли многие тайны человеческой психики, мы еще далеки от полного понимания того, что же на самом деле представляет собой наш разум. Многие неврологи и психологи предполагают, что разум не является частью мозга, основываясь на том, что еще никому не удалось обнаружить местонахождение разума или объяснить процесс возникновения мысли с помощью какой-либо функции мозга. Очевидно, что между мозгом и разумом существует взаимосвязь, но кажется, что они не зависят полностью друг от друга. Нам известно лишь то, что мысль имеет электромагнитную природу, поскольку умственная активность может быть измерена с помощью электроприборов.

Все мы хорошо знаем о таких явлениях, как телепатия и ясновидение. Большинство людей хотя бы несколько раз в жизни испытывало эти состояния. Почти каждому случалось подумать о ком-то, а затем «случайно» встретить этого человека на улице или получить от него сообщение. Кроме того, мы способны видеть вещие сны, в которых становимся свидетелями события, происходящего на самом деле некоторое время спустя.

Швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг выдвинул теорию, согласно которой бессознательная часть разума всего человечества образует огромное озеро, названное им коллективным бессознательным. Согласно учению Юнга, во сне или расслабленном состоянии, характеризующемся возникновением альфа-волн, происходит автоматическое подключение к коллективному бессознательному, когда люди могут войти в контакт с другими людьми. Именно в это время человек способен встретиться с кем-то, кого он знает, и передать послание или важную информацию на бессознательном уровне. Этот обмен является одним из возможных объяснений телепатии и ясновидения.

Во время сна наш разум остается активным в мире образов, сотканных из воспоминаний и переживаний. Этот мир также может содержать наследственные воспоминания наших предков, переданные с помощью генетической информации. Мир разума, который часто идентифицируется с астральным миром, состоит из образов и символов. Это мир наглядных изображений, где мы часто выступаем в роли зрителей. Однако здесь все совершенно не такое, каким кажется: все или почти все, что мы видим, имеет символическое значение. Многие из этих символов личностно окрашены и значимы исключительно для спящего. Остальные символы являются элементами, обладающими приблизительно одинаковым значением для любого представителя человечества.

Ничто из того, что мы видим, чувствуем или делаем во сне, не вызывает удивления, пока мы спим. Самые невероятные события и ситуации кажутся вполне нормальными. Необычные создания, фантасмагорические фигуры, странные цвета, катастрофы, волшебные или ужасающие переживания – все это превращается в часть нашей жизни во сне, которую мы воспринимаем с той же готовностью, как те события, которые происходят в реальном физическом мире. Иногда, хоть и не часто, мы понимаем, что спим. Это состояние называется осознанное сновидение. В большинстве случаев мы воспринимаем наши ночные переживания в астральном или воображаемом мире как часть реального и естественного жизненного опыта. Этот мир образов, где все возможно и приемлемо, мир чистого разума, был известен древним как истинный мир Духа.

В своем бессмертном классическом труде «Происхождение видов» Чарльз Дарвин предлагает гипотезу о том, что в природе может выжить только сильнейший. Те, кто не смог адаптироваться к создавшимся условиям, погибают. А те, кто обладает силой и способностью к адаптации либо представляет собой определенную ценность в иерархии естественного отбора, выживают. Мы знаем, что за четыре миллиарда лет эволюции в природе сохранились лишь те виды, которые доказали свою силу и умение приспосаб-ливаться к обстоятельствам. Динозавры жили в течение сорока миллионов лет, потому что идеально соответствовали природным условиям, которые сложились в то время на планете. Обыкновенный таракан является одним из древнейших видов, существующих на Земле. Он сохранился, потому что умеет приспосабливаться и может жить повсюду и питаться любой пищей. Возможно, это не самый приятный пример, однако он один из самых удачных для подтверждения данной гипотезы.

Итак, в ходе нашего исследования нам удалось установить следующие факты.

Первый закон термодинамики гласит, что материя, или электромагнитная энергия, не может быть создана или уничтожена.

Неврологи установили, что мозг генерирует измеряемые электромагнитные волны, которые можно использовать для определения вида деятельности, осуществляемой человеческим разумом.

Многие психологи и неврологи полагают, что разум представляет собой электромагнитное поле, образующееся в результате совокупной мыслительной деятельности человека и не зависящее полностью от состояния его мозга.

Юнг предложил гипотезу о том, что бессознательная часть разума человека может вступать в общение с бессознательной частью разума других людей во время сна или пребывания в состоянии расслабления, когда мозг излучает альфа-волны.

Мир разума, который многие считают астральным, является миром образов и символов, где все возможно и приемлемо.

Этот астральный мир представляет собой мир снов, по которому мы путешествуем, когда засыпаем.

По мнению Дарвина, природа сохраняет и поддерживает те виды, которые обладают силой и ценностью.

На основе этих простых и хорошо известных данных мы можем предложить следующую теорию.

Человеческий разум представляет собой разновидность электромагнитной энергии, а поскольку энергия не может быть уничтожена, это означает, что человеческий разум также бессмертен.

Если ученые правы в том, что разум не зависит от физического тела, то в этом случае после смерти тела разум продолжает свое существование.

Разум и индивидуальное сознание продолжают присутствовать в астральном мире, который известен как мир снов. Этот мир символов и образов является завершающим этапом, подытоживающим наш жизненный опыт, а также жизненный опыт предков.

Если природе удается сохранять миллионы видов живых существ на протяжении многих тысячелетий, логично предположить, что она также способна сохранять человеческий разум и его огромный творческий потенциал. В подтверждение гипотезы можно привести тот факт, что наиболее могущественным и ценным достижением жизни на нашей планете является именно человеческий разум.

В соответствии со всем вышеперечисленным, мы можем сделать вывод о том, что после смерти физическое тело распадается на ряд основных элементов, которые затем используются природой для создания новых форм жизни. Разум, который представляет собой чистую электромагнитную энергию, отделившись от тела и не имея более физической оболочки, продолжает существовать в астральном мире, где становится частью коллективной памяти и жизненного опыта всех предыдущих поколений. Это та часть нашего существа, которую мы называем человеческим духом, индивидуальностью, позволяющей нам отождествлять себя в этом мире. Покидая материальный мир после смерти, мы оказываемся в мире разума, который посещаем во время сна и где сознание продолжает жить после окончания жизни в физическом теле.

Другими словами, на основе научных данных мы можем заявить, что наша индивидуальность сохраняется после физической смерти и продолжает существовать в ином мире или на ином духовном, или астральном, плане. Но как долго это происходит? Можем ли мы вступать в контакт с другими существами астрального плана? Существуют ли ангелы и духовные учителя? На что похоже переживание смерти? Действительно ли есть злые духи? Что случается с преступниками и самоубийцами? Что происходит в астральном мире? Есть ли там другие миры или уровни бытия? Существует ли рай или ад? Эти и близкие им темы будут рассмотрены далее.

Многое из того, что здесь представлено, нельзя считать научной информацией. Вы можете назвать это предположением, фантазией, воображением или духовным озарением. Это ответ человеческого духа на вопросы, которые наука пока объяснить не в состоянии. Ничто из того, что мы можем себе представить, не может даже отдаленно описать грандиозные замыслы вселенной. На снимках, переданных на Землю с корабля «Вояджер», запечатлен один из спутников Урана – Миранда, чьи ландшафты выглядят намного более причудливо по сравнению с кадрами любой научно-фантастической киноленты. Золотые горы, иссеченные гигантскими потоками расплавленных металлов и возвышающиеся на тысячи футов над поверхностью планеты, поразили астрофизиков. За десять лет работы «Вояджера» было собрано достаточно удивительной информации, которая заставила пересмотреть прежние теории относительно Солнечной системы. Многие научные тексты сейчас должны быть переработаны с учетом новых данных. Также несколько лет назад астрофизики обнаружили темную материю, из которой, по их мнению, состоит девяносто процентов вселенной. Никто не знает, из чего она сделана, но ученые предполагают, что мы можем видеть только около десяти процентов космоса, а оставшиеся девяносто представляют собой невидимую темную материю. Некоторые полагают, что эти незримые частицы все время пронизывают наши тела, способствуя радикальным переменам в наших жизнях. Что они собой представляют? Откуда они появляются? Никто не знает.

Существует множество вещей, о которых мы не имеем ни малейшего понятия. Мы не знаем, кто сотворил вселенную. Мы не знаем, что было до возникновения жизни во вселенной. Нам неизвестны законы, которыми она управляется. Мы даже не можем быть уверены в том, что мир, каким мы его знаем, не является плодом воображения Создателя. В сравнении со всеми этими тайнами загадка жизни после смерти и существования отдельного человека кажется почти несущественной.

Глава 2

Голоса призраков

8 февраля 1995 года компания «Си-Би-Эс»1 впервые предложила вниманию телезрителей программу «Голоса из потустороннего мира», которую вела корреспондент «Си-Би-Эс» Мишель Марш. Этот цикл из трех передач был посвящен вопросу жизни после смерти и приводил неоспоримые аргументы в пользу того, что после гибели физического тела мы продолжаем свое существование. В программу были включены кадры, изображавшие лица призраков, а также запись голосов умерших людей, будто бы сделанная в Германии и других европейских странах с помощью инструментальной транскоммуникации (ИТК).

Меня очень заинтересовала эта программа, и я немедленно обратилась к представителям «Си-Би-Эс» за дополнительной информацией. Мишель Марш и другие сотрудники компании оказали мне значительную поддержку и предоставили копию всех отснятых материалов для того, чтобы я смогла ознакомиться с ними лично в нью-йоркском офисе «Си-Би-Эс». Просмотр записей усилил мое желание продолжить исследования в данной области. Я хотела собрать дополнительный материал для книги, которую вы сейчас читаете и которая является переводом на английский язык испанского издания «Странствование».

В ходе исследований я предприняла поездку в Германию, где встретилась с двумя главными специалистами в области инструментальной транскоммуникации (ИТК). После возвращения в США я посетила Принстонский университет, где был проведен целый ряд удивительных экспериментов по экстрасенсорному восприятию, в частности, психокинезу.

Я прибыла в Германию в середине апреля. Целью моего путешествия был тихий городок Майнц, находящийся примерно в пятнадцати минутах езды на поезде от шумного Франкфурта. По мере приближения к Майнцу унылая равнина отступала, а вдалеке появлялись причудливые башенки средневековых церквушек. Кругом было море цветов, большая часть которых заботливо рассажена на аккуратно постриженных газонах. Маленькие частные домики и высокие офисные здания, которые были видны из окон поезда, выглядели очень изящно и гармонично, как почти все сооружения в Германии. Я подумала, что Майнц – это прекрасное место для супружеской пары, которая вышла на пенсию и хочет насладиться спокойной жизнью вдалеке от шума и суеты большого города. Мне предстояло встретиться именно с такой парой вскоре после прибытия в Майнц.

В преддверии поездки я обменялась несколькими письмами и телефонными звонками с одним из наиболее известных исследователей в области инструментальной транскоммуникации в Европе. Этот специалист, доктор Эрнест Зеньковский, занимается экспериментальной физикой. Он окончил университет в Гамбурге, а также университет в Майнце, где получил докторскую степень в 1958 году за создание небольшого ускорителя электронов. Вскоре после этого доктор Зеньковский стал работать в ЮНЕСКО и был направлен в Каир для преподавания физики в Каирском университете и лаборатории при Национальном научно-исследовательском центре. После пятнадцати месяцев пребывания в Египте он вернулся в Германию в начале 1960 года. Его друг, занимавшийся исследованиями в городе Бинген-на-Рейне недалеко от Майнца, предложил ему подать заявку на вакансию профессора физики в университете Бингена. Доктор Зеньковский последовал совету и был принят на факультет физики, где преподавал физику и электротехнические дисциплины с 1961 года до момента выхода на пенсию, незадолго до нашей встречи. Теперь он живет в небольшом красивом домике рядом с университетским городком со своей женой Аделаидой. Мы приехали к нему после небольшой автомобильной прогулки по Майнцу, на которой настояли доктор Зеньковский и его очаровательная супруга. Они хотели показать городские достопримечательности перед ужином в честь моего прибытия в Майнц. Во время ужина я включила маленький диктофон, и Эрнест начал рассказывать о принципах инструментальной транскоммуникации.

Инструментальная транскоммуникация (ИТК) – это устанавливаемый с помощью технического оборудования контакт с существами, организмами или информационными структурами из других миров, которые обычно недоступны для восприятия физическими органами чувств. Техническое оборудование или инструменты, которые часто применяются при ИТК, включают магнитофон, радиоприемник, телефон, видеомагнитофон, телевизор и компьютер. Все эти приборы «ведут себя необычным образом» во время сеанса транскоммуникации, воспроизводя голоса, образы и послания разной степени качества, возникающие из ниоткуда. В ходе транскоммуникации исследователь, по-видимому, входит в контакт с иными мирами, в том числе с миром мертвых. В этот момент возникает ощущение, что граница между нашим миром и другими, неизвестными нам сферами бытия, стирается. Специалисты по ИТК называют такие сферы бытия потусторонними мирами. Когда мы получаем или обмениваемся информацией с представителями этих миров, считается, что контакт успешно установлен. На основе этих двух терминов – потусторонние миры и коммуникация – было предложено название для этого вида исследований – транскоммуникация. Определение инструментальная было добавлено для того, чтобы подчеркнуть, что подобные контакты устанавливаются с помощью различных приборов или технических приспособлений.

Голоса на пленке были впервые зарегистрированы в 1950-х годах в США, Италии и Швеции. Телевизионное изображение появилось позже. В дальнейшем контакт или транскоммуникация осуществлялись с использованием компьютеров, особенно марки «Коммодор 64», которой сейчас уже нет на рынке. Остается надеяться, что новые модели компьютерной техники окажутся столь же эффективными в приеме посланий из сфер за пределами нашего физического мира.

Эрнест упорно придерживался точки зрения о том, что определение «научное исследование» в отношении ИТК не совсем корректно. Он объяснил, что вся работа, которая осуществляется в рамках «пограничных наук» подобно ИТК, является всего лишь изучением. Причины, по которым невозможно провести научное исследование записанных голосов или видеоизображений, по его мнению, носят двойственный характер. Во-первых, на сегодняшний день отсутствует какая-либо научная теория, объясняющая феномен ИТК, поскольку никто не знает, каким образом устанавливаются эти контакты. А во-вторых, результаты исследований не могут быть воспроизведены в лабораторных условиях. Воспроизведение или повторение является основным принципом научно-исследовательской работы, поэтому любой эксперимент, который не может быть воспроизведен, считается ненастоящим и недопустимым с точки зрения научной методологии. ИТК и возникающие в ходе данной работы явления носят самопроизвольный и спонтанный характер и вряд ли могут быть повторены в лабораторных условиях.

Это не означает, что ученые не заинтересованы в установлении контакта с иными уровнями бытия. Эрнест Зеньковский отнюдь не является первым человеком, направившим свои усилия на изучение возможности общения с умершими людьми или представителями других миров. Такие всемирно известные ученые, как Никола Тесла, Гульельмо Маркони и Томас Эдисон, проводили эксперименты с использованием различных приборов в надежде установить подобные контакты. Сегодня существует много рабочих групп, которые исследуют различные направления в области ИТК в двенадцати странах мира. На эту тему было опубликовано более шестидесяти монографий на семи языках. Эрнест вместе со своим другом выпускает издание по вопросам ИТК, насчитывающее около четырехсот подписчиков из различных стран, среди которых можно назвать Бразилию и США.

…На этом ужин подошел к концу, и Эрнест предложил показать несколько записей голосов, телевизионных изображений и компьютерных посланий. Но я сначала хотела узнать, чем вызван его глубокий интерес к ИТК, и он рассказал, что когда впервые услышал об этом, будучи ученым, то почувствовал желание удостовериться в истинности этих явлений. Он познакомился с несколькими людьми, которые работали в этой области, чтобы узнать их точку зрения относительно данного вопроса. Впечатления от общения с этими людьми оказались смешанными. Некоторые говорили, что это ерунда, а другие уверяли, что это правда. Эрнест скептически относился ко всей полученной информации, однако решил провести собственный эксперимент.

Он начал работать с коротковолновым приемником, настроенным на различные европейские радиостанции, транслировавшие передачи на разных языках. Рядом с радио он установил магнитофон, который записывал все звуки. Он использовал коротковолновый приемник, поскольку радиостанции, работающие на коротких волнах, расположены близко друг от друга. Это позволяет найти точку на шкале радиоприемника, где взаимодействие нескольких станций создает помехи и искажения. Таким образом можно обнаружить среди множества голосов, звучащих одновременно, голоса, идущие из других миров. Естественно, что из Германии возможно настроиться на радиостанции целого ряда стран, чьи передачи ведутся на различных языках.

Во время первых экспериментов Эрнест использовал волны средней длины, получив в итоге ужасную какофонию звуков, в которой было невозможно разобраться. Но затем от стал работать с короткими волнами и получил немедленные результаты. На самом деле это произошло так быстро, что он был изумлен. Голоса, которые он услышал, сообщили, что пришли из другого измерения, что когда-то жили на Земле и мы считаем их умершими, но в действительности они не умерли, а продолжили свое существование на ином плане бытия. Затем возникли голоса отца Эрнеста, его дяди и давнего друга. При этом Эрнест отметил одну интересную особенность: при появлении одного из этих таинственных голосов все остальные звуки, принадлежавшие живым людям, работающим на радиостанции, автоматически становились тише, поэтому можно было с легкостью разобраться в том, что сообщали духи.

Когда на коротких частотах возник голос отца Эрнеста, он начал говорить на своем родном прусском диалекте и обратился к Эрнесту так, как называл его, когда тот был маленьким мальчиком. Это имя, которое в переводе означает «маленький эльф», до сих пор очень подходит ему из-за улыбки, постоянно озаряющей его лицо и крошечные, часто моргающие глаза. Появление голоса отца потрясло Эрнеста. Как ни старался, он не смог найти логическое объяснение этой передачи информации. Голос мог принадлежать только его отцу, потому что никто больше не знал его детского прозвища, а отец умер уже давно. Этот и последующие эксперименты убедили Эрнеста в истинности и надежности ИТК.

Далее Эрнест попытался улучшить радиопередачи с помощью более современных технологий, однако ему это не удалось. Он стал читать литературу, посвященную ИТК, и узнал, что лучшие результаты в этой области принадлежат людям, которые являются природными медиумами и обладают врожденным талантом к этому виду транскоммуникации с иными мирами. Другими словами, не все медиумы способны установить контакт с существами из потустороннего мира. Одной из главных проблем для людей, проводящих подобные эксперименты, является то, что возникающие голоса звучат в эфире менее двух секунд. Это делает практически невозможным длительное общение или поддержание беседы, состоящей из ряда вопросов и ответов.

После нескольких лет экспериментов с коротковолновым приемником Эрнест решил найти других людей, которые также изучали это явление. Ему удалось разыскать единомышленников в Германии, Англии, Австрии, Италии и Люксембурге. Все они подтвердили, что речь этих существ отличалась от обычной человеческой речи. Она была гораздо медленнее, а местами казалась бессмысленной. Это позволяло легко отличать передачу ИТК от обыкновенной радиопередачи. Пионерами в области работы с голосами на пленке были Фридрих Юргенсон из Швеции и Константин Раудив из Германии. Также важные исследования провели Теодор Рудольф из Германии, Франц Зайдль из Австрии и Лео Шмид, католический священник из Швейцарии.

Я спросила, как выглядит жизнь в потустороннем мире. Эрнест ответил, что голоса всегда рассказывают о мире, где действуют иные правила логики и семантики, и это затрудняет процесс общения. Один из голосов сказал, что в его мире можно влиять на обстоятельства и события, изменяя их с помощью мыслей. Другими словами, на ином плане бытия можно изменить свое окружение, мысленно просто захотев этого. Другой голос утверждал, что это наша реальность является призрачной, тогда как их мир существует в действительности.

Вскоре после начала экспериментов с голосами на пленке специалисты стали использовать громкоговорители, чтобы уловить фон сообщения. Было установлено, что с помощью радио- и телерепродукторов можно услышать и разобрать электрозвуковые послания, что сделало возможным появление диалога. За этим последовали эксперименты с использование видеосистем, когда впервые было получено телевизионное изображение призрака. Затем сообщения стали появляться на экранах компьютерных мониторов. Сначала это были только несколько слов, а затем длина посланий стала увеличиваться.

После этого Эрнест предложил мне познакомиться с результататами его исследований. Он хотел показать мне сделанные недавно фотографии и видеозаписи, на которых возникали лица умерших людей, причем некоторые из них обладали славой и известностью при жизни. Телевизионные изображения сопровождались короткими устными посланиями. Затем он показал, каким образом осуществляется подобная запись. Это долгий и утомительный процесс, который занимает несколько часов, а иногда дней. Экспериментатор устанавливает постоянно работающую видеокамеру напротив телевизора, настроенного на свободную полосу частот. В этом случае на экране телевизора появляется смазанное, потрескивающее изображение, сопровождающееся шумом от сильных атмосферных помех. После нескольких часов съемки, казалось бы, пустого экрана экспериментатор начинает терпеливо просматривать пленку. Большая часть работы оказывается напрасной, поскольку пленка остается пустой. Однако иногда в центре неясного изображения возникает образ, который затем превращается в человеческое лицо. Если повезет, вы также сможете услышать голос из потустороннего мира. Один из первых экспериментаторов в этой области, Клаус Шрайбер, использовал данный метод. Он настраивал телевизор на свободную полосу частот и в течение продолжительного времени записывал пустой экран. Затем он перематывал пленку к началу записи и увеличивал размер изображения. Сначала появлялся расплывчатый образ. Он продолжал увеличивать изображение, пока возникший образ не приобретал четкие очертания. Это происходит постепенно. Сначала появляется впечатление, что вы видите нос, затем глаза и подбородок. Эта работа проделывается несколько раз, пока изображение не становится завершенным.

Эрнест показал мне фотографию экрана, на котором был образ умершей немецкой актрисы Роми Шнайдер. Изображение не было четким, это был лишь контур, но черты ее лица были вполне различимы. Оно было таким же, как в одном из видеороликов к фильму с ее участием. В ходе подобного эксперимента в Люксембурге на экране появилось лицо Альберта Эйнштейна. При этом не было никаких голосов, только изображение. Члены исследовательской группы были настолько потрясены увиденным, что остановили ход эксперимента. Подобные случаи происходили и с другими исследователями. Эрнест объяснил, что данные явления невозможно объяснить посторонним вмешательством или подделкой, поскольку запись осуществлялась на каналах кабельного телевидения. Несмотря на то, что появление этих голосов и изображений противоречит человеческой логике, они все же существуют.

Одним из первых лиц, возникших на экране телевизора в ходе подобных исследований, было лицо Константина Раудива, одного из пионеров работы с голосами на пленке. Лицо Раудива, как и лица других умерших людей, которые появлялись на экранах телевизоров, представляло собой расплывчатое изображение одной из его фотографий, сделанной при жизни. Меня это удивило, и я спросила Эрнеста, почему во время попытки умершего человека установить контакт с нашим миром возникает его фотография. Почему мы видим не настоящее изображение духа, а старый снимок еще живого человека? Эрнест ответил, что эти существа объяснили несоответствие тем, что у них больше нет физических тел, поэтому они не способны проецировать реальные образы. По этой причине они используют те фотографии, которые были сделаны при их жизни на Земле. Таким образом они пытаются помочь людям установить их личность и убедить нас в существовании жизни после смерти. Затем Эрнест показал мне запись контакта с Раудивом, во время которого тот представился и поприветствовал своих слушателей низким, дребезжащим, зловещим голосом. Люди, которые слышали эту запись и хорошо знали Раудива, убеждены в том, что это действительно его голос.

Было уже довольно поздно, а я неважно себя чувствовала из-за смены часового пояса, поэтому мы назначили время для визита в долину реки Мозель и встречи с Адольфом Хомсом, одним из наиболее успешных исследователей в области ИТК. Два дня спустя мы направились в Рифених, где у Адольфа Хомса был процветающий бизнес по реставрации антикварных изделий. Поездка длилась около часа, и как только мы вышли из машины, радуясь возможности размять ноги, дверь дома открылась, и нам навстречу вышел Адольф Хомс.

Если Эрнест Зеньковский напоминает маленького, дружелюбного эльфа, то Адольф Хоумс похож на столь же дружелюбного великана. Возвышаясь над нами, он тепло приветствовал нас и пригласил войти в дом. Угостив нас охлажденным вином, Хомс рассказал историю своей работы в сфере ИТК.

Мать Хомса умерла, когда он был еще ребенком. Поскольку у него не было других родственников, его поместили в приют, где он чувствовал себя очень одиноко, мечтая о материнской любви. Выйдя из приюта и начав обучаться ремонту антикварных изделий, он услышал радиопередачу из Люксембурга, в которой Эрнест Зеньковский рассказывал о голосах умерших людей, записанных на пленку, в частности, голосах Раудива и Юргенсона. Эта программа произвела глубокое впечатление на Хомса, но лишь несколько лет спустя он набрался достаточно смелости, чтобы самостоятельно попытаться осуществить транскоммуникацию. В это время в Германии существовала организация, чьи участники изучали голоса на пленке, и они снабдили Хомса инструкциями в отношении проведения эксперимента в сфере ИТК.

Он начал свой эксперимент с одним магнитофоном, который находился в изолированной комнате. Ему удалось различить неясные звуки на пленке, но он был недоволен результатом. Он хотел убедиться в том, что не обманывается, а действительно слышит голоса из потустороннего мира. Затем звуки стали более четкими. Однажды ночью ему приснилось, что следует использовать одновременно пять радиоприемников. После этого он смог получить отчетливые послания на немецком языке, хотя его аппаратура была настроена на коротковолновые станции, транслировавшие свои передачи на разных языках. Одно из посланий гласило: «Ты закрываешь глаза, дует ветерок, а твое сердце разбито». Сначала Хомс подумал, что вскоре умрет, но ему объяснили, что это была простая метафора, которая описывала момент физической смерти.

В то время Хомс постоянно думал о своей матери и мысленно просил ее выйти с ним на контакт. Он хотел бы задать ей вопросы: «Где ты находишься? Действительно ли ты умерла? Правда ли, что люди засыпают после смерти и проснутся только в день Страшного суда?» Он непрерывно обращался к ней с этими вопросами, но не получал ответа. Это продолжалось в течение нескольких лет. Затем однажды она появилась. Это произошло в 1988 году. Ее голос не был записан ни на одну из пленок, но исходил непосредственно из репродуктора, это была непосредственная и прямая передача. Она сказала: «Я твоя мать. Мы приветствуем тебя. Все друзья приветствуют тебя. Ты нашел свою лодку». Последняя метафора означала, что Хомсу удалось пересечь границу, отделяющую нас от потустороннего мира. Со временем его контакт с матерью усилился. В итоге она стала основным посредником Хомса в его общении с представителями иных миров.

В это время Хомс познакомился с Эрнестом Зеньковским, и они начали сотрудничать в проведении целого ряда экспериментов в области ИТК. Вместо радиоприемника Хомс стал использовать телевизор, а затем компьютер. Он развил в себе необычайную чувствительность и научился устанавливать многочисленные контакты с духовными сущностями с помощью различных средств. Основной смысл информации, полученной из потустороннего мира Хомсом и его коллегами по изучению ИТК, включая Эрнеста, сводится к следующему.

Дух или разум продолжает жить после физической смерти. До некоторой степени мир, в котором оказывается дух или человек, лишенный физического тела, очень похож на наш материальный мир, но в отличие от последнего в потустороннем мире можно изменять реальность по собственному желанию. Дух способен придать новую форму своему окружению и ощущениям, будто вылепить все заново из гипса. В этом мире существуют различные планы бытия, которые описываются как многочисленные миры внутри одного мира.

Когда дух возрождается, он попадает в те условия, которые сам для себя выбрал в своей прошлой жизни. После смерти физического тела дух отправляется в иной мир, сохраняя свое сознание нетронутым, однако в потустороннем мире действуют свои законы логики. Как только дух привыкает к новым правилам, ему становится достаточно трудно мыслить категориями, присущими людям. Поэтому можно предположить наличие иной формы сознания и восприятия времени, отличающейся от тех, что приняты в нашем мире.

Люди, перешедшие в мир иной, превращаются в многомерные существа с многомерными индивидуальностями. В связи с этим, когда дух рождается вновь, он может воплотиться сразу в нескольких телах. Это возможно, поскольку каждый человеческий дух обладает множественностью проявлений сознания. Кроме того, дух воспринимает все свои прошлые жизни, или инкарнации, как единое целое, а не рассматривает каждую жизнь в отдельности. Во время транскоммуникации с живым человеческим существом дух использует названия и образы, чтобы убедить нас в существовании жизни после смерти. Но в потустороннем мире ни названия, ни образы не имеют никакого значения.

Эти сообщения стали поступать с 1986 года. Сначала люди полагали, что речь идет о шутке или мистификации, но затем оказалось, что многие из посланий, полученных Хомсом, также были получены группой исследователей из Люксембурга примерно в одно и то же время, но независимо друг от друга. Другими словами, большая часть недавних посланий, зарегистрированных Хомсом с помощью компьютера «Коммодор 64», тогда же была получена люксембургской группой специалистов по ИТК.

В то самое утро, когда мы предприняли поездку из Майнца в Рифених, Хомс позвонил Эрнесту, чтобы рассказать о том, что получил послание, которое хотел бы мне продемонстрировать. Это послание было передано его бывшим коллегой, ныне покойным, который хотел еще раз сказать о важности силы любви во вселенной и неизменных узах привязанности, связывающих живущих и тех, кто покинул этот мир, вопреки смерти. Однако несмотря на то, что Хомс включил компьютер и попросил передать какое-нибудь сообщение, пока я находилась рядом, ответа не последовало. Поэтому мне не удалось принять участие в процессе транскоммуникации, и я не могу рассказать о том, как такие послания передаются с помощью компьютера.

Позже Эрнест выразил свое убеждение в том, что лучшие специалисты в области транскоммуникации от рождения обладают медиумическими способностями. Но он предупредил, что любая попытка войти в контакт с умершими людьми или иноземными организмами, известными в науке как динамические информационные структуры, несет в себе потенциальную опасность для психики. По его мнению, в этом случае можно непреднамеренно лишиться природной защиты от духовной или ментальной «перегрузки». Если это случается, экспериментатор начинает видеть или слышать всевозможные фантасмагорические призраки или голоса, а это может привести к одержимости или умственному расстройству. Другие специалисты также разделяют его точку зрения и предупреждают об опасности того, что называется «медиумическим психозом», когда навязчивые идеи человека об умерших приводят к возникновению острой шизофрении.

Поэтому трактовка посланий из иных миров должна осуществляться с осторожностью и применением определенных методик. Слышимый голос (иногда очень похожий на голос человека при жизни), а также телевизионное изображение (сильно напоминающее образ призрака до его смерти) должны рассматриваться как проекции из потустороннего мира, приспособленные к нашей реальности. «Настоящие» структуры или изображения и голоса, которые мы воспринимаем в измененном состоянии сознания, не могут быть перенесены в наше сознание. Таким образом, ИТК представляет собой более или менее непроизвольную телепатическую связь между призраком и экспериментатором, чьи психокинетические способности активизируются для того, чтобы послание могло быть обнаружено и принято с помощью того технического устройства, которое он использует. Гипотеза не исключает возможности, что эти приборы целенаправленно управляются существами из потустороннего мира.

По словам Эрнеста Зеньковского, «мы живем в мире возможностей, где реально практически все». С помощью мотивации и эмоций, составляющих наш разум, мы способны влиять на предоставленные возможности, делая их осуществление более вероятным. Все в этой единой целостной системе взаимосвязано, различия наблюдаются только в силе нашего сознания. В мире разума отсутствуют понятия пространства и времени. В этих условиях жизнь представляет собой обмен информацией или общение в соответствии с высокими моральными законами. Эволюция, противостоящая энтропии, ведет к появлению более сложных систем путем проб и ошибок, обучения и приспособления.

У меня была масса вопросов к Хомсу, но я должна была быть в аэропорту менее чем через два часа, а еще нужно было доехать из Рифениха до Франкфурта. Мы отправились в путь за полтора часа до вылета. Я сильно сомневалась в том, что успею, и решила узнать, смогу ли воспользоваться другим рейсом до Нью-Йорка. Однако мое беспокойство было напрасным. Аделаиде удалось преодолеть все дорожные пробки на большой скорости, и я оказалась у трапа самолета компании «Люфтганза» за несколько минут до вылета. Мы обнялись и попрощались, но я знала, что нашла новых друзей на всю жизнь или даже еще больший срок, если верить специалистам в области ИТК.

Глава 3

Поиск души в принстоне

Мысль о том, что мы можем быть способны вступать в контакт с бестелесным духом или сознанием умершего человека с помощью таких электронных приборов, как радиоприемник, телевизор или компьютер, кажется настолько невероятной, что многие просто качают головами и отказываются от этой идеи, полагая ее абсурдной. Но эта мысль не настолько неестественна, как может показаться вначале. Впечатляющие результаты в изучении взаимодействия между человеческим сознанием и машинами были получены в лаборатории Принстона.

Полностью протоколирующийся эксперимент проводится в рамках программы по изучению технических аномалий в Принстоне (PEAR). Эту программу возглавляют профессор авиакосмических наук и заслуженный декан факультета технических и прикладных наук универсистета Принстона Роберт Г. Джан, а также сотрудница лаборатории Бренда Дж. Данн.

С момента начала действия программы в 1979 году профессор Джан и мисс Данн опубликовали более дюжины научных трудов, посвященных предмету исследования, основной цели программы и результатам, полученным за пятнадцать лет непрерывной работы. Не так давно они опубликовали книгу под названием «Границы реальности. Роль сознания в физическом мире» в надежде донести собранную ими информацию до более широкого круга читателей. В книге подробно освещаются цели PEAR и полученные за годы исследования результаты.

Несмотря на то, что программа PEAR была официально утверждена весной 1979 года, ее начало было положено двумя годами раньше, когда студент, специализирующийся в сфере электрической и вычислительной техники, обратился к профессору Джану с просьбой стать куратором проекта по созданию электронного прибора, который он собирался использовать для изучения психокинетического действия. Психокинез (ПК) – это предположительное влияние разума на живую или неживую материю без применения каких-либо физических или сенсорных средств. Он включает такие паранормальные явления, как телекинез (способность передвигать объекты с помощью разума), левитацию, материализацию, нетрадиционное целительство и другие «сверхъественные» силы. Психокинез изучается главным образом парапсихологией и обычно не рассматривается всерьез научными кругами. Именно поэтому профессор Джан с некоторым сомнением отнесся к предложению возглавить проект. Годами позже он признавался в том, что замысел эксперимента по психокинезу вызвал глубокое противоречие между тем, что он называл своим личным рациональным скептицизмом, и возможным педагогическим успехом, который мог принести ему данный проект.

Даже после того, как этот студент получил ученую степень, профессор Джан все еще был не уверен в жизнеспособности этого эксперимента. Тем не менее, любознательность заставила его взять на себя ответственность за организацию, финансирование и реализацию еще более масштабной научно-исследовательской программы по изучению «аномалии человек/машина», включающей странные и необъяснимые явления, сопровождающие взаимодействие машины и человеческого разума. В результате возникла программа PEAR.

Данная программа, которая финансируется исключительно частными фондами, сосредоточена на трех основных направлениях исследования паранормальных явлений. Первое направление состоит из группы экспериментов, исследующих взаимодействие человеческого сознания и различными электронными приборами, системами и процессами. Результаты этих экспериментов продемонстрировали значительные отклонения от общепринятых научных положений. Вторая часть экспериментов посвящена телепатии, с помощью которой оператор способен получать информацию без каких-либо средств связи, находясь на значительном расстоянии от ее источника. Третье направление связано с разработкой теоретической модели, способной установить корреляцию между первыми двумя видами экспериментов, а также проведением всесторонних испытаний с целью получения объяснения всех изучаемых явлений. Поскольку такие паранормальные явления, как психокинез и телепатия, вызывают неприятие у большинства ученых, важно, чтобы все эксперименты PEAR проводились под самым тщательным научным контролем. Цель PEAR заключается в признании официальной наукой феноменов психокинеза и телепатии, поэтому все эксперименты тщательно планируются для того, чтобы их можно было легко воспроизвести. Воспроизведение опыта в лабораторных условиях, полностью соответствующих обстоятельствам исходного эксперимента, имеет первостепенную важность для любого научного проекта, претендующего на получение признания в академических кругах.

Единственный интересующий нас здесь аспект научно-исследовательской программы PEAR затрагивает первое направление экспериментов, изучающих психокинез, или взаимодействие между человеческим сознанием и электронными приборами или машинами. Эти эксперименты проводятся в лаборатории PEAR по психокинезу и предполагают участие оператора – бесплатно работающего добровольца любого пола, не имеющего ярко выраженных психических способностей, – и специальной машины под названием генератор случайных событий (ГСС). Этот аппарат базируется на электронном источнике «белого шума». Схема прибора превращает шум в регулярно воспроизводимые серии перемежающихся бинарных (отрицательных или положительных) импульсов, схожие с подбрасыванием монетки, где «орел» представлен положительным импульсом, а «решка» – отрицательным. Оператор, который сидит напротив машины, пытается воздействовать на импульсы с целью получения определенного результата, например, увеличения доли положительных импульсов. С точки зрения науки распределение результатов соответствует нормальному (гауссову) распределению, которое является теоретической основой для определения плотности распределения для множества переменных данных. Поэтому можно статистически определить вероятность того, было ли полученное распределение достигнуто случайным образом или же путем целенаправленного воздействия (или с помощью психической энергии) оператора, пытающегося повлиять на генератор случайных событий (ГСС).

Результаты программы PEAR свидетельствуют о том, что воля оператора способна влиять на систему генератора. Оказываемое воздействие не имеет сильно выраженного характера. Оно составляет порядка нескольких бит (минимальная единица информации) на десять тысяч попыток. Однако для информационной системы подобно генератору случайных событий (ГСС), которая оперирует десятками миллионов бит, изменение нескольких бит может иметь значительные последствия, согласно закону средних величин.

После своего возвращения из Майнца я переговорила со специалистом лаборатории Брендой Данн, основным партнером Роберта Джана в проведении экспериментов PEAR. Она согласилась на встречу, в ходе которой показала мне лабораторию и подробно объяснила схему проведения экспериментов и общие взгляды сотрудников лаборатории на продолжение жизни индивидуальности или человеческого сознания после гибели физического тела.

Я была в Принстоне за два года до описываемых событий в качестве участницы симпозиума по религиоведению и была рада вновь вернуться в этот красивый и спокойный университетский городок. Когда Бренда отвела меня в лабораторию, где проводились эксперименты, я была сильно удивлена, обнаружив, что окружающая обстановка сильно отличается от той, которую я ожидала увидеть. Вместо белых стен, пустых кабинок и людей в белых халатах я оказалась в тихом и уютном помещении, похожем на чей-то укромный уголок. Повсюду были чучела зверей, а в центре стоял большой удобный диван. Комната для испытуемых также отличалась приятной и неформальной обстановкой. Загадочный генератор случайных событий оказался средних размеров металлическим ящиком, не привлекающим к себе особого внимания. Прочие «реквизиты», участвовавшие в экспериментах, например, большой красивый барабан, который с помощью электронной аппаратуры издавал барабанную дробь через равные промежутки времени, были разбросаны по комнате. Бренда объяснила, что расслабленная атмосфера важна для проведения экспериментов, поскольку их участники должны чувствовать себя максимально удобно во время опытов с генератором. Чем упорнее человек пытается воздействовать на машину, тем меньше его шансы на успех. Только тогда, когда человек полностью спокоен и расслаблен, он может добиться лучших результатов.

Затем я попросила Бренду немного подробнее рассказать о работе лаборатории и о том, как результаты их экспериментов могут быть связаны с вопросом дальнейшего существования человеческой индивидуальности или сознания после нашей смерти. По ее словам, человеческий разум, вне всякого сомнения, является наиболее совершенной и загадочной системой обработки информации. Лучше всего нашему разуму, сознанию удается организация информации. Мы получаем сведения из окружающего мира, обрабатываем их, распределяем по категориям, распознаем и классифицируем. Затем вновь проецируем их в окружающий мир. Когда мы встречаемся с новым явлением, мы не знаем, о чем идет речь, однако, обработав и распознав полученную информацию, сможем узнать это явление, если вновь с ним столкнемся. Каждый такой опыт пополняет нашу базу данных в отношении этого явления, помогая определять наиболее вероятное развитие событий и более эффективно взаимодействовать с окружающим миром в результате информации, полученной с помощью работы сознания.

Все эксперименты, проводимые в лаборатории PEAR, убедили ее сотрудников в том, что эти информационные процессы не зависят от пространства и времени. Люди, которые принимали участие в опытах по удаленному восприятию информации, были способны получать сведения из паранормальных источников о тех местах, которые не только удалены от них на тысячи миль, но даже не назывались испытуемым. Те же, кто участвовал в экспериментах с генератором случайных событий, казалось, могли влиять на результат, направляя свои мысли машине, даже когда она не была включена. Эти данные подтверждают, что вопреки традиционной точке зрения человеческий разум не ограничивается или не подчиняется физическому телу.

Я спросила Бренду, считает ли она, что разум или человеческое сознание существует вне зависимости от мозга. Это спорная концепция, которая вызывала горячие дискуссии в научных кругах, поэтому мне хотелось узнать мнение сотрудников PEAR на этот счет. Она прямо сказала, что разум действует независимо от мозга, и добавила, что эксперименты PEAR доказали, что разум или сознание не является осязаемым, физическим предметом, в отличие от мозга. Вернее всего, что разум представляет собой процесс, организационный принцип, который позволяет человеку взаимодействовать с окружающим миром. Мозг выступает в качестве места накопления и хранения информации, подобно компьютеру. Сознание систематизирует сведения, которые оно получает из окружающего пространства, а мозг впоследствии преобразует эти сведения в мысли, идеи и представления.

Модель, которую предлагает PEAR в результате проведенных экспериментов, использует в качестве метафоры квантовую механику. Согласно этой модели, все, что существует вокруг, является конструкцией нашего сознания, будь то само сознание, физическое тело, абстрактное понятие или религиозная догма – любая модель реальности. Другими словами, наш разум создает нашу реальность. Она выступает следствием того, как наше сознание/разум систематизирует информацию, полученную из окружающего мира, в целях создания точной и опознаваемой структуры реальности. Если это предположение верно, тогда каждый человек, взглянув на любую существующую модель действительности, может убедиться, что эти модели предоставляют сведения не только о материальном мире, но также о том, каким образом мы воспринимаем и представляем себе этот мир, и как сознание систематизирует эту информацию.

Специалисты PEAR решили обратиться к образным понятиям квантовой механики, чтобы узнать, предлагает ли данная наука какую-либо аналогию в отношении того, как сознание порождает реальность. Оказалось, что такая аналогия существует. В физике мы находим дуализм волна/атом: иногда физика воспринимает материальный мир в волновом, а иногда – в атомном выражении. Исследователи PEAR задали себе следующий вопрос: если сознание решило применить принцип волна/атом по отношению к физическому миру, то почему бы не адресовать этот же самый принцип по отношению к нам самим? Мы привыкли думать, что состоим из сталкивающихся друг с другом атомов, отводя главное место в человеческом теле головному мозгу. Однако волны способны на такие виды взаимодействия, которые не под силу атомам. Волны могут преломлять лучи и, что еще более важно, резонировать при взаимном столкновении.

Одним из факторов взаимодействия волны с миром материи является ее потенциал воздействия на окружающую среду. Волновая функция не обладает поддающимися определению характеристиками, кроме, пожалуй, частоты и амплитуды, однако она может находиться в любое время в любой точке пространства. Если вы поместите волну в определенные условия, скажем, в ящик, она образует модели стоячей волны. Волна распространится в пространстве и во времени. Эти модели стоячей волны, которые физики называют собственными функциями, содержат информацию о характеристиках данной конкретной волны в данных конкретных условиях.

Возможно, что человеческое сознание является одним из видов волновой функции, которую некоторые люди называют душой или духом. Когда эта волновая функция не ограничена временем и пространством, то есть рамками физического тела или окружающей среды, она может иметь или не иметь четко выраженные индивидуальные особенности. Однако когда она оказывается в определенных условиях, например, в физическом теле, созданном на основе ДНК и других биологических факторов, эти самые условия определяют волновую функцию и способствуют возникновению индивидуальности. Если же убрать воздействие окружающей среды, мы вновь получим волновую функцию, которая будет содержать некоторый объем переданной ей ранее информации, но поскольку ее активность не будет более ограничена внешними факторами, она утратит многие из своих прежних свойств. Возможно, именно это и происходит во время смерти физического тела. Остается лишь небольшая часть той волновой функции, которая существовала в прошлом, потому что теперь она свободна от прежних ограничений. Если поместить эту волновую функцию в другие условия, у нее появятся новые характеристики. Данный факт заставляет нас вновь вернуться к вопросу о возможности реинкарнации.

Я спросила, каким образом такая волновая функция может стать человеческим существом. Бренда объяснила, что волна существует в любой точке времени и пространства, но пока еще неясно, как она «попадает в ловушку» определенного окружения. Возможно, это происходит случайно. Или она сама решает оказаться в данных условиях и стать частью материального мира. На мой вопрос о продолжительности жизни волны Бренда ответила, что, согласно законам физики, волна существует в любое время в любой точке пространства. Иными словами, она бесконечна.

Затем мы заговорили о философии, пользе медитации и вероятности существования других измерений или уровней бытия. В ходе беседы мы затронули вопрос о том, что после смерти сознание/разум, лишенное физического тела, может поделиться своим опытом и знаниями, однако способ передачи этих знаний по-прежнему остается для нас загадкой.

Нельзя отрицать тот факт, что работа специалистов PEAR имеет огромное значение для понимания паранормальных способностей человеческого разума. Принимая во внимание историческое отношение академической науки ко всем экстрасенсорным явлениям, следует признать, что члены PEAR, будучи заслуженными учеными, проявили немалое мужество в поиске доказательств своей убежденности в существовании экстрасенсорных способностей нашего разума, а также духовного мира, который простирается далеко за пределы пространственно-временного континуума.

По окончании нашей беседы Бренда сказала несколько слов о традиционном разделении науки и мистицизма. По ее мнению, некоторые люди колеблются между рассудком и жаждой духовного познания. Они чувствуют необходимость выбрать что-то одно и не видят возможности принять обе эти стороны жизни. Поэтому они либо склоняются к науке в ущерб своей душе, либо избирают путь духовного развития и теряют способность рационально мыслить. Бренда считает, что мы не должны делать подобный выбор. Наука и религия навсегда взаимосвязаны. Мы официально отделили науку от духовности, это искусственное разделение. Если мы не найдем способ вновь объединить их, человечество рано или поздно столкнется с трагическими последствиями этой ошибки.

Глава 4

Астральный мир

Слово «астральный» восходит своими корнями к греческому слову astron, что в переводе означает «звездный». Первоначально это слово использовалось для обозначения места жительства греческих божеств, а затем стало применяться по отношению к другим сущностям и мирам. Древние верили, что «астральный мир» является загадочным местом, населенным бесплотными существами и ангелами высших иерархий. Со временем термин «астральный мир» или «астральный план» стал ассоциироваться с оккультными науками, и в настоящее время его определяют как таинственный мир, который скрыт от обычных органов чувств и физического восприятия.

Несколько лет назад я прочитала небольшой трактат под названием «Астральный мир», написанный индийским мастером Свами Панчадаси. Эта книга привлекла мое внимание, потому что ее автор отличался прекрасным пониманием предмета своего исследования, используя познания в области физических наук, а также биохимии, истории, литературы и философии. Данная тема вызывает определенные сложности при рассмотрении и часто является поводом для чрезмерной фантазии и откровенного вымысла. Однако его работа была столь убедительна и беспристрастна, что практически не оставляла читателям выбора, кроме как поверить его доводам, некоторые из которых казались почти сюрреалистичными. Благодаря ясности изложения, а также в связи с тем, что данный трактат описывает традиционные взгляды различных мистических школ на астральный мир, я выбрала книгу Панчадаси в качестве основного источника при рассмотрении данной темы.

Древние учения сообщают нам о существовании семи планов бытия. Первый и наиболее плотный план бытия – это материальный план, отождествляющийся с нашим физическим миром. За ним следуют духовный план, известный также как эфирный, астральный и ментальный план. Оставшиеся три плана предназначены для тех, кто достиг наивысшего уровня духовной эволюции, поэтому нам о них практически ничего неизвестно.

Каждый из семи планов бытия делится на семь подпланов, а те в свою очередь – еще на семь подпланов, и так до тех пор, пока число делений не достигнет семи раз. Панчадаси утверждает, что эти планы не накладываются друг на друга подобно слоям Земли; скорее, они одновременно проявляются в одной и той же точке пространства. Чтобы понять эту концепцию, важно помнить, что за исключением материального плана ни один из них не нуждается в присутствии физической материи. Все они являются проявлениями энергии различной частоты вибрации. Самая плотная и медленная вибрация соответствует материальному плану, или физическому миру. Более высокие и быстрые уровни вибрации характерны для других планов бытия, других миров, одним из которых является и астральный мир.

Если планы бытия представляют собой проявления энергии с увеличивающейся частотой вибрации, тогда мы можем допустить возможность их пребывания в одной и той же точке пространства, но на разных уровнях плотности с учетом убывания последней по мере приближения к высшему плану бытия. Вы сможете лучше понять данное предположение, если вспомните, что теплота, электричество, магнетизм, рентгеновские лучи, лазерные лучи и ультрафиолетовое излучение могут одновременно находиться на одном и том же участке пространства, не влияя друг на друга, поскольку все эти виды энергии используют различную частоту колебаний. Таким же образом разные планы бытия могут сосуществовать в одной и той же точке физического пространства, не сталкиваясь друг с другом. Некоторые из древних мудрецов пытались объяснить эту гипотезу, утверждая, что план бытия – это не место, а состояние духа.

Второй по счету план, известный как духовный или эфирный, является источником творческой энергии, с помощью которой вселенная обретает свое физическое выражение. В последние годы физики, в особенности те, кто изучает квантовую механику, сосредоточили свое внимание на исследовании энергий эфирного плана, даже не подозревая об этом. Именно здесь находятся такие субатомные частицы, как нейтрино, мю-мезоны и кварки, которые, по мнению некоторых ученых, могут оказаться кирпичиками, из которых состоит материя. Эфирная субстанция, называемая праной, является одной из форм энергии, которая возникает на этом плане бытия. Мы поглощаем эту энергию вместе с воздухом при дыхании. Йоги считают, что именно она представляет собой основной источник нашего питания. Прана лучше всего усваивается организмом с помощью ритмичного дыхания, называемого пранаямой.

Третий план бытия, известный под названием астрального плана или астрального мира, является местом обитания человеческого духа после его смерти. Мы также посещаем его каждую ночь во время снов. Астральный план доступен для людей, которые либо используют свои интуитивные способности, либо совершают путешествия в этот мир с помощью своего астрального тела.

Восприятие астрального мира напрямую связано с физическими ощущениями, благодаря которым люди получают информацию из этого плана бытия. Другими словами, каждое из наших пяти чувств: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус – имеет свой аналог в астральном мире. Другие формы восприятия астрального плана известны нам как экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), которое включает телепатию, психокинез и ясновидение. Эти способности находятся в неразвитом состоянии у большинства людей, однако их действие начинает понемногу активизироваться. Ясновидящие иногда видят изображения астрального плана, но обычно это происходит спонтанно и не зависит от их собственной воли. Истинное видение астрального мира возможно только путем специального обучения и тренировок. Люди, развившие в себе эту способность, могут использовать ее для перемещения из одного плана бытия на другой простым усилием воли.

По мнению Панчадаси, астральное путешествие – это способ перемещения между различными планами бытия с помощью астрального тела. Это тело состоит из эфирной материи с очень высоким уровнем вибрации и обычно является вместилищем человеческой индивидуальности. Несмотря на то, что эфирная материя практически неуловима для невооруженного глаза, в определенных обстоятельствах люди могут видеть астральное тело. Обычно астральное тело окружает тело физическое в виде полупрозрачного кокона, и его описывают как сияние голубовато-серого цвета, выступающее на несколько дюймов за его границы. Цвет астрального тела может изменяться в зависимости от состояния здоровья, а также психического или душевного состояния человека. Это сияние широко известно как аура человека, и его не так сложно увидеть. Можно легко научиться воспринимать ауру, вытянув руку на светлом фоне и наблюдая за ее контуром при слегка расфокусированном взгляде. Через несколько минут вы увидите ауру, выступающую в виде расплывчатой голубовато-серой оболочки, увеличивающей длину руки.

Астральное тело является точной копией физического тела и продолжает жить после его смерти. Однако астральное тело не вечно и, в конце концов, распадается на составные элементы подобно физическому телу. Многим людям случалось испытывать опыт пребывания вне своего тела, когда они видели себя парящими над своей физической оболочкой. Некоторые утверждают, что совершали путешествия в удивительные места и, вернувшись в свое тело, обнаруживали его холодным и неподвижным, как опустевшее жилище. Все эти примеры являются разновидностями астральных путешествий, во время которых человеку удалось выйти за границы своего физического тела.

Ясновидящие и люди, способные произвольно созерцать образы астрального мира, утверждают, что астральное тело связано с физическим с помощью шнура серовато-серебристого цвета, способного поддерживать связь между этими двумя телами даже на очень больших расстояниях. Этот серебристый шнур разрывается во время смерти, позволяя астральному телу и духу покинуть физическое тело человека.

На данном этапе я хотела бы подчеркнуть, что астральное тело не является духом или сознанием человека. Скорее, оно представляет собой душу, которая состоит из комбинации эфирного и астрального тел. Эфирное тело содержит в себе все человеческие инстинкты, а астральное – его эмоции и чувства. Дух же является сочетанием разума, логики, интеллекта, вдохновения и всех скрытых качеств личности.

Итак, астральное тело человека является вместилищем его инстинктов и эмоций. Пока человек жив, все путешествия, которые он совершает с помощью своего астрального тела, становятся частью его сознания, духа и индивидуальности. Когда люди путешествуют в астральный мир, они воспринимают его точно так же, как мир материи. В этом удивительном мире есть города, ландшафты, леса, реки, поля, люди и многие другие вещи. Материальные предметы в астральном мире кажутся такими же реальными, как и в мире физическом.

В астральном мире можно путешествовать из одного места в другое простым усилием воли. Это означает, что вы можете попасть в определенное место, просто пожелав этого. В этом загадочном мире можно встретить множество различных сущностей; среди них находятся астральные тела умерших людей, а также сущности, которые являются жителями астрального мира и никогда не жили среди людей. Феи, гномы, эльфы, саламандры, ундины, сирены, дэвы, джины и иные сущности, не раз поражавшие наше воображение, обитают на астральном плане. Они появились там благодаря нашим усилиям, нашедшим отражение в бесчисленном количестве народных сказок, вызвавших их к жизни. Любой предмет, который мы представляем себе в своем воображении, немедленно возникает в астральном мире и обладает той степенью реальности, которой мы сами его наделяем. Именно поэтому мысли заключают в себе огромную силу и опасность, если их не контролировать должным образом.

На первом подплане астрального мира, который Панчадаси называет астральным кладбищем, астральные тела умерших людей ожидают своего распада. Когда человек умирает, дух вместе с астральным телом направляется на один из подпланов астрального мира, где какое-то время пребывает в состоянии спокойного восстанавливающего сна. Во время этого сна дух готовится отправиться в то место, которое соответствует уровню его духовного развития. Когда дух пробуждается, он сразу же переходит на ментальный план, откуда попадает на следующий уровень согласно своему развитию. После того, как дух покидает астральное тело, оно еще ненадолго остается в астральном мире.

В конце концов астральное тело теряет силу и распадается подобно физическому телу. Когда это происходит, оно сразу же попадает на астральное кладбище. Чем выше духовное развитие человека, тем быстрее распадается его астральное тело, поскольку оно состоит главным образом из человеческих инстинктов и эмоций. Чем больше человек привязан к миру материи, тем дольше его астральное тело остается на самых низких подпланах астрального мира.

По мнению Панчадаси, во время спиритических сеансов, или ченнелинга, появляются именно астральные тела, а не духи умерших людей. Также существуют призраки, которые преследуют людей, потому что не могут найти для себя место успокоения. Это прежде всего относится к тем людям, которые умерли насильственной смертью и не смогли с этим смириться.

После смерти дух обычно восстанавливается в астральном мире, а затем переходит на ментальный план бытия. Но астральное тело может удерживать некоторые воспоминания и индивидуальные черты личности, поэтому оно может стремиться к установлению пусть и весьма слабого контакта с живущими людьми. Участники спиритического сеанса хотят быть убеждены в том, что сущность, с которой они общаются, действительно является духом того человека, которого они когда-то знали и любили. Однако наблюдательный человек заметит, что поведение этой сущности неубедительно, а ее действия и поступки не совсем соответствуют манерам и привычкам умершего. Кажется, будто бестелесный дух лишен какой-то важной составляющей, присущей живому человеку. Панчадаси утверждает, что у призрака отсутствует дух, разум, который уже пребывает на более высоком плане бытия, оставив в астральном мире только пустую оболочку, остатки души.

Панчадаси также полагает, что после смерти большинство духов «спит» на подпланах астрального мира в течение довольно долгого времени, некоторые из них – много лет. Высокодуховные личности и те, кто находится на низших ступенях духовного развития, «просыпаются» гораздо быстрее. Первые – потому что им не нужно много времени, чтобы подготовиться к переходу на соответствующий уровень ментального плана, а вторые – потому что они автоматически двигаются в направлении зоны с более низкой вибрацией. Оказавшись в одной из таких зон, они продолжают вспоминать те ужасные, разрушительные действия, которые совершали при жизни, но на этот раз в роли беспомощных наблюдателей. В итоге многие из духов испытывают ужас при мысли о своей прошлой жизни, сожалеют о сделанном и пытаются покинуть эти подпланы, чтобы попасть на более высокие уровни бытия. В этом случае сила их желания стать лучше помогает им подняться на следующий план бытия в надежде на очищение. Однако есть и те, кто настолько опустился в своем духовном развитии, что оказался не способен или не склонен отказаться от своих прошлых поступков. Дух, не испытывающий раскаяния и не желающий двигаться навстречу свету духовности, подвергает себя риску окончательного распада. Эти подпланы низшего уровня астрального мира соответствуют понятиям ада и чистилища.

Помимо этих внушающих ужас подпланов, астральный мир имеет более высокие уровни, где духи людей творческих профессий: писателей, художников, поэтов и композиторов – могут довести до конца свои великие произведения, которые остались незавершенными в физическом мире. Другие духи создают на астральном плане шедевры, которые впоследствии становятся источником вдохновения для людей, воплощающих их замысел в мире материи.

Астральный мир представляет собой исходную матрицу для физического мира. Все, что происходит в мире материи, является всего лишь следствием событий, случившихся в астральном мире, который также является миром воображения. Именно поэтому можно создавать и визуализировать с помощью разума предметы, которые затем материализуются в нашем мире.

На ментальном плане находятся более высокие уровни, которые во многих религиях называются раем. На этих подпланах обитают благородные духи высокодуховных людей, например, святых и мучеников, а также тех, кто пожертвовал своей жизнью ради другого человека или во имя высоких идеалов. Ангелы, которые воплощают в себе чистую любовь, принадлежат самым высоким уровням астрального плана, постоянно перемещаясь с одного подплана на другой.

Панчадаси, который твердо верит в возможность реинкарнации, утверждает, что высокоразвитые духи достаточно долго ожидают следующего воплощения. Когда такой дух решает возродиться вскоре после завершения предыдущей жизни, это означает, что он приносит великую жертву, которая обычно имеет под собой веское основание. Возродившись в человеческом теле, он лишается радости и удовольствий, присущих жизни духа на высших планах бытия.

В астральном мире существуют подпланы, которые соответствуют понятию «райского места» у древних воинственных народов. К ним относятся Валгалла у викингов, Поля блаженных у древних греков и Страна счастливой охоты у американских индейцев.

Почти все духи, вне зависимости от уровня своего развития, проводят некоторое время на подпланах астрального мира, где занимаются самосовершенствованием. Перед тем, как дух получает возможность вновь родиться на Земле, он должен покинуть астральный мир и перейти на подходящий подплан ментального мира. Менее развитые духи находятся здесь недолго и практически сразу же перевоплощаются, поскольку жизнь в материальном мире дает им больше возможностей для развития. Высокоразвитые духи могут в течение нескольких столетий оставаться на подпланах ментального мира или на еще более высоких планах бытия. Во время пребывания в этих мирах дух полностью отождествляется со своим высшим «Я», обретая очищение и духовный свет и наслаждаясь неземным удовольствием, которое йоги называют нирваной. Если дух настолько развит, что может больше не воплощаться в физическом мире, он остается на высших планах бытия, где оказывает помощь тем духам, которые еще не смогли прервать свой цикл воплощений.

Мы с вами подробно обсудили представления Свами Панчадаси об астральном мире. Конечно, у нас нет конкретных доказательств в пользу существования этого загадочного места, однако ряд недавних открытий в области физики и астрономии может пролить свет на интересующий нас предмет. Астрономы заявляют о существовании темной, невидимой материи, из которой состоит большая часть вселенной. Никто не знает, из чего она сделана, но по имеющимся сведениям ее размер в десять раз превышает объем вещества, из которого сформированы звезды. Возможно, изучение этой темной материи позволит найти ответы на важные вопросы, касающиеся мироздания. Может быть, мы сможем узнать о будущем вселенной, ее зарождении и вероятной гибели. Мы даже можем попытаться выяснить, не является ли загадочный астральный мир в действительности частью этой невидимой материи.

Глава 5

Тоннель

Одним из наиболее частых воспоминаний людей, переживших клиническую смерть, является общеизвестный светящийся тоннель. Люди рассказывают, что, пока их тело не проявляло никаких признаков жизни, они чувствовали, что движутся по светящемуся тоннелю, в конце которого они видели фигуру Христа или другого светящегося существа. В большинстве случаев это бесплотное существо приказывало им вернуться обратно в физическое тело, что они и делали с большой неохотой. Аналогичный опыт переживали люди, находившиеся в состоянии, близком к клинической смерти.

Светящийся тоннель – не единственное воспоминание тех, кто пережил или находился на грани клинической смерти. Иногда люди рассказывают о встречах с умершими друзьями и родственниками. Одна из таких историй была озвучена на главном телевизионном канале Нью-Йорка в конце 1970-х годов. Ее героем был двадцатилетний юноша, на которого напали на одной из улиц Южного Манхэттена. К тому времени, когда его обнаружили и доставили в отделение скорой помощи больницы Белльвью, он практически истек кровью. Врачи приемного отделения не нашли никаких признаков жизни и объявили время смерти сразу после его прибытия в больницу. Однако один из ординаторов, видя, что юноша еще очень молод, решил попытаться реанимировать его. Он был отправлен в операционную, где врач продолжил зашивать раны. Юноше делали переливания крови, чтобы запустить сердце, которое остановилось из-за гиповолемии.

Пока врач боролся за жизнь пациента, юноша наблюдал за его усилиями сверху, паря под потолком операционной. Впоследствии он описывал, что с большим спокойствием следил за той лихорадочной деятельностью, которая происходила вокруг тела, недоумевая, зачем врачи тратят столько усилий для спасения его жизни, если он чувствовал себя абсолютно счастливым. Затем в потолке неожиданно возникло отверстие, и перед юношей появились несколько существ, которые также стали внимательно наблюдать за действиями медиков над его безжизненным телом. Среди этих существ юноша узнал старшего брата, который погиб в автомобильной катастрофе несколькими годами ранее. Он почувствовал сильное желание присоединиться к брату и попытался приблизиться к нему через отверстие в потолке, однако тот оттолкнул его и сказал: «Ты не можешь уйти. Для тебя здесь нет места. Ты должен вернуться». Юноша умолял брата позволить остаться с ним, но просьбы не увенчались успехом. Затем брат толкнул его настолько сильно, что юноша вновь оказался в своем теле, лежащем на операционном столе. Тотчас же главный хирург воскликнул: «Есть пульс!» – и врачи и медсестры с новым усердием принялись оказывать помощь человеку, который чудесным образом избежал смерти. Юноша еще находился в инвалидном кресле, когда несколько недель спустя предстал перед телекамерами, чтобы рассказать о своем переживании и заявить, что он предпочел бы присоединиться к брату в потустороннем мире, чем вернуться обратно в наш материальный мир.

Конец ознакомительного фрагмента.