Вы здесь

Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво. Глава вторая. Его Величество Воображение (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2013)

Глава вторая. Его Величество Воображение

Дорогие друзья, размышляли ли вы когда-нибудь над тем, зачем человеку дано воображение? Ведь его наличие не замечено у животных. Способность воображать есть только у нас, людей.

Я слышу, вы говорите, что у вас, как раз, и нет воображения. То есть, вы хотите сказать, что представляете собой уникальный случай, эксклюзивный «человеческий экземпляр»? Нет?! Вы всего лишь «обыкновенный человек»?!

Вот с вами тогда я хочу поговорить особо. Дело в том, что я давно пытаюсь понять, кто такой «обыкновенный человек», хомо обыкновениус. И тут – вы! Правильно говорят, на ловца и зверь.

Вы говорите, «обыкновенный человек» это тот, у кого нет воображения? Очень интересно! Позвольте узнать, а как это – «нет воображения»? Расскажите, пожалуйста, как вы живете без воображения?

Не придумываете себе разную ерунду, прочно стоите на земле, реально смотрите на вещи… – я правильно вас расслышал? То есть, по-вашему, воображение человеку только мешает. Именно воображение является виновником того, что мы «придумываем себе разную ерунду», «витаем в облаках», теряем чувство реальности, становимся пустыми фантазерами и мечтателями. Это так? Спасибо, что киваете головой.

Что ж, честно говоря, я желал бы услышать нечто другое. Например, высказывания типа: «Воображение помогает нам жить». «воображение – это творчество», «воображение помогает хотя бы на миг освободиться от груза повседневных проблем и забот». Но сегодня мне не повезло…В конце концов, не может же везти постоянно!


ЕСЛИ Я НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ МНОГОГО, ТО СДЕЛАЮ ХОТЯ БЫ ТО, ЧТО В МОИХ СИЛАХ!


В моих силах поговорить о воображении и, может быть, вы хотя бы чуть-чуть измените к нему свое отношение.

Представьте себе, маленькую девочку. Белесые косички, бантики, туфельки. Ей всего восемь лет. Она стоит возле красочной витрины дорогого магазина игрушек и цепким взглядом разглядывает тех, кто выходит из его дверей. На ее лице написано легкое разочарование – она стоит здесь почти час и не видит тех, кто ей нужен. Вам интересно кого она ждет? Если так, то вы представили себе эту картину. Позволю себе заметить, что это произошло только благодаря вашему воображению… Да-да, простите, я не отвлекаюсь, тем более, что сейчас хотел рассказать не об этом!

Так вам интересно узнать, кого девочка высматривает в толпе? Видите, как легко вас заинтриговать! А все оттого, что у вас богатое воображение…

Девочка ждет тех, с кем можно поделиться ПЛОДАМИ ЕЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Хотите узнать, как они выглядят? Пожалуйста! Лучше всего, если это будет почтенная пара супругов, сохранивших друг к другу уважение, несмотря на долгие годы совместной жизни; или хорошо одетый мужчина с печатью глубокой интеллигентности на лице; или моложавая женщина с неспокойным взглядом.

Вы удивлены тем, что у восьмилетней девчушки имеются такие четкие критерии отбора? Нет, она не секретный агент. У нее просто развиты от природы интуиция и воображение.

Пока мы с вами рассуждали, из дверей магазина как раз вышли почтенные супруги. По их удовлетворенным выражениям лиц видно, что они только что выбрали достойный подарок для внучки или внука. А теперь смотрите внимательно за нашей девчушкой, что она будет делать.

Девочка моментально «одевает» на лицо удрученное выражение, опускает голову и плечи, и начинает медленное, но целенаправленное движение прямо к почтенным супругам. Поскольку она делает вид, что совсем не смотрит себе под ноги, происходит столкновение.

– Ой, девочка, что такое?! – взвизгивает от неожиданности дама.

– Голубушка, надо смотреть, куда идешь, – ласково добавляет ее супруг и гладит девочку по голове. Та поднимает на них глаза, полные слез.

– Что такое, девочка, кто тебя обидел? – быстро включается дама. Девчушка сжимает рот, как красный партизан, и всхлипывает сильнее.

– Девочка, где твои родители, – серьезно спрашивает пожилой джентльмен. Наша девчушка быстро не сдается и активно трясет головой. – Ты не знаешь, где твои родители? – догадывается он.

– Девочка потерялась! – вздыхает его супруга. – Что же делать? Надо отвести ее в милицию! – на этом магическом слове девчушка плакать перестает и подает голос:

– Не надо меня в милицию, они меня к родителям отведут! – грустно говорит она.

– И правильно, тебе домой идти надо, – отвечает пожилой джентльмен.

– Меня дома бьют, – тихо произносит девочка.

– Как бьют?! Такая красивая девочка, так хорошо одета! – начинает волноваться дама.

– Игрушек мне не покупают, не любят меня, – продолжает «исповедь» девчушка.

– Сенечка, Боже мой, какой ужас! – восклицает дама и берет мужа за руку. – Сейчас так много таких детей, о них по телевизору говорят! Мы должны ей помочь!

– Как ты себе это представляешь? – уже немного раздраженно спрашивает жену «Сенечка».

– Давай ей купим какую-нибудь игрушку, – предлагает дама.

– Лучше отвести ее домой и поговорить с родителями, – предлагает муж.

– Не надо говорить с родителями, – просит девочка и делает попытку снова заплакать.

– Да, Сенечка, не надо, не плачь, детка, пойдем выберем тебе игрушку, – и дама распахивает перед девчушкой заветную дверь.

По лицу пожилого джентльмена видно, что он не одобряет действий своей супруги, но и что делать дальше еще не определил. Он дожидается пока дамы сделают покупку, и принимает решение. Когда все выходят из магазина, он говорит:

– Мы должны обязательно отвести тебя домой!

– Да, обязательно, – поддерживает его жена, чувствуя, что долг перед чужим ребенком нужно выполнять до конца.

– Нет, нет, я сейчас лучше к подружке пойду, а то дома мне и поиграть с новой куклой не дадут, – начинает девчушка.

– Так нельзя! – строго говорит «Сенечка». – Я должен поговорить с твоими родителями, и, если потребуется, привлечь соответствующие органы.

– Не надо, – начинает плакать девчушка, крепко прижимая к себе подарок.

И в это время происходит нечто неожиданное. Появляется еще одно действующее лицо этой уличной мелодрамы. Это молодая привлекательная женщина, просто и аккуратно одетая, с несколькими полиэтиленовыми пакетами в руках.

– Даша! – восклицает она. – Что ты здесь делаешь?! Ты же должна быть у Маргариты Ивановны?!

– У нас уже все закончилось, – быстро говорит Даша и отходит на безопасное расстояние.

– Что закончилось?! Кто эти люди и откуда у тебя эта кукла?! – не понимает происходящего молодая женщина.

– Минуточку, вы – кто? – берет инициативу в свои руки пожилой джентльмен.

– Я?! Дашина мама! – отвечает молодая женщина.

– Вот с вами как раз я и хотел поговорить! – строго начинает «Сенечка».

– Со мной?! О чем?!

– О том, как вы относитесь к своей дочери!

В этом месте повисает пауза, за время которой Даша быстро убегает за угол, разумеется, вместе с куклой. Придя в себя, молодая женщина как то сразу приобретает утомленный вид и глубоко вздыхает.

– Простите, – говорит она, – простите ее ради Бога! Вы купили ей куклу? Я заплачу, сколько она стоит?

– Ничего не понимаю! – говорит сбитый с толку пожилой джентльмен. – Почему вы хотите нам платить?

– У Даши очень богатое воображение, – объясняет мама, – она что-то придумает себе и начинает в это верить. Например, она воображает, что к ней приходит фея и защищает ее, а всех обидчиков превращает в тараканов. Даша так и говорит одноклассникам, если что не по ней: «Ты теперь таракан!». Или, как сегодня, она воображает себя бедной сироткой, Золушкой, которую не любят родители, не дают ей красивых игрушек и заставляют делать черную работу. Я уже была у психолога, мне сказали, что Даша – настоящая актриса, и я отдала ее в театральную студию. В нашем доме живет актриса на пенсии Маргарита Ивановна, к ней дети домой заниматься приходят. Вроде Даше нравилось…

– Так что же получается, она все это придумала?! – понимает пожилая дама. – И нас с Сеней разыграла?! Вот это актриса! Но я вам скажу, талант у нее опасный.

– Да, я знаю… – вздыхает мать. – Только мы не знаем, что с ней и этим талантом делать…Извините, пожалуйста, пойду искать свою актрису.


О чем вы подумали, когда наблюдали эту уличную сцену? Бедные родители? Никому нельзя верить, даже маленьким симпатичным девчушкам? Как легко попасться на собственном милосердии? Если девочка «уходит» в свои фантазии, значит все таки семейная обстановка неблагоприятная?

Я расскажу вам о Даше. Она из очень достойной семьи. У нее есть старшая сестра, которой 18 лет. Это умная, здравомыслящая девушка, которая очень хорошо знает, чего хочет от жизни. У Даши есть папа, компьютерных дел мастер, с которым они иногда сочиняют разные смешные истории. В эти минуты Даша счастлива. С мамой Даши вы уже знакомы. По профессии она – бухгалтер, а по призванию…догадались? Правильно – актриса.

После той ситуации у магазина игрушек, за которой мы с вами наблюдали, мама отыскала Дашу, крепко взяла ее за руку и повела домой. Она ничего не сказала дочери, но почти дойдя до дома, вдруг поймала себя на странной мысли: «Как все-таки здорово Дашка разыграла эту пару! Все-таки это настоящий дар перевоплощения! Как жаль, что я не пошла в театральный!»

Заметили? Она начала думать про Дашу, а закончила мыслью о себе. Да, дорогие друзья, иногда наши дети ярко демонстрируют способности и склонности, которые мы сами в себе замечали, но не реализовали. Может, не сложилось; может, испугались, не поверили во время в свои силы. А теперь…поздно.

Конечно, Дашина мама не пойдет в театральный и уже не станет звездой сериала. Хотя воображать себя на месте киногероинь она будет постоянно, отмечая, что сыграла бы лучше. Дашина мама может быть актрисой в своем воображении. А вот Даша – и в реальности.

В чем же профессиональная трагедия Дашиной мамы и проблема Даши? В том, что они, имея дар воображения, не умеют им пользоваться.

Но не будем их винить. На самом деле, не многие из нас умеют пользовать собственным даром воображения. Да и как его использовать, если не все из нас знают кто такой Его Величество Воображение.

Кто-то думает, что воображение нужно развивать в детском возрасте. Почему? Просто потому, что так говорят педагоги и психологи, наконец, так положено. Кем положено, куда положено, зачем положено, – об этом мало кто задумывается.

Сейчас начинают говорить о творческом принятии решений в бизнесе. Так находится место творчеству в жизни нормального взрослого человека. А почему мы не говорим о том, что творчества без воображения не бывает?

Дорогие друзья, я, собственно, все это говорю для того, чтобы подойти к самому главному. К тому, что ВООБРАЖЕНИЕ НЕОБХОДИМО ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ! Без него ни о какой счастливой, гармоничной, продуктивной жизни говорить не приходится.

Довольно странное заявление, особенно после рассказа о Даше, – говорите вы. Да, вы правы, жизнь полна парадоксов.


ЕСЛИ ОСВОБОДИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ ОТ ОКОВ СТЕРЕОТИПОВ, УЗНАЕШЬ ПОДЛИННУЮ СИЛУ ВООБРАЖЕНИЯ.


Наша достойная пожилая пара, к сожалению, не воспользовалась ресурсами воображения. Они сразу поверили девчушке. Фактически, они съели ПЛОД ЕЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Хорошо, что этот плод был неядовитым. А ведь есть и опасные плоды воображения!

У замечательного писателя Евгения Клюева, в повести «Между двух стульев», есть такой эпизод. Главный герой по имени Петропавел попадает в фантастическую страну, где все происходит не так, как он привык. И вот, со своим новым знакомым по имени Гуллипут, он спускается в долину и видит дерево.

«Возле дерева стоял транспарант: «Яблоня. Куст». «Почему куст? – подумал Петропавел. – Когда это явно дерево!» Вблизи дерево оказалось липой.

– Угощайтесь, – предложил Гуллипут из-за спины. – Только пройдите немного вперед, я тоже поем. Более или менее.

Петропавел прошел вперед и поинтересовался:

– Чем тут угощаться?

– Как чем? Плодами! Плодами воображения. – И Гуллипут аппетитно зачмокал. Петропавел пристально вгляделся в липу.

– Тут одни листья. Вы листья, что ли, едите? – спросил он наконец.

– Значит, у Вас нет воображения. Было бы воображение – были бы и плоды. – Почмокиванье Гуллипута не прекращалось.

– Вы бы хоть не чмокали так! – укорил его Петропавел, страдая. – Мне от этого тоскливо.

Сбоку, из-за спины Петропавла протянулась рука, державшая нечто невообразимое – огромный оранжево-голубой шар, очень отдаленно напоминавший мандарин, арбуз, дыню, ананас и гранат.

– Нате, – сказал Гуллипут, – ешьте тогда плод моего воображения.

Голодный Петропавел не задумываясь впился зубами в плод воображения Гуллипута и в три присеста уничтожил этот плод.

– Спасибо, очень вкусно, – честно сказал он. – Не понимаю только, как такое могло вырасти на липе.

– На яблоне, – поправил Гуллипут.

– Это липа. Зачем вводить людей в заблуждение неправильной надписью?

– Чтобы было о чем подумать во время еды».


Дорогие друзья, а теперь позвольте поговорить серьезно. ЕСЛИ У НАС С ВАМИ НЕТ ВООБРАЖЕНИЯ, ИЛИ ОНО НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТО, НАМИ ОЧЕНЬ ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ. Прошу вас, прочитайте эту фразу три раза. Это – правда. Не надо возмущаться, это так.

Вы даже не заметите, как вас кое-кто накормит плодами своего воображения. Вы и опомниться не успеете, как ваш рацион умственного, эмоционального и духовного питания будет состоять из плодов чужого воображения.

Мое поколение, например, питалось плодами воображения Маркса и Ленина с приправами от других коммунистов. Нынешнее поколение сидит на диете из «американской мечты», кушает плоды воображения голливудских волшебников. Разве не так? Вам вкусно?

Конец ознакомительного фрагмента.