Вы здесь

Жизнь без комплексов, страхов и тревожности. Как обрести уверенность в себе и поднять самооценку. Глава II. Мышление, эмоции и поведение (П. А. Федоренко, 2017)

Глава II. Мышление, эмоции и поведение

Роль мышления в жизни человека

Большинство людей свято убеждены в том, что эмоции в них порождают не они сами, а другие люди или какие-то события или ситуации.

Именно от таких людей мы часто слышим что-то вроде: «Ты меня обидел», «Он меня разозлил», «Зачем они тревожат меня?».

Если принять такое миропонимание, то можно прийти к выводу, что человек абсолютно неспособен управлять своей жизнью, поскольку его чувства определяются только тем, что происходит вокруг. Но если мы опросим сто человек, которых, скажем, только что уволили с работы, то убедимся, что все они будут испытывать разные эмоции. Кто-то расстроится, полагая, что больше не сможет найти такой же работы, кто-то легко отреагирует на эту ситуацию, понимая, что такого специалиста, как он, оторвут с руками и ногами в любом другом месте, а кто-то сочтёт увольнение как перемену к лучшему.

Стало быть, между событием и эмоцией существует нечто, что позволяет каждому человеку индивидуально реагировать на различные внешние стимулы. Это «нечто» называется мышлением, определяющим отношение человека к той или иной ситуации.

До того как среагирует ваше мышление, другой человек не сможет вас обидеть, разозлить или встревожить, равно как и никакое событие само по себе не вызывает в вас страха или радости. Только ваше мышление, только ваше отношение к другим людям или ситуации создаёт ваши эмоциональные реакции.

Есть смысл пересмотреть отношение к себе, другим людям и жизни в целом, чтобы осознать: не другие люди нас обижают и злят, а мы сами обижаемся и злимся на других людей из-за собственного искажённого способа мышления.

Равным образом справедливы и обратные ситуации: не «Я тебя встревожил», а «Ты сам встревожился». При этом важно правильно проговаривать свои эмоции. Сравните: «Ты меня обидел!» и «Я обиделась, потому что считала, что ты должен был вести себя по-другому»; «Ты никогда меня не слушаешь!» и «Мне нужна твоя помощь».

Осознание того факта, что человек является творцом собственных эмоций, позволит более продуктивно работать над собой.

Именно наше искажённое мышление порождает в негативные эмоции тревоги, гнева, обиды, стыда и вины, на которые тело всегда откликается неприятными симптомами: дрожью рук, потливостью ладоней, повышением давления, покраснением лица.

Помимо эмоциональной и телесной реакций, существует ещё и поведенческая реакция. Если вы испытываете тревожность, то ваше поведение, скорее всего, будет носить избегающий характер. Если вы разгневаны, действия станут на порядок решительнее! Поведение приводит нас к определённому результату, который может быть как позитивным, так и негативным.

В отдельных неприятностях, которые являются отрицательным результатом собственной деятельности, мы склонны обвинять внешние события и других людей, вместо того чтобы осознать: только наше мышление приводит их к неудовлетворительным последствиям, только мы сами творим свою жизнь.

В работе над собой крайне важно смещать акцент с события и других людей на себя и своё мышление!

Искажённое мышление порождает негативные эмоции, которые телесно проявляются в виде неприятной симптоматики.

В свою очередь эти негативные эмоции приводят к неадаптивному поведению, следствием которого является негативный результат.

Если постепенно изменять мышление, искореняя в нем различные искажения, можно со временем в положительную сторону изменять свои эмоции и поведение, избавиться от симптомов и добиться положительных результатов.

Специфика негативных эмоций

Можно выделить пять основных негативных эмоций человека, доставляющих множество социофобических проблем: обида, гнев, вина, стыд и тревога (более полный перечень эмоций, раскрывающий чувства страха, гнева, печали и радости, можно найти в Приложении 5).

Любая негативная эмоция – это результат рассогласования реальности и человеческих представлений об этой реальности.

Так, обида представляет собой несоответствие поведения другого человека вашим ожиданиям и является следствием требований к близкому человеку: «Моя жена должна была приготовить мне борщ». Гнев также рождается из-за несоответствия поведения другого человека вашим ожиданиям, однако является следствием требований уже не к близкому, а к чужому человеку или какой-то ситуации: «Начальник должен был оценить мой труд», «Пробок здесь не должно было случиться, дождь не прогнозировали».

Чувство вины возникает, когда ваше собственное поведение не соответствует чужим ожиданиям, и является следствием обесценивания себя: «Я должен был вести себя по-другому». Эмоция стыда раскрывается как несоответствие вашего поведения вашим же ожиданиям, как несоответствие вашего поведения идеальному образу самого себя: «Я должен был поступить как настоящий мужчина».

Наконец, тревога возникает как следствие катастрофических мыслей по типу «А что, если…», когда мышление оторвано от реальности и постоянно находится в будущем. Самое интересное, что будущего, которое вы себе представляете, не только не существует, но никогда и не будет существовать в силу ваших чрезмерно катастрофических фантазий.

К сожалению, полностью избавиться от негативных эмоций не получится ни у кого. Однако сделать эти негативные эмоции менее выраженными и длительными под силу каждому! Для достижения этого важно не подавлять, а гасить эмоции путём проработки мышления, тем самым сокращая время, которое негативная эмоция управляет вами.

Необходимо учиться вести себя и мыслить по-другому в ситуациях, вызывающих напряжение. Так постепенно вы научитесь заменять неоправданные эмоции их здоровыми аналогами.

Например, вместо тревоги станете испытывать лёгкое беспокойство и волнение, вместо виныраскаяние и сожаление, вместо стыдаогорчение и разочарование, а вместо обиды и гневараздражение и недовольство.

Альтернативные эмоции не вызывают столь сильное напряжение, и их последствия более щадящие.

Структура человеческого поведения

Структуру человеческого поведения можно схематично изобразить в виде следующей формулы: событие – мысль – эмоция – реакция (телесная и поведенческая) – результат. Теперь необходимо на нескольких наглядных примерах пояснить тот факт, что только мышление (а не события или другие люди) является источником наших эмоций.

Представьте, что вы проснулись от внезапного шума ночью. Какие эмоции вы испытаете? Не торопитесь с ответом. Всё будет зависеть от того, что вы успеете подумать в эти доли секунды, когда ночной шум прервёт ваш покой. А подумать вы обязательно успеете, даже если вам будет казаться, что никаких мыслей у вас в голове в этот момент не возникло.

Если в вашем сознании промелькнёт: «Может, воры забрались ко мне в квартиру?», вы испугаетесь, сердце начнёт учащённо колотиться. Но если подумаете: «Опять кошка разбила вазу», то будете испытывать не страх, а раздражение. И ваше поведение в двух этих случаях будет разниться.

В результате первого способа мышления вы в ужасе вскочите с постели, возьмёте в руки тяжёлый предмет и отправитесь на разведку.

Во втором случае вы с большой неохотой поднимитесь с кровати, возьмёте в руки веник, чтобы подмести осколки вазы и заодно проучить кошку.

Представим себе ещё одну картину. Ваш друг опоздал на встречу. Вы вознегодуете, если решите, что «его не волнует то, что он опаздывает, даже зная, что я терпеть не могу опозданий. Я для него ничего не значу».

Мысли, порождающие гнев и обиду, придадут вашему поведению черты агрессивности: вы будете звонить другу, сетовать на его бестактность.

Однако если в этой же ситуации вы подумаете о том, что друг всегда очень пунктуален и что наверняка случилось нечто ужасное, будете испытывать тревожность и беспокойство. И вести себя станете по-другому, начнёте звонить ему или его близким, чтобы выяснить, всё ли в порядке.

Итак, само по себе внешнее событие или другие люди не вызывают в человеке никаких эмоций. Перед возникновением той или иной эмоции человек всегда что-либо думает по поводу этого события или другого человека, и только потом возникает эмоция. Но мысли по поводу события или другого человека не всегда осознаются человеком и зачастую являются автоматическими и возникающими мгновенно. Понаблюдайте за собой, и сможете заметить: мысли, которые появляются в отношении той или иной ситуации, определяют ту или иную эмоцию, которая всегда проявляется телесно и вызывает определённое поведение, ведущее к какому-то результату.

При этом разные люди могут испытывать разные эмоции относительно одного и того же события, поскольку по-разному к нему относятся.

Как правильно различать события, мысли и эмоции

Чтобы более эффективно ориентироваться в проблемных ситуациях, связанных с вашими социофобическими переживаниями, надо научиться различать события, автоматические мысли, возникающие по поводу этого события, и эмоции, порождаемые этими мыслями. Как ни странно, различать эти составляющие человеческой жизни не всегда легко, однако этот навык необходимо тренировать, чем мы сейчас и займёмся путём выполнения так называемых разборов.

Мы уже говорили, что мысли, которые появляются в нашей голове относительно того или иного события, часто не осознаются нами и далеко не всегда логично вытекают из фактов, которые мы интерпретируем на основе своего прошлого жизненного опыта.

Как же правильно делать разборы, чтобы выявлять автоматические мысли, которые порождают наши негативные эмоциональные реакции?

Разборы любых ситуаций, сопряжённых с интенсивными негативными эмоциями гнева, обиды, вины, стыда и тревоги, выполняются в письменной форме. Любое событие нужно выписывать так же объективно, как если бы его фиксировала видеокамера. Сравните описания одной и той же ситуации: «Человек зевает при разговоре со мной» и «Человеку скучно со мной, потому что я плохой собеседник». Если в первом случае событие могло попасть в объектив видеокамеры, то второе умозаключение является только мыслью, к тому же ещё и оценочной, но никак не может быть объективным событием. Вы можете сделать правильный или неправильный вывод из зевоты человека, но объективной ситуацией, которую могла заснять видеокамера, является лишь зевота. Остальное – дело только вашей интерпретации.

Что касается мыслей, то их важно записывать лишь в утвердительной, а не в вопросительной или предполагаемой формах. Кроме того, все ваши мысли надо формулировать без цензуры. Записывайте мысли так, как они приходили в голову в момент того или иного события, не пытаясь «смягчить» их или сделать их более «литературными». Вместо умозаключений «Наверное, она подумала, что я не самый порядочный человек» или «А что, если он заметит, что я покраснела?» вы записываете: «Она подумала, что я последняя сволочь» или: «Он заметит, что я покраснела».

А теперь перейдём к непосредственной тренировке.

Как вы думаете, что описывают фразы: «Они насмехаются надо мной!» и «Они меня не ценят» – мысли или события? Конечно, мысли! Потому что ни насмешка, ни предположение о возможной недооценке не могут попасть в объектив видеокамеры: это только ваша интерпретация, только ваши мысли. Теперь рассмотрим ещё два высказывания и постараемся понять, что они описывают – объективные события или субъективные мысли: «Я чувствую, что неприятен ей» и «Я чувствую, что совершу завтра ошибку». На первый взгляд может показаться, что эти фразы вообще указывают на эмоции. Но это не так. Представленные умозаключения, как и в первых двух примерах, тоже являются мыслями, поскольку предположения о возможной неприязни со стороны девушки или предчувствие завтрашнего промаха в каком-то деле не могут быть зафиксированы видеокамерой и не описывают никаких эмоций.

Конец ознакомительного фрагмента.