Вы здесь

Жизнь. Срез для диагноза. Глава 3 (А. Ф. Смородин, 2014)

Глава 3

Школа за спиной, Сурен стал взрослым. Взрослость – это не когда тебе дали паспорт и оставили все, как было раньше. Это и не когда вставил в рот первую сигарету, или влил в себя первую рюмку.

Взрослость – это когда у человека появляется необходимость выбирать, делать первый шаг, который задает тон всей последующей жизни. Для меньшинства все решается заранее родителями, их положением, образом жизни, интересами и дети идут строго по этому пути, старательно выложенному и выглаженному.

К остальным взрослость, как и всё в нашей жизни, приходит неожиданно и внезапно. Большинству приходится не вполне осознанно, инстинктивно, часто в противоречии всему и всем, выбирать специальность, дальнейший способ жизни и место в ней.

Наиболее прагматичными в этой ситуации оказываются девушки, которым замуж вроде рановато, а работать не хочется ввиду отсутствия специальности и квалификации, вот они и продлевают свои школьные годы. Они идут учиться дальше и своей усидчивостью, настойчивостью отбирают значительное число мест у ребят.

Ни работа, ни армия, Сурена не вдохновляли, вообще труд на государство, на какое-то общественное благо, никогда не культивировался на Кавказе и Закавказье. Посему стремление передать его в чужие руки, а самому заняться благами для себя и своей семьи, было более почетным.

Уйти от армии можно было тремя путями: откупиться, поступить в институт, пуститься в бега. С трудом обеспечивающие жизненный уровень, характеризующийся формулой «не хуже других», мать и отчим насилу сводили концы с концами, поэтому ни о каком откупе не могло быть и речи.

Сурен, посчитав, что бегство от армии может быть вторым этапом избавления, выбрал пробный шар – институт. Осталось выбрать куда пойти. Требования: большой город, но не Москва, низкий конкурс, преимущество юношей, заинтересованность в приеме и удержании их на учебе вплоть до второгодничества, наличие стипендии на первом этапе и обязательно общежитие. Все остальное значения не имело, так как учиться до конца, получать специальность, а тем более работать по ней, он не собирался. Выбор пал на Ленинград. Он с блестящими трояками поступает учиться на библиотекаря.

Так началась студенческая жизнь в группе из трех ребят и двадцати двух девушек. Обламывать свои зубы о гранит науки Сурен не хотел, зато очень быстро довел до ушей преподавателей и одногруппников историю о трудной и необеспеченной жизни, заставляющей много трудиться, чтобы выжить. Сил заниматься хватило только на неполный первый месяц. Общие лекции на потоке, сводные по две – три группы посещать не хотел и очень быстро научился прощать себе эти прогулы.

Прогулы старательно камуфлировались, а незнание предметов списывалось на трудности усвоения из-за плохого знания русского языка и тяжелой трудовой жизни.

После первого месяца учебы исчезли даже самые незначительные усилия в учебе. На первой же сессии после полнейшего провала на экзаменах, из жалости всеми преподавателями, были выставлены цельнотянутые трояки, он понимал, что повторения такой сессии быть не может, поэтому перед второй сессией он оформил академический отпуск, подаривший еще год отсрочки от армии и бесплатную крышу над головой.

В общежитии, по договоренности с комендантом, Сурену была выделена маленькая комнатка на одного, которая раньше была кладовкой. Сделано это было для того, чтобы он не доставлял неудобств соседям по комнате своеобразным режимом и образом жизни.

На третий год не начатое высшее образование оказалось законченным. Но за это время очень много воды утекло.