Вы здесь

Жизненные задачи. Как изучать жизненные вопросы и искать решения для жизненных ситуаций. Глава II. Как находить ответы на жизненные вопросы? (Мартти Тииделепп, 2017)

Глава II. Как находить ответы на жизненные вопросы?

Возможность золотой середины

В предыдущей главе мы сделали набросок картины будущего, в котором все вытекает логически из существующего уже сейчас. Наверное, будущее, в котором все в физическом мире или в нашем осознанном сне – сотворцы, читателю на уровне отношений хорошо понятно. Мы можем каждый день переживать, каково это – жить во взаимно зависимом мире сильных личностей.

Мы сделали вывод, что развитие человека направлено на постепенное уменьшение доли детерминизма и зависимости от материи в сторону увеличения самостоятельности. Когда освобождается мышление, затем чувствование и потом воля, человек становится независимым. Можно сказать, что основная идея человеческого развития – это увеличение доли свободы и уменьшение доли предопределения. Глядя на современного человека, мы не можем сказать, что детерминизм совсем отсутствует. Но мы не можем утверждать также, что он является единственным фактором влияния в жизни человека. Сейчас уровень развития людей и степень внешних влияний могут быть очень разными.

Говорят, что свобода – это осознанная необходимость. Как же тогда действовать в ситуации, в которой я замечаю, что жизнь все больше зависит от меня, но я не единственный, кто влияет на мою жизнь. Необходимо найти уравновешенный подход, который учитывал бы как возросшую силу Я, так и то обстоятельство, что полной эмансипации силы Я еще не произошло.

В историческом процессе проявляются два противоположных течения, выражающих эти тенденции: детерминизм и волюнтаризм. Основные положения детерминизма описаны ранее. Это установка на то, что ничто не зависит от моей воли и жизнь определяется некой высшей силой. Детерминизму противостоит волюнтаризм, который наиболее широко распространился в прошлом веке. Крайнее выражение этого – стремление формировать свое будущее без того, чтобы принять в расчет других людей и другие важные факторы. В таком случае, человек вскоре замечает, как какие-то силы вмешиваются и уничтожают тот «сон», который он создал. На уровне социума можно привести в качестве недавнего примера Соединенные Штаты Америки и одностороннее формирование его международной политики, как единственной сверхдержавы. Природные катастрофы и террористические акты начала XXI века указывают на нереальность и иллюзорность этого сна.

В настоящей главе мы рассмотрим, как возможно создать образ жизни, который позволял бы реализовать свободу, сопутствующую возросшей силе Я человека, не теряя гармонической связи с другими людьми. Этот вопрос актуален уже сейчас – в основном, в межличностных отношениях и социальной жизни. Когда чувства независимы, тогда человек может влиять на многие процессы. Не на законы природы, конечно, в данный момент от человека более всего зависят социальные законы и общественная жизнь. И здесь возникает очень реальный вопрос: что зависит конкретно от меня? По каким законам мы общаемся? Как образуется социальная жизнь и ее законы в ситуации, где все являются активными сотворцами? Как находить подходящее решение и на уровне отдельной личности, и на уровне всего общества, чтобы сохранялась свобода личности, но не за счет гармонии?

Мы видим, что, с одной стороны, независимое самосознание, а с другой стороны, взаимная зависимость в физическом мире и являются теми силами, которые формируют жизнь человека. Как найти равновесие между ними? Это основной вопрос нашего времени.

Когда я засыпаю, я теряю бодрственное сознание относительно более широкого плана своей жизни и я связан с внешними обстоятельствами. Таким образом выражается детерминизм. Когда я начинаю осуществлять свои независимые планы – это выражение волюнтаризма, но таким образом я не в состоянии достигать гармонии. Нам нужно искать путь, который гармонично соединил бы в одно целое предопределенность и свободу, так чтобы родилась любовь.

Свобода выбора в жизни – иллюзия или реальность?

В предыдущей главе мы видели, что в предшествующие времена человек был, прежде всего, ориентирован на прошлое. В современном мире мы видим, что интерес к прошлому стал отступать и человечество направило свой взгляд в будущее. Никогда раньше не было столько прогнозов и описаний будущего, чем в XX и XXI веке, но предпосылки к запуску этого процесса были созданы предшествующими поколениями.

За интересом к будущему стоит чувство, связанное с реальным опытом человека, он уже не связан по рукам и ногам традицией и опытом прошлого. Этим изменениям соотношений сопутствует новый подход к собственной жизни и ее обустройству. Человек чувствует, что теперь он сам значительно больше определяет события своей жизни.

Это подтверждается также большим интересом ко всякой психологической литературе, в которой учат активно формировать свою жизнь: «Как стать хозяином своей жизни», «Как формировать свою жизнь по своему желанию», «Как создать успешное предприятие» или «Как стать миллионером». В средневековом человеке невозможно было возбудить подобный интерес, потому что он верил, что все находится в руках Божиих. Если бы кто-то утверждал, что можно стать королем или разбогатеть, активно формируя свою жизнь согласно определенным методам – это посчитали бы искушением, ловушкой, поставленной Сатаной. Чтобы стать хозяином своей жизни, доктор Фауст у Гете должен был продать свою душу Сатане. Он нуждался в силе Сатаны и сотрудничестве с ним, потому что такую помощь от Бога не ожидал.

Согласно средневековому жизневосприятию современный успешный человек, так называемый self-made man, был бы порождением Сатаны. Отношение современного Запада – противоположное. Если ты self-made man, значит Бог тебя любит.

На Востоке предыдущее жизневосприятие сохранилось больше: счастье или страдание, богатство или бедность приходит от Бога. И если кто-то утверждает, что он чего-то достиг в жизни, значит, в нем говорит дьявольская гордость, и тогда у него наверняка есть договор с Сатаной, которому он продал свою душу.

Очень часто в представителе такого настроения говорит прежнее отношение к своей судьбе как к неизбежности. С другой стороны, в подсознании таких людей очень часто действует зависть, которую не признают.

Когда внутреннее отношение человека к внешнему прошлому изменяется, приходится пересматривать свои взгляды на основные процессы, формирующие мир. Материалистическая гипотеза, которая напрямую или косвенно является основой господствующего ныне мировоззрения, говорит, что прошлое связано с будущим причинно-следственными связями. Ученый XVIII века Лаплас предполагал, что если бы ему дали координаты и направления движения всех атомов универсума в одной определенной временной точке, он принципиально мог бы вычислить состояние мира в любой последующий момент. Согласно этой логике, надо просто развить инструменты физики, найти соответствующие формулы, и мир вместе со своим будущим стал бы для нас прозрачным.

В случае если прошлое с неизбежностью предопределяет будущее и с неизбежностью является причиной будущего уже на физическом уровне, каждый человек как некая сумма частиц и каждое движение его мысли, чувства и поведение должны быть предсказуемы.

С точки зрения авторов этой книги, такого рода детерминизм не доказуем. Даже более того, нашей целью является показать, что эта точка зрения односторонняя и никак не соответствует истине. До тех пор, пока не создан суперкомпьютер, который осуществил бы мечту Лапласа, это всего лишь одна из возможных гипотез.

Читатель может сказать, следуя за таким ходом мыслей: «Мое мировоззрение, в любом случае, не детерминистское – я же делаю свой выбор». На самом деле, ситуация значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Даже если мы думаем, что мы делаем выбор, остается вопрос: почему мы делаем этот выбор? Может быть, на процесс решения все-таки влияет что-то, чего мы не осознаем? Доказано, что в системе желез под влиянием гормональных состояний возникают определенные эмоции, которые, со своей стороны, могут влиять на нас, когда мы делаем свой выбор. С точки зрения детерминиста, мы просто не осознаем, что наш выбор находится под влиянием определенных процессов.

В повседневной жизни эта точка зрения является правильной: во многом наши решения определяются мыслями и чувствами, запущенными системой желез и обмена веществ, и мы действительно не отдаем себе отчета, в какой степени. Таким образом, выборы человека и его свободное Я – не более чем фикция. Часто человек, который говорит о Я, не знает, о чем он говорит: он не дошел, на самом деле, до своего Я.

Современный философ Экхарт Толле (Eckhart Tolle) называет в своей книге «Новая земля» нормальное состояние нашего ума дисфункцией или даже безумием. С точки зрения авторов этой книги, это состояние может быть описано как прогулка во сне. Я – условность, лицо, которое мы привыкли видеть каждый день в зеркале, и мысли и чувства, с которыми мы привыкли отождествлять себя. Толле называет это «маленьким я», «эго» и утверждает, что в обычных ситуациях именно эго руководит нами. Несмотря на то, что XX век считают веком освобождения и господства эмансипации, здесь есть большая доля иллюзорности. Установки, распространенные сегодня, можно сравнить с отношением двух-трехлетнего ребенка, который думает, что умеет завязывать шнурки на своих ботинках, и не дает никому помочь себе. Мы имеем в виду скорее внешнее освобождение, к которому привел прогресс науки и техники, освободивший нас от природной зависимости. Если мы уже являемся хозяевами природы, тогда мы становимся, как логическое следствие, хозяевами самих себя. Отсюда приходит импульс самому образовать свою жизнь, который с XX века можно все более ощущать. И все же в этом процессе не пройдены еще многие детские болезни, которые будут рассмотрены ниже.

Рационалистическая/материалистическая концепция управления жизнью: иллюзия контроля

Сопутствующим продуктом господства материалистического мировоззрения является наша вера, что в обустройстве жизни надо исходить из факторов, которые очевидны и которые можно потрогать руками, то есть доступных нашим органам чувств. Современное естествознание опирается на точку зрения, что все происходит согласно общим законам природы, из которых можно рационально вывести общую формулу. Отсюда вытекает, что жизнь человека тоже можно уложить в общую формулу, понятную разуму, и, следуя этой формуле, можно достигнуть хороших результатов. Это утверждение больше всего выражается во всевозможных поисках «формулы счастья», «формулы любви», «формулы успеха». Мы хотим чувствовать себя уверенно в отношении своего будущего и делать выборы на основе нашего рассудка.

Наблюдая отношение человека к будущему и к формированию своей жизни, обратим внимание на феномен рождаемости. Зарождение новой жизни – это одно из великих событий в жизни человека, с которым приходит не только ответственность, но и радость. В связи с этим мы задаем себе вопросы: о собственном будущем, о своей способности позаботиться о ребенке и о семье. И здесь можно видеть парадокс. С одной стороны, очевидно, что чем больше чувство безопасности в отношении будущего, тем больше уверенности в безопасном будущем детей. С другой стороны, возникает вопрос: почему в государствах с развитой экономикой, где уровень безопасности и социальных гарантий весьма высок, прирост населения близок к нулю или отрицателен? В то же время, в менее развитых странах, где жизнь, чаще всего, более иррациональна и хаотична, рождаемость выше.

Напрашивается вывод, что, хотя в развитых обществах значительно больше и более разумно планируют будущее, это не помогает уменьшить неуверенность. В результате – падение рождаемости. И, наоборот, в обществах, где логично было бы ожидать больше сомнений и неуверенности в будущем, существует экзистенциальная смелость и готовность к изменениям, которых требует рождение детей. Семьи в этих странах богаты детьми.

Глядя на исследования, которые проводили в мире в области счастья и благосостояния, мы видим тот же самый феномен: более счастливыми являются люди не только в тех государствах, где благосостояние и уверенность в будущем объективно могли бы обеспечить это.

Рассудочный образ мышления не в состоянии объективно познать будущее, потому что мы не в состоянии просчитать все многообразие факторов, что порождает фикции или иллюзии. Примеры подобных иллюзий может найти каждый, когда посмотрит, какие события в его жизни приносили разочарования.

Многие читатели, проживающие в Эстонии, еще помнят настроение времен «поющей революции», переполненное иллюзиями. Тогда заявляли: пусть мы будем питаться картофельными очистками, главное это быть свободным и независимым государством. Сегодня выяснилось, что картофельные очистки есть никто не хочет, и от страха мы добровольно вернулись в тюрьму, хотя в этот раз она чисто экономическая. Налицо высокие темпы экономического роста, но люди не чувствуют себя богатыми. Свобода есть, но почему-то люди не чувствуют себя свободными.

Многие иллюзии будущего связаны с иллюзией контроля. Мы каждый день замечаем, как люди лихорадочно пытаются отыскать такой подход к жизни, который через рациональное поведение увеличит иллюзию контроля и чувство стабильности.

Мы пытаемся планировать свое будущее, чтобы ощутить чувство уверенности и контролировать ситуацию. Однако мы слишком оптимистичны в своих ожиданиях того, что будущее зависит от нас. Мы каждый день ставим себе задачи, а в результате значительная часть из них не адекватна реальной жизни. Запланированные шаги либо не приводят к решению, либо, наоборот, порождают еще большее напряжение, и ситуация развивается совсем не по нашему плану.

Поскольку человек многократно получает неудачный опыт планирования будущего, он ищет выход в разного рода подстраховках. Ход мысли при этом таков: «Поскольку часть запланированных мною шагов все равно будут неудачными, я подстрахуюсь от неудач». Возьмем, к примеру, страхование жизни. Если понять это буквально, то получается попытка жить вечно, хотя содержание этого понятия, конечно, совершенно противоположное. Название «страхование» жизни только создает иллюзии, которые люди предпочитают теме настоящей и пугающей реальностью смерти. Власть страхования опирается именно на страх перед будущим, который живет в обществе.

Итак, мы видим, что парадоксальным образом страх перед будущим усилился в тех обществах, где традиционную стабильность пытаются заменить рациональной стабильностью.

В развитых обществах у человека есть больше свободных сил и времени думать о своей жизни, у него есть возможность заниматься саморазвитием. В менее развитых обществах человек более непосредственно связан с окружением, в жизненной борьбе иссякают его душевные силы, и у него нет свободных сил и времени заниматься своим будущим. Он потерял прошлое, но у него отсутствует и видение будущего.

Мы видим, что люди, у которых возникают свободные силы, ищут будущее в западном мире. Их называют экономическими беженцами, но их более глубокая цель или душевная тоска – это найти смысл своей жизни. Смысл жизни можно найти там, где есть свободные силы и пространство реализовывать себя. И в Африке есть люди, которые хотели бы формировать свою жизнь сами, но внешние обстоятельства жизни не дают возможностей и свободы для этого.

В чем еще выражается надежда рассудочно формировать свое будущее и заслонить стоящий за ней страх перед будущим? Некоторые люди становятся консервативными и пытаются вернуться к традициям. Подсознательно или сознательно за этим направлением стоит убеждение в том, что раньше мир был упорядочен, и этот порядок опирался на крепкие традиции. Иноогда традиции пытаются реанимировать, хотя практически они уже умерли. Примерами данного поведения являются консервативный фундаментализм, который нарастает в американском обществе, и исламский религиозный фанатизм.

Еще один идеал будущего, на который пытаются опереться – экономическое благосостояние. Если экономика уверенно развивается, можно жить с уверенностью в завтрашнем дне. От этого сильно зависит и господствующее настроение.

Создается впечатление, что в тот момент, когда человек пытается с помощью мыслительных, рациональных рассуждений навести порядок и достигнуть стабильности, он подавляет, таким образом, свою неуверенность, и страх вытесняется в его подсознание. На уровне подсознания он чувствует, что рассудочные планы – ложь и что чувство контроля – иллюзия. Человек ощущает, что рациональная стабильность – это иллюзия, которая в любой момент может рухнуть. Это периодически и происходит, что показали две мировые войны, которые в прошлом веке оставили глубокий след во всей западной культуре.

Человек постоянно живет в двойственном, можно даже сказать, шизофреническом состоянии: с одной стороны, предполагаемый четкий рациональный план в сознании, с другой стороны – страх в подсознании. Не сформулированный, но сохраняющийся в подсознании страх перед будущим говорит, что человек на основе своего опыта не доверяет планам, созданным рассудком.

Но почему это происходит таким образом? Есть ли у человека подсознательное видение того, что на самом деле приносит будущее? Или, иначе говоря, не возникает ли страх перед будущим тогда, когда мы живем в иллюзиях? Является ли страх реакцией на то, что нечто идет не так?

Мы можем это формулировать и так: страх – это противоречие запечатленного во мне реального жизненного опыта с тем, что происходит в моем сознании, когда я планирую будущее. Для разрешения этого внутреннего напряжения пытаются создать еще больше планов, которые дали бы чувство уверенности. Но результатом является, на самом деле, увеличение внутреннего раскола.

Важное обстоятельство, которое порождает страх, в том, что мы остались один на один со своим будущим. Мы верим в то, что характер наших дел и результаты наших действий зависят от нас самих. Оказывается, что хотя люди стали свободнее и сильнее, но и страхов у них больше, чем когда-либо раньше.

Возникает важный вопрос: что позволило бы преодолеть этот страх? Является ли путь страхования здоровья и имущества тем, что позволяет жить без страха? Или возможен другой, более эффективный путь, который помогает сначала реально увидеть будущее, а затем эту реальность выдержать, не убежав в иллюзорную стабильность?

Одна из детских болезней, которая сопутствует большей степени свободы, это значение, которое придают свободному движению чувств. Ранние общества удерживались вместе традициями и заповедями, которые предписывали, какие чувства человек может переживать. Цепочка «закон-вина-признание – спасение» позволяла удерживать людей в рамках традиции. Законы и чувство вины психологически скрепляли общество.

В современном мире на первом плане – свобода, самореализация и страх. Иллюзии относительно будущего и страх скрепляют современное общество. Нет вины, есть радость от успеха, нет обязательств, есть нарушение традиций, есть манифестация самого себя и гордость, связанная с этим.

Подытожим наш вопрос: не ощущаем ли мы в душе свою неспособность с нынешним образом мышления и чувств познать будущее?

Вопрос о существе человеческого я, как основной вопрос жизни, и жизненные цели

Когда я найду самоидентификацию и жизненную цель, страх исчезнет, потому что я как человек смогу принять собственное будущее. Тогда это уже будет не то чуждое, что навязано мне рассудком, но то, что идет мне навстречу, то, что я строю сам, строил раньше, и буду строить дальше. Вопрос только в том, как это сделать адекватно, в согласии со своей самоидентификацией. Самоидентификация – это сторона свободы в человеческой жизни. Жизненные цели – это позитивно осознанная сторона традиций.

Внешним историческим процессам, которые были ранее описаны, сопутствуют внутренние изменения, точнее говоря, внутренние изменения создают предпосылки к внешним. Мы можем заметить, что современные люди стали значительно более лабильными и чувствительными. Это вполне понятно: когда ослабевает связь с традиционным образом чувствования, который говорит, как нужно относиться к окружающему миру, возникает внутренняя нестабильность. Если мы дополним эту картину происходящими в обществе постоянными изменениями, тогда мы сможем понять, как в душе возникают сильные хаотичные движения, которые непривычны для людей. Это приносит с собой новые вызовы, с которыми человеку необходимо справляться. Можно сказать, что все развитие психологии и психиатрии в XX веке было очень тесно связано с тем, что жизнь чувств оторвалась от прошлого.

Источник развития силы Я

В предыдущей главе мы говорили о развитии человечества в течение многих тысячелетий. Мы рассмотрели египетское общество, эпоху Средневековья и современную ситуацию. Было показано, что каждое последующее поколение приносило с собой новые качества в развитие Я. В Древней Греции стали рождаться люди, у которых Я было достаточно сильным, чтобы руководить мыслительными процессами. Время Ренессанса породило людей, которые обладали способностью влиять не только на мышление, но и на чувства. Видно, как сила Я в течение этих двух исторических эпох делает большой шаг вперед в своем развитии. Современная индивидуализация указывает на такой же процесс. Мы набросали в предыдущей главе картину будущего, в котором Я человека должно было бы, по внутренней логике нынешнего развития, стать настолько сильным, что оно будет в состоянии контролировать все три свои душевные части. Через это оно будет в состоянии влиять и на физический внешний мир, в том числе, на свое физическое тело.

Внимательный читатель мог бы теперь задать логический вопрос: как же все-таки происходит усиление Я через поколения, что является причиной этого? Мы говорили об одном факторе, который называют наследственностью: каждое следующее поколение наследует от своих родителей некоторые качества и, таким образом, более сильное Я напрямую является результатом предыдущих поколений. Это было бы правильным в том случае, если бы Я было не самостоятельно действующим фактором в человеке, но непосредственно и исключительно результатом генотипа и воспитания. С другой стороны, мы уже указали на психосоматику, которая демонстрирует, насколько человек в наши дни сам через мышление и чувствование может влиять на состояние здоровья. Если эту мысль додумать до логического конца, мы попадем в тупик. Мы говорим о Я, которое является продуктом тела, и говорим о теле, которое является продуктом Я. Здесь мы входим в тавтологический круг, как Мюнхгаузен, который поднимает себя за волосы.

Если мы хотим сохранить здравый рассудок, то согласно вышеуказанному подходу, должны были бы сделать вывод, что Я – это самостоятельный фактор, которой не только не является следствием телесных процессов, но является их причиной. Я должно иметь самостоятельное бытие, хотя это сейчас и не так заметно. С ходом времени оно все более мощно проявляется. До тех пор, пока Я слабое, эта самостоятельность Я не бросается в глаза. Тело, генотип, воспитание, архетипические чувства – их влияние играет большую роль, и по этой причине мы не замечаем роль Я в человеческой жизни.

Большинство людей не имеет осознанного опыта Я, или же он едва ощутим. У нас есть Я, но мы смотрим на него слишком узко. Я человека очень мощное, это самая мощная часть человека. Но по сравнению с физическим телом, наиболее сформированной частью, оно самое молодое и будет возрастать еще долго. Человеческое Я родилось только на определенном этапе развития человечества. Человек физически до этого периода существовал без Я-сознания. Это было состояние, аналогичное состоянию маленького ребенка, который не осознает свое Я, хотя оно уже имеет тело. Только став взрослым, он начинает думать о себе и искать самого себя. Нельзя сказать, что Я не было, но оно не присутствовало в сознании.

Если спросить, почему современному человеку нелегко заметить силу своего Я, то ответ приходится искать в непреходящей природе Я. Ритмы тела, которые мы привыкли ощущать, довольно скоротечны. Временная шкала Я в то же время связана с вечностью, ощутить его нелегко. Тяжело увидеть в себе что-либо, выражающее себя в течение 20–30 лет. Только тогда, когда удается заметить основной тон, который действует в течение всей жизни от рождения до смерти, человек начинает замечать свое Я в основных его чертах.

Когда человечество дойдет до той точки, где самостоятельное бытие Я станет достаточно сильным, чтобы заявить о себе как на уровне мыслей и чувств, так и на уровне телесных процессов, мы уже не можем отрицать его реальность. Особенно думая о будущем, когда сила Я возрастет в такой степени, что оно начнет с очевидностью формировать все свое материальное бытие. Это означает, что сила Я в будущем будет способна изменить и человеческий генотип.

Если Я имеет независимое бытие, тогда нельзя утверждать, что следующее поколение наследует силу своего Я от генотипа, который унаследовало тело. Такое объяснение является просто нелогичным. Приходится сделать вывод, что каждое следующее поколение приносит с собой такие качества, которые не являются унаследованными. Например, талантливые, гениальные люди чаще всего имеют обычных детей. То, что в семье Бахов было несколько поколений талантливых музыкантов, – это одно из исключений, которое только доказывает вышеприведенное утверждение.

Я-развитие как носитель духовного развития человечества

Каждое следующее поколение приносит с собой качества, которые в необходимый момент времени выражаются в формировании новых способностей. Каждое новое поколение, в духовном смысле, сильнее, чем предыдущее. Что порождает процесс развития духовных сил, если это не результат развития родительского генотипа, который передан с помощью природного естественного отбора? Где лежит источник духовных способностей?

Существует два возможных ответа. Первый – кто-то создал людей таким образом, что они рождаются с духовными способностями уже соответствующими данному этапу развития. Второе возможное объяснение – новое поколение состоит из людей, которые свои способности каким-то образом уже раньше развивали, в результате чего они входят в физическую среду с теми способностями, которые они приносят с собой, то есть, это результат их предыдущего развития.

Обе точки зрения могли бы быть равноценными, но первое объяснение предполагает некоего Творца, который каждое мгновение создает людей и таким образом приспосабливает их к общему потоку развития, чтобы они духовно были на более высоком уровне развития, чем их предшественники. Возникает два вопроса, а именно: где же справедливость и почему Творец вообще должен был бы хотеть обеспечивать последовательное развитие, если он имел возможность создать совершенный мир? Почему один человек должен быть на более высоком уровне развития, чем другой? Человек, склонный к мистическому мировосприятию, мог бы верить в то, что Творец всемогущ и Он знает, что делает.

Другой способ объяснения подошел бы людям с научным мировоззрением, потому что оно опирается на понимание, что как в физическом, так и в духовном мире действует закон причинности. Таким образом, единственно возможный вывод, который удовлетворяет научное мышление, это реинкарнации. Для современного человека более приемлемо сказать так: те человеческие души, которые приходят на Землю с бóльшими способностями, приходили на Землю и раньше, и эти способности в то время на Земле приобрели. И если они сейчас в своем духовном развитии находятся на более высоком уровне, чем их предшественники (и мы не объясняем это только наследственностью или прихотью Творца), то неизбежно приходится взвешивать идею повторных жизней, согласно которой нынешние жители Земли сами являются причиной того пути развития, который они проходят сейчас.

Так развитие человечества логически связано с ростом силы Я. Индивиды в своем развитии являются носителями этого развития, а не наоборот. В обычном историческом рассмотрении мы видим противоположную логику, которая в основных пунктах, тем не менее, остается иррациональной. Этот ход мыслей звучит примерно так: в некоторый временной момент вдруг рождается человек или группа людей, которые благодаря случайному совпадению своих качеств с господствующими социальными, экономическими, политическими т. д., условиями привносят с собой новое развитие. Исторические примеры таких людей как Колумб, Галилей, Мартин Лютер или Эразм Роттердамский тогда становятся не более чем итогом удачного броска костей в ходе игры естественного отбора.

Если же принять в качестве основания возрастание силы Я через повторные жизни человеческих душ и целенаправленное выполнение ими их жизненных задач, тогда мы имеем хотя бы один осмысленный до конца логический способ объяснения. Мы можем этому верить или нет, но если мы не хотим отказаться от мышления в понимании мира, тогда приходится честно додумывать мысли до их завершения.

С этой точки зрения, мы можем развитие Я рассматривать по поколениям: в один момент развитие подталкивает одно поколение, в другой момент – другое, потом работу перенимает третье, которое находится на шаг дальше благодаря усилиям предшествующей жизни. В таком подходе ни один человек не приходит в мир как чистый лист, созданный Творцом из ничего, но он приносит с собой плоды своего духовного развития из предыдущих жизней, которые выражаются в его способностях и дарованиях. Жизненное развитие каждого человека в течение его земной жизни – одно усилие его Я на своем пути развития. Оно продвигает его дальше и подготавливает к следующему усилию в следующей жизни. Именно в этом контексте мы и рассматриваем жизненные задачи человека.