Глава I. Развитие человека от Древнего Египта до современного периода
Поворот внимания от прошлого к будущему
В наши дни ежедневно происходит какая-либо революция небольшого масштаба, настолько быстрым стал темп изменений. Коренные изменения происходят как в экономике и в науке, так и в общественной и личной жизни. Очень часто мы даже не помним, что происходило год тому назад.
Всего несколько сот лет тому назад интерес людей к развитию был намного слабее. Жили день за днем, и все, что отличалось от обыденного, приходило к людям в форме приказов сверху. Когда Петр I, крупнейший модернизатор России, в начале XVIII века велел крестьянам выращивать картофель, они совершенно не были готовы к этому и начали бунт. Люди придерживались прошлого и не были готовы изменить свои традиции. В современное время дело обстоит по-другому: если что-то обещает экономическую выгоду, стараются это внедрить. Иногда для нового поведения, нового образа действия нет нужды в иной причине, кроме самой новизны – например, в случае моды. Современный человек во многом живет в завтрашнем дне – в своих планах, в своих мечтах, в своих надеждах, а также в своем страхе перед неопределенностью.
Глядя назад в историю, мы увидим, насколько отношение к прошлому и будущему изменилось. До последних столетий практически не думали о будущем, разве только о ближайшей перспективе. Почему же в течение очень короткого периода времени произошло такое изменение? Почему сегодня внимание людей главным образом направлено на будущее, если раньше оно было направлено к традициям, к прошлому?
Исторические изменения традиционно объясняют социальными процессами. Наша точка зрения состоит в том, что основными движущими силами истории являются внутреннее развитие человека и возрастание силы его Я.
Чтобы понять развитие человека и общества во времени, посмотрим, что на различных этапах истории оказывается в поле внимания человека. Даже если мы попытаемся более точно наблюдать за самими собой, мы увидим, что внимание скачкообразно направляется туда, куда его нечто привлекает. Мы замечаем то, что наши чувства нам предлагают: если где-то раздается звук, мы прислушиваемся, если что-то блеснет – наш взгляд упадет на это. Кроме внешних факторов, внимание человека улавливает его внутренние движения: когда возникает мысль, внимание начинает заниматься ею, когда поднимается какая-то эмоция или импульс, тогда внимание сосредоточивается на нем. Помимо внешних стимулов, на движение внимания влияет то, что мы считаем важным, что существенно с точки зрения сохранения жизни.
Согласно закону онтогенеза, человечество повторяет в своем развитии этапы развития человека и наоборот. Мы видим, что человечество в целом, а также и общественная жизнь, развивались по тем же закономерностям, по которым развивается и растущий человек, проходя определенные этапы: детство, школьный возраст, молодость, взросление и т. д.
Понаблюдаем за маленьким ребенком и его связью с семьей. Когда малыш только родился, он совершенно зависим: вся его жизнь зависит от родителей и их желания ему помочь. Даже чисто внешне он связан со своими предшественниками, или прошлым. Но ребенок растет, и постепенно он освобождается от такого рода связи. По достижении 9-10 лет, и особенно ярко в подростковом возрасте, в нем происходит основательный поворот. Этот поворот – переходный возраст – направлен против традиций семьи. В молодом человеке возникает желание самостоятельно делать свои выборы и создать себе свободное пространство. Вместе с этим развивается чувство ответственности.
В дальнейшем мы увидим, как мышление в более ранние временные эпохи было связано с привычками и традициями, то есть, как оно было направлено на прошлое, на память. Можно сказать, что та часть человека, которая выражает себя через традиционный образ действия, традиционные чувства и мышление, была более мощной. Внимание не занималось рациональным познанием будущего. Опора на традиции была одним из значимых способов приспособления, который хорошо работал на определенном этапе развития.
Этапы внутреннего развития человека: отправная точка – Древний Египет
Наше мысленное путешествие начинается в далеком прошлом – приблизительно 5000 лет тому назад в Египте. Это самый типичный пример традиционного общества. Образно говоря, древнеегипетское общество можно было бы сравнить с развитием ребенка от 3 до 10 лет.
Основное внимание тогдашнего человека было направлено на предков, на традиции, на прошлое. В качестве основного средства ориентации использовали память. В то время у людей отсутствовало знание о законах природы, они даже не имели календаря, который позволял бы планировать будущее. Их задачей было молиться о том, чтобы вещи протекали так, как необходимо. Только посвященные или специально обученные священники занимались изучением и планированием будущего.
Люди смотрели в прошлое гораздо больше и дальше. В наше время мы знаем два-три поколения своего рода. В Древнем Египте связь человека с предками и с династией была значительно сильнее. Решения принимали, исходя из прошлого, и поскольку общество было значительно более стабильным и развитие – более последовательным, то этого хватало, чтобы справляться и сохранять стабильность. Фараоны и короли приходили и уходили, но ничего не менялось. Самим носителям власти было почти невозможно что-то изменить. Правитель-реформатор древнего Египта Аменхотеп IV пытался изменить существующие порядки, но его реформы действовали только до тех пор, пока он был у власти. Сразу после его смерти произошла контрреформация, и все возвратилось к прежним порядкам.
Первая революция: высвобождение мышления в античной Греции
Процессы изменения в мышлении людей начали происходить в греко-римскую эпоху. В античной Греции возникла способность рационального мышления. Далее в римском обществе развилось правосознание и появилась законодательная власть – Сенат. Хотя люди по-прежнему старались создавать законы в согласии с волей богов, то есть в созвучии с высшим авторитетом. Этот этап похож на этап развития ребенка в возрасте от 10 до 12 лет, когда ребенок начинает уяснять для себя, как нужно думать. До этих пор события в жизни ребенка происходили как будто сами собой. Мысль автоматически становилась действием, и ребенок активно не вмешивался в этот процесс. Он воспринимал то, что к нему притекало так, как он воспринимал солнечный свет или дождь, и не говорил, что погода должна быть другой. Точно так же в древних сообществах не оценивали мысли, приходящие в головы людям, и не взвешивали их правильность. Если мысль возникала, она казалась правильной и за ней следовало действие.
Такая упорядоченность стала нарушаться, начиная с греческих философов. Философы сознательно занимались взвешиванием своих мыслей. Философия развивалась как наука, которая занималась упорядочением мышления. Большинство же людей не ломало себе голову над этим, оставаясь на ступени развития малых детей.
Уже десятилетний ребенок, как могут подтвердить родители и учителя, не воспринимает автоматически то, что ему говорят. Он начинает делать свои выводы. Это указывает на растущую способность активно вмешиваться в ход своих мыслей. Такая способность впервые возникла в Древней Греции, когда человек заметил, что с помощью внутреннего усилия он способен влиять на ход своих мыслей.
Здесь и далее существенно заметить, кто или что, а точнее, благодаря чему делается усилие, когда человек вмешивается в свои внутренние процессы, например, в мышление. Назовем этот фактор человеческим Я. Оно выражается во внимании: чтобы формировать ход своей мысли, необходима сила внимания. Греческая философия ознаменовала первый важный переход в развитии человечества. Возник тип человека, чье Я было достаточно сильным, чтобы суметь направлять ход его мыслей. Росло число людей с внутренней силой Я, и, таким образом, росла необходимость образовывать мышление или культуру мышления.
В средневековых монастырях упражнялись в культуре мышления и сохраняли ее. В наши дни эта культура мышления в виде повседневного логического мышления вошла в общее образование. Уже маленькие дети учатся логическому мышлению. Четыре закона логики Аристотеля, которые являются основой логического мышления, стали основанием и исходным пунктом всей современной культуры мышления.
Поскольку греческая философия стала в человечестве общеупотребительной, можно сказать, что рациональный подход к жизни сначала частично, а в наши дни полностью, заменил традиционный способ мышления. Рациональный образ мышления – это первый шаг в образовании модели поведения, направленной в будущее. Человек не рассматривает ситуации, исходя из традиций или решений, которые действовали в прошлом, но пытается самостоятельно формировать будущее. Поскольку эта способность появилась, возникает интерес к будущему. Теперь человек в состоянии активно вмешиваться в ситуации, самостоятельно формируя возможные решения, которых раньше не было. (На самом деле, выясняется отчасти и то, что жизнь имеет свои жесткие рамки, и рационально спланированное будущее невозможно воплотить в точности. Рациональное планирование будущего, доведенное до крайности – это иллюзия, которая приводит к краху).
Вторая революция: высвобождение чувств в эпоху Ренессанса
В конце Средневековья во внутреннем мире человека происходит следующее важное изменение, еще одно высвобождение. Если до сих пор в сфере влияния Я было только мышление, то теперь под влияние Я подпадает также сфера чувств.
Средневекового человека можно сравнить с ребенком 12–17 лет. До начала Ренессанса, до возникновения эпохи Гуманизма и периода Реформации, трудно было ожидать, чтобы человек владел своими чувствами, так же как от ребенка невозможно ожидать, что он может управлять своими эмоциями. Средневековые люди могли жить в мире мыслей, который они создали сами, но они не жили в своем личном мире чувств, их чувства были сформированы по-прежнему наследственностью, воспитанием, влияниями среды. Их чувства были родовыми, групповыми, то есть архетипическими. Человек на эмоциональном уровне не был личностью, но принадлежал к определенному типу людей. Это мог быть тип одного села, одного рода или народа, но отдельную личность трудно было выделить.
Жизнь, в смысле эмоций и отношений, была упорядочена. В общественном устройстве Средневековья господствовал порядок, в котором действовал архетип семьи. Например, в экономической жизни господствовало крепостное право – система отношений, которая похожа на отношения родителей и детей до переходного возраста: родители отвечают за детей и руководят их жизнью. В социальном смысле средневековые люди никогда не становились старше, чем современная молодежь. Феодал был главой семьи, все остальные были его вассалами. В религиозной жизни господствовала католическая церковь. Мнение авторитета действовало без исключений, и к нему прислушивались. В Средневековье не было массового бунта против церковной власти. Бунт начался вместе с Реформацией, которая означает вступление человека в переходный возраст.
Средневековье завершилось тогда, когда человек в своем внутреннем развитии дошел до той точки, где он мог начать влиять на свои чувства. Этот процесс происходит подобно развитию тинейджера, которое начинается с того, что энергия чувств начинает расти и эмоции приходят в движение. Этот внутренний переход имеет очень много внешних последствий. Точно так же происходило и в человечестве, когда чувства пришли в движение. Это имело мощные внешние проявления, которые мы связываем со временем Ренессанса: на уровне чувств возникли личности.
На уровне мысли личности были уже раньше, но на уровне чувств достаточная автономия возникла только во времена Гуманизма (эпоха Просвещения), когда жизнь чувств стала личным делом. Личное мировоззрение могло образоваться уже ранее, но в своих отношениях и в своем поведении люди не были индивидуальны. Типический образ чувств заставлял людей вести себя типовым образом. То есть, выбирать ту же самую профессию, которая была привычна в роду, выбирать детям супругов, исходя из того, что чувства сына будут похожи на чувства отца. Все это также заставляло людей жить в одном и том же месте, вести привычный образ жизни и т. д.
Новая эра началась тогда, когда количество людей, в чьей душе была достаточная доля личных и отличных от других чувств, резко возросло и достигло критической массы. Эти люди покидают традиционное место жительства, отправляются путешествовать, открывать новые страны, развивать экономическую жизнь и производство, создавать новый тип искусства, новую науку – начало развиваться естествознание. По-другому стали относиться к религиозной жизни. XV век, который называют концом Средневековья, был началом великих изменений в человечестве: открытие Америки, возникновение Гуманизма, Реформация. Встает вопрос: с чем были связаны эти изменения? Это случайное совпадение обстоятельств или это часть какого-то глобального процесса?
Все эти явления духовной жизни тесно связаны с изменением жизни чувств, которое происходило в XV веке, когда человечество достигло так называемого «переходного возраста». XV век стал началом великих социальных потрясений. Жизнь чувств является основой отношений между людьми. И можно сказать, что когда стала меняться жизнь чувств, стали меняться и отношения, которые, со своей стороны, являются основой социальной жизни. Когда изменился фундамент отношений, возникли изменения и на верхних этажах. Таким образом, вся социальная и общественная жизнь пришла в движение, в бурление. И мы видим в культуре и социальной жизни того времени коренные перемены.
Рассмотрим подробней три связанных между собой революционных изменения: возникновение Гуманизма в общественно-политической жизни, Реформации – в религиозной жизни и Ренессанса – в искусстве.
Гуманизм означает придание ценности личности. Современное демократическое сознание, основывающееся на правах человека, происходит именно из этого образа мышления. Гуманизм говорит, что личность неповторима и бесценна. Это понимание возникло только тогда, когда чувства стали индивидуализированы и у каждого человека возникло личное отношение к миру. В общественной жизни Гуманизм обозначает переход от общества типических личностей к обществу индивидуальностей.
Самым известным из гуманистов того времени был Эразм Роттердамский – писатель, философ, педагог, получивший от современников титул «князь гуманистов». В науке появляются Галилей и Коперник, ниспровергатели прежних взглядов на мир. Художники времен Ренессанса порывают с прежними традициями и творят новое искусство. Все эти проявления отражают поиски самостоятельного отношения человека и освобождение от догм во всех сферах жизни.
Ренессанс в искусстве означает переход от безличностного искусства к индивидуальному. В Средневековье иконы не имели имен авторов. Никто не мог бы сказать, что художник выражает свою личную картину мира, но через искусство выражали типическое, одну большую картину, принадлежащую группе людей. Это обстоятельство дало искусству возможность влиять на большие группы людей. Каждый, кто принадлежал к той же самой группе, глядя на произведение искусства, чувствовал единение.
Со времен Ренессанса и далее становится уже более существенным имя автора. В современное индивидуализированное время мы видим, что имя художника и его позиция зачастую значат даже больше, чем само произведение. Искусство оказывает влияние на публику только тогда, когда за ним стоит личность.
Реформатор религиозной жизни Мартин Лютер также был гуманистом. Он утверждал: важно, каким образом человек находит спасение как индивидуальность, а не то, как он находит путь в церковь, которая его спасет.
Вся духовная жизнь, которая до сих пор опиралась на средневековые архетипические чувства, пришла в движение, и следствием этого стали крупные сдвиги в экономической жизни. Изменение экономической жизни было следствием изменения чувств, а не причиной, как полагали представители марксизма[1]. В экономике началась эпоха капитализма. Открытие Америки дало мощный импульс европейскому хозяйству. Природные богатства и огромные незаселенные земли позволили развивать активную экономическую жизнь. Большой переход, который можно сравнивать с переходным возрастом в развитии ребенка, происходил и в общественном устройстве. Если ранее властью в государстве обладал поставленный Господом король, то в конце XVIII века во Франции и в Америке в политической жизни произошло освобождение от традиций. Французская революция выбросила прежние авторитеты на «свалку»: государственно – правовая система – перешла в руки обычных людей.
Развитие современного человека
В период Ренессанса началось и к исходу XIX века широко распространилось другое отношение к жизненным ситуациям. Ранее это отношение характеризовалось выражениями «Все в руках Божьих» и «Я не хозяин своей судьбы». То есть, все, что предначертано, исходит из прошлого. Родился я в семье короля или в семье бедняка, здоров или болен – на все это воля Божия, и как мне дано, так я и несу свою судьбу. Люди не задумывались, о том справедливо ли данное устройство жизни, и потому не было особого сопротивления существующим порядкам. Как у детей до определенного возраста не возникает вопросов, почему у него такие родители и почему нужно делать то или иное, так сохранялось у человечества такое, как бы, детское настроение в отношении того, что с ним происходило. Не спрашивали, но соглашались с тем, что было предназначено.
Начиная с XV века, но в особенности с XIX в среде обычных людей были поставлены на повестку дня вопросы, которые раньше обдумывали только философы: о своей судьбе, о предназначении, о свободе, есть ли что-то или кто-то, кто предопределил все заранее, или возможно самому решать, формировать, выбирать? Мы замечаем, что такие существенные вопросы возникают практически только в конце XIX века, когда под влиянием свободного движения рабочего класса стало явно уменьшаться влияние традиций. Люди просто должны были заметить, что вещи зависят от них самих. (Конечно, отдельные люди занимались этим и раньше). Со времени Французской революции начинается волна больших бунтов. Люди в массовом масштабе выступают против господствующего порядка.
С возникновением пролетариата люди настолько освободились от связи с прошлым – землей, родом, традициями – что возникло массовое движение за свободу и справедливость. В образе мышления и чувствования людей развивалось понимание, что человек сам должен формировать свою жизнь, и нельзя надеяться только на Господа Бога. В некотором смысле было неизбежно, что человек, отказавшись от прошлого, был вынужден искать опору в будущем.
Высвобождение жизни чувств, выражением которого был Ренессанс в искусстве, Гуманизм в философии, начало современного естествознания через Коперника и Галилея в науке и Реформация в религии – это один из крупных этапов более широкого процесса, в результате которого человек стал центром миропорядка. Как молодой человек, мечтая, смотрит в будущее, и по достижении 20 лет, начинает осуществлять свои мечты, так и современное общество достигло возраста, когда оно само хочет осуществлять свое будущее, взять его реализацию в свои руки.
С точки зрения силы внимания, это означает, что если ранее в душе человека преобладали архетипические эмоции и желания традиционного и инстинктивного порядка, то теперь это влияние ослабевает. Современный человек уже не переживает сильных чувств, встречаясь с традициями и общаясь с родственниками. Это место занимает интерес к окружающему миру и к будущему. В переживании разных жизненных ситуаций увеличивается удельный вес неархетипических чувств, не связанных с традициями. Человек уже не спрашивает себя, как действовали бы его предки, но обращается к самому себе: как он сам, сегодня, исходя из своих знаний и своего разума, должен поступить.
Также исчезает чувство вины, исходящее из традиций. Все становится дозволенным. Можно даже заметить, что чем больше люди отходят от прошлого, тем более свободно чувствует себя личность. С другой стороны, такому волюнтаризму (произволу) сопутствует страх. Выясняется, что, хотя все дозволено, невозможно избежать иллюзий, а затем отчаяния, следующего за их крахом.
Подытожим: внутренний мир современного человека, его душевные силы – мысли, чувства, воля – уже не связаны между собой необходимостью. Внутренний мир современного человека, можно сказать, разделился на три отдельные сферы. То обстоятельство, что мысли, чувства и воля уже не сцеплены между собой непосредственно – один из основных феноменов современной жизни. Мы ежедневно можем наблюдать, как они идут своими путями: человек может думать одно, чувствовать нечто другое и делать третье. Это указывает на один очень важный факт, который не существовал в человеческой жизни раньше – человеку все более необходимо упорядочение своего внутреннего мира. В современное время последнее особенно важно в отношении чувств: процессы чувствования высвободились, но мы лишь начинаем учиться тому, как с ними справляться. Этим объясняется также популярность психологии, психиатрии, психоанализа на протяжении последних ста лет.
Современный человек более двух тысяч лет упражнялся в том, как справляться со своими эмансипировавшимися мыслями. Мышление стало самостоятельным, когда родились люди, чье Я было достаточно сильным, чтобы вмешаться в ход мыслей.
Сознание как таковое можно представить в виде волн, состоящих из этапов большей или меньшей пробужденности. Мы можем это описать и так: когда человек устал, тогда его мысли ему уже не подчиняются, ему трудно становится управлять представлениями, и тогда он засыпает – во сне самосознание человека погашается, и воспоминание о том, кто он, становится довольно слабым.
Описанный повседневный опыт указывает на то, что сила человеческого Я может быть большей или меньшей, и даже в течение дня ритмически наступают определенные состояния, когда самосознание становится сильнее или слабее. Пробужденность Я упражнялась в течение поколений, и самосознание, чья пробужденность перемежается состояниями сна, стало более мощным. Если ранее мысли приходили одна за другой произвольно, как и сны, то теперь ход мыслей уже не является для сознания непреодолимой преградой, мыслями можно управлять – их можно отставлять, переставлять, направлять. Упражнение в таком самосознании длилось две тысячи лет и в какой-то момент дошло до точки, где такое же свободное движение возникло также в жизни чувств. Духовная сила или духовные способности, степень пробужденности, степень самосознания, способность мыслить и чувствовать, все эти силы прошли в человеке свое развитие.
Может возникнуть вопрос: не является ли духовное развитие всего лишь результатом физического развития? С одной стороны, это так. Развитию пробужденности и способности управлять сначала мыслями и потом – чувствами, сопутствовали изменения в мозгу. Но, с другой стороны, правильно также и то, что развитие самосознания меняет мозг. Доказано, что, если человек развивает с помощью упражнений свое внимание и пробужденность, между мозговыми клетками возникают новые связи.
Таким образом, первым шагом духовного развития было упорядочение мыслей, и в этом человечество упражнялось долгое время. В мышлении мы имеем определенную самостоятельность. Мы можем с помощью рациональной логики согласовать мысли между собой и с окружающим миром.
Следующий шаг связан с чувствами. Здесь достигнута свобода, в некотором роде переходящая в хаос, и теперь человек учится согласовывать свои чувства с окружением и приводить их в порядок. В настоящее время в социуме остро поставлен вопрос: как упорядочить отношения, которые пришли в хаос по вышеприведенным причинам. Мы каждодневно переживаем эту растущую силу чувств. Эта внутренняя освобожденная энергия уничтожает традиционные системы чувств и порождает эмоциональный хаос, который ощущают многие наши современники.
Рассмотрим теперь, как обстоит дело с развитием воли в будущем человека?
Третья революция в развитии самосознания: высвобождение воли и полная субъективизация процессов восприятия
Далее нам предстоит рассмотреть третий шаг в развитии самосознания. Мы уже касались воли человека как одной из частей душевной жизни. Волей мы называем ту силу, которая выражается в поведении человека, которая заставляет его действовать, чисто физически двигаться. Если нет этой третьей силы, тогда человек не может с помощью чувства и мысли привести в движение тело. Например, в случае паралича могут присутствовать интенсивные мысли и желания, но реально отсутствует та сила, которая приводит тело в движение: нет воли. Воля принадлежит к душевной жизни вместе с мыслями и чувствами, и ее нужно отличать от простого желания что-то делать. Воля – это то, что в душе человека находится ближе всего к материальному миру, поскольку она приводит в движение материю.
Если спросить: способен ли человек влиять на свою волю, влиять на ту силу, которая приводит материю в движение, тогда приходится ответить, что сейчас напрямую человек не может этого делать. Если бы это было возможно, то мы были бы способны останавливать и оздоровлять любые болезненные процессы. Болезнью мы называем те нарушения физиологического движения материи, которые могут выразиться как в боли, так и в болезненном состоянии дискомфорта. Если бы воля человека была бы под его контролем, то он мог бы нарушенное движение материи усилием воли направить в правильное русло. Тогда, в принципе, мы могли бы жить вечно.
Все больший удельный вес приобретают психосоматические болезни, которые указывают на то, в какой степени душевная жизнь человека влияет на телесные процессы. К сожалению, это, в основном, примеры негативного влияния. Психосоматика указывает, что некоторые формы мышления и чувствования могут привести к болезни. Но и наоборот, изменение этого образа мышления или чувствования может излечить тело.
Таким образом, не только душевная жизнь влияет на материю, но происходит и наоборот. И все же мы можем заметить, что только усилием души выздороветь очень нелегко, часто требуется долгий процесс усилий для выздоровления. Материальные процессы весьма плотны, и направление их волей не то, что невозможно, но требует очень целенаправленного и умелого усилия воли. Для современного человека довольно часто звучит, как чудо, если кто-то в результате духовного усилия телесно выздоровел. Тем не менее, такие примеры выздоровления все больше появляются в практике. Это снова указывает на то обстоятельство, что способность человека душевными силами влиять на материю открывается и растет постепенно. В свою очередь, это результат роста самосознания и усиления Я, когда мы доходим до того, чтобы не только руководить процессами мышления и чувствования, но также можем влиять на самые плотные силы, которые формируют материальные процессы.
Как результат такого развития в будущем появится важный феномен, а именно: человек начнет воспринимать окружающий мир согласно своему внутреннему миру. В современном мире процессы устроены так, что содержание того, что внешние чувства передают человеку как информацию, не зависит от человека. Мы говорим, что внешний мир объективен: красная стена – красная, и голубое небо – голубое, невзирая на то, что я об этом думаю или что в связи с этим чувствую. Мы все, более или менее, придерживаемся того же мнения, что небо голубое, а солнце желтое. Тем не менее, уже сегодня появляются примеры того, что восприятие человека все больше связано с его внутренними процессами, например, с настроениями.
Органы чувств соединяют нас с материальным миром, и эта связь осуществляется через волю. Воля опосредует душе внешнюю информацию. Человеческая душа связана с внешними чувствами через волю. До тех пор, пока воля человека не подчиняется его произвольному влиянию, чувства предлагают, так сказать, объективную информацию, которая является неизбежной, не зависящей от человека. Что же будет, когда самосознание человека усилится до такой степени, что начнет влиять на волю? Информация, которая приходит через волю, может быть искажена, подобно тому процессу субъективизации, который мы переживаем ныне в жизни чувств.
Может случиться так, что образ внешнего мира может стать произвольным, то есть для одного человека небо может быть голубым, а для другого – красным, в зависимости от того, как его Я влияет на волю, и, в свою очередь, – на процессы восприятия. Тогда в человечестве возникнет великая опасность впасть в галлюцинации, переживая окружающий мир. В современное время у многих людей есть психические нарушения, которые являются первыми симптомами потери связи с реальностью, становящейся для них субъективной. Более глубокая причина заключается в том, что процессы чувствования и воления субъективизируются и теряют качества объективности.
Когда человек видит нечто и позже описывает увиденное, картина часто искажается. В наше время в большинстве случаев причиной этого является то, что чувства искажают память. Когда это влияние усиливается, тогда самосознание начинает через волю влиять на восприятие. Но если воля начнет искажать телесные процессы, тогда мы будем иметь дело с болезнью.
Так возникает чрезвычайно важная для человека задача. Когда мышление эмансипировалось и стало независимым, тогда задачей человека стало приведение мыслей в порядок. Теперь, когда жизнь чувств эмансипируется, становится самостоятельной, главной задачей является – привести в порядок с помощью логики сердца свободно движущиеся чувства.
Что означает логика сердца? Человек имеет способность отличать истину от лжи интуитивным путем. Часто можно слышать: «Рационально это так, но сердце говорит по-другому». Чаще всего люди все-таки действуют по чувству, доверяя сердцу больше, чем рациональной логике. Является ли чувство, которое я сейчас чувствую, истинным или иллюзорным позволяет проверить логика сердца. К истине можно прийти с помощью логики сердца четырьмя шагами, которые представлены в четвертой главе этой книги.
В будущем, порожденный высвобождением воли беспорядок может быть подобен эпидемическому психозу, который, в конечном счете, может привести к черному сценарию, или так называемой «войне всех против всех». Если каждый видит такую картину, которую он сам хочет видеть и переживать, нет возможности найти общую часть, что неизбежно приведет к большим конфликтам.
Эту субъективность можно научиться нейтрализовывать с помощью логики сердца и чувства истины, и затем – с помощью четырех законов логики воли, которые будут описаны в пятой главе. С помощью чувства истины мы можем понять, является ли то, что мы воспринимаем через чувства, иллюзией или действительностью. В случае с волей задачей является научиться применять законы логики воли, которые помогут действовать в реальности тогда, когда объективная связь с реальностью исчезнет. Внешний мир становится образом, картиной, которая формируется человеком так же, как сейчас мы формируем свои представления. Если станет возможно человеческой волей изменять внешний мир, мы увидим, что человек действительно стал правителем физического мира.
Более отдаленное будущее: задачи, стоящие перед человеком в связи с эмансипацией от физического мира
Мы можем предположить, что для изменения процессов воления уже не потребуется две тысячи лет, поскольку оно уже началось. Чувства и воля совместно составляли две трети от объективности, а эмансипированное, самостоятельное мышление составляло лишь треть. Теперь, когда и чувства стали самостоятельными, все три части души отделены друг от друга. Две трети человеческой души, мысли и чувства, вышли из равновесия. Мы каждый день можем видеть, что высокоразвитое рационалистическое мышление, присущее нам, не помогает решать, что является истиной, что ложью. Даже более – оно не помогает нам взаимно понять друг друга или находить компромиссы. Воля не будет нам давать чувство истины. Чувства будут указывать на это. Потому мы сегодня, в некотором смысле, находимся в ситуации, когда будущее уже наступило. Без чувства истины невозможно ни оценить истинность наших наблюдений, ни рациональность наших выводов – чего они стоят на самом деле. Неуравновешенность в чувстве истины открывает двери для заболеваний психики. Неупорядоченность чувств навязывает воле человека мнения и искажает его память. Если такая искаженная картина насаждается в волю в течение продолжительного времени, возникает психоз уже на физическом уровне. Появляются психосоматические болезни. Неправильный подход к чувствам способен в течение нескольких лет вывести из строя волю вместе с процессами восприятия. Это может происходить как по причине слабости личности, в результате внешней манипуляции чувствами человека, так и по причине широко распространенного неправильного медитирования[2].
Для критически настроенного читателя, тем не менее, остается открытым вопрос: почему развитие происходит таким образом? Почему самосознание усиливается и пробуждается все более? В чем более широкий смысл всего этого? Как следует понимать процесс развития самосознания в течение многих поколений? Что произошло с человеком, который жил две тысячи лет тому назад? Будут ли следующие поколения духовно более способными, более мощными вследствие того, что, изменения, благодаря постоянным упражнениям, внедрились генетически[3].
Чтобы понять тот этап развития, когда самосознание человека уже не будет более зависеть от физической основы, нам придется вернуться к первому вопросу: как объяснить, что новое поколение оказывается более развито, чем прежнее? Если бы мы имели дело только с физической взаимосвязью, тогда можно было бы сказать, что следующее поколение унаследует генетически более развитое «снаряжение». В новой ситуации возникает парадокс: в развитии самосознания есть нечто, что не зависит от развития мозга, и что не передается только по линии наследственности.
Для ответа на поставленный выше вопрос попробуем представить картину: как изменится взаимоотношение самосознания человека с его физическим мозгом, когда в далеком будущем человек научится упорядочивать как мысли и чувства, так и волю?
В первую очередь, тогда человек может быть пробужден в своих снах: помнить, кто он, куда он уложил спать свое тело. Он может помнить во сне, что он собирается делать утром, и в то же время сновидеть. В этом случае его связь с внешним миром изменится. Эта связь становится для него в некотором роде сном, который он сам формирует. В обычном сне будущий человек тогда находится как в представляемом образе, на который он может сам влиять. В реальности он движется точно так же, как во сне, в котором движется его собственное тело, тела других людей, а также образы сна, чувства, мысли и воля. Человек становится ясновидящим, который влияет на свое тело таким образом, что он и в физическом мире будет двигаться так, как во сне (подобно тому, как это происходит, когда ты понял, что видишь сон, и заставляешь себя двигаться, наблюдая со стороны). В таком положении осознается, что самосознание не связано более с физическим мозгом, и что человек может быть пробужденным даже тогда, когда мозг спит. Мозг является только вспомогательным средством, на которое самосознание опирается до тех пор, пока оно в такой помощи нуждается. Сейчас физический мозг необходим, чтобы самосознание сохранилось. В описанном будущем такой необходимости более не будет.
Что произойдет, если я проснусь во сне? Тогда я уже не завишу от сна и могу сам его формировать.
Что произойдет, если я вдруг «проснусь» и в отношении этого мира? Если моя воля зависит от меня, тогда от меня будет зависеть и то, как я связан с этим миром. Кто когда-то был в сознании во сне, тот знает, что во сне можно на себя и свое тело смотреть со стороны и, находясь вне картины, духовной силой формировать сновидения. При пробуждении в физическом мире изменения будут аналогичными. Ранее я был внутри картины, внутри тела, а теперь я своим сознанием формирую движения этого тела. Я замечаю, что в этой картине есть еще другие, что это несколько похоже на совместный сон, который создается многими. И я замечаю, что это не только мой сон, но сон, который формируется совместно со многими другими сознаниями.
Пробуждение, происходящее во сне, дает нам намек, что будет происходить на уровне физического мира в будущем. Сейчас большинство из нас ходят вокруг как будто спящие участники сна, и другие думают вместо нас что делать, куда идти, и т. д… На новой ступени развития человек начинает думать совместно с другими, человек становится сотворцом мира, который на духовном уровне мыслит и творит новую реальность. Тогда он обнаружит, что в реальности были и другие существа, и что они есть и сейчас: благодаря этим существам «сон» происходил и тогда, когда человек сам «спал» и не замечал, что это сон, думая, что это реальность. Существ, создающих нашу физическую реальность, в христианской традиции называют ангелами.
В этом месте можно указать на опыт клинической смерти. Те, кто пережил выход из тела, описывают, как они видели свое тело извне, и как они могли двигаться туда и сюда и встречаться с другими ушедшими и их ангелами, – все это в то время, когда их тело было в больнице. Они не могут объяснить, как это было возможно. Мы надеемся, что наше предыдущее рассмотрение дает объяснение. В случае опыта, похожего на смерть, три части души – чувства, мысли и воля – отделяются от мозговой деятельности и движутся автономно. Это может произойти во время клинической смерти, но это может произойти и во время жизни, если предыдущие три ступени развития пройдены. Достижение такого уровня развития называют посвящением.
Мы видели, что развитие человека направлено от детерминизма и зависимости от материи в сторону эмансипации, увеличения самостоятельности. Когда освобождаются мышление, затем чувства и затем воля, человек становится независимым от материи. Мы можем сказать, что увеличение меры свободы и уменьшение доли предопределения – это основная идея человеческого развития. В случае с современным человеком нельзя утверждать, что предопределенного более нет, но мы уже не можем сказать, что это единственный фактор, влияющий на жизнь человека. Уровни и ступени развития отдельных людей на данный момент отличаются.
Вопросы об идентичности и традиции, приведенные во введении, в некотором смысле, были и в фокусе этой главы. Самоидентификация как самостоятельное самосознание, с одной стороны, и взаимная зависимость в «общем сне», или физическом мире, с другой стороны, – это основные крайности, образующие жизнь человека. Основной вопрос: как найти равновесие между этими двумя полюсами? Мы не можем найти гармонию, если мы не найдем способ как соединить в одно целое свободу и зависимость. Но именно из такой целостности возникает любовь.