Признание
Вот и наступил пятый курс университета. Зимняя сессия осталась позади. Оля не могла больше ждать. Она готовила признание. В последний день перед каникулами они пойдут в деканат сдавать зачётки, а на обратном пути зайдут домой к Саше. Одногруппник Саша жил рядом с университетом, и Оля была званой гостьей в его доме. Четыре с лишним года они просидели за одной партой. Вместе готовились к зачётам, часами общались по телефону перед экзаменами, всячески помогали друг другу и поддерживали. Саша умел дружить с девчонками, и с Олей у них нашлось много общего. На скучных лекциях они садились на последнюю парту и слушали музыку, или рисовали, или сочиняли стихи. На серьёзных парах они сидели ближе к преподавателю и внимательно записывали всё, что он говорил.
Если кто-то болел и не приходил на учёбу, другой всегда выручал конспектом. Когда было время они после занятий шли к нему домой. Так однажды Оля познакомилась с родителями Саши. Отношения сразу сложились доброжелательные, так что маме нравилась мысль о возможной невестке Оле. Дело оставалось за «малым» – спросить мнение самого Саши.
Оля в тот день была в особенном настроении. Рассказать о своих чувствах было очень ответственным делом. Что он скажет? Что чувствует он? Эти вопросы не давали покоя.
Сначала всё шло нормально. Пришли домой, попили чай с вкусняшками, отметили начинающиеся каникулы. Мама от души поздравила ребят и пожелала им успешной сдачи диплома, который был уже не за горами. Потом пошли к нему в комнату для личного разговора.
Оля не спеша начала говорить о своих чувствах и призналась Саше в любви. Наступила неловкая пауза. Оля стала подозревать что-то неладное. Вскоре всё пошло не по желанному сценарию.
Саша очень мягко и тактично сообщил Оле, что не разделяет её чувства. Он сказал, что она дорога ему, но как друг и не более того. Что они могут остаться друзьями, если она того пожелает, потому что он вовсе не хотел портить добрые отношения…
Оля плакала. Видя его непреклонность и решительный ответ, хотелось выть. Она ничего не могла с собой поделать, слёзы быстрыми ручьями струились по щекам. Саша тоже прослезился, глядя на расстроенное лицо, которое стало уже родным за четыре года учёбы. Оля поняла, что нужно соглашаться хотя бы на дружбу, иначе она потеряет его навсегда. С другой стороны дружить с тем, к кому ты испытываешь нежные чувства довольно болезненно.
Нужно было уходить, разговор больше не имел смысла. Оля быстро собралась и ушла на улицу. Домой идти не хотелось. Нужно было хорошенько обдумать, что произошло, побыть наедине собой. Раньше, когда Оле хотелось побыть одной и подумать о важном, она приходила в храм и садилась на лавочку. Просто смотрела на иконы и думала, разговаривала с Богом и святыми, спрашивала их совета. В этот раз слова куда-то разбежались, только тихие слёзы текли по лицу.
Оля ходила по храму, большому, просторному, богато украшенному различными иконами святых, маленькими или большого размера и даже в полный рост. Оля заметила, что святые держат в руках какие-то свитки с записями. Ей стало интересно, что там написано, и она принялась внимательно их читать.
Начала с иконы святой великомученицы Варвары, расположенной на южной стене сразу за входом в храм. «Чту Святую Троицу» – гласила надпись на иконе. Оля вспомнила, как ей бабушка рассказывала о Боге Троице, когда она была совсем девчонкой. Говорила, что крестили её во имя Отца и Сына и Святого Духа – Единого Бога в трёх Лицах. Тогда бабушка рассказывала, что Божественная любовь между Тремя Лицами Святой Троицы изливается на всех, с верою приходящих людей. Что любовь потому и возможна, что есть кому её дарить. Так Отец дарит Свою любовь Сыну и Духу, Сын – Отцу и Духу, а Дух – Отцу и Сыну. Вот где таинственным образом сокрыто начало Любви.
Рядом со святой девой была ещё одна икона, святой великомученицы Параскевы, в руках которой был свиток с надписью: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя». Оля вспомнила, что так начинается «Символ веры», кратко излагающий основные непогрешимые догматы веры христианской, которые должен знать каждый крещеный христианин. Она подумала, что нужно лучше разобраться с его смыслом. Нельзя верить абы как, нужно точно знать, во что ты веришь, и что тебе это даёт. Это как готовиться к экзамену. Как подготовишься, так и сдашь. У Бога шпаргалки не помогут.
Недолго постояв, она пошла дальше и увидела на светло-голубом фоне иконы красивую молодую деву, так искренно и нежно смотревшую на неё. Это была святая мученица Татьяна, которую многие студенты формально чтут, но даже не утруждают себя попытаться понять глубину её духовного подвига. «Господи Иисусе Христе, Боже Мой, всякий, кто призывает Тебя мною рабою Твоею, избави его от всякой беды и отпусти ему грехи его» – прочитала Оля надпись на свитке, который держала в руках святая. Святую Татьяну нещадно мучили и убили за веру во Христа, а она простила всех и до сих пор готова молиться за каждого человека, кто попросит её о помощи. Она пережила гораздо большее мучение души, чем простой ответ: «Давай останемся друзьями». Оля понимала, что сердцу не прикажешь, что она не может заставить человека полюбить её, как бы этого не хотелось. То, что ещё утром казалось ей любовью, теперь превратилось в боль и страдания.
Но у святой Татьяны не так. Разве она не любила? Нет, любила, ещё как, по-настоящему. Она до смерти осталась верна своей Любви и не изменила Ей.
Оля шла дальше. Через проход высилась большая в полный рост икона седовласого человека с бородой. Подойдя ближе, Оля узнала святого Сергия Радонежского, который хорошо знаком, наверное, даже не верующим людям. Великое значение для государства российского имела личность этого человека. Оля вспомнила, что в школе делала доклад о его жизни. Серьёзное лицо святого внимательно смотрело с иконы, а на свитке было написано: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же – страннолюбие и смирение».
Снова разговоры о любви. Оля понимала, что эта любовь не та, которую оплакивала она. «Любовь бывает истинная и ложная, – думала Оля, – Божественная и человеческая. Человеческая любовь не надёжна. Столько разводов и предательств вокруг. Другое дело Божественная Любовь она укрепляла мучеников на подвиги. Истинная, нелицемерная Любовь».
Оля понимала, что в её любви было желание получать счастье от любимого, а святые стойко принимали страшные муки ради Любви. Самое дорогое – свою жизнь – они отдавали ради любимых. Настоящая Любовь – она не как флюгер, непостоянная: откуда ветер дует, туда и поворачивается. Настоящая Любовь готова в любую минуту отдать жизнь ради любимого и претерпеть до конца даже страшные муки.
В небольшом окне с выходом во внутренний дворик храма, Оля увидела знакомых мужа и жену с ребёнком, что-то живо обсуждавших вместе. Они выглядели счастливыми, но были ли таковыми на самом деле? Мысли Оли снова вернулись к Саше. Она вспомнила его виноватый взгляд, утешения… Оля заметила, что слёзы на лице уже высохли, и на душе становилось спокойней.
Затем взгляд упал на большую икону, с изображением священника с невероятно добрыми глазами. Он держал в одной руке Чашу, а в другой свиток с надписью: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»
Оля понимала, что это явно не та, мирская любовь, о которой говорят в ночных клубах или на дискотеках. Та к утру закончиться может, а настоящая – не перестаёт даже со смертью. Понятно же, что вторая любовь гораздо лучше первой. Только на прочном фундаменте можно построить прочное, настоящее счастье. Оля знала множество примеров семейных пар, которые разошлись по каким-то непонятным, странным, глупым причинам. Люди просто разлюбили… Выходит, они и не любили вовсе?!
На иконе был изображён Иоанн Кронштадтский, знаменитый в недалёком прошлом всенародный батюшка. Всю свою жизнь он провёл целомудренно, живя с супругой, как брат и сестра. Оля знала его историю, поэтому внимательно смотрела на святого, как бы ища помощи. Она вспомнила, что знакомая как-то рассказывала, до сих пор люди ездят к мощам этого праведника и получают Божественную помощь в различных нуждах по его святым молитвам.
Затем Оля подошла почти к самому иконостасу и увидела большую во весь рост икону Спасителя, Который ласково, с любовью глядел на неё. Правая рука Его застыла в благословляющем жесте, а в левой – Он держал книгу, раскрытую на словах: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
Так захотелось измученному сердцу откликнуться на этот призыв Божий, звучащий как лекарство для истерзанной души. Вот она – Вечная Любовь, Которая уж точно не предаст и никогда не закончится. Бог – неисчерпаемый Источник настоящей Любви. Без Него всё – ничто.
Оля вспомнила, как перед входом в храм на стенде читала листовку о том, что происходит с человеком без Любви.
Обязанность без Любви делает человека раздражительным.
Справедливость без Любви делает человека жестоким.
Воспитание без Любви делает человека двуликим.
Приветливость без Любви делает человека лицемерным.
Ум без Любви делает человека хитрым.
Честь без Любви делает человека высокомерным.
Власть без Любви делает человека насильником.
Богатство без Любви делает человека жадным.
Честность без Любви делает человека упрямым.
А любовь без Любви делает человека развратным1!
Теперь понятно, почему одни хитрые, другие насильники, кто-то жадный или упрямый. Без Божественной Любви всё – ничто!
Размышляя о важности настоящей Любви в нашей жизни, Оля пошла дальше, вдоль северной стены храма. Прошла мимо икон великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, мученика Вонифатия, мученицы Екатерины.
«Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» – было написано на свитке в руках маленькой девочки на иконе Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Оля внимательно смотрела на икону. Совсем юные девочки приняли мученическую смерть за Христа, отказались от временных земных благ, ради благ вечных. Они же совсем ещё дети! Рядом с иконой стоял листок книжного формата, на котором было подробно написано жизнеописание мучениц и молитва им. Оля внимательно прочитала и изумилась. Как же всё-таки крепка была вера у святых и сильна любовь к Богу. В описании был приведён пример разговора между мучеником и мучителем:
«Итак, ты думаешь, что взойдешь на небеса и примешь некую награду от Бога твоего?» спрашивал мучитель, а мученик отвечал: «Не думаю, но точно знаю и без сомнения на это надеюсь» (из жития мученика Иустина, память 1 июня по стар. ст.)».
Святые девы и мученик Иустин Философ пострадали во втором веке, возможно, они даже знали друг друга.
Глядя на иконы святых мучеников Оле становилось очевидным, что Христианская Церковь – это «кузница» настоящих сильных духом, мужественных людей. Людей, которые знают смысл жизни и цену каждому слову. Которые умеют прощать и быть верными, любить и терпеть, утешать и радоваться. У каждого исторического периода были свои выдающиеся люди, такими же были великие просиявшие мужественные личности: Дмитрий Донской, Александр Невский, князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Феодор Ярославский с сыновьями Давидом и Константином, Иоанн воин и многие другие.
Непобедимая сила у мучеников была результатом действия в них силы Божией, благодати Святого Духа.
Чтобы простить обидчика нужно мужество. Чтобы молиться за оскорбителя нужно мужество. Чтобы защищать от врага жизни родных и близких нужно мужество. Чтобы любить ненавидящих нужно огромное мужество. Именно Христос и подаёт мужество просящим у Него. Разве христианская вера – это удел слабых? Скорее наоборот, кто слаб, тот не идёт ко Христу. Кто не готов умереть за Истину, тот не достоин Её.
Множественные примеры показывают, как бывшие грешники становились праведниками и даже мучениками за веру благодаря Божественной Любви, Которая коснувшись их сердец, указала новый путь. Именно в Церкви происходит новое, духовное рождение человека. Дух Святой живущий в Церкви постепенно научает человека праведной жизни. Путём проб и ошибок, покаяния и слёз идёт человек к вечной радости. Бог заполняет пустоту души, которую больше ничем невозможно заполнить.
Оля молча стояла глядя вверх на купол храма и размышляла. «Любить тяжело, но еще тяжелее ждать. Ждать, когда объект любви поймет, что ты его любишь. Тяжело своим сердцем отогреть другое сердце, чтобы оно увидело твою любовь. Разглядеть любовь может такое сердце, которое само её ищет! Но важно не только увидеть, а увидев понять, и не просто понять, а навсегда измениться под действием силы настоящей Любви! Христос до сих пор ждёт каждого из нас! Его пример лучше всяких слов говорит о Любви. Всё становится прошлым, но Любовь живет вечно. Человек умирает, если не причастен Любви».
Проходя мимо канунного столика, Оля остановилась у Распятья Господа Иисуса Христа. Оно было большим, красочно изображая распятого Человека. Оля задумалась об искупительной Жертве, Которую принёс на Кресте Спаситель мира. Она вспомнила картинки из детской Библии, подробно рассказывающей о Распятии Господа нашего Иисуса Христа. На глаза снова стали наворачиваться слёзы, которые вылились в стихотворение:
Под тяжестью Креста Он падал и вставал.
За наши-то грехи Невинный пострадал.
Распяли на Кресте и плюнули в лицо,
Но Он простил их всех, предателей, лжецов…
Струилась тихо кровь по доброму лицу.
Среди черневших туч молился Он Отцу:
«Прости им, – говорил, – не знают, что творят.
Я правду им открыл, но верить не хотят.
Им этот грешный мир дороже Неба стал,
Но всё что Ты хотел, Я сделал и сказал.
Теперь иду к Тебе. Прими Мой мирный Дух».
А рядом со Христом ещё распяли двух.
Один увидев, как Невинный терпит боль,
Вдруг понял – за других Он жертвует Собой!
И сердцем в миг прозрев, он Господу сказал:
«Ты вспомни обо мне. Прости, что согрешал».
И взглядом доброты Господь его обнял
И в Царство Красоты с Собою приглашал.
Тут закричал другой: «Спаси Себя и нас!
Сойди же со Креста, и докажи, сейчас!»
Но первый отвечал: «Довольно болтовни!
На Нём нет и греха, здесь быть лишь мы должны!»
Господь Иисус Христос на небо поднял взор:
«Свершилось!» – Он сказал. Исполнен приговор.
Сделав глубокий вдох, бессмертная душа
Легко покинув плоть в другой мир отошла.
У каждого из нас есть в этой жизни крест.
Лишь с верой во Христа у нас надежда есть!
Тут у Креста Оля выплакала всю свою боль. Когда на душе стало совсем легко, она, вытерев слёзы, пошла дальше. Вдруг она увидела икону Спасителя с раскрытым Евангелием в руках:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
«Легко, – повторила про себя Оля, – потому что с вместе Богом».
Оля почувствовала, что перед ней словно открылась новая дверь, другой путь предстал, неизведанный и манящий. Нужно только решить и решиться сделать этот выбор, встать на путь ведущий к Богу. Оля твёрдо поняла одно: если кто-то тебя не любит – тебя всё равно любит Бог! Если даже тебя не любят все – тебя любит Бог! Это не значит, что Он не видит твоих грехов и ошибок, но готов помочь исправить их, готов поддержать, чтобы ты не упал, готов залечить кровоточащие раны, если попросишь.
Снова мысли вернулись к Саше. Только теперь она по-новому смотрела на их отношения. Оля вдруг ясно поняла, что Настоящей Любви ничто не мешает. Она может любить Сашу новой любовью, без желания что-либо получить от него взамен. Напротив, помогая ему в случае необходимости просто так, ради Христа. Эта новая Любовь совсем не болезненная, наоборот, радостная, готовая делиться всем и имеющая своим источником Божественную, а значит не прекращающуюся Любовь.
Оля подошла почти к самому выходу из храма. Возле небольшого окна она увидела в полный рост фигуру схимонаха Кукши Одесского, который держал в руках свиток и так загадочно смотрел на неё:
«Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Несколько раз прочитала Оля эти слова, размышляя об их глубоком смысле. Затем окинув взглядом храм и иконы, которые уже прошла, она вдруг поняла, что хочет быть такой же, как эти святые люди. Она вдруг почувствовала себя частью огромной христианской семьи, где есть убелённые сединами старцы и старицы, и совсем юные девы; от рождения, посвятившие себя Богу люди и пришедшие к Нему перед самой смертью. Всем хватает места в лоне Церкви, в «семье» Господа Иисуса Христа. Лишь бы человек осознал свою потребность в Нём, добровольно пришёл, примирился с Богом и начал свой путь восхождения на небеса. Христос основал Свою Церковь и будет пребывать с ней до скончания века, а кто окажется вне её границ, значит окажется вне Бога и как тогда сможет рассчитывать получить спасение души?
Внезапно раздался стройный звон колоколов. В храм стали собираться на молитву люди, и Оля решила повременить с уходом…
Всё покрывает, но злу не причастна;
Терпит так долго, что ум не домыслит;
Верит и ждёт, но не безучастна;
Всё переносит и в каждом хорошее видит —
Любовь!