Пифагор Самосский
2-я половина VI в. – начало V в. до Р.Х.
Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Делай великое, не обещая великого.
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.
Прежде всего, не теряй самоуважения!
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Древнегреческий философ, религиозно-нравственный реформатор, учёный. Подлинные его сочинения не сохранились, но существуют многочисленные античные свидетельства о его жизни и деятельности. В легендах Пифагор предстаёт не только как мудрец, но маг и чародей.
Уроженец острова Самос близ малоазиатского побережья Эгейского моря, Пифагор учился в Милете, совершил путешествия в Египет и Вавилон, где изучал восточную математику и астрономию, изучал негреческие религиозно-культовые традиции. Жил в Кротоне (юг нынешней Италии), где созданное им религиозно-философское братство взяло власть в городе. После антипифагорейского переворота бежал в расположенный в той же местности город Метапонт, где провёл затворником в святилище Муз сорок дней без еды и умер.
Пифагору принадлежит учение о душе (психа – она состоит из трёх частей: ума, рассудка и страсти; рассудок есть только в человеке, ум и страсть и в других живых существах), о её бессмертии, о переселении душ (метемпсихоза), где была выдвинута идеи «памяти предков» (сам Пифагор говорил, что он помнит четыре своих прежних воплощения) и родства всех живых существ (что вызвало культовую реформу – переход на бескровные жертвы). Высшей этической целью человека Пифагор провозгласил очищение (катарсис), достигаемое для тела – вегетарианством, для души – познанием музыкально-числовой структуры космоса (гармония сфер). Своим ученикам Пифагор предписывал всякий раз, входя в свой дом, спрашивать себя: «Что я совершил? и в чём согрешил? и чего не исполнил?»
Величайший математик в истории человечества, создатель учения о числах, согласно которому число – основной принцип всего существующего. Впоследствии это учение развивалось Платоном и другими философами.