Вы здесь

Женщина как реальность. Особенности женского интеллекта. Часть 1. Три этапа жизни женщины (Е. И. Весельницкая)

Часть 1. Три этапа жизни женщины

Это природное существо

Поговорим о данности, о том, что женщине дано природой. Это один из важнейших, но часто упускаемых из виду моментов. Все нас пытаются как-то доделать, улучшить, вписать, и мы вслед пытаемся тоже… соответствовать и вписаться. Как будто и правда чего-то не хватает. История с «половинкой» из той же серии. А может быть, хватает, может уже все есть? Посмотрим.

Женщина – существо природное. Такая у нее данность. Ей от рождения дано – не терять связь с бытием, природой, стихией. Но как мы уже обнаружили, внешний управленец представляет ей самой это ее природное свойство как весьма печальный факт, от которого больше проблем, чем пользы. Женщина практически соглашается и… и что?

Мне это напоминает историю о знаменитом итальянском поваре, который в России впервые в жизни попробовал разнообразные блюда с лесными грибами. Он восхитился, но сказал: «Вы знаете, в Италии тоже есть леса и там растут такие же грибы, но идти их собирать, а тем более готовить и предлагать грибные блюда клиентам может только сумасшедший». Поведение женщин по отношению к себе, своей природе, своей сути очень похоже. Поэтому предлагаю рискнуть, сойти с тропы чужого ума и с уверенностью в своем праве углубиться на малоизведанную территорию собственного видения того, что же означает быть женщиной.

Что искать будем? Я полагаю, что предметом поиска должны быть свои способности и возможности. Не выученные, не взятые у кого-то в аренду, а данные просто по факту того, что вы родились женщиной. То есть искать будем ресурс, точку опоры в себе самой и для себя, любимой. Ресурс всегда пригодится и для жизни, и для обмена, и для эффективности в любой сфере. Кроме того, забегая немного вперед, скажу, что от полноты и искусства использования этого ресурса зависят все сферы жизни. Что там предлагают женские журналы? Карьеру, красоту, молодость, отношения? Для всего этого ресурс данности необходим, как воздух для жизни.

А что с этой точки зрения означает быть по преимуществу природным существом?

Значит обладать связью с практически неисчерпаемым источником энергии – природой. Иметь возможность черпать энергию из хаоса бытия (природа не починяется логике и структуре, на которые опирается мужской социальный мир, она изначально устроена по-другому, как и женщина). Ощущать реально, как факт своей жизни, связь времен, процессуальность мира и наличествующей ситуации. Быть экспертом в определении движения процессов между живым и неживым. Обладать способностью практически безошибочно видеть, существует ли в данной ситуации угроза живому и не несет ли ее запущенный процесс или новая ситуация. Женщина – истинная, я бы сказала, урожденная служба безопасности человеческого сообщества. Итак, запомним: энергия хаоса бытия, связь времен, чувство живого – уже огромный потенциал.

Если эти способности подкреплены в ходе воспитания знаниями о жизни людей и процессах, происходящих в социальной жизни, то женщина сохраняет свои преимущества и в социуме, то есть на мужской территории. Что это означает на практике? Женщина ощущает живость и подлинность любых отношений на уровне инстинкта, в этом ее нельзя обмануть, если только она сама не захочет обмануться.

Женщина также инстинктивно видит ложность, мертвенность нежизнеспособных идей или отношений.

Женщине присуще реальное ощущение живых связей, которые могут дать шанс выжить, родиться, произрасти не только ребенку, но и делу, дому, идее, чему угодно, что нуждается быть живым для того, чтобы состояться. Если у чего-то в потенциале есть рост, женщина это просто почувствует. Вопрос в том, доверится ли она своим ощущениям.

Думаете, управляющая система не знает об этих исключительных способностях женщины? Знает прекрасно. Но… выслушай женщину и сделай наоборот. Исключительные способности представляют собой силу. А любую не подчиняющуюся ей, а тем более не понятную силу власть воспринимает как угрозу. Страх потерять власть лишает разума и, казалось бы, очень умных. Поэтому, раз не можем совсем убить и отменить, сведем все до минимума. Обозначим удобную для управления территорию реализации: женщина – хранительница жизни. Вот вам на откуп продолжение рода, и храните в свое удовольствие. Немало, но совершенно недостаточно.

И казалось бы, нет у женщины шансов спасти и сохранить свою природную данность под давлением управляющей системы социума, если бы не период индивидуальности. Есть такое время в жизни женщины, которое социум не то чтобы упустил из виду, а отдал на откуп природной женской сути: «пусть побудет». Это «пусть» – есть реальный шанс научиться быть, обрести знания и навыки быть женщиной и в мире социальном.

Женщина в период индивидуальности

В период индивидуальности (примерно 14–25 лет) женская натура получает реальную возможность окрепнуть и утвердиться.

Но начнем с самого начала. Давно известно: девочка рождается на свет со всем внутренним знанием, которое только доступно женщине. Она рождается уже женщиной, в которой это знание с возрастом только разворачивается и раскрывается, как разворачивается и раскрывается из почки бутон, из бутона цветок, и никуда нам не деться от природных сравнений, потому что так устроен процесс жизни.

Откуда что берется? Не устают удивляться и умиляться взрослые, наблюдая за этим юным очарованием. Бытие, хаос бытия живой природы – вечный и неисчерпаемый источник знания и энергии дочерей человеческих. Данный при рождении, он не требует осознавания для своей реализации, он требует возможности предъявления. И каждая следующая женщина, приходя в этот мир, несет в себе новый аспект бесконечности бытия и предъявляет его миру, доверяясь инстинкту, чувству, данности. Женщина изначально знает, где можно, где нельзя, что правильно для жизни и что нет, и никогда не перепутает живое с неживым.

Вот почему в каждой маленькой девочке живет взрослая женщина и проглядывает еще не искаженная расчетом и выгодой мудрость. Когда взрослые говорят, что маленькая девочка уже кокетничает с мужчиной, они не совсем правы. Ее поведение лишено стратегии и расчета на будущее, оно рождено сиюминутным ощущением возможности возникновения взаимосвязи, каких-то отношений. И девочка входит в этот момент, включается в него, предъявляя себя как женщина. Вписывается, вписывается, вписывается в этот мир, предъявляя себя. Не захватывает, а предъявляет. Это очень важно. Часто мужчины жалуются, что женщины как вода занимают весь предоставленный объем. Это верно. Но это не экспансия, потому что объем «предоставленный». И если задана структура, правила, территория, пространство, сфера, то женщина будет предъявлять себя именно в этой заданности. Опять же «но», но только если женщина осознает себя, свои сильные и слабые стороны.

Девочка, женщина вписывает себя в мир, как новое дерево врастает лес, образуя новые связи и включаясь в уже существующие. Женщина вписывается, не отменяя ничего. Она принимает данность как факт и живет, действует из нее. Отсюда и берет начало идиотская идея, что если женщина – принимающая сторона, то сторона пассивная. А что, земля, принимающая зерно и впитывающая дождь, только берет? Откуда бы тогда взяться всему, что родилось и произросло?

Воспринимающая она, потому что воспринимает потенциальность всех этих процессов, эти токи, движения, возможные связи, возможности развития и через себя их предъявляет, дает. Смотрите, я покажу, берите: вот это может быть, вот так можно, и так можно, вот это живое, вот здесь будет развитие и там, а это – не будет, это фу, это неживое, это ломается, это ненастоящее. Именно это врожденное свойство и его предъявление так рано делает девочку взрослой в глазах остального мира. Это то самое зерно женской мудрости, которое может или прорасти или заглохнуть в процессе жизни. Шанс прорасти, как я уже говорила, дает период индивидуальности.

В период индивидуальности такой природный способ существования устраивает не только саму женщину, но и внешний мир. Все в это время совершенно замечательно: живое, органичное, юное существо расцветает, получает огромное количество плюсов за сам факт своего существования, за свою природную естественность, притягивая к себе умильные, восхищенные, иногда чуть завистливые или умудренно грустные взгляды тех, кто понимает, что, как ни прекрасна весна в своем цветении, движение жизни неумолимо.

Но сама юная женщина об этом думать не хочет и не будет, да и нечем ей об этом думать. Жизнь прекрасна. Все, что ни происходит – органично, а следовательно, очень привлекательно. Бьющая через край энергия живого и органика завораживают и притягивают. Девушки очаровательны, они уверены в этом сами и получают тому массу подтверждений. Между юной женщиной и неисчерпаемым источником природной энергии еще нет плотин здравомыслия, и стены из расчета и выгоды, склеенные страхом перед этим бурлящим котлом жизни, еще не возведены. Молодая еще, пусть погуляет. Что за этими словами? Возможность, разрешение быть. Официально выделенное миром время для бытия. Только это большая эзотерическая тайна и потому называется «пусть погуляет».

Конечно, и в этом возрасте есть свои переживания, проблемы и горькие слезы: ах, не на том поле, не в том саду привела судьба расцвести. Не совпадают эстетические предпочтения того социума, в котором цветок расцветает, и его сорт не считается в этом мире красивым. Вот горе-то, вот печаль. Может, жизнь вообще не удалась?

Где-то любят розы, где-то – полевые цветы, где-то – луга многотравные, и если это не совпадает, то возникают вопросы о красивых и некрасивых, жалобы на несправедливость природы, и уже под давлением внешних сил попытки исправить природу или обида на нее. Весь мир юной женщины в период индивидуальности крутится вокруг одного: есть ли где еще такой же цветочек, такое деревце, как еще показать-доказать, что «я на свете всех милее, всех румяней и белее»?

А может, не стоит тратить девичьи слезы и такое плодотворное время на никчемные сожаления и пустые сетования?

Но хочется доказать миру и себе, что ты действительно единственная и неповторимая, таких, как ты, еще не было и потом никогда не будет. И мучает страх, что эту неповторимость не увидят, не заметят, не оценят.

Прекрасно. Но почему рука тянется к предлагающему стандарт журналу? Зачем вглядываться в черты и походку признанной красавицы и, страдая перед зеркалом, горько вздыхать – не то, не так, все плохо? Не противоречишь ли ты самой себе, стремясь одновременно быть неповторимой и повторить уже существующее?

Еще один большой секрет. В этом журнале незримо прописаны правила, в которые управляющая система так ненавязчиво все-таки пытается упаковать энергию природного существа. Пусть потратит излишек не на получение знания о самой себе, не на свою уникальность, а на подгонку себя под стандарты. Да это не требование… Но как сильны ожидания, буквально разлитые вокруг… И уже в них проскальзывает идея поиска «половинки»: не будешь соответствовать стандартам, кто тебя из «половинок» возьмет? Что тут сказать?

Данность не изменить. А природа мудра. Никогда не спрашивай: «Почему я не такая, как она?» Спроси: «Зачем я, такая, как есть?» Зачем именно такой ум, именно такая душа, такие чувства живут именно в таком теле, что кроется в этом уникальном, единственном в своем роде сочетании? Для какой жизни, для какой работы пришла ты в этот мир? К чему готовиться? И что можно сделать для того, чтобы ко времени выхода в большой мир, в следующий период жизни (период личности – активного существования в социуме) быть во всеоружии знаний и умений? Уверенной в себе и в своем праве быть такой, какая ты есть.

Период индивидуальности – время максимальной свободы. Позволено и даже поощряется пробовать и выбирать. Это своеобразный учебный полигон, когда можно копить знания о том, как устроен и действует социальный мир, в котором нужно будет найти свое место и реализовываться. Период индивидуальности – это время, когда можно и нужно проверять на практике достоверность пока еще теоретического знания и истинность чужого опыта. А главное – учиться понимать движения собственной души, время, когда необходимо откликаться на свои «хочу» и рисковать их осуществлять. Время желаний! Это время учиться жить человеком среди людей, соединяя то, что дано от рождения, с тем, что предлагает мир.

Я предлагаю особый подход, особый взгляд, который возможно отличается от бытового привычного, что в это время желательно получить образование и найти пару. Отличается, но не противоречит. Да это время учебы, но не только лекций и семинаров, но и освоения всего, что предлагает внешний мир. Обучение включению в него без потери, запрятывания, продажи того, что дано природой.

Да это время поиска, но не «половинки», а того свободного и самостоятельного, целого существа, с которым вы по каким-то причинам пожелаете быть рядом, создать что-то третье – пару или семью. И это время поисков себя, своего пути как женщины. Это нелегкое, напряженное время осознания своих сил и облачения их знаниями. Мы будем говорить о женщинах-ведьмах. В период индивидуальности женщина или увидит в себе это качество и научится с ним жить, или опустит все на самотек, или притворится, что ничего такого в ней нет. Время желаний и время выборов.

Время, когда женщине необходимо познакомиться со своим интеллектом, изучить его возможности и буквально натренироваться использовать, чтобы в следующем периоде быть собственным произведением, продуктом своих желаний, а не сырьем для воплощения желаний чужих.

Есть при таком подходе шанс не оказаться вечной пленницей коварной особенности женского интеллекта – автоматического стремления отбросить напрягающие сложности и свести все к одному, назвав его главным. И остаться, как старуха у разбитого корыта, с одной мыслью – почему природа со мной так ошиблась?

Женщина в период личности

Но период индивидуальности заканчивается и начинаются игры на чужом поле – период личности, время реализации в социуме. Женщина в мужском мире – это женщина, живущая во власти и под управлением социальной природы. Этим определяется ее жизнь в период личности (примерно 25–50 лет). Самый неоднозначный, самый непростой, ключевой в жизни женщины период. Период, когда заканчивается вольница индивидуальности, когда цветущая и необузданная природность вдруг оказывается недостаточной для того, чтобы чувствовать себя уверенной и довольной жизнью. Это период, когда общество перестает делать скидки на то, что ты очаровательна, пышешь энергией и здоровьем, ну, напутала что-то, ну, недоучила, что с нее возьмешь? И все было бы не так уж тревожно, если бы и сами женщины не начинали чувствовать, что их тоже не устраивает этот снисходительно-восхищенный, и это в лучшем случае, а часто и раздраженный, тон. Вчера еще восхищались и прощали, а сегодня недовольны и чего-то требуют.

Требуют и будут требовать. Время такое, называется «период личности». Время вступления на социальную территорию в качестве активной и действующей фигуры. И отказаться от этого невозможно. Смена периодов человеческой жизни, смена доминирования природ, которым принадлежит человек, – такой же непреложный закон, как смена времен года. А раз так, то есть только два варианта. Первый: готовиться к этому моменту, чтобы оказаться максимально вооруженной теоретически и, насколько удастся практически подготовленной. Второй: по привычке понадеявшись на природу – «как-то будет», – нырнуть в новый мир, зажмурившись, громким визгом сообщая о своем присутствии: вот она я!

Никого не удивляет, что путешественник, который отправляется в неизвестную ему страну, тщательно готовится к путешествию. Он старается хоть немножко подучить язык, выясняет основные законы, действующие в этой стране, пытается узнать неписаные правила, знание которых для его безопасности порой важнее юридических норм. Он, узнает, что в этой стране считается хорошо, а что плохо, что принято и что из того, к чему он привык, окажется совершенно неприемлемым на новом месте… Возможно, вы скажете, так поступают далеко не все. Соглашусь, но что случается с теми, кто так не поступает, обсудим несколько позже.

Так вот, для женщины вступление в период личности – это даже не путешествие в незнакомую, но цивилизованную, а потому в большой степени терпимую к чужим слабостям и чужому незнанию, территорию. Это начало жизни в чужой и весьма враждебной стране, где незнание законов не освобождает от ответственности и попытка давить на жалость или напоминать по привычке, что «я же женщина», а значит, могу рассчитывать на снисхождение, ничего, кроме поражения, не означает.

Поэтому для начала небольшой справочник для начинающих личностей:

• основной закон социальной жизни – соревнование и конкурентная борьба;

• основная характеристика местности – пирамида, закон иерархии, чем выше, тем успешнее;

• основное правило взаимодействия – мои интересы превыше всего, пирамида не автобус, место в ней уступать не принято;

• основное условие выживания – неуклонное следование своей цели;

• основное условие психологического выживания – отсутствие частных отношений, только взаимодействие в своих интересах или интересах дела.

Даже того немногого, что мы успели узнать о женской природе и особенностях женского интеллекта, несомненно достаточно, чтобы увидеть, до какой степени чужд женщине этот мир. А посему – учите матчасть. И поздно начинать изучение, когда период личности уже наступил: жизнь не останавливается, колесики вертятся и все сразу пишется на чистовик.

Вооружаться надо начинать в период индивидуальности, вот в чем дело. Период индивидуальности кажется таким радужным и прекрасным, потому что биологическая природа, особенно для женщины, сама знает, что делать. Период индивидуальности – время, дающее огромное количество энергии, ибо источник не где-нибудь, а внутри самой женщины, в ее же природе и натуре. Можно черпать легко и свободно, и никто ничего не потребует взамен. Не использовать такой подарок для того, чтобы подготовиться и вооружиться перед выходом на чужую территорию – все равно что забить гол в свои ворота в матче своей судьбы.

Период личности – неженский период. Это время жизни, дающее преимущества мужчинам по факту родства, – соревнование, демонстрация бойцовских качеств, стратегия, победы и призы. Вот почему женщине стоит так тщательно готовиться к нему, взвешивать свои силы, четко определять свои намерения и знать свои ресурсы. И ни в коем случае не льстить себя надеждой, что можно найти убежище, переждать, зарывшись в частную жизнь, как в теплую перину, спрятавшись за домашними хлопотами, в уповании на «половинку»-добытчика.

Надличностные законы, увы, беспощадны в своей незыблемости, а частная жизнь – она не вместо, она одновременно. Не гроза это, не переждете. И даже если вы не чувствуете в себе сил и желания выходить в социальный мир как «воин», а ощущаете мир как рачительная «хозяйка» или очаровательный «приз», все же осмотритесь и выберите место, где ваш способ социальной реализации востребован и уместен. (О способах социализации читайте в книге Евы Весельницкой «Женщина в мужском мире»).

Понятно, что не всем возглавлять корпорации и руководить. Однако можно учить, лечить, можно открыть небольшой ресторан или маленький магазин, можно шить и стричь, но ради себя любимой, себя выражая и реализуя и утверждая, чтобы никогда не навестила вас тень курицы-наседки и растерянной от суеты социального мира квашни. Ради того, чтобы скрытый в вас драгоценный камень засверкал, не пытайтесь избежать встречи со шлифовальщиком и гранильщиком, роль которого так виртуозно выполняет социальная реальность.

В период личности женщине нужна работа. Желательно та, которую она выберет согласно своим желаниям и представлениям, естественную для ее социализации и потенциала. Работой может быть и роль мамы и жены, но не стоит забывать, что работу должны делать профессионалы. Поэтому, если вы жена, не забывайте повышать квалификацию, осваивать профессиональные секреты… Есть множество и других работы. Мужской мир предлагает: хозяйничай, воюй, представляй, вдохновляй – но при этом помни, что ты на социальной территории. Твое самовыражение, самоутверждение и самореализация зависят от того, насколько ты конкурентоспособна в своей сфере.

Вот о чем, я говорила, когда призывала готовиться к периоду личности заранее: об изучении той сферы, где женщина хочет реализовывать себя. Не абстрактно изучать законы социума, а поговорить с собой, понять свои желания, определиться с намерениями и внимательно исследовать все кодексы той части социального мира, где вы собираетесь действовать. Потому что не действовать, не работать в этот период нельзя. Это разрушает. Точнее сначала лишает энергии, а потом начинается процесс разложения этой самой личности.

Дело в том, что в период личности энергия для жизни и поступает через личность, то есть через социальные связи: оценки, экспертизы, выигрыши и проигрыши, задачи, проблем, ситуации… – все это источники энергии. А если она не поступает, то личность как система социальных связей становиться пустой и разваливается. Зачем жить? Как жить? Поговорим о том, как.

Поведение женщин, не подготовленных к социальной битве, – это поведение сырьевых государств. Мы уже поняли, что в социуме нужно выигрывать, нужно соревноваться, нужно утверждаться, нужно иметь ресурсы. Только за счет ресурсов ты что-то продвигаешь, с ресурсом можешь быть профессионалом, ресурсом могут быть связи, ресурсом могут быть знания… А когда всего этого нет?

Что делает государство, у которого не развиты промышленность, производство, наука? Продает сырье. То же происходит с женщиной невооруженной и не подготовленной к наступлению периода личности и активной деятельности. Она оказывается на социальной территории в положении, ничем от положения сырьевого государства не отличающемся. Вот что самое обидное. Ты не готова, ты не знаешь правил и законов, у тебя нет дополнительных ресурсов, и ты проигрываешь в вооружении. У тебя есть только «сырье» – данная от природы способность рожать, и тело, которое так легко превратить в товар. Надличностные законы социальной реальности уже вступили в свои права, и все, что в таком случае остается, – это надеяться, что твое «сырье» конкурентоспособно и конъюнктура рынка благосклонна.

А тем временем управляющая система нашептывает: «Видишь, как мы были правы? Как все неустойчиво и рискованно? Выход один – срочно ищи «половинку», пока твоя инвалидность, ограниченность твоих возможностей еще как-то уравновешивается качеством предлагаемого тобой „сырья“».

Женщина в период сущности

Период личности – длинный, важный, насыщенный – сменяется периодом сущности – временем когда женщину начинают волновать вопросы смысла, вопросы нужности, вопросы: «А что я сделала в жизни и что еще могу сделать?» Доминирует суть. А для сути важны такие три «С» как: самовыражение, самоутверждение, самореализация. Больше всего последнее. Они делятся на внешние и внутренние. Внешние управляются внешним миром и надличностными законами. И той конкретной социальной проявленностью надличностных законов, в которых конкретная женщина существует. Живя в городе, где нет киностудии, невозможно самовыразиться как киноактриса.

Женщина получает свои плюсы-минусы в зависимости от требований, ожиданий, соответствий социальной ситуации, в которой находится. Они бывают жесткими или смягченными, проработанными и подробными или же более общими, в них может заключаться бо́льшая или меньшая степень свободы, но они есть всегда. И как только все эти требования, ожидания, соответствия реализованы, все заканчивается. Ни энергии, ни плюсов, ни ресурсов ситуация женщине больше не даст. Представьте себе, что вы участвовали в конкурсе красоты. Выполнили все требования, предъявлявшиеся к участникам, удовлетворили ожидания и зрителей и жюри. Продвигаясь все выше к короне, старались соответствовать идеалам данного мира. И получали плюсы: аплодисменты, очки, дальнейшее участие… Но вот вы получили корону. Всё. Ресурс исчерпан, управляющей системе от нее уже ничего не нужно. Всем спасибо, все свободны. Надличностный закон – вне нравственных категорий.

И что же происходит, если мы не озаботились, поленились или побоялись задействовать интеллект, потратить усилия на то, чтобы пережить себя существующими и живыми и проигнорировали внутреннюю тоску по собственному смыслу? Корона есть, а смысла в ней нет. Если мы легкомысленно подумали, что как-то все происходит, значит, и дальше неизвестно почему, но обязательно все будет хорошо, привычно понадеялись на внешний мир, ведь мы же такие хорошие, умные, добрые, красивые?

Здесь срабатывает еще один хорошо всем известный закон: свято место пусто не бывает – и это освободившееся место занимает страх. Будет следующий конкурс, корона может перейти к другой, я перестану быть королевой, я исчезну. Этот страх очень часто сильнее страха физической смерти и зачастую способствует ее приближению, – страх небытия. Это чувство сродни тому, что испытывает человек, подходя к зеркалу и не обнаруживая там своего отражения. И если нет у человека внутренней уверенности в том, что он есть, то первая мысль будет не о том, будто что-то не так с зеркалом, первой пришедшей в голову мыслью станет сомнение в своем существовании.

И это несчастное существо женского пола, не уверенное в своей реальности, мечется и суетится, униженно стараясь доказать жуткому, малоизвестному, плохо изученному конкретной женщиной монстру под неблагозвучным именем «социум», что она ему еще нужна. «Сейчас, погодите, я только переоденусь, подкрашусь, схожу в фитнес, найду нового партнера, и вы увидите, меня еще рано списывать со счетов, я еще нужна вам, нужна, как же я без вас буду? Как мне жить? Зачем мне жить?»

Помните, как в молодости мечтают «пожить для себя»? Вы не знаете, куда исчезает эта часть «себя», для которой вам когда-то хотелось пожить? Может, есть возможность перестать суетиться и выяснить с ней: ты, та, для которой так хотелось жить, то есть я сама, ты еще здесь?

Да, слава богу, мы живем в мире, когда ненужный, отработанный материал уже не выносят насильно на кладбище и на Фудзияму. Но шуточки на тему, что пора к земле привыкать, существуют. Такой кризис случается с женщиной в период перехода от личности к сущности (45–50 лет), в период, когда завершаются природные программы и социальные ожидания.

Рожать не можешь – биологическому виду ты больше не нужна, ну разве что внуков понянчи… Как это не хочешь? А что еще тебе делать? И нянчат… К сожалению, не потому, что всю жизнь об этом мечтали и видят смысл своей жизни в том, чтобы реализоваться через своих наследников и войти в поток вечности. Тем, для кого это так, повезло. Но чаще всего нянчат потому, что это последнее и единственное доказательство своего существования, единственное зеркало, которое еще готово вас отражать.

Но это игры биологической природы, а что же социальная природа? Если вы не уникальный специалист и продукт, который вы можете произвести для социума, другие могут делать лучше, быстрее, качественнее и эффективнее, то еще одно зеркало разбивается вдребезги. И вы остаетесь наедине с собственной жизнью и с собой. При условии, если это «собой», замурованное, заброшенное ради сиюминутных пряников и мелких удобств, дожило до этого момента. Каким окажется ваше знакомство и не окажется ли эта встреча слишком поздней, решать вам.

Может быть, теперь станет понятно, почему я так уверена, что просто преступно по отношению к собственной жизни, которая, позвольте напомнить, самое ценное, что у нас есть, упустить шанс прожить ее самой в полноте и уникальности – интеллектуальных усилий и душевных сил. Прожить так, чтобы оставаться уверенной в своем существовании и среди уже ничего не отражающих зеркал найти свои собственные желания, а не потратить время своей жизни только на повышение качества удовлетворения автоматических потребностей в еде, питье, воздухе и продолжении рода, да так и уйти из этого мира, не усомнившись: «Неужели только за этим приходила?»

Вот такая получается история. А ведь есть шанс, когда расторгается договор с социумом, остаться свободной не от страха и печали, а для… для реализации договора с вечностью. Извольте пример.

Жила-была женщина – все, как у всех, детей растила, мужа любила, работала. Вся в заботах и хлопотах, всем нужна, уважаема. Но дети выросли и уехали, возраст подошел, на пенсию пора, первое время еще подружки по работе звонили и заходили, потом кого не стало, кто к внукам перебрался. Загрустила женщина. Неужели пора? И вспомнилось ей однажды, как в далеком детстве видела она рукодельницу, которая умела плести кружева и была знаменита, говорили, что ее кружева за границей покупают и самые знаменитые модницы их заказывают. Вспомнила, как ей хотелось вот так же перебирать эти странные штучки и чтобы из-под ее рук выходило такое же чудесное кружево.

Через два года в интернете появилась онлайн-школа кружевниц, через пять и по сей день это уже самая известная в нашей стране школа-мастерская по производству уникальных кружевных изделий.

Женщина живет все в том же небольшом городке. Да, забыла сказать, что учиться плести кружева да интернет осваивать она начала в семьдесят шесть лет. И ее давно уже не волнуют чужие зеркала.