Глава восьмая. Артем
Почти три года назад Юлька влюбилась. Это произошло так внезапно, так легко и так естественно, что она сама не понимала, как могло это случиться с ней. И влюбилась она не больше и не меньше – в директора школы, в которой работала.
Перед первым сентября, в конце августа, как только позволял прогноз погоды, и не ожидалось дождя, коллектив учителей выезжал на природу. Традиция эта была незыблемой и никогда не нарушалась. По крайней мере, Юля ни разу не слышала, чтобы августовский выезд на речку отменился.
Традиция эта родилась, когда в школе неожиданно оказалось больше всего именинников, рожденных летом. В числе людей, родившихся летом, подавляющее большинство приходилось на последний летний месяц – август.
У самой Юли день рождения тоже был летом, как раз в последний день, 31 августа, на стыке лета и осени. После ее дня рождения сразу наступала осень, ее любимое время года.
В этот раз все было как-то по-особенному. Настроение у Юльки было замечательное.
Артем Анатольевич, директор школы, очень любил такие выезды на природу. В прошлом он был спортсменом, занимался легкой атлетикой и вполне мог бы преподавать физкультуру в школе, что иногда и делал, подменяя заболевших учителей. До того, как стать директором школы, он преподавал рисование, черчение и технологию у мальчишек. Когда в школу пришла работать Юлия Владимировна, которую без опыта работы на завод в конструкторский отдел не брали, он уступил ей свои часы черчения, настолько ему понравилась молодая женщина. У них сразу возникла с Артемом Анатольевичем симпатия друг к другу, а иначе и быть не могло.
У Артема никогда не было врагов, по крайней мере, все учителя, работающие в школе под его руководством, не знали ни одного человека, который не уважал бы директора школы. Это был грамотный руководитель, умеющий найти общий язык абсолютно с любым сотрудником. Ладил он и с учениками, но дистанцию держал. Директор школы никогда не должен быть на короткой ноге с детьми – об этом Артём знал прекрасно. Ученики должны немного бояться директора и благоговеть перед ним. Именно он должен быть той самой последней инстанцией, решающей судьбу ученика, после педагогов и завучей. Если на предыдущих уровнях вопрос не решён, тогда и только тогда ученика вызывают «на ковер» к директору школы. Только при этих условиях ученики будут уважать самого главного человека в школе.
Артем добился своего – ученики его обожали, а преподаватели, особенно женского пола, благоговели перед ним. К чему скрывать, ему было приятно, что он был любимцем женщин. Но он и здесь держал дистанцию, никого не выделяя из коллектива.
К тому же, был он женат. Не сказать, что счастливо женат – все же счастливые женатые мужчины совсем не обращают внимания на других женщин: им просто некогда, они после работы сразу спешат домой, где ждет их вкусный ужин, страстный поцелуй и… ну и еще что-нибудь, в продолжение страстного поцелуя. Артем же домой не спешил, очень много времени проводил на работе и, собственно, все условия у него были, чтобы закрутить служебный роман с какой-нибудь молоденькой учительницей начальных классов, например, или биологичкой, но почему-то он этого не делал и оставался верен семье и своим принципам.
Все изменилось, когда в коллективе появилась Юля. Директору школы сразу приглянулась эта немногословная, симпатичная молодая женщина. Специалистом Юлия Владимировна была грамотным, это Артем Анатольевич сразу понял. Учителей на работу он брал только сам, лично проводил собеседование с каждым кандидатом, поскольку понимал, насколько важен слаженно работающий коллектив в школе.
Молодая учительница черчения сразу приглянулась ему, он даже готов был не задавать ей никаких вопросов, а сразу взять на работу, но был обязан это сделать.
– Добрый день, Юлия Владимировна, расскажите немного о себе.
– Добрый день, Артем Анатольевич. Я замужем, у меня двое детей, двойняшки, мальчик и девочка, Миша и Маша.
– Каков возраст ваших детей?
– Они в этом году идут в школу, в первый класс.
– Надеюсь, в нашу? Это хорошо, это очень меня устраивает. Значит, не будете так часто ходить на больничный.
Артем Анатольевич не любил брать на работу учителей с маленькими детьми, как и любой работодатель, он знал, чем это чревато – постоянные больничные по уходу за ребенком.
– Да, мои дети пойдут в нашу школу, чтобы были у меня под присмотром. А у Вас, Артем Анатольевич, есть дети? – немного осмелев, спросила Юля, прервав мысли директора школы о том, что ему, несомненно, нравится эта новая учительница.
– Да, конечно. У меня две девочки – Евгения и Евлампия.
– Надо же, какие интересные имена у ваших дочек. А сколько им лет?
– Это моя жена Лена – мастерица придумывать оригинальные имена. Старшая, Женя, уже школьница, учится в нашей школе, закончила второй класс, а младшая еще ходит в детский сад, ей пять лет.
– Вот, смотрите, – Артем Анатольевич взял со стола фотографию в рамке, на которой была вся его семья – он сам, жена и две дочки.
Юля с интересом разглядела снимок, сделанный, очевидно, в студии профессиональным фотографом. От ее внимания не ускользнуло, что женщина рядом с Артемом на фотографии не выглядит счастливой, скорее, наоборот, слишком серьезна и чем-то обеспокоена. С любопытством Юля взглянула и на стены кабинета – ничего лишнего, просто окрашенные стены, ни картин в золоченых рамах, ни других фотографий, ни почетных дипломов и грамот, которыми так любят увешивать стены честолюбивые директора школ. «Аскетичен, скромен, – отметила женщина. – Есть за что уважать.»
Юля понимала, что ей все больше и больше нравится Артем Анатольевич. Его цепкий взгляд сквозь стекла очков в дорогой тонкой оправе не пугал, а, наоборот, придавал молодой женщине уверенность в том, что она пришла устраиваться на работу в правильное место, к компетентному директору. Одевался Артем Анатольевич скромно, но в то же время было видно, что у него прекрасный вкус. Он мог надеть и дорогой костюм, и просто джинсы или брюки с рубашкой, но выглядел при этом одинаково стильно и модно. Слегка вьющиеся отросшие волосы и карие глаза придавали определенный шарм внешности Артема, а приятная улыбка располагала к себе любого собеседника. Смуглая кожа сразу выдавала в нем любителя отдыха на природе и заядлого туриста. Он чувствовал, что нравится всем без исключения женщинам, знал это и умело этим пользовался.
Очаровал он и Юлю.
«Вот так, скорее всего, и начинаются служебные романы, с простой симпатии людей друг к другу, – думала она, идя домой после собеседования. – Но мне-то зачем об этом думать? Стоп», – прогнала она от себя шальные мысли и поспешила домой. Надо было еще зайти в магазин и приготовить ужин семье.
***
Три года назад погода в конце августа стояла удачная, без дождей, и на ближайшие выходные прогноз погоды был замечательный.
Решено было поехать сплавляться на байдарках по ближайшей реке, с палатками. Правда, некоторые учительницы, пожилого возраста, отказались ехать, сославшись на нежелание спать в палатке, на сырой земле. Но более юная часть коллектива с радостью приняла предложение директора.
Юлия Владимировна к тому моменту работала в школе уже четыре года, пользовалась в коллективе большим уважением. К Артему Анатольевичу Юля относилась с большой симпатией. Она могла улыбнуться ему, переброситься ничего не значащими фразами о здоровье детей или о погоде, но не более того. Отношения между директором и учительницей не выходили за рамки приличия и были отношениями двух коллег, которые уважают друг друга. Артем Анатольевич ни разу не пожалел о том, что взял Юлию Владимировну на работу, она была очень добросовестной и ответственной сотрудницей. К тому же, она принимала самое активное участие в подготовке разных школьных мероприятий, как для учеников, так и для учителей, сама проявляла инициативу, и это очень нравилось директору школы.
Итак, было решено – они едут сплавляться на байдарках, с палатками. Вся молодая по возрасту часть школьного коллектива, а это были почти все сотрудники школы, с радостью предвкушала это событие и готовилась к нему. Готовилась и Юля. Купила новый теплый свитер и джинсы, тоже утепленные, прогноз прогнозом, но ночи в августе уже холодные, а спать придется в палатке, на земле.
Как оказалось, готовилась она зря. Муж, услышав о том, что она собирается в поход, да еще с палаткой, выразил свое недовольство, беспокоясь за ее здоровье. В середине лета, совсем недавно, Юля перенесла серьезную простуду.
– Давай так, если уж едешь, то без ночевки, хорошо?
– Хорошо, – безропотно согласилась Юля. Она не умела возражать мужу, потому что была во всех отношениях хорошей девочкой, до поры до времени, разумеется.
К тому времени как раз стало известно, что к месту ночевки в палатках подъедет заранее заказанный автобус. Он увезет обратно в город тех, кто не останется ночевать, так что Юлю предложение мужа вполне устраивало, поэтому она была спокойна, что все складывается как нельзя лучше – и отдохнуть успеет, и ночевать вернется домой, чтобы муж не волновался.
Все получилось не совсем так, как думала Юля, вернее, совсем не так. Увы, не всегда все в жизни получается так, как мы себе запланировали, но, наверное, это и хорошо, иначе наша жизнь была бы слишком уж предсказуемой.
***
На автобусе галдящую толпу молодых учительниц и нескольких степенно молчащих педагогов-мужчин – учителей физкультуры, начальной военной подготовки и директора школы, Артема Анатольевича – довезли до того места, откуда начинался сплав. Речка была выбрана неглубокая, как раз для начинающих туристов. Кроме того, сплав должен был проходить под руководством опытных инструкторов, друзей Артема, которые сопровождали всю честную компанию.
Юлька грести не умела и страшно боялась, хотя и умела плавать. Она оказалась случайно (хотя все мы знаем, что случайности не случайны) в одной байдарке с Артемом и волей-неволей ей надо было общаться с директором школы. Впрочем, это ее нисколько не напрягало, а уж ее собеседника – тем более. Он всегда мог поддержать любой разговор с любым человеком: должность накладывала свой отпечаток, надо было ей соответствовать, а как иначе? А уж общение с молодой симпатичной коллегой всегда было приятно. Он и сам не отдавал себе отчета, насколько Юлия Владимировна ему нравилась, пока не оказался с ней в одной лодке.
Поговорили о детях и о погоде – вечные избитые темы для того, чтобы как-то начать разговор. Затем немного поговорили о работе и коллегах. Дальше Юля уже не знала, о чем разговаривать со столь симпатичным ей мужчиной, она выглядела растерянной, потому что директор школы нравился ей все больше и больше, она понимала это и осознавала. Это обстоятельство сильно смущало молодую учительницу, потому что со времен знакомства с мужем у нее никогда не возникало симпатии к другим мужчина. Она абсолютно не знала, как ей себя вести. Правда, до мужа был еще Генка, ее первая школьная любовь, которая осталась в далеком прошлом.