Вы здесь

Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства. 2. Воспроизводственная структура экономики, необходимость ее совершенствования (А. В. Орлов, 2014)

2. Воспроизводственная структура экономики, необходимость ее совершенствования

2.1. Модернизация российской экономики – безотлагательная проблема

Под воспроизводственной структурой следует понимать систему отраслевых соотношений и связей, которая обеспечивает непрерывность функционирования экономики, поступления на рынок конкурентных товаров как производственного, так и потребительского назначения. Воспроизводственная структура – это соотношение между производственными и социальными отраслями экономики, равно как и соотношения внутри их по уровню фондооснащенности производства и фондовооруженности труда, его производительности, величине себестоимости и рентабельности производства. Составляющими этого понятия являются и соотношения между производством, распределением, обменом и потреблением. Совокупность всех этих структурных звеньев претерпевает изменения, практически в каждом воспроизводственном цикле. Это совершается под воздействием технического прогресса, применяемых технологий, трансформаций производственных и личных потребностей.

Особое место в производственной структуре занимают ключевые отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля. По мере развития экономики меняется соотношение между ними, а тем самым и вклад каждой из них в создание ВВП. Определяющая роль среди выше названных отраслей принадлежит промышленности. Именно она является технической и технологической основой перевооружения всех остальных отраслей экономики. Чем быстрее развивается экономика, тем настоятельнее проблема оптимизации ее структуры, морального и технологического обновления, завоевания конкурентных преимуществ. Степень устаревания производственной структуры определяет и уровень работ по ее совершенствованию и модернизации.

Между структурными изменениями экономики и понятием модернизация имеются, по нашему мнению, принципиальные различия. Модернизация – это революционная, более радикальная форма совершенствования экономической структуры. Не всякие структурные изменения являются модернизацией. Первое, в отличие от второго, протекает эволюционно, путем постепенного перехода от устаревающих технологий к более совершенным. Ее методы как бы врастают в новые, занимая соответствующее место на пути развития производительных сил. Модернизация же – это скачок от одного уровня качества технологий к принципиально иному, более совершенному, и более экономичному по затратам ресурсов. Модернизация – это перешагивание через устаревшие технологии. Переход России на принципиально иные качественные технологии возможен только через неоиндустриальную модернизацию. Проводить модернизацию вне неоиндустриализации – значит брать на вооружение те технологии, которые были и есть сегодня в высокоразвитых экономиках. Но такой путь обрекает Россию на постоянное отставание от них, ставя ее на положение догоняющей страны. Если высокоразвитые экономики, после 70-х гг., сформировали прогрессивную структуру, которая продолжает обеспечивать, им необходимый уровень эффективности и конкурентоспособности, то в советской экономике, в период 70-х-80-х гг., не произошло каких-либо существенных изменений, за исключением возрастания доли машиностроительного комплекса с 16,7 % в 1965 г. до 28,7 % в 1980 г. Об этом свидетельствует таблица № 2. К сожалению, данный рост происходил при прежней, устаревшей структуре экономике. Устаревшая советская структура перешла в том же варианте и к постсоветской России, которая затем трансформировалась в худшую сторону.


Таблица 2 5

Доля отдельных отраслей промышленности СССР и России в ее общем объеме


Основными тенденциями в советской экономики были следующие: снижение доли топливной промышленности, строительных материалов, продукции пищевой и легкой промышленности, при более быстром возрастании машиностроения металлообработки, химической и нефтехимической промышленности. В постсоветской экономике, в период с 2000 по 2008г.г., ускорились темпы роста химической, нефтехимической, топливной промышленности и электроэнергетики. Однако резко упали темпы роста машиностроения и металлообработки, при резком снижении легкой и пищевой промышленности.

Изменение отраслевой структуры в процессе модернизации, будет находить выражение и в изменении структуры грузооборота на транспорте. Возрастет доля грузов в виде готовых высоко технологичных товаров и снизится топливно-сырьевых. В современной российской экономике на эту тенденцию большое влияние оказывает существенно возросший импорт высокотехнологичных товаров производственного и потребительского назначения.

2.2. Структура экономики, ее пропорциональность и сбалансированность

а) Транспорт в современной структуре экономики

Транспорт – крупнейший потребитель различных ресурсов. Он является трудоемкой, фондоемкой, капиталоемкой а, вместе с этим, топливо – энергоемкой отраслью экономики. Немало он потребляет и строительных материалов, прежде всего металлов, какчерных так и цветных, цемента, гравия, песка и ряда других видов ресурсов. Своими заказами на топливно-энергетические ресурсы, различные металлы, он стимулирует развитие добывающих отраслей экономики. С появлением и развитием железнодорожного и водного транспорта, стал стремительно возрастать спрос на металлы уголь, нефть и другие ресурсы. Так, добыча каменного угля в России возросла с 367 млн. пудов в 1890 г. до 995 млн. в 1900 г., производство железной руды и стали с 48 млн. до 134 млн. пудов, выплавка чугуна – с 55 млн. до 177 млн. пудов. В настоящее время транспорт стал одним из крупнейших потребителей нефтепродуктов и энергоресурсов. Своим спросом он инициировал и развитие машиностроения. В составе машиностроительных отраслей возникло новое его звено – транспортное машиностроение. В последней четверти XIX века Россия стала сама строить паровозы и вагоны. Масштабы и темпы их строительства быстро возрастали. Транспортное машиностроение сегодня в структуре всей машиностроительной отрасли составляет порядка 45 %. Его удельный вес, будет продолжать возрастать и впредь. Эта отрасль стала важнейшим показателем структуры экономики. Транспорт воздействует на структуру экономики через показатели фондоемкости и капиталоемкости. Его доля в основных фондах нынешней экономики составляет 14 %. Капиталовложения же идоля занятых – порядка 10 %. Однако его влияние на структуру экономики этим не ограничивается. Своим развитием он дает мощный толчок для рост, а не только машиностроения, но и электроники, приборостроения и других отраслей. Это позволяет утверждать, что его вклад в формирование прогрессивной структуры экономики трудно переоценить. Именно транспорт способствует формированию современной высокотехнологичной структуры производства. Эту миссию он выполняет с момента его появления и по сей день. С его ростом связан темп мирового технического прогресса, доля занятых в экономике, потребительский спрос на транспортные средства и бытовую технику и др.

Итак, транспорт, с одной стороны, воздействует на формирование прогрессивной структуры экономики, а с другой, уровень его технологического развития, в определенной мере, зависит и от существующей структуры экономики. Это находит выражение в степени совершенства современных транспортных средств, скорости обновления их моделей, в которых отражаются последние достижения науки и техники. Это видно на примере автомобилестроения, самолетостроения, в частности, быстрого морального старения их новых моделей. На транспорте существует еще одна характеристика динамики технического прогресса – структура грузооборота на каждом из его видов. Покажем эти изменения с 1950 по 1965 гг. Так, в 1950 году на долю каменного угля в общем грузообороте приходилось 29 %, а в 1965 г. – только 20 %. Доля же нефтяных грузов поднялась с 9% до 14 % соответственно. Эти цифры характеризуют изменение структуры топливного баланса страны.

Современная структура грузооборота железных дорог России имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность. Перевозка машиностроительной продукции представлена преимущественно импортом. Предстоящие структурные изменения вызовут существенные перестановки в соотношении перевозимых грузов. Это, в свою очередь, отразится на формировании новых более эффективных межотраслевых пропорций, равно как и территориальных. Объемы перевозок грузов будут зависеть и от доли интенсивных факторов в расширенном воспроизводстве. От снижения материалоемкости и фондоемкости ВВП будет зависеть изменение этих показателей в производстве транспортных средств, а это, в свою очередь, может стать дополнительным ускорителем совершенствования всей структуры экономики.

б) Пропорциональность и сбалансированность

Всякие структурные изменения в экономике требуют оптимизации складывающихся пропорций. Будущая структура требует изменения пропорций, устранения, имеющихся в них деформаций, повышения их эффективности. Эта проблема выходит на передний план, поскольку прежние пропорции претерпевают крупные изменения, вызывая клубок деформаций в экономике, снижая, тем самым, эффективность ее функционирования. Нарушение пропорций в экономике – следствие не только ее структурных изменений, но и кризисов, рецессий, которые имели место до этого. Степень их негативного влияния может проявляться в росте затрат ресурсов на единицу продукции и услуг, снижения у них потребительских характеристик.

Пропорции их структура – результат развития общественного разделения труда и специализации производства. Чем выше этот уровень, чем диверсифицированнее экономика, тем острее стоит вопрос о формировании новых, более эффективных пропорций. Последнее во многом зависит от степени сбалансированности экономики. В свою очередь нарушение пропорций – это и нарушение сбалансированности экономики, снижения ее конкурентоспособности, причем не только на национальном, но и мировом уровне. Существенное влияние на сбалансированность экономики оказывает скорость и своевременность доставки ресурсов к месту назначения. Нарушение этих требований ведёт к углублению диспропорций. Важной проблемой в обеспечении пропорциональности и сбалансированности является минимизация затрат ресурсов. Пределом минимизации затрат являются стандарты качества.

Пропорциональность и сбалансированность экономики не могут быть стабильными и неизменными. Эти характеристики претерпевают постоянные изменения под воздействием многих факторов. Среди них особое место занимают конкуренция и кризисы. Помимо этого на изменение пропорций влияют меняющиеся уровни производственных и личных потребностей, динамика цен и тарифов на ресурсы, величина притока и оттока капитала в различные отрасли экономики, изменение производственного и потребительского спроса и другие факторы. Под воздействием этих же факторов формируются и новые, более совершенные пропорции, тем самым и более высокий уровень сбалансированности всей экономики.

Пропорциональность и сбалансированность – парные понятия, дополняющие друг друга. Пропорциональность – есть общий экономический закон, вытекающий из необходимости распределения всего многообразия ресурсов между различными сферами человеческой деятельности. Наличие производства, изменение его структуры, вызывает и соответствующее распределение ресурсов, а тем самым, и формирование определенных пропорций. Различия существуют только в способах их распределения. На протяжении столетий это происходило только через систему рыночных регуляторов, т.е. саморегуляторов. В современных экономиках действуют механизмы как саморегуляторов, так и госрегуляторов. В-последних, все большую роль играет планирование. В советской системе проблема пропорциональности и сбалансированности решалась исключительно через него, с опорой на межотраслевой баланс, а также различные целевые программы, госзакупки, госзаказы и другие экономические рычаги.

Реформаторы России, отказавшиеся, на первоначальном этапе своих преобразований, от планирования, не смогли объективно оценить его роль в формировании более прогрессивной структуры экономики, ее пропорций. Это отрицательно сказалось как на степени сбалансированности экономики, так и на уровне ее эффективности и пропорциональности. То, чего не поняли прежние реформаторы России, сделали современные высокоразвитые экономики, взявшие на вооружение советскую систему планирования, модернизировав ее и приспособив к своим условиям. Опираясь на планирование, как на один из госрегуляторов, в сочетании с саморегуляторами, они уже в конце семидесятых годов сформировали эффективные пропорции на основе ресурсосберегающих технологий, позволивших им вдвое снизить затраты ресурсов на многие виды продукции сравнительно с советскими товарами и тем более с нынешними российскими. Это дало им ощутимые результаты не только на конкурентном пространстве, но и на пути относительно устойчивого экономического роста, путем стимулирования производственного и потребительского спроса. Говоря о планировании и его преимуществах, нельзя не сказать, что у его истоков в СССР стояли академики Г.Крыжижановский, С.Струмилин и другие. Весомый вклад в оптимизацию пропорций внесли советские экономисты: лауреат Нобелевской премии Л.Канторович, академики В.Новожилов, С.Шаталин, А.Анчишкин и др. Недооценка роли планирования отрицательно сказалась на нынешней российской экономической науке. Это выразилось в отсутствии монографий и научных статей по этой тематике. Данные проблемы были исключены из учебных пособий, равно как и из всех уровней диссертаций. Справедливости ради нельзя не отметить, что в выступлениях нынешних руководителей страны и ряда ученых экономистов стали появляться высказывания в защиту возрождения планирования, необходимости его использования для формирования перспективных государственных программ.

Сбалансированность экономики проявляется в макроэкономическом равновесии. Оно представляет такое состояние экономики, при котором достигается высший уровень сбалансированности. Однако это состояние является кратковременным, можно сказать мигом. Но спустя какое-то время, возникнув в новом качестве, равновесие вновь восстанавливается, а затем вновь нарушается. Через его эпизодичность формируются новые движущие силы, новые импульсы, обеспечивающие развитие экономики по спирали. В прежние времена динамичность данного процесса обеспечивалась только через саморегуляторы. Теперь же в этом деле возрастающая роль отводится многообразным госрегуляторам. Если сделать экскурс в различные модели макроэкономического равновесия, то этот процесс хорошо просматривается. Причем, у всех моделей до Кейнсианской, равновесие достигалось только на основе саморегуляторов. Так, в своем «Трактате политической экономии» Ж.Сейутверждал, что производство создает рынки сбыта, соответствующие его доходам. Поэтому спрос на товары всегда достаточен для того, чтобы потребить весь объем производства. Словом, производство создает доход равный стоимости произведенных товаров, а, следовательно, нет проблемы их реализации. При этом он понимал, что часть дохода сберегается. Но все сбережения, по его мнению, инвестируются, превращаются в производственный спрос. Если же сбережения превысят инвестиции, то ставка процента упадет, и объем инвестиций возрастет. К тому же, с увеличением сбережений снизится объем расходов и объем спроса. В итоге упадут цены, что позволит потребителям купить больше продукции. И в конечном итоге экономика будет сбалансирована. Однако, экономический кризис, возникший на закате лет жизни этого экономиста, опроверг все доводы о принципе сбалансированности рыночных экономик того времени. К.Маркс, в свою очередь, исключал бесконечность процесса сбалансированного развития капиталистической системы, как и самого капитализма. Вальрасовская же концепция макроэкономического равновесия также базируется на саморегуляторах, с той лишь разницей, что свою модель он выразил через систему уравнений. Главный его вывод сводился к тому, что объемы покупок и продаж складываются так, что на всех рынках достигается равновесие между спросом и предложением и все участники рыночных сделок достигают своих целей. Современность и сама жизнь опровергает такой подход.

Конец ознакомительного фрагмента.