Вы здесь

Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства. Введение (А. В. Орлов, 2014)

Введение

Вначале несколько слов о понятии общественного воспроизводства. Под ним понимается постоянное возобновление жизненных благ в масштабе всего общества, всей национальной экономики, необходимых для удовлетворения производственных и личных потребностей. Данный процесс, проистекает, как правило, в расширенном масштабе. Но бывают периоды неизменных и даже суженных темпов роста. Важной особенностью общественного воспроизводства является его непрерывность, которое обеспечивается, во-первых, постоянно существующим производственным спросом на товары производственного и потребительского назначения. Во-вторых, тем, что воспроизводственный процесс протекает непосредственно во всех сферах этого явления: производстве, распределении, обмене и потреблении. Наконец, он поддерживается непрерывной деятельностью всех регионов, всех отраслей, всего экономического комплекса страны, рождая и стимулируя, тем самым новые потребности. Такая характеристика воспроизводственного процесса является более полной и глубокой сравнительно с той, которая имела место в советских учебниках политэкономии, а также и в современных учебниках по экономической теории. Общественное воспроизводство – это совокупность многоуровневых экономических связей и зависимостей между различными субъектами экономики. Но в целом можно сказать, что в процессе воспроизводства происходит воспроизводство материально-технической базы, экономических отношений и самого человека. Причем этот процесс, на каждом следующем этапе, выходит на более высокий уровень, осуществляется в более совершенной и прогрессивной форме.

Воспроизводственная деятельность протекает одновременно во всех воспроизводственных фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении. Переход из одной фазы в другую во многом зависит от эффективности работы транспорта, всех его видов. В российской экономике ключевая роль принадлежит железнодорожному транспорту. Поэтому данному виду транспорта, раскрытию его роли в системе общественного воспроизводства и посвящена данная работа. При этом избран только макроэкономический аспект его влияния на воспроизводственный процесс, как и его зависимости от макроэкономики. От анализа отраслевой экономики мы абстрагировались. Это не наш предмет исследования. В этом главная особенность данной монографии.

В целом монография посвящена выявлению места и роли железнодорожного транспорта в системе общественного воспроизводства, их взаимодействию и взаимозависимости. Такой аспект анализа до сих пор не имел места ни в общеэкономической, ни и в железнодорожно-экономической литературе. Между тем, знание этих зависимостей имеет большое значение, как для всего общественного воспроизводства, так и для экономики железнодорожного транспорта. В работе показывается, как начавшееся в России крупномасштабное строительство железных дорог во второй половине XIX века стало оказывать огромное воздействие на всю экономику страны, появлению и развитию новых отраслей, связанных с каменноугольной, нефтедобывающей, металлургической и железорудной промышленностью. Спрос на их продукцию подстегнул темпы развития всей экономики, расширил сферу деятельности рыночных отношений, вызвал рост занятости, ускорил формирование внутреннего производственного и потребительского спроса.

Важнейшей особенностью монографии, ее стержневой идеей является показ взаимодействия этих видов потребления в качестве главной движущей силы всего воспроизводственного процесса, начиная с 60-х гг. XIX века по нынешнее время. В этой взаимозависимости важная роль отводится таким государственным регуляторам, которыми являются госзаказы, госзакупки, субсидии, дотации, а также планирование, прогнозирование и др. Государство в современной рыночной системе выступает активным участником воспроизводственного процесса, призванного оптимизировать экономическую деятельность, исправлять перекосы, формировать более эффективные пропорции, снижать издержки, повышать конкурентоспособность товаров, создавать благоприятные условия для притока инвестиций, их прибыльного приложения не только для собственников капитала, но и для тех, кто не имеет собственного капитала, но нуждается в расширении своих экономических и социальных потребностей. Словом государство призвано сформировать среду, выгодную всему обществу, всем его членам, меняя, в этих целях межотраслевую структуру экономики. Транспорт является важнейшим потребителем всех ресурсов. От их рационального использования, во многом, зависит эффективность всей экономики.

Другой аспект анализа касается воздействия макроэкономики на транспорт, его эффективность, объем и структуру перевозок, динамику и уровень тарифов, доступность их для покупателей транспортных услуг, а также их способность соперничества с транспортными средствами других стран.

Особенность данной работы выражается в критическом подходе авторов к использованию ряда категорий, как в общей экономической теории, так и в экономике железнодорожного транспорта. При этом в ряде мест обосновывается необходимость переосмысления ряда экономических понятий, ставших анахронизмом, но продолжающих использоваться в наше время.

Специфика монографии, ее новизна состоит и в том, что в ней четко показана позиция сторонников прежних толкований экономических категорий и авторская позиция, где и когда она была впервые опубликована. Тем самым раскрывается развитие экономической науки на фоне критического анализа прежних воззрений, руководствуясь тем, что никакие научные исследования не могут считаться таковыми, если в них нет углубления знаний как по уже известным зависимостям, так и новым.

Среди множества функций любой науки есть две важнейшие – познавательная и критическая. Процесс познания, открытия новых зависимостей осуществляется в борьбе мнений. Это и является главной движущей силой любой науки, ее развития. Где этого нет, нет и углубления знаний.

К особенностям монографии также относится анализ деятельности железных дорог в советский и постсоветский периоды. Только в своем единстве они представляют целостную систему. При этом использованы статистические данные, характеризующие специфику всего общественного воспроизводства и воспроизводства на уровне железнодорожного транспорта. Вместе с этим авторы испытывали определенный недостаток существующих статистических данных для более глубокого и многостороннего осмысления современной российской экономики и железнодорожного транспорта.

Анализ в работе взаимозависимости макроэкономики и отраслевой экономики дает основание создать новый курс в учебном процессе, который позволил бы продолжить исследование этих взаимозависимостей для вооружения студентов – будущих специалистов по отраслевой экономике более глубокими знаниями в области экономической теории. Тем более, что курс экономической теории резко сокращен, а к тому же и отменен кандидатский экзамен по этой науке, ранее называемый политэкономией. Такое положение не может не вызывать беспокойства, об уровне подготовке нынешних и будущих специалистов по отраслевой экономике. Это есть вторая сторона данной проблемы. Она состоит в отрыве экономической теории от актуальных проблем российской экономики, их реализации в масштабах отраслевой экономики.