Вы здесь

Ждать или действовать?! Инвестиционный климат для развития промышленности и предпринимательства. О развитии потребительской кооперации в России (Л. Г. Киреев)

О развитии потребительской кооперации в России

Настоящим описательно представлена концепции развития потребительской кооперации и обоснование необходимости распространения её использования для решения важнейших государственных задач. Целью изложения материала является попытка достоверно определить и наглядно показать существующее состояние дел, чтобы выявить основные недостатки и наметить главные направления изменений, способных исправить сложившуюся ситуацию и усовершенствовать протекающие процессы деятельности кооперации потребителей в стране. Ожидаемым результатом предлагаемых преобразований должна стать системно построенная, логически понятная, эффективная и успешная деятельность потребительской кооперации в стране. Таким образом правильно выбранная концепция сможет превратить общественно-востребованную, жизненно-необходимую, социально-направленную организационно-правовую структуру кооперации потребителей, в соответствующую своему назначению и целям организацию, способную непрерывно переосмысливать входящие, стоящие перед ней задачи, вопросы и запросы населения, непрерывно, безотказно и автоматически превращая их в готовые варианты решений и, таким образом, удовлетворять заявленным интересам пайщиков в выполнении производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, коммерческой, деятельности и обслуживании их иных потребностей. Предлагаемые изменения, после их внедрения в повседневную действительность, должны гарантированно обеспечивать права и соблюдение интересов пайщиков.

Прежде всего необходимо установить:

– в какой точке развития в настоящее время мы находимся и какие главные недостатки мешают движению вперёд?

– Какова роль, значимость, необходимость и общественный запрос на осуществление деятельности потребительской кооперации имеется в современных условиях рыночных отношений?

– Какие достижения в теоретических разработках и на практическом поле деятельности в решении этой задачи имеются в наиболее развитых странах, странах СНГ и в передовых регионах на территории Российской Федерации?

– В чём заключается специфическая особенность России и что мешает автоматически переносить для использования без изменений, передовой достигнутый мировой опыт развития потребительской кооперации?

– Какие законодательные акты, регулирующие данный процесс действуют? Какие нормативы, инструкции, регламенты и регуляторы разработаны и существуют? Какие механизмы государственного содействия задействованы? Какие силы и средства подключены? И, наконец, какие из них реально работают, а какие остаются только декларированными? И почему?

– и т. д. и т.п..

Состояние потребительской кооперации в стране и регионах

При внимательном изучении исторических событий, рассматривая наиболее популярные материалы, статьи, теоретические разработки, публикации, рассуждения и примеры предлагаемых для практического использования вариантов концепций развития потребительской кооперации в зарубежных странах и России получаешь твёрдую убеждённость в необходимости использовать и в дальнейшем заложенный, далеко не реализованный, потенциал возможностей, который на протяжении столетий проходил доработку в мировой практике использования. Нет необходимости подробно приводить справочные материалы об этапах развития потребительской кооперации в мировой практике и в России, с которыми можно ознакомиться самостоятельно. Достаточно отметить постоянное расширение границ использования в мировой практике удачно найденной некоммерческой организационно-правовой формы для решения важнейших государственных задач и острейших социальных вопросов объединившимися для этих целей частными предпринимателями, товаропроизводителями и промышленниками, всех форм собственности.

Благородные цели и задачи создания некоммерческой структуры для осуществления своей деятельности в интересах населения, пайщиков и государства для регулирования, снижения аппетита получать сверх доходы предпринимательскими и коммерческими формированиями для защиты от беспредела и монополизма, предопределили её государственную значимость, основанную на социальной направленности, коллективной сплочённости, за счёт участия населения в решении задач совместным способом удовлетворения общих для всех, коллективно востребованных потребностей. Это позволило выбрать кооперацию потребителей, сообща, в «житейской»практике для того, чтобы использовать в качестве мощного рычага развития инициативы общества, как регулятора рыночных отношений среди участников для удовлетворения собственных интересов и потребностей, а также для развитии экономики территории проживания. Мировое признание необходимости и полезности обусловило распространение деятельности потребительской кооперации на всей территории цивилизации. Такой рыночный регулятор общественных отношений в сфере саморегулирования, при правильном использовании и правильной постановки организации работы, позволяет существенно «снизить аппетит», действующих на территории коммерческих монополий (в том числе государственных), стремящихся использовать своё доминирующее положение для необоснованного взвинчивания цен, для получения сверх доходов, обрекающее население на обнищание, которое обуславливает и ускоряет процесс имущественного неравенства, приводит к чрезмерному социальному расслоению и, тем самым, создаёт политическую напряжённость, нестабильность в стране, создаёт угрозу развитию и управляемости в государстве.

Правильно поставленная работа потребительской кооперации призвана объединить усилия общественности, населения и государства, для того, чтобы научиться вместе,«всем миром», находить единственный верный существующий вариант самоорганизации для совместного удовлетворения личных потребностей, на возможно выгодных условиях. Такая коллективная самоорганизация позволяет населению противопоставлять на территории проживания беспределу, устраиваемому монопольными хозяйствующими коммерческими структурами, грамотно отлаженную, самоокупаемую, подконтрольную обществу работу потребительской кооперации. Осуществляемая коммерческая деятельность некоммерческой организацией в коллективных интересах населения постоянно и непрерывно доказывает свою состоятельность и показывает способность одерживать экономические, производственные, хозяйственные и социальные победы в конкурентной борьбе с коммерческими структурами, тем самым, превращая и опуская уровень их «коммерческих аппетитов» до минимально возможных значений.


Российская Федерация с её огромными, часто труднодоступными и отрезанными от центров цивилизации территориями проживания, вынуждает людей к ведению производственной, хозяйственной деятельности, а нередко, к жизни, в условиях ведения натурального хозяйства и использовании способа натурального товарообмена. Такие обстоятельства, остро требуют применять веками накопленный и поколениями отработанный способов местного выживания и экономического развития в условиях максимально возможного социального равенства из-за отсутствия возможности создать нужный уровень конкуренции для успешного коммерческого развития.

Главными традиционными, национальными, специфическими, тормозящими развитие потребительской кооперации в России причинами во многих исследованиях и публикациях справедливо называются, такие как:

– нестабильное, часто меняющееся поведение государства в прямо противоположных направлениях.

От полностью государственной собственности в стране, которая привела её к созданию ведомственных монополий и диктатуре цен, произошёл резкий, стремительный, ничем не обоснованный сдвиг в сторону коммерциализации жизни в интересах частного предпринимательства, что привело к развитию «дикого капитализма». Это случилось, вместо того, чтобы уравновешивать ситуацию пропорционально и в строгом соответствии складывающейся обстановки в каждой точке экономического развития страны, за счёт соблюдения оптимального соотношения использования на территории страны в отраслях и ведомствах всех разных организационно-правовых форм деятельности хозяйствующих субъектов. Каждая государственная проблема и задача способна решаться с наибольшей эффективностью, успешностью, не создавая социальной напряжённости в обществе, если для решения правильно выбрана и назначена зона ответственности реализации:

– зона государственной деятельности и ответственности,

– зона общественной деятельности и ответственности,

– зона деятельности и ответственности некоммерческих организаций и потребительской кооперации,

– зона деятельности и ответственности коммерческих структур, действующих на принципах конкуренции.

Главной государственной задачей является правильно, на конкурсной, стимулирующей основе сформировать принципы построения и организовать частно-государственное партнёрства реализации программ экономического и социального развития. При этом, все сложные и впервые решаемые государственные задачи, особенно те, которые имеют важнейшее экономическое значение, имеют склонность к созданию монопольного положения на рынке, или влекут за собой значительные социальные последствия, целесообразнее всего помещать на выполнение в государственной сфере деятельности и в государственной зоне ответственности и контроля. По мере выполнения работы появляется необходимость, в том числе для предотвращения возможной коррупции, исполнение и контроль процесса реализации проекта постепенно переводить в лоно деятельности и зону ответственности общественных, некоммерческих структур или потребительской кооперации пайщиков. И, только в конце реализации проекта, при наличии появившейся конкуренции и ясности в государственном регулировании всего процесса, а также, в случае появления уверенности в возможности избежать или быстро снять излишнюю социальную напряженность в процессе решения государственной задачи, работу для выполнения можно передавать и закреплять в ответственность в коммерческую сферу деятельности.


– Привычка Российского общества жить в условиях диктатуры, работать в условиях отраслевого и ведомственного монополизма, управлять приказывая, а не договариваясь. В мировой практике договорное сотрудничество, основанное на использовании правильно расставляемых экономических стимулов, составляет основу рыночных отношений участников. В России веками складывалась традиция доминировать и приказывать, никогда и ни с кем не считаясь, ни перед кем не отчитываясь. Договариваться в зоне действия своего монопольного и ведомственного права особой необходимости не возникало.

Таким образом, главной специфической особенностью России является отсутствие необходимости договариваться о чём бы то ни было и в любые времена между отдельными слоями и группами населения. Наличие монопольного доминирующего центра управления, внутри и вне каждой из них, исключает такую процедуру полностью. В тоже время, большинство из принимаемых решений и указаний доминирующего центра управления касаются и являются обязательными для исполнения исключительно для себя и ближайшего окружения, ибо самый многочисленный неимущий и бесправный слой рядовых граждан, живущий ведением «натурального хозяйства», как правило, никогда не зависел, от принимаемых «наверху» решений, жил и живёт своей отдельной жизнью. За годы социализма, дополнительно к сказанному, было потеряно умение значительного слоя населения, особенно проживающего на удалённой от цивилизации территории, самостоятельно инициативным, коллективным, добровольным образом, в собственных интересах, на паях, документально оформлять, организовывать работу, действенно контролировать работу и уметь отстаивать собственные права и интересы участия в деятельности кооперации потребителей. Таким образом, сложилась устойчивая привычка, укоренившаяся у большой части населения полагаться только на собственные силы и способности для того, чтобы удовлетворять свои ограниченные потребности собственным натуральным хозяйством и с помощью натурального товарообмена. (Многие, из достижений цивилизации остаются до сих пор невостребованными по причине отсутствия необходимых для пользования ими денежных средств у населения, а потому ими отвергаются, как излишняя непозволительная роскошь.). Обозначенные причины укоренили стремление населения к занятию индивидуальной коммерческой деятельности с собственной ответственностью за результаты и за эффективность ведения хозяйства. Усугубляет положение вещей наличие на территории страны великого множества мест, даже находящихся на недалёком расстоянии от крупных городов и промышленных районов, (в виде отдельных «княжеств»), где градообразующий монополизм коммерческих структур и востребованность в самообеспеченности определяют поведение и жизнь населения.

Процесс демократизация жизни в стране неразрывно связан с процессом развития эффективности деятельности потребительской кооперации.


– Реально малая величина свободных накоплений денежных средств у большинства населения, остающаяся в распоряжении, после уплаты всех налогов, сборов и после оплаты обязательных трат на текущие расходы. Это лишало возможности даже инициативную часть подготовленного населения участвовать производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности кооперации потребителей для обслуживания личных потребностей своего быта. Недостаточный уровень государственной поддержки и финансирования потребительской кооперации, безадресные, неэффективные траты бюджетных средств, неразвитость малого и среднего бизнеса в России (и как следствие отставание правовой и экономической грамотности населения), не позволяют добиться существенных сдвигов и успехов в выполнении важной для общества работы.

Для государства, в период кризиса и опустошения казны, всегда оказывается проще установить новые штрафы, назначить новые поборы, увеличить легко собираемую часть налогов и уменьшить величину социальных выплат населению, чем решать задачи создания благоприятного инвестиционного климата, определять точки роста и нужные стимулы для развития экономики страны или предъявлять счета умело уклоняющимся от уплаты существующих налогов неприкасаемым Олигархам. Казалось бы управлять всегда проще теми, кто ничем не обеспечен для защиты, безоружен и кого проще всего обвинить в происходящем, но такая непредусмотрительность приводит к ещё большему социальному расслоению в обществе, а исчезновение инициативы масс приводит к ещё к большим потерям в экономике, создаёт неразрешимые противоречия и порождает настроения, приводящие к возникновению революционных ситуаций.


– Наличие многочисленных случаев, примеров и фактов устранения пайщиков от возможности участвовать в оценке работы кооперации потребителей и от возможности влиять на результаты деятельности организации. Случаи устранения пайщиков от возможности оказывать влияние на процесс принятия решений, от возможности пользоваться правами и защищать свои личные интересы, приводят к недоверию и отказу населения от участия в выполнении работы сообща. Такими действиями, устраняется сама идея коллективного противостояния безудержному натиску коммерции. Фактически, производится подмена некоммерческой деятельности на коммерческую деятельность, из-за потери влияния пайщиков и контроля за работой потребительской кооперации. Происходит смена целей и задач. После чего кооперация потребителей прекращает действовать в интересах потребителей и начинает использоваться для извлечения коммерческой выгоды исполнительным персоналом. Такая коммерческая деятельность с сохранением всех льгот и преференций, получаемых от государства, предназначаемых для стимулирования развития некоммерческой организации кооперации потребителей её полностью дискредитирует в глазах населения, общественности и государства.


– Наличие множества разрозненных документов, законодательных, нормативных и регламентирующих работу кооперации потребителей, создаёт сложности для понимания и восприятия их профессионально не подготовленными людьми (пайщиками). Неконкретные, «размытые» формулировки, неоднозначно трактующие цели и задачи деятельности некоммерческой организации и не всегда и полностью раскрывающие конкретные запросы и интересы пайщиков заставляют население воздерживаться от активного участии в совместной работе. Содержащаяся в документах информация не даёт возможности полностью понять и оценить гарантии в получении пайщиками ожидаемых результатов от производственно-коммерческой работы потребительской кооперации. Отсутствие порядка, определяющего и гарантирующего соблюдение прав и интересов участников в совместной деятельности является серьёзным препятствием для принятия решения потенциальными участниками о целесообразности и о необходимости коллективно участвовать в работе потребительской кооперации.


– Отсутствие правильно организованной в государстве должной информационной, популярно-разъяснительной и учебно-воспитательной работы наглядно показывающей и доказывающей населению преимущества, возможности и необходимость участия в коллективном создании и участия в организации деятельности потребительских кооперативов для удовлетворения на наиболее выгодных условиях своих личных, производственно-хозяйственных и социальных запросов, потребностей, а также для получения требуемого бытового обслуживания. Существует объективная необходимость в проведении разъяснительной работы с наглядной демонстрацией успешно выполненных примеров на местах, а также достигнутых положительных экономических, социальных результатов совместной хозяйственной деятельности. Должны быть продемонстрированы все механизмы, регуляторы и возможности, обеспечившие успех начинания. Только такой подход способен правильно ориентировать общественность, население, региональные и местные государственные органы власти, чтобы научиться в условиях рыночных отношений совместно противостоять натиску и ценовому «беспределу» развивающейся коммерции.

Предлагаемые механизмы, регуляторы и усилия

Предлагаемые механизмы, регуляторы и усилия, способные обеспечить развитие потребительской кооперации исключительно в интересах пайщиков и населения в выполнении важнейших государственных социально-значимых программ и проектов экономического развития местной и региональной промышленности:

1. Часто встречающийся в публикациях вопрос, встречающийся во время дискуссий за многие годы обсуждения проблем развития потребительской кооперации в стране, о необходимости определения наиболее приемлемой пропорции сочетания долей между местной кооперацией потребителей и центральной, по всей видимости, всегда волнует и представляет повышенный интерес для исполнительных функционеров, а не для рядовых пайщиков. Среди скопившихся более важных проблем в развитии и распространении потребительской кооперации в России в настоящее время, этот вопрос, не является объективно актуальным, а тем более определяющим. Уровень централизации деления полномочий зависит от результатов достоверно проведённого опроса пайщиков, а такая работа вообще не проводится в последние десятилетия. Прежде предстоит научиться объективно определять коллективно заявляемые и реально востребованные потребности пайщиков в работах, товарах, продукции, услугах и видах обслуживания. Те из них, которые, из-за меньших затрат, экономически целесообразнее получать на местном (или специализированном) уровне, нужно там и удовлетворять. Потребности пайщиков, которые, исходя из выполненных экономических расчётов, экономически выгоднее предоставлять централизованно (через специализированные или универсальные региональные потребительские кооперативы) нужно (не высчитывая пропорции) удовлетворять из центра. В любом случае, делегирование полномочий от местной кооперации потребителей в адрес центральной, должна всегда подтверждаться коллективной востребованностью, такой необходимости. Объективность принятия решений всецело зависит от достоверности информации. Детально разработанный и принятый регламент проведения опроса пайщиков позволит это условие выполнить. Инициатива должна продвигаться снизу вверх, а не наоборот. Для оказания содействия развитию инициативы представляется целесообразным обеспечить интересующихся разработанной типовой документацией, инструкциями, консультативными материалами. Их содержание, в доступной для пайщиков форме, должно позволить интересующимся получить ответы на вопросы, понять задачи, порядок и необходимость деятельности потребительской кооперации на первичном, низовом, местном уровне, для того чтобы вызвать интерес и желание среди населения стать инициаторами самоорганизации потребителей. Обучение населения принципам построения самоорганизации для коллективного самоудовлетворения общих для всех, в том числе социальных, коммерческих потребностей на некоммерческой основе за счет участия в деятельности потребительской кооперации необходимо начинать со времени получения школьного образования и постоянно совершенствовать процесс.

Конец ознакомительного фрагмента.