О путях построения государственно-частного партнёрства в сфере деятельности Ж. К. Х.
В настоящее время, проблема наведения и установления должного порядка, в сфере Ж. К. Х., решается государственными органами управления исключительно за счёт передачи всех функций по развитию, содержанию и обслуживанию коллективно используемых энергосистем и общих зон пользования из государственной в коммерческую зону ответственности. При этом, всегда замалчивается, что главная цель деятельности работы коммерческих предприятий-исполнителей работ заключается в получении коммерческими исполнителями максимально возможной прибыли. Владельцы жилой недвижимости и домовладельцы, наоборот, заинтересованы и требуют выполнять работы и проводить обслуживание коллективно используемых систем энергообеспечения и общих зон пользования с наименьшими затратами, по наименьшей стоимости, с прибыльностью достаточной лишь для обеспечения самофинансирования и экономической заинтересованности в осуществлении такого рода деятельности. Найти компромисс в решении задачи, удовлетворяющий взаимные интересы участвующих сторон при условии обеспечения прав жителей – главная цель настоящего предложения. Взвешенное решение противоречивой задачи является единственной возможностью снять перерастающую в конфликт социальную напряжённость в обществе.
Несомненно, что в интересах населения, жителей (являющихся домовладельцами или совладельцами жилой недвижимости) и одновременно являющиеся заказчиками в договорных отношениях с коммерческими исполнителями работ, услуг и коммунального обслуживания, необходимо, чтобы последние, добровольно, по взаимному согласию всех участников, коммерческую цель своей деятельности заменили на некоммерческую, или коммерческие интересы добровольно самостоятельно ограничили до минимальной возможной величины, обеспечивающей лишь возможность осуществлять самофинансирование. Это должно стать главным условием получения заказа коммерческой структурой от заказчиков домовладельцев и владельцев жилой недвижимости. Такое условие должно стать её безоговорочным, признанным коммерческой структурой исполнителем добровольно юридически оформленным обязательством, гарантирующим выполнение необходимых объемов работ, на условиях строго определённого нормирования затрат, т.е. с минимально возможными расходами на эти цели и с ограничением рентабельности работы такого коммерческого предприятия до минимально возможной приемлемой величины.
Добиться этого можно тремя способами:
1. Путём создания собственниками жилья, домовладельцами, одновременно являющимися заказчиками, «собственной», учреждённый ими сообща, «коммерческой» или «некоммерческой» производственной обслуживающей структуры, специально для этих целей. В таком случае они получат право самостоятельно в своих интересах управлять таким предприятием, жёстко нормируя и контролируя расходную часть и доходность её деятельности. В мировой практике применение в интересах потребителей коллективной формы создания пайщиками потребительских кооперативов для реализации подобных задач давно отлажено и успешно применяется.
2. Другой путь – это введения Государственными уполномоченными органами специального антимонопольного законодательства, жёстко регламентирующего деятельность и резко снижающего коммерческий «аппетит» коммерческих производственных структур, занимающихся энергообеспечением и коммунальным обслуживанием объектов жилой недвижимости. Монопольное положение структур, обеспечивающих подачу энергоресурсов, обслуживающих коллективно используемые коммуникации и общие зоны пользования, предоставляющих коммунальные услуги неразделимы, потому что экономически нецелесообразно и организационно бессмысленно к одному жилому строению прокладывать несколько однотипных коммуникаций или предусматривать несколько альтернативных источников подачи энергоресурсов ради создания конкуренции исполнителей. Эти обстоятельства подтверждают и снимают всякие сомнения в том, что государство является единственным ответственным за состояние дел в сфере ЖКХ. От государственного умения правильно распределять работу, от способности осуществлять контроль, регулировать цены коммунального обслуживания и стимулировать качество выполнения задания и предоставления услуг всецело зависит результат взаимоотношений участников организованного частно-государственного партнёрства в решении острейшей социальной задачи. Более важной социальной значимости проблемы, чем ЖКХ трудно найти в зоне государственной ответственности.
3. И, наконец, можно построить общественное, государственное и коммерческое сотрудничество добровольным договорным образом, выделяя, регламентируя и оформляя типовую часть часто встречающихся и повторяющихся работ и условий взаимодействия сторон по всем направлениям совместной осуществляемой участниками процесса деятельности, обозначая границы полномочий и степень ответственности каждого из них, в каждом конкретном случае, детально регламентируя поступки и поведение каждой из сторон.
В первом случае, так построить работу невозможно, потому что собственниками (пайщиками, управляющими) таких производственных предприятий будет являться всё имущее население страны, т.е. все те, кто имеет хоть какую – то, в том числе жилую недвижимость. Такие «собственники» (являющиеся учредителями производственных предприятий, их же обслуживающими работами и услугами для собственных нужд и потребностей) на протяжении всей своей жизни в. течении всего рабочего времени занимаются своей штатной трудовой деятельностью, которой они специально обучены, каждый по своей специальности, в большинстве своём, совершенно не знакомы с основами управления, сметного нормирования и ценообразования. Они не имеют навыков и возможности сообща вникать, в свободное от основной работы время, в правовые, экономические, финансовые, производственные, организационные, коммерческие проблемы деятельности созданного ими сообща для осуществления некоммерческих функций предприятия, чтобы коллективно вырабатывать эффективные управленческие, организационные и технические решения. Всеобщее голосование по вопросам управления и принятие решений, в таком собственном, коллективно созданном ими, «на общественных началах», предприятии, превратится в «театр абсурда», что, непременно, приведёт, в конечном итоге, к потере управляемости и последующему его банкротству. Массовое банкротство таких («народных») предприятий приведёт к неизбежному краху идеи создания самообслуживания населения страны, в сфере Ж. К. Х.. Попытки государственных органов исполнительной власти, предпринимаемые на протяжении последних десятилетий, переложить ответственность за плачевное состояние дел, в сфере Ж. К. Х., на плечи общественного самоуправления, лишь создают излишнюю напряжённость. Создают критическую ситуацию, опасную, прежде всего, для самой власти. Общество, в очередной раз осознаёт, что «кухарка» не только не должна управлять страной, но и не может, успешно участвовать в коллективном создании и управлении деятельностью собственного предприятия, обеспечивающего интересы и потребности организаторов, в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Это очевидно, объективно и закономерно! Управляющая компания, действующая в сфере Ж. К. Х., является многопрофильной инжиниринговой структурой и требует высокой квалификации и специальной экономической, организационной, технической, предпринимательской, коммерческой подготовки её руководителей!
Во втором случае – задача реальная, но требует политической воли и настойчивости, законотворческих изменений, подключения квалифицированных разработчиков нормативов, ограничений, условий. Необходимо достаточно длительное подготовительное время, которого, уже нет. Государственным руководителям всех уровней власти не получится просто дистанцироваться от происходящего и только призывать к самоуправлению, самообслуживанию и самоконтролю, в сфере Ж. К. Х.. Такой подход к решению задачи, неизбежно заставит домовладельцев и владельцев жилья, то есть практически всё население страны, непроизвольно, в целях самосохранения, организовывать защиту своих прав и жизненно-важных интересов.
Чтобы избежать никому не нужного противостояния, в настоящее время, до разработки большой антимонопольной законодательной программы и до создания нормативной базы по государственному регулированию и управлению монопольной деятельностью коммерческих структур в сфере Ж. К. Х.., возможно и необходимо построить работу на принципах заранее обозначенного и сформулированного в типовых нормативных документах, регламентирующих государственное, общественное и коммерческое партнёрство на договорной основе. Настоящим предполагается разделить и выделить государственную, общественную и коммерческую зоны работы, контроля и ответственности. Разработать типовые случаи обслуживания и выполнения работ и условия, зафиксировав необходимые самоограничения и обязательства коммерческих структур, аттестованных и допущенных к работе с населением, оформив выданные ими обещания в договорном порядке. Таким образом, силами уполномоченных структур заинтересованных сторон, будут разработаны и введены в действие алгоритм составления договорённостей:– типовая номенклатура работ, типовые условия, порядок пользования и исключения, правила выполнения, нормы, сметы, ограничения. Добровольное подписание типовых разработанных силами государственных компетентных учреждений договорных условий коммерческими структурами при монопольном выполнении работ обслуживания домовладельцев и владельцев жилья, в сфере Ж. К. Х., превратится в единственно возможный способ получения заказа и допуска к его исполнению. А, в случае нарушения договорных условий, для восстановления справедливости, станет возможным обращаться в судебные инстанции. Эта мера позволит ограничить вседозволенность и бесконтрольность государственных ответственных и прекратить ценовое господство обслуживающих коммерческих структур. Разработка принципов и условий партнёрства под пристальным общественным контролем, в сфере Ж. К. Х., приведёт к неизбежному существенному снижению возможностей в осуществлении коррупционных схем, а коммерческие обслуживающие структуры не смогут самостоятельно и безотчётно распоряжаться денежными средствами, аккумулированными населением и государством, для решения задач развития коммунальных зон и коммунального обслуживания.
Прежде всего, государство должно признать своей зоной ответственности защиту прав и интересов владельцев жилой недвижимости за полноту, качество и стоимость, выполняемых коммерческими структурами работ по развитию, содержанию и обслуживанию коллективных систем энергообеспечения и общих зон пользования. Не возможно и бессмысленно к одному строению, либо помещению внутри строения, в целях ликвидации монополизма и обеспечения конкуренции, осуществлять несколько способов и вариантов инженерных решений по энергообеспечению жилья. Во-вторых, необходимо признать не способность населения, в лице владельцев жилой площади и домовладельцев, и ненужность их участия в конкурсном и тендерном выборе предприятия для обслуживания коллективных систем энергообеспечения и общих зон пользования домовладельцев. Тем более, вредна практика совместного участия в создании таких обслуживающих предприятий коллективной безграмотности, в этой сфере деятельности, в дальнейшем управления ими.
Коллективно избранные уполномоченные общественные представители владельцев жилых помещений должны нести ответственность и подтверждать оформление документов и своими личными подписями только сам факт производства визуально определяемых выполненных строительных, ремонтных и прочих работ, в номенклатуре и объёмах, выполненного обслуживания коллективных систем энергообеспечения и общих зон пользования домовладельцев. За точное определение произведённых объёмов выполненных работ, за достоверное определение их номенклатуры, количества и видов, за правильность расчётов сметной стоимости, за качество и выполненных скрытых работ, должны нести ответственность специально обученные этому государственные представители уполномоченных учреждений, организаций или структур. Но без наличия общественного контроля и без документального оформления уполномоченным общественным органом домовладельцев или владельцев жилой недвижимости факта подтверждения выполнения работ или обслуживания, коммерческий исполнитель не должен иметь возможности получить коллективно-аккумулированные денежные средства населения, если не имеет в наличии вступившего в законную силу судебного решения о необходимости их выплаты.
Внедрение в жизнь договорного общественного, государственного и коммерческого сотрудничества с определением типовых случаев и составлением и оформлением уполномоченными лицами типовой договорной регулирующей и детально регламентирующей документации, позволяет, в случае необходимости, в судебном порядке защитить, как коллективные и частные интересы владельцев жилых помещений, так и права и интересы коммерческих исполнителей их обслуживающих. Особую актуальность имеют случаи при инвестировании коллективно собранных и аккумулированных денежных средств населения, предназначенных на создание, реконструкцию или ремонт коллективно используемых инженерных систем энергообеспечения и общих зон пользования. В этом случае, такие договорные отношения позволят эффективно защитить права собственников инвесторов от мошенничества при дальнейшем их использовании для совместного инвестирования объектов эксплуатации. Установленный детально регламентированный порядок сотрудничества участников позволяет быстро, в судебном порядке, рассмотреть и устранить нарушения использования или случаи незаконного подключения к эксплуатации объектов, построенных на коллективные денежные средства населения, посторонними пользователями. Позволяют строго спросить и наказать виновных, если такие нарушения имели место с разрешения коммерческих эксплуатирующих, обслуживающих предприятий или государственных уполномоченных структур. Государственные инвестиционные денежные средства и дотационные средства, выделяемые для развития и обслуживания, в сфере Ж. К. Х., для целевого использования на реконструкцию или для ремонта коллективно используемых инженерных систем энергообеспечения и общих зон пользования домовладельцев и владельцев жилых помещений, находятся вместе аккумулированными жильцами денежными средствами для тех же целей. Как государственные денежные средства, так и коллективно аккумулированные населением и попадают под государственный контроль и пользуются общественной защитой их сохранности.
Для реализации схемы взаимоотношений между общественными, государственными и коммерческими участниками на договорных условиях и для разработки типовых случаев взаимоотношений и порядка оформления договорной документации по их решению необходимо провести разграничение функций участников и определить и зафиксировать зоны ответственности:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ:
1.Создание центров обучения и подготовки общественных управляющих в сфере Ж. К. Х. по составленным и утверждённым государственным программам в соответствии с принимаемой государственной концепцией передачи части государственных функций в ведение общественности, в лице собственников жилья.
2.Создание и организация работы региональных и местных центров разработки и осуществления контроля использования и соблюдения обязательных экономических нормативов и сметных расчётов при выполнении работ и услуг, в сфере Ж. К. Х.:
– Разработать для обязательного пользования методики по применению нормативов и расчётов определения затрат по текущему содержанию, аварийному ремонту и развитию коллективных энергосетей и зон, находящихся в общем пользовании всех собственников помещений, на основе типовых решений и укрупнённых показателей. Определить типовые формы и порядок составления, оформления проектно-сметной, отчётной и иной документации, используемой при выполнении работ, в сфере Ж. К. Х..
– Разработать правила, порядок учёта и определения расхода энергоресурсов, и выполненных услуг по обслуживанию коллективных систем энергообеспечения и общих зон пользования домовладельцев и владельцев жилой недвижимости, а также порядок применения установленных, действующих тарифов и порядка осуществления платежей за использованные энергоресурсы и выполненные услуги обслуживания, в сфере Ж. К. Х..
– Установить порядок сбора и гарантированного обеспечения сохранности денежных средств, поступивших от населения за потребление энергоресурсов. Выдача государственных гарантий обеспечения сохранности и их целевого использования, в особенности – временно неиспользуемых денежных средств, собранных с населения для последующего инвестирования в развитие энергосистем, общих зон и объектов, предназначенных для коллективного пользования собственниками жилья и помещений.
– Разработать методологию расчёта, определить порядок формирования и расходования государственных средств, предназначаемых для поддержки и дотаций в сфере Ж. К. Х.,порядок их передачи, хранения и использования на лицевые счетах, специально созданных для коллективного аккумулирования денежных средств домовладельцев и собственников жилья и инвесторов, в том числе для установления общественного контроля в их расходовании.
3. Создать и организовать работу региональных и местных центров по подготовке, аттестации и сертификации коммерческих структур на право получения лицензии для выполнения работ и обслуживание населения в сфере Ж. К. Х.
4. Разработать порядок и регламент рассмотрения обращений общественных советов и общественных управляющих в уполномоченные государственные органы власти и в судебные инстанции. Так же, определить типовой порядок применения мер воздействия и величины ответственности коммерческих структур, занимающихся выполнением работ и обслуживанием населения в сфере Ж. К. Х. при невыполнении и нарушении ими условий, в том числе добровольно принятых, по использованию рекомендованных государством типовых нормативов определения стоимости услуг и расчётов, сметной стоимости работ, при обслуживании населения.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ:
1. Устанавливать регламент и регулировать процесс избрания из числа собственников жилья, помещений, домовладений, прямым открытым голосованием, нечетное число, не превышающее в общем количестве 1—5 человек, Членами Совета Общественности, и делегировать им ответственность за организацию развития, ремонта, обслуживания совместно используемых систем энергообеспечения и общих зон пользования, а также полномочия контроля расходования коллективно-аккумулированных жильцами денежных средств. Именно в их адрес владельцы жилья должны доверить и поручить оформление и подписание всей необходимой документации, определяющей взаимоотношения, в том числе финансовые, с коммерческой обслуживающей организацией. Причём избрание каждого из Членов Совета Общественных инспекторов должно происходить, если за его кандидатуру проголосовали, не менее 30 процентов общего состава избирателей, из числа имеющих право голоса, а отзыв, в случае потери доверия или другой необходимости, должен происходить и считаться состоявшимся, при голосовании не менее 60 процентов, поддерживающих такое решение. Единственным лицом, в составе Общественного Совета, не являющимся собственником помещений, может быть его Председатель. Председателем общественного совета, может избираться и назначаться на контрактной основе специалист, специально обученный и аттестованный по государственной программе подготовки, либо один из собственников жилья, помещений или домовладельцев, давший согласие на работу и на такое обучение и аттестацию. В этом случае, финансирование обучения и аттестации должно осуществляться, либо за счёт государственных дотационных средств, предназначенных по программе обслуживания сферы Ж. К. Х., либо за счёт денежных средств, коллективно аккумулированных домовладельцами и владельцами жилых помещений. Обучение и аттестация должны проходить в течение испытательного срока, предусмотренного контрактом общественно-государственного Председателя с Общественным Советом домовладельцев.
2. Устанавливать регламент и организовывать эффективную деятельность Общественного Совета домовладельцев и владельцев жилых помещений, которая должна быть определена и строиться на основе рекомендуемого государством Положения «О порядке общественного развития и содержания коллективно используемых энергосистем и общих зон пользования». Такое Положение должно регламентировать зоны, пределы полномочий, деление полномочий и ответственности между Председателем и Членами Общественного Совета при принятии решений о предельно допустимых суммах расходования коллективно аккумулированных денежных средств домовладельцев, а также прав и ответственности в подписании и оформлении платёжной и иной отчётной документации при работе с коммерческими организациями. Таким образом, Общественный Совет и Председатель будут подтверждать своей подписью, и нести ответственность, исключительно и только за сам факт выполнения работ и за номенклатуру и объёмы, визуально определяемых, выполненных работ. При этом, ответственность за проверку сметной и иной нормативной и документации, а также правильность экономических и финансовых расчётов должны делить и нести государством уполномоченный, обученный и аттестованный Председатель Общественного Совета и специально созданный для этих целей, государственный региональный или местный центр разработки нормативов и сметных расчётов, одновременно контролирующий деятельность Председателя Общественного Совета домовладельцев и собственников жилья и коммерческих исполнителей, в сфере обслуживания Ж. К. Х..
Без правильно оформленных документов, в том числе членами Общественного Совета домовладельцев, коммерческая структура, в случае необоснованной попытки, не должна иметь возможности получить коллективно-аккумулированные денежные средства домовладельцев и владельцев жилья, предназначенные для оплаты выполненных объёмов работ и услуг, без вынесенного в её пользу судебного решения, вступившего в законную силу.
3. Устанавливать регламент и организовывать эффективную деятельность общественной структуры, занимающейся и отвечающей за состояние защиты прав и интересов домовладельцев, собственников и квартиросъёмщиков жилых помещений на территории Российской Федерации.
КОММЕРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:
1. Проводить расчеты, доказывающие достаточность производственных мощностей, технической оснащённости и квалификационного состава персонала для исполнения коммерческих договоров на обслуживание объектов Ж. К. Х. в полном объёме.
2. Иметь установленные действующие аттестационные документы и необходимые лицензии от уполномоченных государством органов, которые позволяют заключать типовые договора с собственниками жилой недвижимости, предоставлять регламентированные услуги ЖКХ и обслуживать население.
3. Юридически правильно оформить добровольное согласие и гарантировать выполнение собственных добровольных принятых обязательств использовать в работе утверждённые и рекомендуемые государственными органами типовые договора, методики, нормативы, для расчётов тарифов, расценок и составления проектно – сметной документации, используемых в работе с населением в сфере обслуживания ЖКХ. а также соблюдать государственно установленный порядок оформления, оборота документации и отчётности при выполнении работ и обслуживанию населения, в сфере Ж. К. Х..
В вести в судебную практику применения:
Порядок ускоренного рассмотрения типовых случаев обращения граждан по вопросам нарушения их прав и интересов со стороны государственных, общественных, некоммерческих и коммерческих структур в процессе обслуживания и предоставления услуг ЖКХ. (По вопросам: – О незаконных действиях ответчика и незаконное занятие предпринимательской деятельностью; – о превышении полномочий ответчиком; – о вымогательстве; – о мошенничестве; – о причинении вреда чужому имуществу; – о причинении вреда здоровью заявителя; – о нанесении морального вреда заявителю; и т.д..).
Основные типовые случаи нарушений, допускаемых при выполнении работ и обслуживанию населения в сфере ЖКХ:
– Попытка государственных, общественных, некоммерческих, коммерческих и частных структур, организаций и предприятий возвести свою деятельность и решения созданной действующей организации в ранг выше действующей Конституции Р. Ф. и действующего законодательства, в том числе «Закона о местном самоуправления в Р. Ф.». (Монопольное установление норм, правил, условий, совместного проживания, поведения и порядка обеспечения жилой недвижимости энергоресурсами, а также порядка получения коммунального обслуживания для неукоснительного соблюдения жителями и домовладельцами на захваченной ими территории.)
– Навязывание государственных, общественных, некоммерческих, коммерческих и частных структур, организаций и предприятий собственных разработанных ими решений и указаний для обязательного исполнения для всех жителей территории, независимо от их желания участвовать в деятельности организации.
– Отсутствие договоров, оформленных с каждым домовладельцем у организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, фактически занимающейся обслуживанием населения и предоставлением услуг в сфере ЖКХ.
– Отсутствие у организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, договоров, оформленных с каждым домовладельцем о порядке и об условиях сотрудничества на территории совместного проживания в финансировании, строительстве и содержании объектов, зон общего пользования и систем энергообеспечения коллективного подключения..
– Отсутствие у организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности соответствующих установленных законом и нормативными актами в Р.Ф. документов, подтверждающих право заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью по предоставлению услуг ЖКХ или обеспечением любого вида энергоснабжения, а также заниматься сбором и аккумулированием коллективных денежных средств от населения территории и жителей для совместного финансирования, строительства и содержания объектов, зон общего пользования и систем энергообеспечения коллективного подключения.
– Отсутствие соответствующих установленных законом Р.Ф. документов у организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, подтверждающих её права на выполнение функций электросетевого или электросбытового оператора, на территории обслуживания.
– Осуществление сбора денежных средств с населения и жителей любой территории без подтверждения законного основания, в том числе на аккумулирование коллективных денег, неизвестными и не уполномоченными лицами, особенно в случаях, когда не соблюдаются законы устанавливающие размеры тарифных ставок, которые регулируются исключительно антимонопольной службой Р.Ф.
– Отсутствие в обязательной предоставляемой отчётности о деятельности у организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, достоверных сведений о необоснованно взысканных (изъятых с применением принуждения), незаконно собранных и бесконтрольно, безотчётно потраченных денежных средствах населения территории.
– Отсутствие на балансе организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, объектов, зон общего пользования, объектов и систем энергообеспечения коллективного подключения или документов, подтверждающих передачу таковых в доверительное управление, обслуживание или пользование от собственника, являющегося их законным владельцем.
– Насильственное принуждение со стороны организации, предприятия, структуры, вне зависимости от формы собственности, к заключению договора участия в совместном финансировании, строительстве и содержании объектов, зон общего пользования и создании систем энергообеспечения коллективного подключения не на типовых разработанных и утвержденных уполномоченными государственными органами условиях, а однозначно трактуемой предложенной редакции, тем более, если она, по сути, превращает коммерческий договор в договор участия в благотворительном финансировании. (Когда в однозначно предлагаемой редакции договора условия совместного коллективного участия в финансировании объекта общего использования не гарантируют права обладании долей его собственности и получения возможности пользования построенными объектами, а аккумулирующая коллективные денежные средства населения структура не несёт никакой ответственности за качество исполнения строительства, за распоряжение собранными денежными средствами с жителей и за их целевое использование.)