6 января, суббота
Суббота перед Рождеством Христовым
Сочельник Рождества Христова
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Когда в знакомой нам семье рождается ребенок, многое в нашей реакции будет зависеть от того, насколько семья нам симпатична. Если это неблизкие люди – родился, и слава Богу. Если это те, кто нам дорог, мы стараемся чем-то помочь, готовим подарки, спрашиваем, сколько младенец весит.
Сейчас «грядет родитися» Тот Младенец, Который, на первый взгляд, никак не относится к нам лично. Это вифлеемское событие очень далеко от нас и территориально, и в веках. Но именно рождение Этого Младенца – единственное в человеческой истории, которое имеет отношение ко всем. Более того, это рождение будет пронизывать и преображать само наше существование, войдет в нашу плоть и кровь. Все в нашей жизни окажется в связи с Тем, Кому через несколько часов предстоит издать первый крик в Вифлееме.
Великий Бог избирает родиться, приняв зрак раба[1], образ человеческого младенца. Мы знаем, что взрослые к маленьким детям относятся по-разному: бывают добры, ласкательны, бывают очень строги, а бывают и жестоки. Во всяком случае, ребенок полностью находится во власти взрослого человека. Да и не только взрослого. Старшие дети очень часто норовят показать силу по отношению к младшим, управлять ими, демонстрировать, что они умнее и значительнее. Господь, Создатель всякой твари, выбирает явиться людям в уязвимости младенчества. Как тот, над которым всякий имеет власть, а он ни над кем. Делай с Ним все, что хочешь: вот Он лежит в яслях. И, как мы увидим вскоре, желание причинить зло не замедлило. И пролилась первая кровь ради Христа.
Лежит в яслях уязвимый Неуязвимый. Неприкосновенный Бог доступен в земном мире прикосновению – и удару – каждого. Так может явиться только любящий Бог. Он мог бы миллион слов сказать о том, как Он любит Свое человечество. Но Он просто является в мир беззащитным Младенцем, и уже не надо ничего говорить.