Вы здесь

Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения. 20 марта, вторник. Седмица 5-я Великого поста. Сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся[14] (Александр Абрамов, 2018)

20 марта, вторник

Седмица 5-я Великого поста

Сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся[14]

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Мф. 20:1—16

Сегодня за богослужением читается Евангелие о работниках, нанятых господином в свой виноградник, и о том, какова будет их плата – тех, кто работал с самого утра, тех, кто пришел позже, и, наконец, тех, кто пришел последним. Последним господин дает столько же, сколько остальным.

Реакция работников, которые работали с самого утра, очень похожа на реакцию нас, христиан. И эта реакция – обида на Господа. И убежденность, совершенно ни на чем не основанная, в том, что наша ситуация уникальна. Только нам необходима помощь. Только у нас ни с чем не сопоставимые беды и сложности. И почему, интересно, Спаситель все время отвлекается на кого-то еще? Неужели Ему не ясно, как нам, именно нам, трудно?

И мы начинаем – это тоже очень свойственно христианам – Господа шантажировать. Если Ты не выполнишь незамедлительно того, о чем мы у Тебя просим, у нас будет то, что мы кокетливо называем рассеянностью в молитве, а попросту – нежелание молиться, неохота быть с Богом. Вот, Ты не откликнулся – значит, мы в храм ходить не будем.

А кого мы этим хотим испугать? Творца мира? «Я здесь стою и стучу»[15], – говорит Христос. Наши ситуации, как бы мы к ним ни относились, они совершенно – надо это сказать себе и успокоиться – в большинстве случаев типовые. Наша уникальность – она в ином. В том, что так много разных даров нам дано, а мы так мало их используем. В том, как много мы безобразничаем и как много Христос нас терпит. Вот в этом мы уникальны, да.

А ситуации наши типовые, потому что грехи – одни и те же искони. Ничего не поменялось с момента грехопадения и изгнания прародителей из рая. «Я» в центре Вселенной. Мои проблемы – это проблемы, а все остальное – это недопроблемы. Что значит – другим тяжело? Мне тяжело. И это нам застит глаза.

Нужно перестать обижаться на Господа. Мы все время исповедуемся в одном и том же, говорим о раздражении, о том, что гневаемся на других людей. Мы говорим, что такое положение дел нас не устраивает, но ничего не меняется. Корнем всего этого является обида на Христа. Но разве не о чем нам посокрушаться, взглянув на самих себя?

Есть икона святителя Николая, которая называется «Никола отвратный». Мы сейчас воспринимаем слово «отвратный» однозначно – неприятный, некрасивый. Но в случае с названием этой иконы «отвратный» значит, что святитель изображен на иконе полуотвернувшимся, скосившим глаза за левое плечо того человека, который перед иконой молится.

Традиционное народное воззрение состоит в том, что за левым плечом человека прячется искуситель. Нашептывает, что бы нам еще набедокурить. Нам есть еще что увидеть у себя за левым плечом. И есть с чем побороться. А «Никола отвратный», оборачиваясь к левому плечу, зовет к собранности, строгости, памятованию о том, что все происходит всерьез и враг не упустит случая причинить нам вред.

Первое, что мы можем сделать, придя относительно рано или очень поздно поработать Христу, – это запомнить крепко и до конца своих дней, что Он уже дал нам обещание. Уже пообещал: «Я дам тебе награду, аще будет праведно». То есть – если ты потрудился. Не важно, как долго; важно – каково по качеству. Но речь не идет о том, что мы что-то сделаем, а нас потом выгонят. Мы уже внутри этого виноградника. Это первое.

И второе. Господь не пустит в Свой виноградник совсем негодных людей. Мы ведь знаем это по своему дому. Если мы хотим кого-то позвать к себе, мы стараемся понять, кто этот человек, не принесет ли он нам беды.

Спаситель изучил нас. И если Он нас позвал и разрешает нам под своды храмов заходить, это не значит, что Ему неизвестен наш греховный потенциал. Еще как известен. Но Он зовет нас, потому что Ему также известно и то, что мы можем грех переломить. Мы можем быть вместе с Ним, мы можем все вместе радоваться Пасхе. Мы не негодны. И это со всей определенностью утверждает и подвиг 40 мучеников Севастийских, который мы сегодня воспоминаем, и каждый день благости Божией в храме и за его пределами.

Позвал Христос, дал неложное обещание и всегда его выполняет.