25 февраля, воскресенье
Неделя 1-я Великого поста
Торжество Православия
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Раввй! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Первое воскресенье Великого поста – день Торжества Православия, когда мы в особом чине в общей молитве обновляем свою преданность православной вере.
Вот о чем важно сейчас подумать. Первая неделя Великого поста представляет собой весь пост в миниатюре – как если бы ее понедельник соответствовал первой неделе, вторник – второй и так далее. Кроме того, в первой неделе содержатся и образы Страстной седмицы. И в том и в другом случае первое воскресенье Великого поста – это день, соотнесенный с Пасхой, день особого предчувствия Воскресения Христова.
Я хотел бы развернуть эту аналогию. Она не носит только хронологический характер. События Евангелия настолько важны для человеческого рода, что каким-то для нас недоступным промыслом евангельская история непрерывно происходит в нашей собственной жизни.
Каждый из нас в течение своего пути на земле уподобляется тому или иному человеку из Священного Писания. Добросердечные люди, к которым все приходят за утешением, вокруг которых все время толпа друзей, спутников, уподобляются, сами того не зная, апостолам. Добрые священники обязательно найдут в своей жизни созвучие с тем, что переживал Христос. Но в большинстве своем мы, даже и находясь в Церкви, остаемся, увы, любопытствующими. Их тоже много на евангельских страницах. Зеваками, до конца дней своих говорящими о вычитанном или не вычитанном молитвенном правиле, о съеденном или не съеденном куске колбасы.
Бывают и те, кто хуже. Те, в чью жизнь прямо вторгается сатана, кто становится орудием предательства. Здесь важно помнить о том, что Иуда не вынашивает замысел предательства годами, его влекут, захватывая, события, у него нет времени остановиться. И у нас нет времени остановиться, когда мы делаем злые и бесчестные вещи. Они нам кажутся продиктованными ходом событий, а значит… Так вот, это «значит» ничего не значит, кроме того, что к тебе прикоснулся сатана. А для тебя это значит то, что надо переломить толкающий тебя ко злу и кажущийся неостановимым ход вещей – перекреститься и бежать от врага.
Ученики у Спасителя не возникли из ниоткуда. И не сразу стали апостолами и угодниками Божиими. Они ведь тоже сначала были заполошными дурачками – любопытными, незадачливыми, растерянными. Но они выросли в меру возраста Христова. И это очень утешает и обнадеживает. Значит, и мы можем из ленивых зрителей, скучающих над страницами Священного Писания, стать помощниками Христовыми, горячими последователями Спасителя. Каждый из нас имеет возможность благой перемены.
Надо поставить себе вопрос. В евангельской картине я сейчас кто? Я гонитель? Я безучастный? Я друг Христов? А если друг, почему мне с Христом скучно?
Вот это то, о чем нам предлагает Церковь поразмыслить в особенности в первые дни Великого поста. Торжество Православия – это торжество людей, которые себя в евангельской сетке координат нашли, и больше ничего им искать было не нужно, потому что они услышали глаголы Жизни Вечной.