11 февраля, воскресенье
Неделя о Страшном Суде
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Последняя неделя перед началом Великого поста в церковном календаре называется Неделей о Страшном Суде. Апостол и евангелист Матфей рассказывает о том, как Спаситель разделит праведных и грешных. И критерий, по которому Он это будет делать, прост: «Ты не пришел ко Мне, когда Я был болен, ты не посетил Меня в темнице, ты не одел Меня, когда Я был нагим». И пойдут грешники в муку вечную.
Мы, слушая этот хорошо знакомый нам евангельский текст, никак не хотим увидеть связь между ним и самими собой. Где те нагие и голодные, которых мы должны обогреть и накормить? Нам самим бывает порой очень бедно и трудно жить. Что это за тюрьма, узников которой мы должны посетить? Нам собственный дом порой горше тюрьмы. Как, Господи, Ты от нас можешь всего этого требовать? Где, когда мы сможем Тебе послужить так, чтобы получить часть одесную, среди Тех, кого Ты избрал? Ведь у нас ничего нет, никаких к тому средств.
И вот выясняется, что все то, что мы делаем в своей жизни дурного, – все это и есть «не помочь Господу». Когда мы лжем, сваримся, хитрим – все это и есть «не послужить Ему».
Да, конечно, нужно делать добрые дела. Но нельзя завести дневник и в нем писать: сегодня я то-то и то-то хорошее сделал. Если мы такой дневник заведем, это значит, что мы станем делать добрые дела по обязанности, для галочки. А весь наш великопостный настрой, вообще вся жизнь христианина должна быть построена на ином начале. Нам должно быть страшно и больно обидеть Христа, причинить Ему страдания. Потому что всяким своим злом мы соубиваем Господа.
Пост наш и служение наше не страхом должны быть продиктованы, а тем, что Христос нам родной. Нельзя обидеть родного, самого близкого. Мы иногда в запальчивости, в глупости своей это делаем. Господи, прости нас. Но сделай так, пожалуйста, чтоб мы никогда волею не смогли против Тебя пойти.
Пусть наш предстоящий пост будет временем выковывания внутреннего мира. Пусть нас оторопь возьмет от того, как часто мы поднимаем руку на Христа. Когда мы блудим, обижаем, пьянствуем, лжем, мы не просто совершаем неблаговидные поступки – мы поднимаем руку на Христа. Пусть рука у нас не поднимется. И не только во время Великого поста. Пусть пост только размягчит сердце наше к тому, чтобы Христа чувствовать как самого близкого, как Того, Кто в нашу жизнь не вторгается, не меняет нас по Своей прихоти, но, любя нас такими, какие мы есть, напоминает, что мы много лучше, чем сейчас может показаться.
Зная все это, выслушав сегодня притчу о Страшном Суде, не будем искать себе какого-то особого христианского занятия. Все, что мы делаем каждодневно, – все может быть служением Спасителю. Кому-то пожелать доброго утра, кому-то помочь улыбнуться. Ничего не надо придумывать. Надо то простое, что нам доверено, делать ради Христа. И тогда мы не будем бояться Господа как Мздовоздаятеля, Грозного Судию. Но будем бояться обмануть Его любящее к нам доверие.