© Виктор Кротов, 2017
ISBN 978-5-4483-3183-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На обложке: фото из семейного архива.
Прививки без уколов
Вряд ли кому-нибудь хочется, чтобы дети, которых он воспитывает, выросли жадными и завистливыми. Но как помочь ребёнку избежать возникновения и закрепления этих свойств? Ведь в начале жизни они могут выглядеть вполне естественно, забавно и даже обаятельно. Вот были бы такие профилактические прививки, как для физических болезней, – чтобы сделать укол и знать, что риск сведён к минимуму…
Такие прививки известны в воспитании. Это личный пример, это моральный климат окружения и прочее. Что ж, сказочная педагогика – ещё одна из таких вакцин. Играя с малышом, она незаметно ориентирует его, делая более привлекательными одни модели поведения и менее привлекательными другие. Лучше всего, если она делает это без прямого морализаторства (то есть без уколов), а побуждает ребёнка самому определять своё отношение к тому или иному персонажу, к той или иной ситуации.
Личное отношение тем и важно, что даже взрослый далеко не всегда может уверенно диагностировать жадность или зависть. Нам всем, выросшим больше или выросшим меньше, зачастую приходится разбираться, с чем мы имеем дело. К такой внутренней работе и стоит приобщать ребёнка самыми разными способами. Например, вместе переживать и обсуждать ситуации, встречающиеся в жизни. Или те, которые предлагает сказка.
При обсуждении этих ситуаций мы не будем заглушать неуверенный голос ребёнка своим авторитетным назидательным тоном. Не будем опережать его, задавая нужное понимание прочитанного. Не будем декларировать мораль, которую, на наш взгляд, автор забыл вставить в сказку. Вакцины сказочной педагогики лучше действуют без уколов.