Глава 2
Заливистый звонок сообщил об окончании последнего урока. Громкий топот, похожий на гул проходящего мимо поезда, раздался в школьных коридорах. Через полчаса умиротворяющая тишина расползлась по всей школе.
За окном шел дождь. По серому окну мелкие капли догоняли друг друга и, увеличивая скорость, стремительно сползали вниз. Елизавета Викторовна, стоя у окна, наблюдала за дождем. Множество разноцветных зонтов разными потоками спешило по тротуарам. Машины резко прибавляли скорость на мигающий желтый сигнал светофора. Монотонная серая туча низко нависла над городом и расползлась по всему небосводу. Все вокруг бежали, спешили, чтобы поскорее спрятаться от пронизывающих насквозь дождя и ветра.
Звонкий стук каблуков в коридоре пробудил Елизавету Викторовну. Шаги стихли, и дверь открылась. В кабинет вошла Елена Анатольевна – классный руководитель одиннадцатого «А» класса:
– Елизавета Викторовна, вы почему не спешите домой? Уроки уже закончились, можно и отдохнуть! – она прошла к своему столу.
– У меня через час урок с Верой Смирновой. Решила подготовиться здесь и отсюда отправиться к ней домой, – учитель отошла от окна. – Вот только погода оттягивает нашу встречу и замедляет время.
– Хорошая девочка. Я пару раз заменяла Любовь Александровну. Понравилось работать с Верой. Она замкнута, не особо разговорчива, но если слово, то только по делу. Память отличная. Схватывает налету! Порой хочется, чтобы все здоровые дети были такими голодными на знания и учебу, – Елена Анатольевна собрала вещи, заглянула в шкафчик стола. – Вроде ничего не забыла. Я побежала, а вам отличного урока! Не волнуйтесь, все будет хорошо!
– Спасибо, Елена Анатольевна! До свидания! – поблагодарила Елизавета Викторовна с улыбкой.
– До завтра! – Елена Анатольевна быстрыми шагами направилась в сторону двери и остановилась. – Дам еще небольшой совет: во время домашних уроков при себе лучше иметь мятную жевательную резинку или леденцы, – учитель улыбнулась и вышла из кабинета.
Елизавета Викторовна достала из сумки телефон и посмотрела на часы. Время приближало встречу с Верой. Она положила в сумку ежедневник и снова включила телефон, чтобы уточнить время. Пора выходить.
Осенние дожди никогда не нравились молодой учительнице. До начала урока оставалось полчаса, и она решила прогуляться пешком. Полупустые тротуары. Безграничные лужи и дождевые потоки соединялись воедино, заполняя все пространство для пешеходов, образуя океаны на улицах города. Крупные капли разбивались о зонт и разлетались в стороны.
На следующем перекрестке нужно было повернуть направо. На светофоре пролетающие мимо машины обливали водой всех без разбора. «На крупных перекрестках можно и притормозить», – вертелось в голове педагога. Но всеобщая спешка расставила все на свои места. Учительница свернула налево и прошла еще один квартал, после которого снова повернула, но уже в правую сторону.
Пятиэтажная панелька. Второй подъезд. Елизавета Викторовна набрала на домофоне цифру двадцать два и стала ждать ответа.
– Кто там? – спросил женский голос.
– Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Викторовна. Я – учитель литературы, к Вере, – с паузами, выделяя каждое слово, ответила Елизавета Викторовна.
– Ах, да! Входите. Мы на третьем этаже!
Дверь открылась, домофон пропел свою песнь победы. Считая каждую ступеньку, молодая учительница поднялась на третий этаж. Центральная квартира. Звонок. Щелчок ключа, и дверь квартиры открылась. Резкий запах огромной волной выкатился в коридор и ударил в нос Елизаветы Викторовны. Она сделала глубокий вдох, оставаясь в коридоре, и тут же вспомнила про совет коллеги. Но ни жевательной резинки, ни леденцов в сумке не оказалось.
– Здравствуйте! – с улыбкой произнесла Елизавета Викторовна.
– Здравствуйте! Проходите! Мы как раз вас ждем! – женщина средних лет поспешила впустить учителя домой. – Обувь можно не снимать, я сейчас постелю половичок.
Она постелила разноцветную дорожку – половик:
– Пойдемте за мной, – учительница пошла следом, – а вот наша Вера, – женщина указала на диван, стоящий возле окна. – Вера, поздоровайся, пришел твой новый учитель по русскому языку и литературе, – мама девочки повернулась к учительнице. – Познакомьтесь поближе без меня. Присаживайтесь вот на это кресло, – она указала на мягкое кресло красноватого оттенка с затертыми боковушками.
Елизавета Викторовна присела на кресло, достала ежедневник и ручку из сумки. Взгляд учителя скользнул по дивану и остановился на хрупком теле девушки. Под теплым пледом неподвижно лежала русая девчонка, прикованная к постели. Тонкие длинные пальцы и руки раскинуты поверх покрывала. Волосы забраны в аккуратную и длинную косу. Бледно-серые большие глаза девочки, подчеркнутые яркими черными ресницами и бровями, не останавливались, рисуя на потолке непонятные фигуры. Еле слышно и заикаясь, она произнесла:
– Добрый день! Меня зовут Вера.
Учительница не ожидала первого шага от девочки и немножко смущенно ответила:
– Здравствуй, Вера! Меня зовут Елизавета Викторовна. Я твой новый учитель, – отчетливо и с паузами произнесла учительница. – Как ты поживаешь?
На лице девочки появилась улыбка, показавшаяся учительнице усмешкой:
– У меня все лучше всех! – машинально и без заиканья произнесла девчонка.
– Отлично! Мы начинаем новый учебный год, – поспешила сменить тему учитель. – Поздравляю тебя с успешным окончанием основной школы! Давай двигаться дальше к новым знаниям! Сегодня у нас урок литературы, и мне хочется вспомнить с тобой, что ты изучала в девятом классе. Расскажи, какие произведения ты запомнила?
Глаза девочки увеличили скорость движения. Через небольшую паузу она заговорила, тихо и заикаясь:
– Произведения, – она замолчала, а взгляд остановился в одной точке, – «Онегин», «Горе от ума», были «Мертвые души», были различные стихи, но лучше хорошенько подумать, чтобы все вспомнить.
– Очень хорошо! Книги тебе читает мама? – поинтересовалась Елизавета Викторовна.
– Да, когда у неё есть свободная минута или накануне урока, если не успели заранее, – глаза восстановили движение.
– В этом году тебе предстоит изучить большие по объему произведения, мы обговорим с твоей мамой подготовку домашних заданий.
Девочка промолчала. Елизавета Викторовна посмотрела на часы, висевшие на стене напротив. С начала беседы прошло всего пятнадцать минут, впереди оставалось еще целых полчаса. Учительница открыла ежедневник и серьезным голосом озвучила тему урока: «Русская литература девятнадцатого века». Она напомнила важные исторические моменты того времени. Плавно от истории Елизавета Викторовна перешла к литературе, объясняя, что эти предметы тесно переплетаются друг с другом, а в итоге рождают на свет новые произведения. Только прочитав художественную или историческую литературу тех или иных лет, можно с легкостью стать участником этих событий. Взгляд Веры все так же быстро бегал по потолку, периодически останавливаясь и продолжая движение.
– Все эти события ты изучала на уроках истории, они тебе должны быть знакомы. Наша задача – проследить, как с историей меняются направления литературы и стили писателей, – Елизавета Викторовна посмотрела на часы, урок подошел к концу.
Во время урока Вера не произнесла ни слова. Поднимаясь с кресла, учительница заметила маму Веры, которая находилась все это время у двери на краю другого дивана.
– На сегодня у нас все. В спешке совсем забыла с вами познакомиться, – Елизавета Викторовна остановилась у мамы девочки.
– Меня зовут Ирина Сергеевна. По поводу произведений для домашнего чтения: было бы лучше получать эти задания чуть-чуть заранее, чтобы мы успевали их осилить и находили для них время. Наш день быстро пролетает: встречу с учителями сменяет встреча с врачами, и наоборот, и так каждый день.
– Конечно! Постараюсь напоминать вам о чтении заранее, – учительница дошла до входной двери. – Увидимся в среду! До свидания!
– Всего вам доброго! – попрощалась Ирина Сергеевна.
Дверь закрылась. Легкие учительницы с жадностью непрерывно захватывали воздух в коридоре, щеки постепенно краснели и начинали гореть. В её голове перематывался весь урок с начала и до конца. Ей показалось, что кто-то посторонний проник внутрь тела и оказался на кресле рядом с хрупкой девочкой. Быстрыми шагами она спустилась вниз к выходу.
Дождь на улице не прекращался, тяжело и быстро ударяясь о землю, крупные капли разлетались в разные стороны. Учительница раскрыла зонт и направилась в сторону ближайшей автобусной остановки. Через пару шагов она остановилась, закрыла глаза и почувствовала, как жадно нос забирает потоки воздуха вовнутрь. Воздух проникал в легкие и быстро-быстро распределялся, разнося тепло в каждую часть тела. За глубоким вдохом следовал плавный и мягкий выдох. И все сначала. Елизавета Викторовна почувствовала умиротворение и расслабление: в ней родилось огромное желание дышать. Просто стоять на одном месте с закрытыми глазами и жадно глотать воздух, словно рыба на суше. Она открыла глаза и продолжила свой путь.
Подходя к дому, Елизавета Викторовна почему-то вдруг захотела прочувствовать дождь. Она закрыла зонт. Крупные капли в одно мгновение покрыли её лицо, но она старалась не замечать этого. В голове проснулись воспоминания о летних дождях детства. Наперегонки с друзьями они бежали от одной лужи к другой, и побеждал тот, кто быстрее остальных пробегал по всем лужам и возвращался под деревянный грибок в песочнице. После дождя, насквозь промокшие, они ждали солнца, чтобы оно согрело своими теплыми лучами и высушило одежду. Елизавета Викторовна подняла голову вверх, чтобы посмотреть на серое тусклое небо. Оно показалось ей не таким уж и серым, а даже слегка голубоватым и притягательным. Небо уже не расползалось монотонной завесой, а наоборот, состояло из легких воздушных частей – облаков. Оно манило своей легкостью и бесконечностью. Бесконечно, как море, как океан, когда стоишь на берегу и не ощущаешь границ и размеров. Облака с синеватым оттенком все больше напоминали о море. Две пленяющие и недосягаемые стихии. Каждая из них имеет свой характер, который, подобно взмаху крыльев бабочки, меняется в одно мгновение. В погоне дней и в повседневной рутине мало кто замечает, что даже во время дождя облака все так же спешат куда-то и небо меняет свои очертания каждую минуту и каждый час. Так же и море. Потоки и течение воды из центра глубин создают волны и всплески, а те в свою очередь спешат быстрее добежать до берега, приводя водную гладь в движение.
Открыв дверь в квартиру, Елизавета Викторовна почувствовала аромат уюта и тепла.
– Привет, я дома! – проходя в ванную, поздоровалась Лиза.
– Привет! – Алексей вышел из комнаты и пошел за женой. – Ну и погодка сегодня, только дома сидеть. Забыла зонт? Ты вся промокла! Переодевайся скорее, я поставлю чайник. – Он ушел на кухню, а Лиза улыбнулась отражению в зеркале.
После и она прошла на кухню, где на столе её ждал горячий липовый чай.
– Как прошел урок «икс»? Все хорошо, волнения позади?
– Именно об этом я сейчас думаю, – учительница обхватила кружку с чаем двумя руками. – На протяжении всего урока я постоянно чувствовала свое сердцебиение, оно заглушало мой голос, – Лиза на минуту замолчала. – Ты знаешь, она совсем прикована к кровати. Её пальцы, они такие красивые и в то же время такие отталкивающие. Маленькие косточки, обтянутые тонким слоем кожи. Лишь иногда они непослушно вздрагивают и ложатся на место.
– Этого и следовало ожидать. Ты, видимо, не так все представляла.
– Эта встреча напомнила мне одного мальчишку, жившего в нашем дворе. Каждый день он гулял вокруг дома, катя перед собой инвалидное кресло и с трудом переставляя ноги, – Лиза замолчала, словно просматривая воспоминания, – все над ним смеялись. Всегда. Каждую прогулку. Зимой вдобавок к насмешкам в него летели снежные комки, – её взгляд замер, казалось, если до неё дотронуться, то она проснется. – Мне всегда было так жалко его. Хотела подойти, хотела кричать от его боли, но я молчала и уходила в сторону. Желание заговорить вспыхивало внутри меня каждый раз при встрече, но голова наклонялась вниз. Я шла дальше. Однажды я возвращалась домой из школы. Он проходил мимо моего подъезда, наши взгляды пересеклись. Я не смогла оторвать свой взгляд от этих серых и бесконечных глаз. В уголках его губ скопилась белая пена. Мне показалось, что его рот открывается и он пытается что-то произнести. Мое сердце забилось сильнее, а пульс ощущался даже на кончиках пальцев. Я испугалась и забежала в подъезд. Перед сном я не могла избавиться от этих серых глаз, – взгляд оторвался от пола, Лиза словно проснулась и ожила.
– И что же случилось с этим парнишкой дальше?
– В целом ничего, точнее, я не помню всех подробностей. Он продолжал гулять, а когда болел, то его долго никто не видел. Возвращался. А потом мы повзрослели и не обращали на него особого внимания.
– Ему с вами было интересно и весело. В вашей недружелюбной компании он чувствовал себя живым и обычным! – Лиза непонимающе посмотрела на мужа. – Иначе его прогулки не повторялись бы каждый день.
Алексей встал со стула и присел на диван поближе к жене. Она посмотрела на него, неожиданно из неё вырвался тот крик от боли другого человека:
– Вера молчит! Хотя бы кивок, хотя бы понимающий взгляд! Понимает ли она, о чем я говорю? Этот урок длился бесконечно! Мне тяжело туда возвращаться! А этот тяжелый воздух, который сжимает грудь и от которого так трудно дышать! Я уже не хочу завтрашнего дня, ведь послезавтра снова наша встреча, – по лицу учительницы потекла одинокая слеза.
– Ну что ты, Лиз! Пей чай, он поможет тебе успокоиться и согреться после такого дождя! Все будет хорошо, я рядом, – он нежно обнял жену и положил её голову на свое плечо.