Вы здесь

Есть такой театр…. Тридцатые годы (П. Е. Тихомиров, 2013)

Тридцатые годы

В сезон 1931–32 годов главным режиссёром театра становится Геннадий Андреевич Мирский. Он учился в Москве на драматических курсах школы Адашева. Затем работал в труппах Нижнего Новгорода и Рыбинска, Харбина, Благовещенска и Владивостока. С 1918 года стал заниматься режиссурой, потом руководил театрами Ярославля, Архангельска, Чернигова, Брянска… В Грозном он интересно поставил «Страх» А. Афиногенова, «Хлеб» В. Киршона и бессмертную комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». В советских пьесах у Мирского ярко играли К. Суковская, В. Мельников, Н. Васильева, Г. Глебов, А. Селезнев… В «Ревизоре» блистали актеры: в роли городничего Сквозника-Дмухановского И. Любич (в будущем народный артист УССР), Анны Андреевны – Т. Коренцова, их дочери Марьи Антоновны – Т. Будкевич. Ярчайший образ Хлестакова создал В. Мельников. Кроме основного состава был ещё и вспомогательный. Это говорит о том, что театр мог брать в репертуар пьесы с массовыми действиями. 10 февраля 1932 года состоялся первый юбилей театра. По этому случаю состоялось торжественное заседание, как полагалось, с речами и поздравлениями, а потом были сыграны 2-й акт «Пурги», 7-я картина «Страха» и монтаж спектакля «Ревизор», сделанный Г. А. Мирским.

Зрителю нравилось видеть на сцене тех, с кем он постоянно встречается на улице или на работе, но манило их все-таки в театре не повседневное.

Конечно, актёрам было куда интереснее играть пьесу Гоголя. Эпоха, костюмы, манеры, иная речь – всё то, по чему истосковались трамовские артисты, да и зрители тоже. Артисты всех поколений принимали участие в этом спектакле. Надо сказать, что число артистов в труппе было вполне достаточным для того, чтобы позволить режиссёру ставить впечатляющие массовые сцены.

Любич очень выразительно сыграл Владимира в «Пурге» и Романова в «Хлебе», но в «Ревизоре» артист просто «купался» в роли, переходя из одного состояния в другое. Мельников тоже отдавал предпочтение Хлестакову, хотя был убедителен в роли Бородина в «Страхе».

Зрителю хотели дать увидеть на сцене праздник.

В середине тридцатых годов в спектаклях проявляется ярко выраженная романтическая струя, приподнятость сценических образов. Обращаясь к героике Октября и Гражданской войны, к зарубежной классике, театр стремился к вдохновенной интерпретации событий, к приподнятой и романтической трактовке характеров героев. Многие спектакли были решены в жанре психологической драмы. Актёры и режиссёры весь талант направляли на правдивое изображение и жизни, и характеров. Но в это время советский театр вступил в сложную пору своего существования.


Новым событием, уже без Мирского, стала постановка китайской сказки Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Прошло одиннадцать лет с тех пор, как Евгений Багратионович Вахтангов поставил её в театре, теперь носящем его имя. В периферийных театрах практиковалось ставить спектакли «по мизансценам» известных столичных театров. Владимир Утешинский поставил собственный, оригинальный спектакль – правда, от музыки Н. Сизова и А. Козловского отказаться не смог. Конечно, режиссёр находился под гипнотическим обаянием вахтанговского спектакля, известного зрителям не одного поколения. В каждом времени у «вахтанговцев» была своя принцесса Турандот – Цецилия Мансурова, Валентина Вагрина, Галина Пашкова, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Анастасия и Марианна Вертинские, Марина Есипенко… В спектакле грозненцев китайскую принцессу играла З. А. Лихолет. В ней было что-то задиристо-хулиганское, капризное и изящное. Не зря следующая роль артистки тоже стала яркой и заметной – Санька в «Интервенции» Л. Славина.

1933 год. Новые артисты, новые спектакли. Итак, была поставлена «Интервенция» – с одесским колоритом и подпольщиками. Пьеса «написана о французской армии в Одессе 1919 года. Здесь было всё: кабачок с варьете и горячительными напитками, штаб интервентов, подпольный областком и конечно же большевики. Одна из удач драматурга – Селестен, французский солдат-балагур (артист Молотов) и бандит Филька-анархист (Ю. Н. Петровский). Постановке удалось передать многонациональный колорит города и его жителей.

Центром спектакля режиссёр делал Л. В. Лович в роли француженки Жанны Барбье и Е. Т. Ленского, сыгравшего Бродского. Оба были интересны и убедительны в своих ролях не менее, чем Ю. Н. Петровский в роли Фильки-анархиста и В. А. Стрельбицкий, игравший Женю Ксидиас. Постановка пьесы Славина, как и фильм Геннадия Полоки, с Владимиром Высоцким, Ольгой Аросевой, Юлией Бурыгиной, Ефимом Копеляном и Валерием Золотухиным, вызывала много споров: на чьей стороне быть – подпольщиков или белых? Не случайно фильм много лет пролежал «на полке» перед тем, как выйти на экраны. В декабре Е. Т. Ленский поставил пьесу Б. Шоу «Ученик дьявола», причем сыграл в ней главного героя – Ричарда. Прекрасное знание литературы и столичная выучка позволили Ленскому сделать интересные спектакли. Во многом он был последователем эстетики Александра Таирова и Алисы Коонен, с которыми несколько лет работал в Камерном театре и ездил с ним на длительные зарубежные гастроли.

Сезон стал заметным и примечательным ещё и благодаря появлению в труппе артистки Валентины Иосифовны Никитиной. До Грозного она играла в театрах Ростова-на-Дону, Херсона, Харькова, Махачкалы. Артистка всегда стремилась к свежему восприятию и воплощению своих ролей. На заре театральной юности состоялся её разговор с известным провинциальным режиссёром Г. С. Свободиным.

– Я не могу играть те роли, которые вы мне поручаете. Не верю в то, что играю. Не могу лгать со сцены.

– Но ведь вы имеете успех, – утешал её режиссёр.

– Всё это обман.

– Чего же вы хотите?

– Хочу играть роли характерные, бытовые. Старух буду играть.

– Какая же из вас старуха, ведь вы так молоды?

– Давайте попробуем.

Так родилась артистка, которую мечтали видеть в своих труппах десятки провинциальных театров. Начав с молодых лет играть роли старух, Никитина всегда была востребована в пьесах Островского, а её кумушки, матушки и свахи становились любимыми персонажами зрителей, рукоплескавших актрисе. Этот удивительный дар – играть старух – поставил Валентину Иосифовну в один ряд с такими выдающимися артистками, как, М. А. Блюменталь-Тамарина, В. Н. Рыжова, Е. А. Корчагина-Александровская. «В сентябре 1934 года поезд привез меня из Грозного в Калугу», – вспоминала Никитина. В этом городе она стала не только почётным его гражданином, но и народной артисткой РСФСР.

Вскоре в театре появился интересный артист – Зиновий Бестужев. Пресса восторженно писала о его Арсении в «Скутарском» Л. Леонова, а вскоре артист, как и Ленский, поставил несколько спектаклей, среди которых явно выделялся «Дорога цветов» В. Катаева. В этой постановке Бестужев сыграл главного героя Завьялова.

Советский театр требовал новых пьес. В Москве Николай Павлович Охлопков у себя в Реалистическом театре поставил «Аристократов» Н. Погодина – пьесу о строительстве Беломорско-Балтийского канала, о зэках и бандитах, ворах и проститутках. «АРИСТОКРАТЫ» шли на сценах чуть ли не всех театров страны

Грозный не стал исключением. В марте 1936 года А.А. Иванов показал грозненцам свою постановку. И, хотя её героями были настоящие воры и проститутки. Драматург и театр романтизировали их, и зритель верил, что и такие люди, как Сонька-уголовница (А. Т. Неведрина) и главный герой – рецидивист, «вор в законе Костя-капитан (В. И. Флоринский), могут переродиться. В исполнении Флоринского Костя – человек талантливый, и это проявлялось особенно во второй половине спектакля, когда Костю назначают руководителем работ на строительстве канала. В ролях уголовников были очень запоминающимися А. Н. Воробьёв (Берет) и Л. Б. Чиниджанц (Лимон). Начальника лагеря Громова очень сдержанно и в то же время ярко играл И. В. Загорский.


…Надо сказать, что с появлением в театре Л. Чиниджанца, А. Неведриной, В. Флоринского, А. Воробьева, И. Загорского в труппе сформировался очень сильный и разнообразный актерский состав. Неведрина и Воробьев после странствий по театрам страны через несколько лет снова приедут в Грозный и на какие-то годы займут в театре ведущее положение. Зрители не могли отдать предпочтения кому-то одному из исполнителей – будь то Загорский в роли Громова, или Неведрина (Сонька), или Флоринский (Костя-капитан), Воробьев (Берет) или Чиниджанц (Лимон).

В спектакле «Семья Волковых» Давурина кроме уже известных Неведриной (Елена Сергеевна) и Воробьева (Сазонов) появились яркие актёрские работы Б. Г. Кеворкова – в роли Волкова – и А. М. Южной, сыгравшей Веру.

Вновь театр обратился к пьесе «Интервенция». Иванов назначил на роли подпольщиков А. Т. Неведрину, Л. Б. Чиниджанца, И. В. Загорского, а французов играли А. Н. Воробьев и Б. Г. Кеворков. Как всегда, одной из центральных фигур спектакля стал Филька-анархист, на сей раз в исполнении В. Я. Смагина.

В Грозненском театре тех лет расцвёл талант молодой актрисы Галины Базий. В спектакле В. Утешинского «Слава», по пьесе В. Гусева, она сыграла Наташу, а вскоре в «Егоре Булычове и других» – Антонину Достигаеву, декадентку с изломанной трагической судьбой. Кто мог подумать тогда, что Галина Базий через много лет, работая в Ростовском театре Красной армии, встретит замечательного советского писателя Виктора Некрасова и они полюбят друг друга. Потом в её жизни будет театр Кривого Рога, где актриса сыграет много интересных ролей, среди которых будет Васса Железнова. После супруги окажутся в Киеве, откуда эмигрируют во Францию. Сегодня их имена выгравированы на памятнике на русском кладбище Сен Женевьев де Буа. Вот и ещё одна судьба, связанная с городом Грозным как началом творческой жизни.

Раз уж был упомянут спектакль «Егор Булычов и другие», по пьесе М. Горького, то стоит сказать, что в нём играли Неведрина (Варвара), Кеворков (Лаптев), В. И. Белов (Мокроусов), Н. И. Волынская (Шурка). Заглавного героя Егора Булычова М. М. Климов играл ярко, открыто, по-горьковски немного размашисто. Он же сыграл Муромского в спектакле В. Утешинского «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.

Устав от спектаклей-агиток, грозненский театр начал обращаться к классике. Последовала череда постановок иного репертуара. «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» В. Шекспира и, наконец, «Маленькие трагедии» («Скупой» и «Каменный гость») А. С. Пушкина, которые театр подготовил к столетней годовщине со дня смерти великого поэта.

А.А. Иванов точно, с режиссёрской скрупулёзностью проработал как роли Барона (Флоринский) и Альберта (Воробьев) в «Скупом», так и донны Анны (Неведрина) и Лепорелло (Флоринский). Главным же лицом спектакля стал Дон Гуан в исполнении артиста Тривэ. Эта фамилия появляется во многих главных ролях репертуара Грозненского театра той поры. Неясно, узнаем ли мы когда-нибудь имя артиста Тривэ – пожелтевшие страницы с рецензиями донесли до нас лишь яркую, загадочную и очень театральную его фамилию.

В пьесе В. Шекспира М. И. Волынская играла сразу две роли: влюблённую в герцога Орсино Виолу и её брата Себастьяна, который женится на Оливии. А. М. Южная была необычайно хороша в роли Оливии: женственна и неприступна. Одного из главных персонажей спектакля, шута Фесте, сыграл артист с ярчайший индивидуальностью – В. Я. Смолин. Владимир Утешинский сделал спектакль с огромным вкусом.

В конце 30-х годов театр расставался со своим коммерческим прошлым, вернее, завершился процесс, начавшийся почти десять лет назад, но теперь в провинции решили полностью стационировать театры. До того действовала старая, проверенная, разумная система контрактов на сезон. Если артист «проходил» в городе, то с ним продлевали договор ещё на год. Как правило, артисты более трёх сезонов в одном театре не оставались. Таким образом балласт сводился к минимуму, и даже очень талантливый актёр должен был трудиться в театре с полной отдачей творческих сил: никто не мог гарантировать себе постоянного существования в каком-то театре.

Во все времена существовала актёрская биржа, узаконенная лишь наполовину. Эта самая биржа не имела постоянного места в Москве, а ютилась по разным дворам и небольшим клубам. То она располагалась на Софийской набережной, то у Рижского вокзала на Переяславской улице, потом побывала на Никольской и, наконец, обосновалась в летнем саду «Буревестника» у Самарского переулка. Биржа – наследие дореволюционной России – доживала свой век. В стране начиналось стационирование театров.

В Грозном, где театр любили, тоже была сформирована постоянная труппа.

Художественным её руководителем и главным режиссёром был назначен С. Я. Ступецкий. В театре были и другие постановщики – выходцы из артистов. Они совмещали свою основную, актёрскую, профессию, с режиссурой. Так, среди них основным режиссёром был Е. В. Свободин, а А. И. Голубев, В. А. Стрельбицкий и Г. Г. Элимахов были обычными постановщиками. Заведующим музыкальной частью стал композитор А. М. Халебский, главным художником – И. Я. Белоусов, очередным художником – В. Ф. Конов, хореографом – Н. В. Уральская.

Сильной, способной играть разный репертуар была труппа первого сезона. Женский состав: С. И. Александрова, М. И. Волынская, Е. М. Гусачёва, М. П. Долинская, Р. Н. Дымская, Е. Г. Евгеньева, Е. Д. Зорина, Б. И. Макучинская, М. М. Медведева, Л. Д. Можаровская, В. А. Попова, К. И. Смирнова, В. Я. Соловьева, В. И. Стрельбицкая, Н. В. Уральская; Мужской состав: И. С. Динар, А. И. Голубев, П. П. Измайлов, Н. В. Картанов, П. Г. Клементьев, М. И. Колотилин, Б. Н. Князев, Л. В. Кузяев, В. Н. Нельский, М. Н. Немцов, Л. С. Нечаев, С. И. Обухов, Г. Н. Пискунов, Е. В. Свободин, Р. П. Сорокин, В. А. Стрельбицкий, В. В. Стрельбицкий, Г. В. Соколов, Н. Н. Сухов, А. А. Трухачёв, М. М. Хохловкин, В. И. Чернышев, А. А. Чечельницкий, В. И. Шалыгин, В. А. Шагов, П. М. Шуклин, Г. Г. Элимахов, Ю. В. Юровский.

Именно в таком составе 5 ноября 1938 года, накануне XIX годовщины Октябрьской революции, состоялось открытие в Грозном русского драматического театра. Пьесу для торжества выбрали соответственно случаю – «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина. Так впервые на грозненской сцене предстал образ пролетарского вождя. Его исполнителем был А. И. Голубев. С тех пор Лениниана прочно вошла в репертуар грозненцев: «Кремлёвские куранты», 1941 г. (Ленин – А. И. Голубев), «Семья» И. Попова, 1952 г. (в роли Володи Ульянова В. М. Пётрушкин и Н. Р. Родин), «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1956 г. (в роли Ленина В. Н. Оглоблин и А. И. Фомин), «Вечный источник» Д. Зорина, 1958 г. (В. И. Ленин – Г. А. Гладких), «Третья патетическая», 1960 г. (Ленин – В. Н. Оглоблин), «Между ливнями» А. И. Штейна 1967 г. (Ленин – Л. С. Куклин и В. Н. Оглоблин), «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова (в роли В. И. Ленина В. Д. Панов).

Первый сезон русского театра сумел заинтересовать грозненцев своим репертуаром. Кроме «Человека с ружьём», в котором была занята вся труппа театра, на афише значились «Гроза» А. Н. Островского с Е. Г. Евгеньевой в роли Катерины; «Мачеха» О. де Бальзака, где в роли Гертруды выступила Е. М. Гусачёва; «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. Гедеонова – с Е. В. Свободиным в роли Иоанна Грозного и Е. Г. Евгеньевой в заглавной роли. В первый сезон были поставлены две пьесы В. Шкваркина: «Чужой ребёнок» и «Простая девушка», «Честь» Г. Мдивани и «Мещане» М. Горького.

Пьеса А. Островского и С. Гедеонова «Василиса Мелентьева», написанная ими в 1867 году, имеет блистательную историю на русской сцене. Её дебют состоялся в Москве, в Малом театре, и петербургском Александринском. В основе сюжета всего лишь один эпизод, свидетельствующий о противоречивой личности Ивана Грозного. В исполнении Е. В. Свободина Иван Васильевич не только царь, обуреваемый подозрительностью, склонный к необузданным вспышкам гнева – но в сцене с боярами на престоле мудрый государственный деятель, способный подавить свой неуемный темперамент. Однако страсть всё же берет верх над разумом: по ложному навету слуги Кулибина осужден на смерть князь Воротынский (Л. С. Нечаев). Интриги, как клубок змей, опутывают Ивана Грозного. На его подозрительности играют Малюта Скуратов (П. П. Измайлов) и местная «леди Макбет» Василиса Мелентьева (Е. Г. Евгеньева). Именно они делают жертвой царицу Анну Васильчикову (С. А. Александрова). Но это не принесет счастья ни самой Василисе, ни исполнителю её злой воли Андрею Колычеву (В. Н. Нельский). Е. Г. Евгеньева играла Василису человеком с исковерканной душой, которую сгубила жизнь в царских палатах, куда она-то как раз попала случайно. Артистка играла вот этот самый шаг от Василисы до царицы. Анна Васильчикова и её мамка – жертвы придворных интриг тоже вели борьбу за своё право быть при царе. Спектакль, поставленный А. И. Голубевым, пользовался огромным успехом.

Спектакль по пьесе А.Н. Островского «Гроза» появился в том же 1945 году.

В Катерине (Е. Г. Евгеньевой) страстно и мощно зазвучала основная тема постановки – протест против духовного насилия над человеком. Обличителем, а не мечтательным возникал в спектакле Кулигин (Б. Н. Князев, С. И. Обухов). Вызовом всему домострою Марфы Кабановой (М. И. Волынская, Б. И. Макучинская), или, по общему прозванию, Кабанихой, зазвучали образы Варвары (Е. Д. Зорина) и Вани Кудряша (М. М. Хохловкин и Л. В. Кузяев). Ярким и неожиданным стал Тихон (А. И. Голубев и Г. Г. Элимахов), обвиняющий собственную мать в финале спектакля: «Маменька, это вы её погубили! Вы, вы, вы…» Сумасшедшую барыню играла Л. Д. Можаровская, в чьем исполнении это была как бы Катерина, но не бросившаяся за свои грехи в Волгу.

Театр способен был решать любые задачи. Кроме основного состава труппы был ещё и вспомогательный, игравший массовые сцены, необходимые для спектаклей тех лет. Очень значима была работа вспомсостава в «Грозе», где он изображал народ, странниц, купцов и мещан, и в «Василисе Милентьевой», где требовалось большое количество исполнителей бояр, девушек, стрельцов, женской свиты царицы и слуг. Но это, конечно, был антураж к основному – артистам. Вот лишь несколько примеров репертуара ведущих артистов первого сезона. Е. Г. Евгеньева («Гроза» – Катерина, «Похищение Елены» – Елена, «Мещане» – Елена); А. И. Голубев («Гроза» – Тихон, «Похищение Елены» – Густав, «Мачеха» – Вернон, «Чужой ребёнок» – Сенечка Перчаткин); Е. Д. Зорина («Гроза» – Варвара, «Любовь и ненависть» – Айда, «Чужой ребёнок» – Маня); Е. В. Свободин («Мачеха» – Фердинанд, «Любовь и ненависть» – Томаш, «Похищение Елены» – доктор Жермон); Л. С. Нечаев («Гроза» – Дикой, «Мачеха» – генерал Граншан и Тетерев в «Мещанах»); М. И. Волынская («Гроза» – Кабаниха, «Чужой ребёнок» – Ольга Петровна); Р. П. Сорокин («Честь» – Ягор, «Любовь и ненависть» – Курц, «Василиса Мелентьева» – Иван Грозный и «Мещане» – Тетерев); Е. М. Гусачёва («Мачеха» – Гертруда и Елена в «Мещанах»).

По прошествии первого сезона изменился, правда немного, состав труппы. Вот так он выглядел в 1939–40 годы: Е. В. Свободин, Е. Г. Евгеньева, В. И. Белов, А. И. Голубев, Р. П. Сорокин, А. Н. Воробьев, А. Т. Неведрина, П. П. Измайлов, Е. М. Гусачева, Л. С. Нечаев, М. И. Волынская, Е. Д. Зорина, С. А. Александрова, И. Я. Литвинов, В. В. Стрельбицкий, И. М. Кудрявых, М. Н. Немцов, А.Г. Витебский, М. П. Долинская, Н. Н. Арбенина, М. П. Полетаева, А. М. Робсман, К. И. Борщевский, В. В. Львов, Е. В. Григорьева, Ю. А. Ишутин, Б. И. Макучинская, М. И. Колотилин, Л. Д. Можаровская, В. Я. Соловьева, В. И. Чернышев, Г. Н. Пискунов, В. А. Шагов, В. И. Шалыгин, Шабанова, В. А. Цебо, А. П. Тишин, А. В. Бондарев, И. Ф. Чирков, П. Г. Карпов, М. М. Медведева, М. Шкуренко, А. И. Витебская, О. С. Виноградова, Е. С. Михайловская; вспомогательный состав: Н. П. Острикова, К. Г. Арутюнов, В. В. Монос, С. С. Баласанов, В. В. Шиткин, Акопян, Н. П. Кияшко, Пономарев, Н. Т. Щеглов, Мишаков; основной режиссёр – В. А. Шабанов; режиссёры: Е. В. Свободин, А. И. Голубев, К. И. Борщевский; помощники режиссёра: И. Ф. Чирков, С. С. Баласанов. В. А. Шабанов поставил много интересных спектаклей, среди них «Много шума из ничего» В. Шекспира с Е. Г. Евгеньевой в роли Беатриче, а также М. П. Полетаевой и Е. В. Григорьевой в роли её сестры Геро. Заметными в постановке стали Е. В. Свободин (Бенедикт) и А. Н. Воробьёв (Клавдио). Потом были «Разлом» Б. Лавренёва, «Кто смеётся последним» Крапивы, «Павел Греков» Л. Ленча и В. Войтехова, «В степях Украины» А. Корнейчука. Павла Грекова играли В. И. Белов и А. Н. Воробьёв. Эта пьеса была посвящена актуальным проблемам современной жизни. Постановка В. А. Шабанова имела громадный общественный резонанс. Кто же такой этот Павел Греков? Московский комсомолец с Красной Пресни, он едет по призыву партии в дальний Таджикистан, где будет бороться с басмачами. Потом возвращается в Москву и идет работать на крупную стройку, где становится парторгом. Группе врагов, орудующей на стройке, удалось его оклеветать и добиться исключения из партии.

В общем, спектакль о моральной стойкости, воплощенной в главном герое. Интересными актерскими работами стали секретарь райкома Ковалёв (П. И. Измайлов и Л. Н. Нечаев), Попова (А. Т. Неведрина), Настасья Петровна (Н. А. Волынская), Маша Крылова (Е. Д. Зорина), жена Грекова, Звонцова (Е. Г. Евгеньева) и Левицкий (Е. В. Свободин).

Интерес к пьесе В. Киршона и А. Успенского «Константин Терёхин» (Ржавчина) определился не столько её художественными достоинствами, сколько остротой и резкостью поставленных проблем. Действие пьесы происходит в 1926–1927 годах. В центре её образ Константина Терёхина, достаточно распространенного социального типа «революционера» – беззастенчивого демагога и карьериста. В пьесе есть антипод заглавного героя – Пётр Лямин, которому, как и многим другим, непонятна суть нэпа. Спектакль вызвал большой интерес. Театр занял активную гражданскую позицию, и зритель ответил ему признанием.


Е. В. Свободин поставил «Падь серебряную» Н. Погодина, «Сёстры» Н. Назарова и М. Хардина, «Заговор» Н. Вирты, водевиль «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского, где заглавного героя исполнил А. И. Голубев. Действие водевиля происходит в театре. Синичкин мечтает, чтобы его талантливая дочь Лиза дебютировала на сцене. Роль Лизы досталась двум актрисам: Е. Д. Зориной и В. Я. Соловьёвой. Основной темой роли в их исполнении стало чувство невозможности жизни вне театра. Интриганку Сурмилову, влюбленную в князя Ветринского (А. Н. Воробьев и А. П. Тишин) играла Е. Г. Евгеньева. Спектакль стал праздником не только для артистов, но и для зрителей. Перед войной К. И. Борщевским были поставлены «Враги». Этот режиссёр был поборником актерского театра и тяготел к классическому репертуару. Его постановки были основательны и интересны. Именно поэтому, может быть, в его спектаклях артисты сыграли свои лучшие роли: так случилось с В. А. Беловым в «Женитьбе Белугина» (Андрей Белугин), с Е. Г. Евгеньевой в роли Елены Карминой, с М. И. Волынской, игравшей Настасью Петровну, и с Р. П. Сорокиным, игравшим Агишина. Театр задумал поставить «Петра Первого» А. Н. Толстого, «Разбойников» Ф. Шиллера, «Доходное место» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Неравный брак» бр. Тур, «Метель» Л. Леонова, «Полководца Суворова» Бехтерева и Разумовского. Но из-за начала Великой Отечественной войны этим планам не суждено было осуществиться.


Надо сказать, что в Грозном был очень популярен ТЮЗ, где играли замечательные артисты. И, конечно, когда был организован стационарный русский театр, туда из ТЮЗа были приглашены лучшие артисты: Евгения Гусачёва, Леонид Куклин, Турбин, позднее Василий Мельников, Людмила Страхова, Евгений Колосовский, Ольга Решетниченко, Константин Морозов, Анатолий Чернущенко. Очень интересно работали Анна Бочкарёва, Людмила Сторожева и Татьяна Тиллес. Но в 1949 году ТЮЗ сгорел. Некоторые его актеры перешли в русский театр, многие пополнили труппы российских театров других городов – в предвоенные годы в театральной среде существовала добротная конкуренция.

В январе – феврале 1940 года в Грозном состоялся творческий смотр актерской молодежи. В нём участвовали – ТЮЗ, Русский театр драмы и Чеченский национальный театр.

Среди участников смотра режиссёр К. И. Борщевский, художник В. Ф. Конов и артисты Грозненского русского драматического театра: И. М. Кудрявых, А. Бондарев, М. И. Колотилин, В. Шалыгин, В. В. Монсе, В. В. Щиткин, М. Шкуренко, Арутюнов, А. П. Тишин, П. Ф. Чирков, Акопян, Н. П. Кияшко, Мишаков, Г. П. Пискунов, Пономарев, В. А. Шагов, В. И. Чернышёв, Баласанов, Е. С. Михайловская, А. М. Витебская, Н. П. Острикова, М. М. Медведева, О. С. Виноградова, М. П. Полетаева.

В том же году Евгения Евгеньева, Александр Голубев, Анастасия Неведрина, Ольга Решетниченко, Виктор Белов были удостоены почётных званий заслуженных артистов Чечено-Ингушской АССР.

Специально для Е. Г. Евгеньевой режиссёр В. А. Шабанов поставил пьесу Генрика Ибсена «Нора». Когда-то эта ибсеновская драма ставилась специально для Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Представляете, какая у Евгении Евгеньевой была ответственность не только перед зрителями, которые, возможно, и не знали о столь серьёзной преемственности, но и перед собой. Роль Норы стала событием и в жизни московской артистки Софьи Владимировны Гиацинтовой. Евгеньева, ни с кем не вступая в соперничество, искала и нашла свою Нору. Рядом с актрисой были удивительные партнёры В. В. Туров (Хельмер), А. Н. Воробьев (Доктор Ранк) и Е. В. Свободин (Крогстад).

В театре появляется новый для грозненцев артист Пётр Волошин. Его имя много лет занимало не последние строчки афиш московских театров: сначала это был театр «Красный факел», потом московский театр Пролеткульта, два года Волошин проработал в бывшем Театре Корша, а с 1932–35 гг. Камерном, под руководством А. Я. Таирова, ещё три года – в Театре Всеволода Мейерхольда. И вот Пётр Макович Волошин оказался в Грозном, где прослужил до эвакуации театра в Канск. Потом были годы, о которых ничего не известно, а Волошин не любил вспоминать, – годы ссылки. Его имя снова появилось на афише московского театра, носящего имя поэта Владимира Маяковского в 1963 году. Здесь Волошин прослужил десять лет, но роли его были либо без текста, либо в эпизодах и массовых сценах.

В Грозненском театре П. М. Волошин ярко сыграл слугу Гурмыжской, старого Карпа, в комедии А. Н. Островского «Лес», поставленной К. И. Борщевским, где рядом с ним играли любимые грозненцами артисты: Е. Д. Зорина (Аксюша), С. И. Ионов (Пётр), М. И. Волынская (Гурмыжская), Б. И. Макучинская (Улита), а двух странствующих актеров – Счастливцева и Несчастливцева – А. И. Голубев и А. М. Кречетов.


Константин Ведёрников вместе с художником Э. А. Бернгардом подготовили к очередной дате пьесу о Ленине – «Крёмлевские куранты» Н. Ф. Погодина. Но по какому-то непонятному случаю спектакль не могли показать зрителю, так как не получили официального подтверждения на его показ. И вот в Москву полетела телеграмма:

«Москва. Комитет искусств Храпченко

Росискусство Беспалову

«Грозненском театре спектакль “Кремлевские куранты” готов полностью постановщик Ведерников сдача первого октября Ваших представителей нет что делать открытию подготовили “Гибель эскадры” снятие вызвало убытки и простой задержка приёма “Кремлевских курантов” окончательно затруднит финансы театра прошу разрешить принять спектакль Обкому партии управлению спектакль доброкачественный Ведерников ставил его в Красноярске роль Ленина играет Голубев игравший её “Человек с ружьем” – Иванов».

Наконец, получив разрешение, театр показывает премьеру о вожде. В спектакле сыграли: А. И. Голубев (Ленин), А. М. Робсман (Сталин), Р. П. Сорокин (Дзержинский), В. И. Белов (матрос Рыбакова), а его возлюбленную, представительницу интеллигенции Машу Забелину, – А. Т. Неведрина и Е. Д. Зорина. Важную для пьесы роль Часовщика сыграл П. М. Волошин.

По сведениям на первый квартал 1941 года, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского прошел 19 раз, «Отелло» В. Шекспира – 11, «Кто смеется последним» Крапивы – 9, а «Машенька» А. Афиногенова, к сожалению, «при небольшой заполняемости зала».

Спектакли, кроме «Кто смеется последним», оформил замечательный, настоящий театральный художник Э. А. Бернгард – истинный мастер своего дела, автор очень точных выразительных решений. В его декорациях актёрам всегда удобно было играть, и режиссёры любили с ним работать.

Главный режиссёр театра К. А. Ведёрников в спектаклях «Отелло» и «Машенька» раскрыл новые грани дарования молодой артистки Марии Полетаевой – героини со своей темой и индивидуальностью, – которая стала его женой и музой на долгие годы. Её Дездемона открывала для себя мир и поэтому не могла поверить в предательство или какие-либо козни. Она была чиста, поэтична и нежна. Вообще спектакль Ведёрникова менял зрительское представление о персонажах пьесы, состоявшее в том, что Отелло и Дездемона – положительные герои, а Яго и Эмилия – отрицательные. В. Туров, игравший Яго, полностью отказался от маски театрального злодея. Режиссёр предложил артисту играть доброго малого и простака. Анастасия Неведрина, игравшая Эмилию, тоже не пошла по привычному прочтению роли – помощницы и союзницы Яго против Отелло. Артистка лишила Эмилию характерности и напора. Её героиня была, как и Дездемона Полетаевой, чиста и благородна.

Последней предвоенной премьерой Грозненского театра им. М. Ю. Лермонтова стал спектакль «Машенька» А. Афиногенова. Ведёрников отдает исполнение главной героини, школьницы Машеньки, приезжающей в гости к своему деду, известному профессору Окаёмову, Марии Полетаевой. Умеющая работать над ролью артистка снова оказалась послушной ученицей Ведёрникова. Окаёмова А. М. Кречетов играл умным, но несколько холодноватым, он действительно не сразу смог понять и принять в своем доме внучку, которой никогда до того не видел. С. А. Александрова (Нина Александровна), А. Н. Воробьев (Туманский), М. И. Волынская (Мотя) оказались в спектакле бесцветными и маловыразительными. Пресса хвалила Евгению Евгеньеву в небольшой роли Веры Михайловны, К. Д. Гурковского, Е. С. Михайловскую и М. М. Медведеву, исполнивших Сеню, Лилю и Галю – школьных друзей Машеньки.

И, наконец, постановка пьесы А. Арбузова «Таня». Свободин как режиссёр снова стоял перед выбором назначения на главную роль. Исполнительницами стали Н. А. Смирнова и М. П. Полетаева. Свободин ставил пьесу о девочке, которая, не зная сложности жизни, бросила медицинский институт и просто любила своего Германа (А. Н. Воробьёв). Случайно услышанный Таней разговор Германа с Шамановой (А. Т. Неведрина) открыл ей, что они полюбили друг друга, и, ничего не говоря Герману, не объяснившись с ним, Таня уходит от мужа. Дальнейшее развитие сюжета, мне кажется, общеизвестно: у Тани родился сын, о котором она Герману ничего не сказала. Сын умрет. Таня станет врачом, приедет в то место, где живут Герман и Шаманова на вызов к их больному ребёнку. Спектакль стал значимым в городе. Говорят, что после него многие девушки пошли учиться на врачей и медсестёр. Главный режиссёр театра Константин Ведёрников поставил «Глубокую разведку» А. Крона. Режиссёр умело вел Марию Полетаеву от роли к роли, давая ей возможность в течение одного сезона играть и Дездемону, и Надю во «Врагах», и двух Тань – в пьесе «Сады цветут» и арбузовскую… Ведёрников сделал из Полетаевой настоящую героиню не только театра, но героиню по амплуа.

В 1940 голу было заведено уголовное дело на директора русского театра им. М. Ю. Лермонтова Евгения Ивановича Буренева. Хочу привести выписку определения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР

в составе: Председательствующего т. Киселева, членов т.т. Мурзаханова и Кумехова рассмотрела в заседании от 26.Х.1940 года.

Дело по протесту председателя Верхсуда РСФСР на приговор Нарсуда 3 уч. г. Грозного от 8.ХП.39 г. по которому:

1/. Буренев Евгений Иванович осуждён по ст. 111 УК к шести месяцам исправтрудработ по месту службы с отчислением из зарплаты 15 % – за то, что он, работая директором Грозненского драматического театра, проявил халатность в работе:

а/. Не заручившись приказом Управления по делам Искусств, повысил цены на театральные билеты (с 5 р. до 7р.20к.)

б/. Не оформил увольнение работника театра Курносова, кроме того, незаконно оплатил за 4 дня зарплату гардеробщице Нефедовой.

в/. Выдал работнику театра Шейдеман-Максакову 14 500 р. для покупки необходимых для театра ценностей, последний часть из этой суммы присвоил.

Верхсуд Чечено-Ингушской АССР этот приговор оставил в силе.

Заслушав доклад т. Мурзаханова, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР установила:

1/. Из показаний свидетелей, допрошенных по делу. Ступецкого /художественного руководителя театра/, кассира Эйчиса, Свободина /основного режиссёра театра/, и из справки бывшего театрального инспектора Лаврова видно, что повышение цен на билеты было сделано с ведома н-ка Управления по делам искусств Иванова. Письмо Комитета по делам искусств при СНК СССР от 19.VI.39 г. за № 2483/15 удостоверяет, что установленные цены на билеты в Грозненском драматическом театре не превышают цен, установленных в других городах.

Поскольку цены на театральные билеты утверждает не СНК Чечено-Ингушской АССР, то никакого нарушения его постановления по этому вопросу места не имеет.

2/. За совершенный им прогул сотрудник вспомогательного состава театра Курносов был уволен и зарплаты не получал, но впоследствии в силу необходимости приглашался на условиях разовой оплаты 3 р. за спектакль, нельзя считать этот факт нарушением со стороны Буренева закона от 28.12.38 г.

3/. Зарплата за 4 дня гардеробщице Нефедовой выплачена распоряжением заместителя Буренева – Черняева, самая выплата является правильной.

4/. По выезде Максакова в г. Москву по распоряжению н-ка Управления Иванова, ему всеми театрами г. Грозного были выданы денежные суммы с поручением заказать в «Теаснабе» в г. Москве театральное оборудование.

Деньги ему были выданы как ответственному работнику, также и Ивановым, и другими лицами.

Путем перечисления через банк на имя получателя – Максакова выдал ему деньги и Буренев, как указано выше, для закупки необходимого оборудования. Нельзя усмотреть в этих действиях Буренева состава преступления.

По изложенным обстоятельствам и руководствуясь ст.418 УПК, коллегия ОПРЕДЕЛЯЕТ:

Приговор нарсуда и определение судебной коллегии Верхсуда Чечено-Ингушской АССР отменить, Дело Буренева Евгения Ивановича по п. 5 ст. 4.VIII производством прекратить.


п. п. Председательствующий – Киселев, члены – Кумехов и Мурзаханов.

Так кристально честного человека, директора театра, мужа одной из ведущих артисток Грозненского театра Евгении Евгеньевой оправдали. При Буреневе театр держал высокую планку, как творческую, так и хозяйственную. Прошло всего чуть больше года, и Евгений Буренев умер от разрыва сердца – как видно, случившееся не прошло бесследно. Сверхпорядочный человек умер в сентябре 1941 года, не дожив до пятидесяти лет.