Глава 3. Современные традиционалисты в прицеле философской рефлексии
В этой главе речь пойдёт о наших современниках, мысли и суждения которых привлекли моё внимание своим консервативно-традиционалистским настроем. Не буду скрывать, что я критичен к таким убеждениям, потому что с научно-практической точки зрения нахожу в них серьёзную опасность для социально-экономической и политической модернизации российского общества и государства.
Консерватизм и традиционализм являются идеологиями примитивного выживания общества, и наиболее характерны для так называемых военных обществ Нового времени, в числе которых оказался и Советский Союз. Многие современные консерваторы до сих пор считают распад СССР трагической ошибкой, и таят надежду на его чудесное возрождение. При этом у большинства российских традиционалистов и консерваторов преобладает догматический способ мышления, который будет главным предметом философской критики, так как именно в нём коренится источник многих застойных тенденций, в том числе правового нигилизма, неэффективности управления и низкой производительности труда.
Для современной практической философии изучение различных проявлений догматического способа мышления является интереснейшим объектом теоретического познания, а также последующего практического приложения. Итак, перейдём к философскому анализу конкретных примеров консервативно-догматического способа мышления.
§3.1. О неудавшемся «монархическом экстазе»
В апреле 2013 года на историческом отделении ПГУ чуть было не состоялся коллективный «экстаз». Его инициатором был московский гость, малоизвестный православный артист, проповедник Василий Яцкин, по словам матери, с детства страдающий психической неуравновешенностью.
«Разогревать» студенческую публику он начал с мистико-фантастического утверждения о том, что «каждый народ имеет свою божественную задачу», которую должен осуществить. И если народ перестаёт осуществлять эту «задачу», то он умирает, а вместе с ним умирает и государство.
По словам проповедника Василия:
– Россия перестала осуществлять свою задачу – быть православной империей – и потому она умирает. Если мы хотим жить в этом мире, мы должны стать православной империей!
Так и хотелось воскликннуть в ответ: «Ура! Товарищи!».
В ходе своего историко-православного шоу московский артист пытался актуализировать («воскресить») основные традиционные стереотипы российского массового сознания, характерные для феодально-крепостного общества: начиная со слепой веры в абсолютную власть царя и заканчивая жертвенным служением монархии («убить врага и отдать жизнь за царя»).
Включив на полную громкость гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», проповедник Василий надеялся поднять всех собравшихся с насиженных мест и возвысить их до мистического слияния с наместником бога на земле, но «народ» сидел и недоверчиво вглядывался в потеющего артиста.
Экстатическое действо московского артиста включало в себя сложный комплекс пиар-приёмов и различных артистических трюков, которые должны были произвести неизгладимое впечатление на студенческую аудиторию. Главным «козырем» оказалась идея о том, что «только верующий человек может проникнуть в суть вещей», в том числе и правильно понять историю. А неверующие или инаковерующие не могут быть близки к истине-правде и божьей благодати.
Конец ознакомительного фрагмента.