Глава 2. Рабочие будни
Я заметила одну парадоксальную закономерность. Если я весь месяц буду приходить на работу вовремя, то мой любимый начальник, Сергей Петрович Ланкин, будет, как обычно, появляться на рабочем месте спустя пару часов. Но стоит мне хоть раз опоздать хотя бы на пять минут, то паркуясь у офиса, я обязательно увижу его внедорожник. Сегодняшнее утро – не исключение. Я просто молилась, стоя в пробке, чтобы шеф сегодня пришел на работу как обычно – к десяти. Но нет. Не прокатило. Черная Тайота на месте, а значит, мой рабочий день начнется с разборок с боссом, а он очень не любит, когда подчиненные опаздывают.
Я работаю в крупном рекламном агентстве, руковожу отделом продаж. Стоит ли рассказывать какой это неблагодарный труд, какими капризными стали клиенты, какими важными птицами считают себя менеджеры, какие высокие спускаются сверху планы продаж, и кто, в конечном счете, во всем в компании виноват? Конечно, начальник отдела продаж. Кто бы сомневался! План не выполнен – я виновата, что не достаточно мотивировала менеджеров, что они не дожали клиентов…
– Ася Владимировна, как вы можете требовать от своих подчиненных соблюдения трудовой дисциплины, если сами позволяете себе опаздывать на работу на целых полчаса? – Сергей Петрович артистично повел бровями и в негодовании развел руками.
Вот, правда, как я могла? Нет мне прощения. Тем более что у меня такой образец дисциплины перед глазами. Сам-то он никогда ж не опаздывает! Вот что мне ему сказать? Правду? Или придумать какую-нибудь историю, типа, переводила старушку через дорогу, потом спасла ребенка из горящего дома, поэтому опоздала. Глупость какая! Конечно, надо сказать правду.
– Извините, Сергей Петрович. Близнецы утром изрисовались маркером, пришлось оттирать…
– Послушайте, милочка, решайте свои семейные проблемы без ущерба для работы!
– Хорошо, Сергей Петрович. Извините, пожалуйста. Такого больше не повториться.
Господи, только не это… Мои глаза опять наполняются слезами, а мысли – нестерпимой жалостью к самой себе. Я чувствую себя самой несчастной тридцатилетней женщиной на свете. Никто меня не понимает, не ценит, да и, что уж там, не уважает! Меня начинает потихоньку сотрясать в рыданиях, а у шефа медленно выкатываются глаза, и отпадает челюсть от неожиданности.
– Ася, Ася, ну что ты? Успокойся, пожалуйста. Я не могу смотреть на то, как плачут женщины, особенно, если я являюсь тому причиной.
Вот! Раньше он употреблял по отношению ко мне слово «девушка». Видимо, я уже перешла ту необратимую грань, и превратилась в тетку. Какой кошмар! Теперь мне себя еще жальче.
– Извините, Сергей Петрович, – шмыгаю я, вытирая слезы ладонью. – Простите, день с утра не задался, вот я и не сдержалась.
– Все-все, утирай слезы и иди работать, а то твои орлы там распоясались уже в твое отсутствие. Не стоит все принимать так близко к сердцу. Вы же знаете, что вы ценный сотрудник, я без вас никуда. Работа у меня такая. Не плачь, только. Просто постарайся не опаздывать, хорошо?
Я, молча, киваю, глаза опять красные, тушь снова потекла. Что со мной такое сегодня? Второй раз за утро разревелась. Может это климакс? Ой… Да ну какой климакс? Мне всего тридцать! Аааа… Наверное, у меня начинается кризис среднего возраста. Я читала про это явление. В этот период человек окончательно созревает, взрослеет, начинается переоценка ценностей, приводящая к недовольству собственной жизнью, затяжной депрессии и желанию все поменять – мужа, работу, машину, квартиру… В лучшем случае появляется тяга сделать ремонт и переставить мебель в доме. Хотя эта тяга у меня хроническая. Я начинаю следующий ремонт, едва закончив предыдущий. Каждый раз, когда я беру в руки очередной номер своего любимого журнала «Дизайн интерьера», я начинаю мысленно примерять все предложенные идеи на свою квартиру. Какая-нибудь обязательно подходит. Но мысль о начинающемся кризисе среднего возраста показалась мне сейчас вполне здравой.
Ну а что? С таким отношением к моей персоне, будет совсем неудивительно, если в скором будущем у меня появится желание сменить и мужа, и начальника. Все-таки, какие мужики сволочи! Почему они не могут понять нас, женщин? А ведь у меня еще два сына! Что же меня ждет в старости? Одиночество и полное безразличие. Надо было дочку рожать, она б меня никогда не бросила.
Мама. Кстати, надо ей чуть позже позвонить, пожаловаться.
Иду в туалет, чтоб привести себя в порядок после очередной порции слез и, конечно же, натыкаюсь на Жанночку. Бррр… Не перевариваю эту дамочку! Как меня угораздила только работать вместе с ней в одной компании.
С Жанной Королевой мы учились в параллельных классах, и наша взаимная нелюбовь началась еще со школы. Сначала мы соперничали в учебе, но она, естественно, всегда чуть отставала. Что-что, а учеба мне давалась с легкостью. Жанка всегда мне завидовала буквально во всем. Она покупала себе такие же туфли, как у меня, из-за чего свои я потом не могла носить. Периодически мы заявлялись в школу с одинаковыми сумками, в одинаковых платьях или с одинаковыми шарфиками. Потом начались мальчики, и, как оказалось, в этом у нас вкусы тоже сошлись. Надо ли говорить о том, что Королева была по уши влюблена в моего Игоря и просто не давала ему прохода. Когда Игорь начал встречаться со мной, наше соперничество превратилось в открытую войну.
Потом мы окончили школу и поступили, слава Богу, в разные ВУЗы. Несколько лет наши пути не пересекались. Мы с Игорем поженились, я окончила экономический университет, устроилась на работу в рекламное агентство, дослужилась от рядового менеджера до начальника отдела, и все было бы хорошо, если бы однажды Сергей Петрович не представил нам нового маркетолога. Кто бы это мог быть? Конечно, Королева Жанна. Замуж она так и не вышла, детей не родила, может быть поэтому стала еще противнее и вреднее. Так как моя должность требует периодического перекрещивания с отделом маркетинга, то моя счастливая жизнь на работе начала давать сбои. Я, конечно, человек взрослый и серьезный, но иногда у нас с Жанной происходили серьезные стычки. Мне порой кажется, что она специально меня провоцирует на ссоры. Никак не может простить мне Игоря.
– Какие люди, и без охраны! – Жанна ухмыляется, увидев мое заплаканное лицо. – Что-то вы сегодня поздновато, Ася Владимировна. Ах, я забыла, начальство не опаздывает, начальство задерживается.
– Главное, что ты во время пришла! – огрызаюсь я, стараясь как можно быстрее пробраться в туалет, чтобы смыть следы слез.
Привожу себя в порядок, иду в свой кабинет, выпиваю чашку кофе из автомата, чтоб хоть как-то привести себя в рабочее состояние и созываю менеджеров на утреннюю летучку. Конец месяца, повестка дня – дебиторская задолженность. Самая большая проблема в рекламном бизнесе – собрать деньги за проданную рекламу.
– Миша, в чем проблема? – спрашиваю я молодого менеджера, у которого 80% заказов до сих пор не оплачены.
– Ася Владимировна, да они все мне говорят, что денег у них нет.
– Миша, мы им услуги отгрузили?
– Отгрузили. Только они все равно не платят.
– Обзвони их всех сегодня и вечером отчитаешься мне по результатам работы.
– Да я звонил им всем вчера. Они уже трубку не берут, когда видят мой номер.
– Ладно, неси список должников, я сама их обзвоню.
– Спасибо, – просиял Михаил.
Вот что я за человек? Опять посадила себе «обезьяну» на шею. Вечно я со своей инициативой переделываю целый воз чужой работы.
– Ой, Ася Владимировна, – слышу я писклявый голосок Леночки, девочки, которая работает в нашем отделе всего две недели. – А не могли бы вы и моим клиентам позвонить? Они меня вообще всерьез не воспринимают. Говорят, оплатим, а сами не платят. Не знаю уже, что мне делать.
Да уж, на месте клиентов я б Леночку тоже всерьез не воспринимала. Но деваться некуда. На рынке сейчас тяжело с продажниками, а в рекламу вообще мало кто идет. Приходится довольствоваться тем, что есть.
– Хорошо, Елена. Приносите и вы свой список. Деньги-то нужно как-то собирать. Осталось меньше недели до конца месяца, а план сделан только наполовину.
Таким образом, все семь человек скинули мне своих проблемных клиентов, загрузив меня на полдня своей работой. Вечером еще совещание. Надо подготовить несколько отчетов. День предстоит очень напряженный.
Просматриваю списки, составленные для меня менеджерами, и берусь за телефон. Понимаю, как тяжело приходится моим ребятам. Сложно молодой девочке выбивать деньги из строгих дядек, которые эти деньги платить совсем не хотят. Мне в этом отношении несколько проще, конечно. Я веду переговоры на уровне руководителей, к тому же у меня за спиной школа ораторского искусства и множество тренингов по продажам. Щелкаю два десятка клиентов, как орешки. Все как один обещали завтра выставленные счета оплатить. По моим подсчетам, план мы выполняем и даже немного перевыполняем, а это значит, что я могу в этом месяце рассчитывать на приличную премию.
Разделавшись с клиентами, решаю, наконец, сделать перерыв и позвонить маме.