Вы здесь

Если бы не Бог…. Немного истории (Андрей Пиунов)

Немного истории

Зародыш мой видели очи Твои;

в Твоей книге записаны все дни,

для меня назначенные,

когда ни одного из них еще не было.

Псалом 138:16

Начнём с самого начала, с того великого дня, когда я родился. Если вы своё рождение не считаете великим, то очень зря. В этот день произошло завершение великого чуда творения человека Богом. Прежде сотворения мира Бог знал вас, Он знал, когда вы появитесь, в какой стране, у каких родителей. В момент зачатия Бог лично вдохнул дыхание жизни в зародившуюся яйцеклетку, в этого шустрика. Произошло великое: в нужный момент, в нужное время две клетки во враждебной для этого обстановке встретились, соединились, и появился… так хотелось сказать «я»… нет, пока ещё мой зародыш. Вообще-то, это уже я. Бог сделал определение и вдохнул жизнь в маленький комочек плоти. Вы спросите: «Так что в этом великого? Масса людей, переспав друг с другом, залетают, и потом просто абортируют, избавляются от плода, как от ненужной вещи?» Не скажите. Спросите лучше тех, кто страдает бесплодием, кто долго лечился, чтобы родить. Как много здоровых людей хотят зачать ребёнка, и это у них не получается просто потому, что время не совпадает. Вы поговорите с теми, кто долго ждал ребёнка, молился, и Бог ответил, когда рождение ребёнка и даже само его зачатие произошло в то время, когда все врачи говорили, что это не возможно.


И вот это случилось. Учтите, я не родился сразу этаким отморозком с перекошенным от злобы лицом, в правой руке с пилой «Дружба», а в левой – со стаканом горилки. Я родился обычным маленьким мальчиком, синеньким от двойного обвития пуповины и из-за этого долго не начинающим кричать. Так что, как только я родился, меня тут же отшлёпали, и за какие такие грехи, я не знаю. А когда я заорал, где-то в это время, за две тысячи километров, в Ташкенте, произошло сильное землетрясение. Могу уверить, не я тому причина. Родился в небольшом казахстанском городке, областном центре, Уральске. Ничем непримечательным, кроме того, что он был когда-то центром Уральского казачества, и у нас вследствие замечательной военной операции во время Гражданской войны погиб легендарный комдив Чапаев. По устным легендам фильм про комдива не совсем соответствует истине, до воды никто не добежал, их просто рассвирепевшие казаки изрубили в капусту. Узнать кого-то было невозможно. Когда фильм «Чапаев» показывали в кинотеатре, половина пацанов в момент, когда белый офицер из пулемёта «поливал» в плывущего комдива, кричало: «Это мой дедушка»! Надо понимать, у нас не очень-то любили Чапаева, и признаюсь, было за что. Говорят, что эффект «выжженной земли» ещё Чапаев применил в отношении нас. Позади себя в станицах старался никого не оставлять. Когда на привокзальной площади взяли и поставили ему памятник, возмущение народа было таким, что к памятнику пришлось поставить охрану, до тех пор, пока все не привыкли к истукану. Его нелюбовь к казакам, и тем более к Уральским, можно объяснить несколькими причинами. Он сам был из мужиков, как тогда называли казаки крестьянство, и нелюбовь была взаимная. Вторая причина – верность Уральских казаков царю и Богу.


Ничего, что я так пространно в историю ударился? Так легче будет понять, что к чему; и потом, я всё-таки из рода потомственных казаков, и это моя история. Вразумлённый после Пугачёвского бунта жестокими казнями, вырванными ноздрями и клеймом на лбу с надписью «вор» казачий люд крепко задумался. Обманутые Емелькой и своими старшинами они же думали, что воюют за униженного царя Петра III. Тем более что за несколько лет до этого они уже подверглись карательной операции и казням за вольности. Поэтому казачки приняли для себя окончательно мысль, что всякая власть от Бога. К тем временам было около ста пятидесяти лет служения русскому царю. Интересно, что именно Уральские казаки охраняли личные покои императоров и императриц, а это что-то да значит. Бунты, конечно, были, и не мало: «картофельный», «соляной», за права и угодья, за вольности и не выдачу беглых, – но не в таких масштабах и не против верховной власти. Ещё одним фактором была сильная религиозность и набожность казачков. Край у нас степной, много речушек и уединённых мест схоронения по степям, в то же время пойменный лес был не маленьким, есть, где укрыться. При церковной реформе много раскольников подалось в отшельничество или просто расселилось среди казаков, благо, вопрос о выдаче никогда не стоял, сами в своё время были беглыми. Да и реформа не скоро дошла до наших мест ввиду отдалённости от центра и за счёт автономности. Сохранение старообрядческой веры было полным, новшества вводились очень трудно. И так повелось, что какая-то часть казаков исповедовала православие, а другая, основная, – старообрядческую веру. От неё потом откололось множество других, и беспоповцы, и «никудышные», и множество ещё других. По-моему, только на Яике (старое название реки Урала), имело место «единоверие», для того, чтобы казара (так называли себя уральские казаки) приходила в православные храмы. Здание православное, а служба по старообрядческим книгам и с их укладом своими протопопами. Самое интересное было то, что в церквях были именные иконостасы, каждая, надо понимать, состоятельная семья имела свои собственные иконы. Перед ними они молились, просили их о чём-то, а когда икона не помогала, то наказывали её. Я не шучу, так и было. Икону могли поставить в угол, ликом к стенке, а если она не вразумлялась, то выносили из храма и устраивали публичную порку. Оценку их вере давать не рекомендую, с одной стороны, дремучее невежество, а с другой – одухотворение икон и более тесная связь с Богом. Верили, как могли и, как научили. Да и в прошествии веков мы не можем судить их строго.


Ленин тоже, кстати, люто ненавидел казачество, и когда в 1920 году расказачивали, крови пролилось немало, из тех, кто ещё остался после гражданской и не ушёл с атаманом Толстовым в Персию. Их поход – ещё одна трагическая история казачества. Вышло пятнадцать тысяч казаков, а дошло до Форт-Александровска только две тысячи человек. Преследуемые красными казаки на плато Устюрт попали в сильный буран с морозом. Жгли, чтобы согреться, всё, включая приклады от своих винтовок. Вой замерзающих людей был слышен на многие километры. В дальнейшем они рассеялись, кто в Персии, кто в Китае и Японии, а шестьдесят шесть человек вместе с атаманом Толстовым и за его счёт оказались в Австралии. Если другим казачьим войскам повезло больше: донцам, кубанцам и другим – у них половина шла за Советскую власть, и они как-то сохранили себя, то Уральским казакам и всей Горькой линии повезло меньше. Горькая линия – это линия казачьих поселений, которая охраняла границы Российской Империи от Дикой степи. Протяженность её была от Оренбурга до, тогда ещё, города Верного, то есть Алма-Аты. Земля, политая кровью и поросшая забвением. Советская власть выпустила декрет о помиловании белоказаков, но когда казаки приходили, их тут же забирали в ЧК и выпускали только тех, кто уже был смертельно болен. Остальных просто расстреливали или рассылали по лагерям. Шло планомерное уничтожение Уральского казачества, и пресекались любые попытки его восстановления. Не зря Ленин передал всю эту землю в состав Казахстана, и если другие по истечении времени как-то смогли восстановиться, то у нас шансов уже нет. Вот в таком прекрасном месте я и родился.


Можете представить, какие настроения были в нашем краю. Открытой антисоветчины не было, но устно передавалось о жизни казаков, их укладе и нраве. Ещё в раннем детстве я помню стариков и старух, у которых отрублены пальцы рук, или не было ноздрей. Говорили о зверствах белоказаков. Ну, а о чьих зверствах говорить? У нас в одной школе был случай, пригласили ветерана гражданской и говорят: «Расскажите, дедушка, как вы воевали в гражданскую? – Да, что рассказывать сынки, вот тут лежим мы, вот тут они. Они в атаку, а я за пулемёт – и полегла красная сволочь». Уж извините за лексику, но скандал был неимоверный. А в одной книге местного автора о нашем крае вычитал случай: прислали в станицу нового председателя, ну и он решил прогуляться по селу. А на завалинке старички-казачки сидели. Он им:


– Ну, что, казачки, расскажите, как вас тут Чапаев бил?


Один мрачно ответил:


– А где Чапай-то?


– Так вы ж его убили.


– А ты говоришь: «Он нас бил». Это мы его били.


На следующий же день стариков забрали.


Наследственность играет большую роль, и только Бог может освободить вас от родового проклятия и дурной наследственности. Я думаю, что мои предки были истинно и глубоко верующими людьми, я сужу по всё тем же бабушкиным рассказам. А если потомки отказываются от власти Бога, то всё начинает возвращаться назад. Я расскажу вам немного, кто же такие Уральские или, до Пугачёвского бунта, Яицкие казаки. Первоначально они были беженцами с северных районов России, предположительно с Новгородских земель, что подтверждается укладом самоуправления, говором и элементами одежды. Где-то с 1500—1600 годов. Потом кто только к ним не примыкал. Какая-та часть пришла от донцов, ещё одна откололась от войск Ермака.


Говорят, что о более ранних сроках существования уральцев есть литературный эпос о трёх Иванах, воевавших на Куликовской битве. Также – о том, что воевали в составе войск Тамерлана, и он их сильно отмечал, но тому нет подтверждений. Место, где стоит сейчас город Уральск, стратегически было очень удачным. Расположенное на высоком яре оно было окружено ещё двумя реками, этакий треугольник. Болотистые места и лиманы дополняли естественную защиту для стана. Бурный седой Яик не был судоходным из-за своего своенравного характера, постоянно меняющиеся русла и новые мели делали путешествие по нему небезопасным. Поэтому зарождавшийся город был выгоден, как место отдыха и схоронения награбленной добычи. А грабить традиционно ходили на Волгу-матушку, где было обилие купеческих барок. Оттуда бегали по Южным областям Руси и дальше в Персию. Другим излюбленным маршрутом были походы на Хиву, как говорили «за жёнами». Первоначально жизнь вели кочевую, не обременяя себя излишним скарбом и семьёй.


Существует легенда об образовании самого города. Пока казаки отдыхали на Яике, они делали набеги на соседние ногайские кочевья и воровали себе девушек, с которыми жили, а когда наступало время выхода в поход, просто резали подружкам горло и отправлялись в путь. Как-то выступили в поход на Персию, поход обещал быть тяжёлым и долгим. А один из казаков пожалел свою жёнушку. Уж больно полюбилась она ему, и он и её оставил, и сам в поход не пошёл. Через несколько лет, когда ватага вернулась с похода, то их глазам предстала невероятная картина: на месте куреня, на яре, стояла отстроенная белая хата, по хозяйству хлопотала молодая красивая татарка, бегала и ползала куча ребятишек, а на крыльце, покуривая трубку, сидел чистенький и ухоженный казак. И так стало дюже завидно им, что начали поступать также: брать жён, строить хаты и рожать детей. Так и произошёл мой город. Хотя более правильной является другая история. Появился как-то на Яике с Дона атаман по имени Василий Гугня со своей женой и никак не хотел с ней расставаться и отсылать в отчий дом. Вот с него и повелось жить оседло. Потом регулярно казачки ставили в церкви свечку «бабке Гугнихе» в благодарность за город.


Ещё одним любимым занятием для казачков было так называемое «жиганство». Собиралась ватага и шла в Россию, грабила несколько деревушек, захватывала молодых девушек и отправлялась в Хиву. Там они продавали их на рынке, а когда возвращались назад, то грабили несколько кишлаков, брали девушек и продавали уже в России. Само собой, тех, кто им нравился, оставляли у себя. Ещё одно время рядом жили калмыки. Потом они ушли совсем в другое место. Ещё у уральцев было два полка из крещеных татар. Так что можете представить себе, какой у нас в крови винегрет получился. Назвать казака русским, хотя мы и русскоговорящие, и корни русские, реально нанести оскорбление, хоть и пишут в паспорте русский. Когда спрашивают о национальности, говорим, что русские, замучаешься всем объяснять. Даже сейчас в Каракалпакстане живут бывшие ссыльные старообрядцы из уральских казаков. Они так и называют себя «уральцы» и считаются этносом. На их основании хотели создать Амударьинских казаков, да революция помешала. По словарю Ожегова: этнос – исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация.


Ну что ж, пойдём дальше. Постепенно уклад казаков выровнялся, самоуправление стало принимать более организованный характер, появился Устав войска Яицкого. Потом, чтобы иметь контроль над свободолюбивыми казачками, власти ввели наказных атаманов, тех, кого они назначали. Не всем это нравилось, поэтому, чуть, что не так, созывали круг или бунтовали. Так кто такой казак? Это профессиональный военный от рождения, несущий на себе бремя полного вооружения, подготовки и в то же время занимающийся собственным хозяйством. То есть, самостоятельная боевая единица, находящаяся на полном самообеспечении. Благодаря тому, что государство не несло расходы по их обеспечению и не заботилось об охране своих границ, ведь казаки были буфером от других народов, они и имели большие привилегии и вольности, в сравнении со всей Россией.


Уральские казаки делились на «верхних» и «низовских». Огромное значение для казаков имела река Урал, она их кормила, и, как злословили другие, мол, уральцы лучше бударой (длинная, узконосая, плоскодонная лодка) управляют, чем конём, и поэтому их называли «мокро…", а дальше – то на чём сидим. Могу уверить, конём управляли не хуже. Основным занятием, конечно, была рыбалка. Белуга и осётр в урочное время, а остальную чёрную рыбу в любое время, кроме нереста. Поэтому реку любили и берегли, иноверцев за версту не подпускали к реке, могли спокойно из винтовки свалить. Во время нереста даже громко разговаривать не разрешали, чтобы рыба спокойно отнерестилась. Под городом был поставлен «учуг», это такое мощное металлическое ограждение, которое не пропускало вверх крупную рыбу. Поэтому низовские были богаче, чем верхние.