Вы здесь

Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории. ЧАСТЬ 2. Кинешемское викариатство (Елена Потехина)

ЧАСТЬ 2. Кинешемское викариатство

Кинешемское викариатство было образовано 11 мая 1866 г., когда император Александр II утвердил доклад Святейшего Синода об открытии Кинешемского викариатства Костромской епархии. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов), живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П.А.Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников».

Кинешемское викариатство существовало с 1866 по 1936 г. Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен Костромской Ипатьевский во имя Святой Троицы монастырь, в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая церковь во имя свщмч. Ипатия, епископа Гангрского, и апостола Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь неподалеку от Костромы.

Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев), в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже ХIХ и ХХ вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский епископ Вениамин (Платонов; 1883—1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний.

Примечание

При работе над книгой по истории Кинешемского викариатства были использованы материалы, любезно предоставленные Государственным Архивом Костромской области, сохранившиеся после пожара 1982 года: документы Богородицкого Игрицкого мужского монаятыря Костромского уезда Костромской губернии (ф. 706), Галичского духовного училища (ф. 407), Костромской духовной консистории (ф. 130), Костромской духовной семинарии (ф. 432), Коллекции метрических книг церквей Костромской губернии (Троицкой церкви села Одоевское Ветлужского уезда Костромской губернии, Николаевской церкви села Ширяево Кинешемского уезда Костромской губернии) (ф. 56), а также печатные издания из научно-справочной библиотеки архива.








02.06.1866 – Указ Костромской духовной консистории бывшему настоятелю Богородицкого Игрицкого мужского монастыря, ректору Костромской духовной консистории, архимандриту Иосифу об учреждении викариатства в Костромской епархии. ГАКО, ф. 706, оп. 1, д.33, л. 81—82 об


15.07.1866— Указ Костромской духовной консистории казначею второклассного БогородицкогоИгрицкого монастыря иеромонаху Досифею о порядке упоминания имени викарногоепископа на богослужениях и об его служебных обязанностях. ГАКО, ф. 706, оп. 1, д. 33, л. 131


В 1917 г. была предпринята попытка упразднения Кинешемского викариатства. По ходатайству Костромского и Галичского епископа Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25—30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского епископа Севастиана (Вести) в епископа Макариево- Унженского «с назначением места жительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Велужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к епископу Евгению с просьбой о восстановлении Кинешемского викариатства, и архиерей 21 июля отправил в Синод соответствующее ходатайство. В сентябре 1917 г. синод определил: «Викарию Костромской епархии епископу Макариево-Унженскому Севастиану присвоить прежнее наименование „епископ Кинешемский“» (Указ из СВ. Синода //Костромской церк.-обществ. Вести.1917.№12/13.С. 72—73). Вскоре епископ Евгений добился учреждения в Костромской епархии 2-го вик-ва – Нерехтского, 17 сент.1917 г. Севастиан был назначен епископом Нерехтским. В 1917—1919 гг. Кинешемское викариатство не замещалось. В 1919 г. Нерехтское викариатство было упразднено и епископ Севастиан вновь занял Кинешемскую кафедру. В следующем году епископ Севастиан возглавил Костромскую епархию, был возведен в сан архиепископа, в 1922 г. уклонился в обновленчество. В июле 1923 г. он принес покаяние перед патриархом св. Тихоном и был оставлен на кафедре. В сентябре 1923 г. под давлением властей архиепископ Севастиан вновь примкнул к обновленчеству, в начале 1924 г. покаялся и снова был оставлен управляющим Костромской епархией. В 20-х гг. ХХ в. ахриепископ Севастиан наряду с Костромой часто жил в Кинешме, которая превратилась в один из кафедральных городов Костромской епархии. В октябре 1929 г. в Костроме прошли массовые аресты духовенства. Архиепископ Севастиан пытался заступиться за арестованных, но власти выслали его в Кинешму, где он умер 8 декабря 1929 г.

В 1918 г. территория Костромской губернии, совпадавшая с территорией Костромской епархии, подверглась существенным изменениям: Кинешемский и Юрьевецкий уезды отошли новообразованной Иваново-Вознесенской губернии. Однако до 1936 г. в церковном отношении эти уезды оставались в составе Костромской епархии и управлялись викарными Кинешемскими епископами.

В 1921—1926 гг. Кинешеским епископом являлся священномученик Василий (Преображенский), уроженец Кинешмы, сын настоятеля местной Вознесенской церкви, выпускник Кинешемского Духовного Училища (1890), Костромской Духовной Семинарии (1896), Киевской Духовной Академии (1900). 19 сентября 1921 г. в Успенском соборе Кинешмы состоялась первая в истории города епископская хиротония Василия (Преображенского) во епископа Кинешемского. Недолгое управление викариатством епископа Василия составило важную эпоху в истории Кинешемского края. Одной из главных форм работы священномученика Василия, которую он начал, будучи псаломщиком кинешемской Вознесенской церкви в 1917 г., стала организация в городе и уезде евангельских кружков. Епископ Василий активно противостоял обновленческому расколу. 4 марта 1923 г. он был назначен епископом Иваново-Вознесенским, но, по-видимому, в управление епархией не вступал, т.к. 10 мая был арестован в Кинешме и вскоре выслан на 2 года в Зырянский край (современная Республика Коми). (22 марта 1923 г. уполномоченный по секретным делам Иваново-Вознесенской губернии отдела ГПУ сделал об архиерее такое заключение: «Является весьма вредным человеком в смысле развития обновленческого движения церковной жизни, являясь ярым сторонником патриарха Тихона. Кроме того, из последних материалов видно, что им ведется работа среди молодежи по созданию христианских кружков, последние имеют связь с центром. Поэтому, дабы парализовать его усиленное стремление к поднятию религиозных чувств среди масс (среди которых он пользуется большим влиянием), предлагал бы епископа Василия выслать из пределов Иванов-Вознесенской губернии в одну из отдельных местностей РСФСР» (РПЦ в ХХ в. на Ивановской земле. 2010.С.33).) В мае 1925 г. епископ Василий вернулся в Кинешму, в начале 1926 г. по требованию властей покинул город, в 1927 г. был выслан в Кинешму из Нижнего Новгорода, вскоре по требованию властей уехал, приезжал в Кинешму и служил здесь в 1928 г.

21 сентября 1932 г. в Москве в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках заместитель патриаршего местоблюстителя мертополит Сергий (Страгородский) возглавил хиротонию архимандрита Александра (Торопова) во епископа Кинешемского. В марте 1933 г. ОГПУ предприняло в Кинешме массовые аресты духовенства и мирян (в Кинешемскую тюрьму из Орла был привезен епископ Василий (Преображенский), его обвинили в создании «сети контрреволюционных кружков», он был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей). 24 сентября 1935 г. епископа Александра (Торопова) перевели на Липецкое викариатство Орловской епархии. Последним епископом Кинешемским в марте-июне 1936 г. был священномученик Борис (Воскобойников), 1 июля 1936 г. назначенный на Ивановскую кафедру. После перевода епископа Бориса в обстановке нарастающего террора новый Кинешемский епископ не был назначен, Кинешемское викариатство прекратило существование.


1909 г. – Печать Костромского викария. ГАКО, ф. 130, оп. 7, д. 795, л. 48 об

Епископы Кинешемские (викарии Костромские)

Ионафан (Руднев; 4 сентября 1866 – 29 августа 1869),

Палладий (Пьянков; 16 ноября 1869 – 24 июля 1872),

Геннадий (Левицкий; 24 июня 1872 – 9 апреля 1883),

Вениамин (Платонов; 9 апреля 1883 – 13 июня 1905),

Никандр (Феноменов; 10 июля 1905 – 15 февраля 1908),

Иннокентий (Кременский; 24 февраля 1908 – 28 июля 1911),

Арсений (Тимофеев; 28 июля 1911 – 30 июля 1914),

Севастиан (Вести; 8 сентября 1914 – 1917, 1919- 1920),

свщмч. Василий (Преображенский; 19 сентября 1921 – 1926),

исп. Николай (Голубев; 18 июня – 5 декабря 1929),

Хрисогон (Ивановский; 14 апреля – 8 июля 1932),

Александр (Торопов; 21 сентября 1932 – 24 сентября 1935),

свщмч. Борис (Воскобойников; 7 марта – 1 июля 1836).


Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. была образована Кинешемская епархия. Епископом Кинешемским и Палехским в тот же день был утвержден игумен Иларион (Кайгородцев). Наречен во епископа 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 8 июля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.