Вы здесь

Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории. ЧАСТЬ 1. Епархиальное управление в дореволюционной России (Елена Потехина)

ЧАСТЬ 1. Епархиальное управление в дореволюционной России

В синодальный период Русской Православной Церкви число епархий не успевало за ростом населения и территории государства. Поместный Собор 1682 г. в соответствии с волей царя Федора Алексеевича увеличил число епархий. Более того были открыты новые епархии в ряде регионов страны. К моменту кончины последнего патриарха Адриана в стране насчитывалась 21 епархия (13 управлялись митрополитами, 7 – архиепископами, одна находилась под началом епископа.

Первая половина XVIII века ознаменовалась кризисом епархиального управления. Внесение постоянных изменений в управление церковными имениями отрицательно сказалось на финансовом положении Святейшего Синода. В это же время укоренилась практика не замещать вакантных кафедр немедленно, а поручать управление ими епископам соседних епархий. Так Тамбовская епархия в течение 5пятидесяти лет управлялась из Рязани. Аналогично обстояли дела в Суздале, на Крутицах и др. Управление такими епархиями было чрезвычайно осложнено еще и тем, что их территории были разбросаны, они зачастую располагались чересполосно с территориями других епархий. Более того сами границы епархий редко соответствовали государственному административному делению. Все это препятствовало полному согласованию действий государственных и церковных инстанций. Становление епархий проходило в различных исторических условиях, поэтому и епархии весьма отличались друг от друга как по величине, так и по количеству приходов.

Исходя из вышеизложенного Екатериной II (1788), Павлом I (1799) и Александром I были изданы Указы, предусматривающие приведение границ епархий в соответствие с государственным административным делением: территории епархий должны были совпадать с территориями губерний. Такой подход соблюдался до 1917 г. В наиболее населенных епархиях для облегчения духовного окормления народа Святейший Синод создал 70 викариатств. Остается сожалеть, что при этом не было разработано никакого положения о викарных архиереях, которое четко определило бы круг их обязанностей. Поэтому зачастую деятельность викарных епископов зависила от индивидуальных качеств: усердия, опыта, личных связей и т. д.

Финансовое и имущественное управление Святейшего Синода отличалось косностью и неповоротливым консерватизмом, дела здесь шли стихийным и исторически сложившимся порядком. Здесь даже не возникало мысли о том, что можно перераспределить огромные суммы, стекавшиеся в казну Московских, Волынских, Киевских и др. архиереев, для помощи более бедным епархиям или для открытия новых кафедр. Бытовавшее мнение, что Церковь была стеснена в деньгах, справедливо лишь отчасти. Финансы не были должным образом учтены и не поступали в распоряжение Святейшего Синода.

После изъятия церковных земель в 1764 г. и перевода существовавших епархий на штаты процесс учреждения новых епархий ускорился. Вот показатель роста числа епархий:


1700 г. – 22 епархии;

1764 г. – 29 епархий;

1799 г. – 36 епархий;

1825 г. – 40 епархий;

1855 г. – 55 епархий;

1900 г. – 64 епархии;

1917 г. – 68 епархий


Живой интерес к учреждению новых епархий проявилИмператор Николай I. Он зачастую выступал в этом вопросе с личной инициативой. При его правлении было образовано 13 епархий и 12 викариатств.

Правящий архиерей отвечал за состояние веры и нравственности, контролировал проповедническую и богослужебную деятельностью духовенства, руководил подведомственными учреждениями и возглавлял духовный суд. Его полномочия не зависели от того, в каком он был сане – митрополита, архиепископа или епископа. Епископ имел право выступать с законодательными и административными предложениями в адрес вышестоящего Святейшего Синода. Епископ представлял интересы Церкви в местных органах государственной власти, с которыми у него нередко возникали трения из-за нечеткости в разграничении прав и обязанностей.

В период синодального периода епархиальное управление строилось следующим образом: епархиальный архиерей (иногда с одним или несколькими викариями), духовная консистория как орган управления и суда, училищный совет по делам церковноприходских школ, духовные заведения, благочинные благочиний, различные благотворительные и просветительские учреждения, епархиальные съезды духовенства, монастыри, храмы, собор и архиерейский дом. Усложняется делопроизводство епархиальных управлений.

Зачастую из-за бесчисленного количества бумаг епископ оказывался прикован к своему письменному столу, что затрудняло его поездки по епархии.

По причине усиливавшейся централизации большое количество дел подлежало донесению в Святейший Синод, епископ же решал маловажные вопросы, которые могли быть оперативно решены на местах. Из Святейшего Синода, из канцелярии обер-прокурора, поступал поток циркуляров, постановлений и запросов, которые требовали изучения и срочного ответа.

Правящие епископы в своей деятельности опирались на: правила апостолов, решения Вселенских и Поместных Соборов, учение святых отцов, Кормчую книгу, кроме этого на современные законы – «Духовный регламент», указы Святейшего Синода и государственные законы. Епископ имел право издавать постановления и распоряжения (которые, однако, контролировались Святейшим Синодом и могли им быть отменены). Были случаи, когда постановления отражали личные взгляды епископа и потому отменялись его преемниками. Вот что пишет по этому поводу архиепископ Херсонский Никанор Бровкович: «Всякий раз, когда переменяется такой высокий начальник, как архиерей, переменяется дух, переменяется направление управления».

Складывается впечатление, что тенденцией в государственной церковной политике XVIII—XX вв. было ограничение единовластия епископов. Но и в этих условиях епископат сумел отстоять свое положение под напором государственной власти, более того, иногда ему удавалось даже укрепить свою позицию.

Вплоть до конца синодального периода «Духовный регламент» официально сохранял силу. В этом документе имеется специальный раздел, посвященный «делам епископов», который содержит 15 правил по управлению епархиями, взаимодействию с подчиненным духовенств, о епархиальном суде и т. д. В этом разделе подчеркивается, что епископы подлежат юрисдикции Святейшего Синода. Правящему архиерею редписывалось ежегодно предоставлять два отчета о состоянии епархии, о неотложных делах необходимо было докладывать особо. Кроме «Духовного регламента» основополагающими руководящими документами для епархиальных управлений являлись указы Святейшего Синода (которые часто издавались по особому повелению императора). Устав духовных консисторий содержал точные укзания об управлении консисториями. В нем также говорилось, что главное лицо в консистории – секретарь, хотя он и назначается Святейшим Синодом, но подчиняется обер-прокурору. Поэтому обер-прокуроры имели сильную и независимую от епископа опору в епархиальных управлениях. В царствование Николая I было издано особенно много указов Святейшего Синода, причем касались они не только частных случаев, но и вопросов церковного управления.

С XVIII в. в некоторых епархиях появляются викарии. Хотя первый викарий с титулом Корельского и Ладожского был назначен в 1685—1690 гг. в Новгородской епархии. Позднее викарии назначались крайне редко в различных епархиях. И только в 1865 г. Святейший Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства там, где на это есть средства. В 1917 г. на территории России имелось 70 викариев. Викарные архиереи, которые были титулярными епископами, т. е. не имели епархий, в XIX в. по традиции, а с выходом Устава 1911 г. – в силу закона, назначались Ректорами духовных академий.

Все викарии находились в личном распоряжении епископа, которому и подчинялись. Он давал им по своему усмотрению поручения, в редких случаях обязанности викария оговаривались Святейшим Синодом при назначении. Но имелись и такие епархии, где викарии выполняли твердо установленные обязанности.

Находящиеся в подчинении у епископа органы, осуществляющие функции управления и суда, назывались по-разному: Духовный приказ, домовая архиерейская контора, канцелярия (при архиерейском доме) или просто архиерейский дом. В последствии за центральным органом епархиального управления закрепилось название духовная дикастерия или консистория. В 1744 г. вышел указ об учреждении консисторий во всех епархиях.

Год 1841 в истории епархиального управления стал переломным. На утверждение государю обер-прокурором графом Н. А. Протасовым был представлен Устав духовных консисторий. Новый Уставу предоставил единую правовую основу епархиальным управлениям всей Российской империи. Находящаяся под непосредственным руководством епархиального архиерея консистория осуществляла административные и судебные функции. Святейший Синод был высшей инстанцией для консистории. Консистория состояла из белого и черного духовенства и канцелярии (присутствия) которое назначались епископом и в случае необходимости увольнялись Святейшим Синодом. Каждый член присутствия имел свой «стол» (свой круг обязанностей), но решения принимались только на совместных заседаниях. Канцелярия находилась под руководством секретаря, который назначался Святейшим Синодом по предложению обер-прокурора. Фактически секретарь подчинялся непосредственно епископу, но одновременно должен был исполнять и указания обер-прокурора, контролировавшего таким образом ключевой орган консистории. В ведении консистории находились дела по церковному имуществу, дела духовенства и мирян. Дела эти рассматривались коллегиально, решения принимались на совместных заседания, протоколы предоставлялись епископу. Епископ имел право вернуть дело назад. В случае, если к единому мнению прийти не удавалось, окончательное решение оставалось за епископом. Начиная с середины XIX в. епископы оказываются все более перегружены делами консисторий. Вот что пишет митрополит Филарет Дроздов в своих воспоминаниях: «Глаз моих и с очками часто недостает для сего бумажного века». В 1869 г. утверждается новый бюджет (штаты) духовных консисторий, а в 1883 г. появляется и обновленный Устав консисторий.

В XVIII в. из числа ученых монахов (которые зачастую были также секретарями епископов) назначались экзаменаторы, которые подбирали кандидатов на церковные должности. Таким образом секретарь был не только доверенным лицом, но и связующим звеном с прочими органами управления. До секуляризации в епархиях имелись экономы со штатом служащих по управлению вотчинами. Кроме этого, к архиерейскому дому принадлежали певчие соборного хора, который сопровождал епископа во время объездов им епархии.

В 1775 г. архиепископ (позже митрополит) Московский Платон Левшин издал Инструкцию благочинным приходских церквей. Святейший Синод объявил ее обязательной для всех епархий. Позднее в 1857 г. она была исправлена и дополнена, а в 1892 г. вышла новым изданием. Согласно Уставу консисторий 1841 г., назначение благочинных было делом «усмотрения епархиального архиерея». Произошло разделение епархий на благочиннические округа с 10—30 общинами в каждом. В 60-х гг. XIX в. утвердился было обычай избрания благочинных духовенством, но указ Святейшего Синода от 1881 г. отменил его. Позднее (в 1905—1906 г.г.) были предприняты попытки возобновить выборность благочинных, но они не увенчались успехом. Благочинным предписывалось осуществлять надзор за нравственностью духовенства, за управлением церковным имуществом. Кроме этого благочинные обязаны были два раза в год объезжать приходы своего округа. Благочинные имели право самостоятельно улаживать мелкие дела и налагать наказания за незначительные проступки своих подопечных. О результатах своих объездов благочинные должны были делать подробные отчеты епископу.

В 1865 г. создаются епархиальные ревизионные комитеты по проверке отчетности использования средств консисторий, духовных учебных заведений, церковноприходских школ, братств и попечительств. Такие комитеты создавались из трех членов, назначавшихся епископом из приходского духовенства и преподавателей учебных заведений.

В 1823 г. возникают попечительства о неимущих духовного звания (на основе проекта, разработанного митрополитом Филаретом Дроздовым и утвержденного императором). Начиная с 60-х гг. в епархиях начинают выходить «Епархиальные ведомости».

Основой епархиальной структуры составляли приходские общины (церковные приходы). Связующими звеньями между ними и епископом стали старосты, заказчики, благочинные и духовные правления. От количества приходов зависело финансовое положение епархии. Были епархии, где приходы располагались компактно на небольшом пространстве. В других же епархиях, из-за их больших размеров или наличия чересполосного иноверческого населения, приходы оказывались разбросаны далеко друг от друга. Все это увеличивало разницу в числе приходов отдельных епархий. Для многих епископов объезды епархий в то время были чрезвычайно затруднительны, а иногда по недостаточности средств сообщения почти невозможны. Лишь в XIX в., с улучшением средств сообщения, интерес епископов к приходам стал возрастать. Но возникла новая проблема – чаще стали перемещать епископов с одной кафедры на другую.

В XIX в. сохранилось деление церквей на кафедральные и городские соборы (в уездных городах), приходские церкви и домовые церкви. Кафедральные соборы в принадлежали (и финансировались) к архиерейским домам, но и городские соборы в большинстве случаев также не имели собственных общин. Некоторые городские соборы и храмы получали государственную субсидию (ругу) или финансовую поддержку от епархиального епископа, отчислявшего часть своих доходов на содержание клира. Некоторые городские соборы и церкви владели землями. В XVIII и особенно в XIX в. открывалось много храмов, которые не имели своих приходов, – при учреждениях, учебных заведениях, в войсках. Все они, кроме войсковых, подчинялись епархиальному архиерею, но содержались за свой счет. Наконец, были безалтарные часовни и молитвенные дома, выступавшие в роли временных церквей. Следующая таблица показывает рост числа храмов:


В 1722 г. всего 15 751 церковь

1737 около 18 000

1762 19 813

1799 26 196

1825 27 585 (включая часовни)

1855 48 318

1907 71 526

1912 76 394

1914 66 908 (учтены не все епархии)


При решении вопроса о строительстве нового храма в синодальный период рассматривалось наличие средств на содержание духовенства. В начале XVIII в. приходы весьма разнились по количеству дворов и по численности причта. Были такие приходы, где на 15 дворов приходилось два священника, но встречались приходы в 200 дворов с пятью священниками. В 1711 г. Петр I повелел назначать священников лишь туда, где это крайне необходимо. Указ 1718 г. запретил открывать новые домовые церкви и предписал закрыть уже имевшиеся, за исключением принадлежавших императорскому семейству и некоторым вельможам. В 1722 г. Святейший Синод в особом указе подчеркивал, что строительство новых церквей может производиться только с его разрешения (была установлена норма – 300 дворов на одну церковь). В 1726 г. Екатерина I предоставила право стролительства епископам. Позднее новые штаты 1778 г. зафиксировали норму в 150 дворов на церковь. В это же время разрешение на возведение новых церквей снова стало исключительным правом Святейшего Синода. В 1800 г. Синоду пришлось напомнить епископам об этом указе. Подробные предписания по церковному строительству были изданы Императором Николаем I.

И только в 1858 г. епархиальные епископы вновь получили право давать разрешения на строительство церквей. С 1869 г. мелкие приходы стали объединяться в более крупные, вследствие чего было закрыто 2000 церквей, более того к 1880 г. их число достигло 4800. И лишь в 1884—1885 гг. Святейший Синод, разрешил открыть некоторые из этих закрытых церквей. На ремонт храмов стали отпускаться государственные средства.

С целью контроля над старообрядцами при приходских церквах по решению Большого Московского Собора 1666—1667 гг. велись списки исповедующихся, но обязательными они сделались только при Петре I, который указом 1718 г. потребовал ежегодно представлять списки не ходящих к исповеди с целью взимания с них денежных штрафов. Во второй части «Духовного регламента», где идет речь о мирянах, предписывается ежегодное причащение Святых Тайн. 18 июня 1722 г. состоялась совместная конференция Святейшего Синода и Сената. Эта конференция постановила вместо упомянутого списка вести три отдельных:

1) исповедовавшихся,

2) не являвшихся к исповеди,

3) отпавших в раскол.

При Анне Иоанновне для таких списков был введен весьма сложный формуляр из 49 пунктов. Ввсе священники уездных городов, кроме этого, обязаны еще были и составить списки своих прихожан, «от престарелых и средовечных до сущего младенца», с указанием возраста и местожительства. Согласно Уставу духовных консисторий от 1841 г., списки исповедовавшихся, составленные по упрощенной схеме, препровождались священниками через благочинных в консисторию. Последняя обрабатывала эти списки и метрические данные в так называемые перечневые ведомости для годового отчета епископа Святейшему Синоду. Эти ведомости, согласно Своду законов, считались официальными свидетельствами о рождении, браке и т. д.

С 1769 г. стали составляться клировые ведомости, включавшие послужные списки и сведения о церковном имуществе.

С 1837 г. вводятся метрические книги, в которые заносятся сведения о рождениях, браках и смертях и препровождавшиеся в консисторию.

В течение всего синодального периода заключение и расторжение браков было делом Церкви, По указу Святейшего Синода от 1810 г. бракосочетание для лиц, состоявших друг с другом в родстве до четвертой степени, не дозволялось.

Особым церковным наказанием был отказ в церковном погребении для самоубийц, если не представлялось судебно-медицинского свидетельства о том, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости или в результате психической болезни. Самым тяжким наказанием для мирян было отлучение от Церкви. Оно могло налагаться только Святейшим Синодом и влекло за собой утрату некоторых гражданских прав.