Глава 1. Правовое регулирование ЕНВД
1.1. Применение главы 26.3 Налогового кодекса РФ
В настоящее время наше государство возлагает на малое предпринимательство определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны, и пытается снизить налоговое бремя для субъектов малого бизнеса, а также облегчить налоговый учет. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к условиям рынка, способность быстро менять структуру производства, быстро создавать и оперативно внедрять новые технологии и научные разработки, а также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Яркими примерами тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50–70 % ВВП (валового внутреннего продукта) и 50–70 % в общей численности занятых. Поэтому наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, при выполнении определенных условий предприятия и индивидуальные предприниматели могут применять специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Специальным налоговым режимом по определению, данному Налоговым кодексом РФ, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специального налогового режима, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом. Причем законодатель требует, чтобы при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определялись в порядке, устанавливаемом Налоговым кодексом РФ, а иные особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный налоговый режим устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) упрощенная система налогообложения;
2) система налогообложения в свободных экономических зонах;
3) система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
4) система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
5) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
6) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Как видно, к специальным налоговым режимам Налоговым кодексом отнесен и единый налог на вмененный доход, имеющий целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения ограничение по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, так же как и единого налога на вмененный доход, определяется его функциями. Большинство экономистов склонны выделять 2 основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая в свою очередь предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
Единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства впервые был введен соответствующим Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ (утратил силу). По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден для предпринимателей.
Противники единого налога на вмененный доход утверждают противоположное.
Среди недостатков данной системы налогообложения следует отметить то, что налоговые органы не способны на сегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составляет 30–50 %. А это чревато разорением некоторых предпринимателей.
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет слабые места, связанные как раз со сложностью системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать значительный рост злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. Со времени введения положения о едином налоге на вмененный доход в этот закон было внесено много изменений и дополнений, и это говорит о том, что недоработки закона, выявленные в ходе практического применения этого специального режима налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, а также проверки правильности его применения и исчисления суммы налога, проводимой налоговыми органами, вытесняются более правильными и совершенными положениями законодательства.
Данный налог носит преимущественно фискальный характер, и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Введение этого налога призвано сократить оборот «теневого» капитала в сфере малого бизнеса, который в основном осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Кроме того, налог позволяет расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволяет подвести под законное налогообложение ранее не контролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 % всех товаров и услуг в малом бизнесе.
ЕНВД платят 184 тыс. организаций и 1,5 млн индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 1 ноября 2004 г. от них поступило в бюджет 26,4 млрд руб.
Специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является самым распространенным. Его применение закреплено гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». При применении такого режима следует иметь в виду, что он может применяться (или не применяться) по решению субъекта РФ в отношении ограниченного круга видов предпринимательской деятельности. При этом в регионе принимается закон о введении на указанной территории единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности с приложением специфических расчетных показателей. Исполнение этого закона обязательно на всей территории субъекта-законодателя.
В ст. 346.27 НК РФ раскрываются основные понятия, используемые в целях гл. 26.3.:
1) розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (пояснение в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.10.2004 г. № 03-06-05-04/38 «О применении ЕНВД к деятельности по реализации продукции собственного производства и списании расходов на приобретение сырья при упрощенной системе налогообложения»), К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в поди. 6—10 и. 1 ст. 181 НК РФ (автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, природный газ), продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
Понятие розничной торговли предполагает продажу или перепродажу без видоизменения новых или бывших в употреблении товаров, специально приобретенных с целью реализации и получения от этой операции дохода. Но в отношении к налогу на вмененный доход не рассматривается как «розничная торговля» продажа за наличный расчет продукции, произведенной собственными силами предприятия, имеющего производство своей основной деятельностью.
В случае если хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, продают через розничные магазины, помимо продукции собственного производства, и приобретенные товары, доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли.
При этом возникает обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности;
2) стационарная торговая сеть – торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски;
3) нестационарная торговая сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями предыдущего абзаца настоящей статьи к стационарной торговой сети; к этой группе относятся торговые автоматы;
4) площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе только «инвентаризационных и правоустанавливающих документов»; причем под торговой площадью понимается площадь торгового зала и помещений для обслуживания покупателей, не включающая площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений. Налоговые органы в ходе проверок не имеют права перемерять помещения, в этом случае доначисление налога будет незаконно;
5) открытая площадка – специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания;
6) магазин – специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;
7) павильон – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
8) киоск – строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;
9) палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;
10) торговое место – место, используемое для совершения сделок купли-продажи;
11) бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
12) количество работников – среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству;
13) транспортные средства – автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски;
14) платные стоянки – площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств;
15) площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы – площадь нанесенного изображения;
16) площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы – площадь светоизлучающей поверхности;
17) распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (абзац введен Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах»),
1.2. Налогоплательщики ЕНВД
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку (рассрочку), налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные ст. 21 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ). Налогоплательщики обязаны (ст. 23 НК РФ):
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03.2002, 31.12.2002 г., 10.01.2003, 28.05.2003, 30.06.2003 г.);
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом;
8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), помимо вышеуказанного, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
1) об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (реорганизация юридического лица, ликвидация юридического лица);
4) об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;
5) об изменении своего места нахождения или места жительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением через таможенную границу РФ товаров, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую упомянутым типом налога.
Выделим основные признаки.
1. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 326.28 НК РФ: «Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом».
2. Указанные хозяйствующие субъекты должны осуществлять виды деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход.
3. Данные лица должны осуществлять указанную деятельность на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог.
То есть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания бытовых услуг, ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей; предоставляющие услуги автостоянок и рекламные услуги. И эти предприятия должны вести эти виды деятельности на той территории, где введен ЕНВД.
В целях реализации налогоплательщиками данного положения по каждому месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (месту уплаты единого налога), налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, осуществляющие по месту нахождения таких обособленных подразделений предпринимательскую деятельность, подпадающую под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления такой деятельности.
Важным моментом установления статуса налогоплательщика является определение третьего признака. В Налоговом кодексе нет четкого определения «места». В тех случаях, когда деятельность оказывается в специально оборудованных местах (например, ремонт обуви, парикмахерские услуги), место ее осуществления определяется по расположению этих специально оборудованных мест. При этом место государственной регистрации может не совпадать с местом осуществления деятельности.
Место осуществления деятельности в сфере оказания транспортных услуг не определяется местом регистрации организаций или индивидуальных предпринимателей и не определяется по месту фактического нахождения исполнительного органа организации или индивидуального предпринимателя. Определение «места» осуществления деятельности не производится по месту осуществления перевозок, и в качестве «места» можно выбрать постоянные парковочные терминалы: гаражи, стоянки.
1.3. Налоговая база и объект налогообложения
Объектом обложения единым налогом вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход – это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода.
При расчете вмененного дохода учитывается такие составляющие, как базовая доходность (условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади, численность работающих и др.) и повышающие (понижающие) коэффициенты.
Данные коэффициенты устанавливаются в зависимости от:
1) ассортимента реализуемой продукции;
2) качества предоставляемых услуг;
3) сезонности;
4) суточности работы;
5) качества занимаемого помещения;
6) производительности используемого оборудования;
7) возможности использования дополнительной инфраструктуры;
8) инфляции;
9) количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененного налога. Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов РФ.
Система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства значительно упрощается с введением единого налога на вмененный доход, что в целом, безусловно, является положительным моментом для налогоплательщиков, так как позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении. Однако, с другой стороны, следует отметить, что упрощенная система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским счетам.
До 01.01.2003 г. в целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков единого налога на вмененный доход Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и ГКРП РФ с учетом предложений субъектов РФ разрабатывало рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих для применения их органами законодательной власти субъектов РФ.
Следует заметить, что, хотя Правительство РФ разработало и довело до сведения субъектов РФ формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы (порядок) носили рекомендательный характер, поэтому субъекты РФ при расчете могли их использовать, а могли вводить в эти формулы свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. С 01.01.2003 г. налоговая база рассчитывается по обязательной для всех налогоплательщиков ЕНВД формуле.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
НБ = БД × К1 хК2 × К3 × ФП,
где НБ – налоговая база;
K1, К2, К3 – соответствующие корректирующие коэффициенты;
ФП – физический показатель;
БД – базовая доходность.
В приложении к приказу Министерства Финансов РФ от 17.02.2005 г. № 23н приводятся следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Например, без учета корректирующих коэффициентов расчет налоговой базы должен быть следующим.
Индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги. Количество работников в этом виде деятельности – 3 человека. Количество работников с учетом самого индивидуального предпринимателя – 4 человека. Установленная базовая доходность составляет 7500 руб. в месяц. Налоговая база (без учета коэффициентов) за месяц составит 30 000 руб. (7500 × 4).
При изменении корректирующих коэффициентов их новые значения применяются только с начала следующего налогового периода (применительно к единому налогу на вмененный доход – это квартал).
Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога на вмененный доход учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Например, тот же индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги. Количество работников в этом виде деятельности в январе – 3 человека, в феврале – 4 человека (20 февраля устроился на работу 1 человек), в марте – 3 человека (15 марта уволился один человек). Количество работников с учетом самого индивидуального предпринимателя соответственно в январе – 4 человека, в феврале – 5 человек, в марте – 4 человека. Установленная базовая доходность составляет 7500 руб. в месяц на одного работника, включая самого индивидуального предпринимателя.
Налоговая база (без учета коэффициентов) за январь составит 30 000 руб. (7500 × 4).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за февраль составит 37 500 руб. (7500 × 5).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за март составит 30 000 руб. (7500 × 4).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за первый квартал составит 97 500 руб. (30 000 + 37 500 + 30 000).
Итак, согласно ст. 346.29 НК РФ:
1) объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика;
2) налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности;
3) для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, приведенные в таблице.
К3 – коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в 2005 г. равен 1,104 согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 09.11.2004 г. № 298. Он опубликовывается Госкомстатом;
4) базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты K1, К2, К3.
Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» в и. 5 ст. 346.29 внесены следующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.:
а) абзац первый после слова «налогоплательщиком» дополнен словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
б) абзац третий дополнен словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
в) в абзаце четвертом слова «для данного вида предпринимательской деятельности» заменены словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга».
Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2003–2005 гг. при определении величины базовой доходности не применяется;
5) корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком. Он учитывает месторасположение объекта (магазина, химчистки, автосалона и т. д.), через который организация осуществляет свою деятельность. Этот коэффициент зависит от стоимости земли, на которой находится объект. Такая стоимость установлена в Государственном земельном кадастре и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = (1000 + Коф)/(1000 + Ком),
где Коф – кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;
Ком – максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;
1000 – стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади;
6) при определении величины базовой доходности субъекты РФ могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в и. 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2;
7) значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами РФ на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Он учитывает прочие особенности деятельности (например, сезонность или время работы). Этот коэффициент устанавливают региональные власти;
8) изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода;
9) в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя;
10) размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. То есть в случае применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход организацией или индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации исчисление налога происходит с месяца, следующего за месяцем создания.
Например, если организация зарегистрирована 19 апреля, то налоговая база определяется за период май – июнь.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая исходя из установленных и. 3 ст. 346.29 НК РФ значений базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности K1, К2 и К3.
При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:
ВД = (БД × (ДЬ 1 + № 2+№ 3) хК1 хК2 хК3),
где ВД – величина вмененного дохода;
БД – значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;
№ 1, № 2, № 3 – физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода;
K1, К2, К3 – корректирующие коэффициенты базовой доходности.
В случае изменения в течение налогового периода величины физического показателя налогоплательщик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.
Пример
Налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспорта населению, с 01.01.2005 г. переведен на уплату единого налога на вмененный доход.
Базовая доходность по осуществляемому им виду предпринимательской деятельности составляет 12 000 руб. в месяц.
В январе 2005 г. численность работников (включая индивидуального предпринимателя) составила 5 человек, в феврале – 6 человек, а в марте – 8 человек.
Значения корректирующих коэффициентов базовой доходности:
K1 = 1;
К2 = 0,5 (установлен конкретным Законом субъекта РФ);
К3 = 1,104.
Налоговая база по итогам налогового периода составит:
ВД = 12 000 × (5 + 6 + 8) × 1 × 0,5 × 1,104 = 125 856 руб. за квартал.
Вновь зарегистрированные налогоплательщики исчисляют налоговую базу за налоговый период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации.
Пример
Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 15 января 2005 г. Вид предпринимательской деятельности – оказание бытовых услуг населению.
Базовая доходность по указанному виду предпринимательской деятельности составляет 7500 руб. в месяц.
В феврале налогоплательщик осуществлял свою деятельность без привлечения наемных работников, а в марте численность работников (включая самого предпринимателя) составила 5 человек.
Значения коэффициентов базовой доходности:
К1 = 1;
К2 = 0,3 (утвержден в регионе по месту деятельности нашего предпринимателя);
К3 = 1,104.
Налоговая база по итогам налогового периода составит:
ВД= 7500 × (1 + 5) × 1 × 0,3 × 1,104 = 14 904 руб.;
7) при применении и. 3 ст. 346.29 НК РФ следует учитывать положения, приведенные в ст. 346.27 НК РФ, а также иметь в виду следующее:
а) при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта (в том числе и арендованных) и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, за исключением подсобных и прочих помещений, где покупатели (посетители) не обслуживаются. Последнее уточнено Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 208-ФЗ;
б) в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности – площадь зала обслуживания посетителей – к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей;
в) под количеством работников в целях исчисления единого налога на вмененный доход следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников по видам деятельности в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.10.2003 г. № 98 и введенным в действие с ноября 2003 г.;
г) при определении налогоплательщиком физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т. и.), участвующих одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика, распределяется пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиком за налоговый период по каждому осуществляемому им виду деятельности;
д) под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
е) к технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, особенности продажи которых установлены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. и доп. от 20.10.1998 г., 02.10.1999 г., 06.02.2002 г., 12.07.2003 г., 01.02.2005 г.);
ж) к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163) (с изм. и доп. № 7/2003) (далее – Классификатор), в группе 01 «Бытовые услуги» (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств);
з) к ветеринарным услугам относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по коду подгруппы 083000;
и) к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по коду подгруппы 017000;
к) к услугам общественного питания относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по кодам подгрупп 122100 и 122500;
л) к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по кодам 021520, 021521, 021522, 021523, 021525, 021526, 021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500.
Кроме того, следует иметь в виду, что установленные поди. 4 и 5 и. 2 ст. 346.26 НК РФ ограничения по площади торгового зала и зала обслуживания посетителей должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли и общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики, превысившие данные ограничения по какому-либо объекту организации торговли или общественного питания, подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход в части объектов, на которых условия перехода соблюдены. В части превышения, например, площади торгового зала свыше 150 кв. м должен применяться иной режим налогообложения. Это разъяснено в письме Минфина РФ от 21.12.2004 г. № 03-06-05-02/22 «О переводе организаций и предпринимателей на уплату ЕНВД».
Пример
ООО «Стелла» имеет сеть магазинов по продаже обуви.
Площадь первого магазина – 200 кв. м, в том числе площадь торгового зала – 149 кв. м, остальное пространство занимают подсобные помещения: кабинет заведующего магазином, ванная и туалетная комнаты, складское помещение.
Площадь второго магазина – 250 кв. м, из них 190 кв. м – площадь торгового зала.
Площадь третьего магазина – 150 кв. м, из них 100 кв. м – площадь торгового зала.
Как видно, ООО «Стелла» обязано уплачивать единый налог на вмененный доход в части двух своих магазинов, по которым условия перехода к начислению данного налога соблюдены, а касательно третьего предприятие должно начислять налоги по общему режиму.
В отношении рекламной деятельности при определении налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход следует руководствоваться письмом Федеральной налоговой службы от 30.11.2004 г. № 22-2-14/1841@ «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», где отмечено, что ЕНВД касается любой наружной рекламы, в том числе социальной, кроме вывесок с указанием названия организации, часов работы, указателей расположения и т. и. А при использовании сменных картинок на табло физический показатель «площадь рекламного поля» удваивается (утраивается и т. д., в зависимости от числа меняющихся картинок). И если в течение какого-либо месяца рекламный щит использовался хотя бы один день, налог следует уплатить за целый месяц.
Федеральная налоговая служба в письме от 03.03.2005 г. № 22-2-16/289 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» сообщает: в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Как следует из приведенной выше нормы НК РФ, под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях.
Согласно ст. 346.29 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход производится с использованием физических показателей базовой доходности «площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы в кв. м» и (или) «площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы в кв. м».
Согласно ст. 346.27 НК РФ под «площадью информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы» понимается площадь нанесенного изображения, а под «площадью информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы» – площадь светоизлучающей поверхности.
К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину указанных физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы, содержащие необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках (паспорт рекламного места, эскизы или дизайн-проекты рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы (договоры на право размещения стационарных технических средств наружной рекламы), договоры на оказание услуг по представлению и (или) использованию стационарных технических средств наружной рекламы для размещения (распространения) рекламной информации и т. и.).
В соответствии с нормами ст. 346.29 НК РФ налоговая база по единому налогу на вмененный доход исчисляется налогоплательщиками за каждый календарный месяц налогового периода и затем суммируется для целей исчисления суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате за налоговый период.
Таким образом, при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход фактический период времени ведения деятельности в том или ином календарном месяце налогового периода налогоплательщиками не учитывается.
В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с распространением и (или) размещением наружной рекламы, исчисляют налоговую базу по единому налогу на вмененный доход за каждый календарный месяц налогового периода, в течение которого принадлежащие им (арендованные или используемые ими на иных правовых основаниях) стационарные технические средства наружной рекламы фактически использовались (независимо от количества дней использования в данном календарном месяце) по назначению.
Площади информационных полей стационарных технических средств наружной рекламы, которые фактически не использовались налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход по назначению в течение всего налогового периода (того или иного календарного месяца налогового периода), не учитываются ими при исчислении налоговой базы по единому налогу за указанные периоды времени.
Пример
ЧП «Сидоркин А. А.» имеет в различных районах города 5 рекламных щитов, площадь каждого – 12 кв. м. Коэффициент К2 по каждому щиту в зависимости от места расположения зоны действия имеет величины 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; и 0,9. Первый щит в течение трех отчетных месяцев не использовался вовсе, второй был задействован с 15 февраля по 15 марта, последующие были задействованы все месяцы квартала.
Расчет налогооблагаемой базы в данном примере будет выглядеть следующим образом:
1) 3000 × 12 × 1 × 0,5 × 1,104 × (0 + 0 + 0) = 0;
2) 3000 × 12 × 1 × 0,6 × 1,104 × (0 + 1 + 1) = 47 700;
3) 3000 × 12 × 1 × 0,7 × 1,104 × (1 + 1 + 1) = 83 460;
4) 3000 × 12 × 1 × 0,8 × 1,104 × (1 + 1 + 1) = 95 388;
5) 3000 × 12 × 1 × 0,9 × 1,104 × (1 + 1 + 1) = 107 304.
По всем объектам оказания услуг в сфере размещения рекламы ЧП «Сидоркин А. А.» за I квартал будет иметь налогооблагаемую базу в общем размере 333 852 руб.
Пример
ЧП «Сидоркин А. А.» с 20 марта ввел в эксплуатацию еще один объект размещения рекламы, но это уже световое электронное табло, на котором поочередно демонстрируются 2 картинки, причем одна из них разделена на 4 квадрата, демонстрирующих 4 различные рекламные картинки. Площадь табло – 12 кв. м.
В данном примере налог на вмененный доход предприниматель начнет исчислять и уплачивать со следующего месяца как по вновь введенному объекту, т. е. с 01.04.2005 г. При условии что этот объект распространения рекламы будет функционировать в течение всего II квартала, расчет налогооблагаемой базы будет выглядеть следующим образом:
4 000 × 12 × 2 × 1 × 0,7 × 1,104 × (1 + 1 + 1) = 222 566 руб.,
где 4000 – базовая доходность электронного табло,
12 – физический показатель площади табло;
2 – удвоение площади в связи с использование рекламного поля с удвоенной загрузкой (следует отметить, что количество «картинок в картинке», демонстрирующихся одновременно, не увеличивает физического показателя, его величина как раз складывается из более мелких площадей, расположенных на основном поле);
1 – коэффициент К1, который в 2005 г. не применяется и равен 1;
0,7 – условная величина К2, применимая в данной зоне данного региона;
1,104 – К3, коэффициент-дефлятор в 2005 г.;
(1 + 1 + 1) – число месяцев использования электронного табло во II квартале 2005 г.
Пример
ЧП «Петров П. П.» предоставляет услуги по хранению автотранспортных средств на организованной им стоянке. Земля находится в аренде. Площадь стоянки – 300 кв. м.
Налоговая база по вмененному налогу должна рассчитываться следующим образом:
300 × 50 × 1 × 0,9 × 1,104 × (1 + 1 + 1) = 44 712 руб.,
где 0,9 – условная в нашем примере величина коэффициента К2.
1.4. Полномочия субъектов РФ при введении единого налога
Одной из серьезнейших проблем российской экономики является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или по крайней мере пытаются исправно платить налоги, является делом бесперспективным. Мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снижать налоговое бремя.
В этих условиях основное внимание и законодателей, и исполнительной власти, и фискальных органов должно быть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы, минимизируя уплачиваемые налоги или не платя их вообще.
В первую очередь речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателях, работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительной и некоторыми другими видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.
Установление вмененного дохода имеет целью, с одной стороны, увеличение налоговых поступлений, а с другой – упрощение процедур расчета и сбора налогов. Механизмы, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот.
Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.
Весьма важно подчеркнуть, что с переводом отдельных категорий предприятий и организаций на единый налог в значительной степени снижается их зависимость от субъективизма налоговых органов, чему в немалой степени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода, не зависящие от мнения тех или иных должностных лиц.
Единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ исходя из принципов, установленных Федеральным законом, и является обязательным к уплате на всей территории того субъекта РФ, где он установлен.
Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, в частности, предоставлено право устанавливать на соответствующей территории следующие важнейшие характеристики налога на вмененный доход:
1) перечень плательщиков по сферам предпринимательской деятельности;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) порядок и сроки уплаты единого налога;
4) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством РФ.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности является региональным налогом. Он вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к исчислению и уплате на территории только тех субъектов РФ, которые приняли соответствующий закон.
Субъекты РФ не только вводят в действие единый налог на вмененный доход, но и определяют в своих законах нижеприведенные элементы налогообложения:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта РФ. После вступления в силу гл. 26.3 НК РФ законодательные органы правительства субъектов вправе принять закон о едином налоге, а также обязаны внести изменения и дополнения в утвержденные раньше. Закон субъекта РФ вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу. Со дня вступления в силу регионального закона о внесении таких изменений налогоплательщики производят перерасчет своих налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход с учетом новых значений составляющих формул расчета. При этом налог пересчитывается за весь период с момента вступления в силу данных изменений.
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог. Субъекты РФ могут обязать к уплате организации и предпринимателей, занимающихся всеми утвержденными видами деятельности, могут исключать какие-либо виды, а могут исключать даже некоторые организации. Например, законодательный орган субъекта РФ вправе в перечень плательщиков единого налога на вмененный доход не включать аптечные или иные организации, занимающиеся розничной торговлей медикаментами и т. и.
3) значения коэффициента К2 – корректирующего коэффициента базовой доходности, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и другие особенности, не связанные с местом осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 346.28 НК налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 346.26 НК РФ. Ранее единый налог на вмененный налог уплачивался только в том случае, если он был введен в том субъекте РФ, в котором налогоплательщик вставал на налоговый учет. Если налогоплательщиком являлась организация, в состав которой входили обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, то она обязана была встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признается обособленным подразделение организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В связи с этим организация обязана уплачивать единый налог по месту нахождения своих обособленных подразделений в порядке, определенном правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации, на территории которых находятся обособленные подразделения организации. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений нужно представлять расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому обособленному подразделению.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, независимо от наличия структурных подразделений обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее 5 дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте РФ. А заявление о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Так, например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ.
Применение закона о едином налоге на вмененный доход включает в себя определение следующих основных моментов:
1) место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;
2) круг плательщиков данного налога;
3) объект обложения данным налогом;
4) методика расчета налога
5) порядок исчисления и сроки уплаты налога;
6) совершенствование существующего порядка.
Субъект РФ в лице регионального правительства принимает закон о введении на его территории единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Общие положения закона разрабатываются в соответствии с НК РФ, устанавливаются порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог) на территории региона, виды деятельности, в отношении которых вводится единый налог, и значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2). Затем перечисляются виды деятельности, в отношении которых вводится единый налог. Этот перечень составляется в рамках налогового законодательства, но может быть намного меньше, чем отмечено гл. 26.3. НК РФ. Закон о применении ЕНВД может вообще не вводиться в регионе.
Законом оговаривается дата его вступления в силу, а значение коэффициента К2 обычно приводится в приложении, где величина его конкретно разграничивается привязкой к адресам осуществления видов деятельности – зонам, подпадающим под обложение единым налогом в субъекте РФ – законодателе. При принятии закона, вступающего в противоречие с ранее принятыми законами по аналогичным ситуациям, устаревшие законы, как правило, теряют силу. Это тоже оговаривается в новом законе.
Пример
Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», принятый Саратовской областной Думой 29 января 2003 г., имеет 6 приложений.
Приложение 1. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в населенных пунктах области с численностью жителей до 100 тыс.
Приложение 2. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в г. Саратове в следующих зонах.
Приложение 3. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в г. Балаково.
Приложение 4. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в г. Энгельсе.
Приложение 5. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Приложение 6. Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
То есть данное региональное правительство при разработке корректирующих коэффициентов К2 провело исследования в широком аспекте сложившихся условий для более или менее выгодного предпринимательства, эти исследования нашли отражение в максимально дифференцированных значениях коэффициента К2.
Извлечение из Приложения 1 упомянутого Закона Саратовской области.
Значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в населенных пунктах области с численностью жителей до 100 тыс. (в ред. от 03.06.2003 г.):
На основании этой таблицы значений коэффициента К2 налогооблагаемая база по вмененному доходу частного предпринимателя в сельском поселке с численностью населения менее 300 человек за I квартал 2005 г. будет рассчитана следующим образом:
7500 руб. × 1,0 × 0,05 × 1,104 × 1 чел. × 3 мес. = 1242 руб.
Налогооблагаемая база по вмененному доходу частного предпринимателя в небольшом городке с численностью населения около 100 человек за I квартал 2005 г. будет рассчитана следующим образом:
7500 руб. × 1,0 × 0,60 × 1,104 × 1 чел. × 3 мес. = 14 904 руб.
При исчислении ЕНВД по ставке 15 % первый предприниматель начислит налог в размере 1242 × 15 % = 155 руб., второй предприниматель начислит налог в размере 14 904 × 15 % = 2236 руб.
Эти величины ЕНВД, как видно, вполне реальны к уплате за 3 месяца деятельности предпринимателей-ветеринаров.