Вы здесь

Евроремонт. Секреты мастера. Глава 1. Грамотный подход к дизайн-проекту (Е. В. Симонов, 2012)

Глава 1

Грамотный подход к дизайн-проекту

Это только пчелы и муравьи умудряются соорудить чудеса архитектурной мысли – соты и муравейники, – обходясь без всякого предварительного планирования и чертежей. Человек же вряд ли возведет что-то путное, если пренебрежет не только планами и чертежами, но и элементарными знаниями, дающими возможность логически обосновать свои замыслы.

Зачем нужны элементарные знания о современных стилях

Приступая к созданию дизайн-проекта, вы должны представлять, в каком стиле хотите выдержать квартиру, тем более – в одном стиле или в нескольких будут решены жилые и подсобные помещения. Важно не превратить жилье в эфемерное мельтешение, граничащее с безвкусицей, ведь классический интерьер не имеет ничего общего с авангардным или этническим, а конструктивизм хотя и похож на минимализм, но все же это разные стили, не говоря о хай-тек или арт-нуово. Что касается последних двух, то я не буду вам рекомендовать создавать в них дизайн-проект: такие сложные стили могут реализовывать лишь профессионалы.

Как показывает практика, сегодня, приступая к ремонту, мало кто согласен просто «подновить» стены, купить новую мебельную горку и ограничиться хорошим телевизором и пальмой в углу. Люди уверовали в то, что интерьер – это не просто свежие стены, а некоторое количество «бесполезных» вещей, которые, будучи тщательно подобранными, и составляют наполнение интерьера. Лидируют в предпочтениях сегодня самые декоративные из стилей – ар-деко, кантри. Молодые люди отдают предпочтение минимализму, квартировладельцы постарше – эклектике, или, как ее еще называют, современному дизайну. Некоторые замышляют дизайн каждого помещения отдельно, другие – всей квартиры в комплексе. Во всяком случае, закономерности в тенденциях есть: гостиную практически всем хочется видеть неповторимой, кухню – «состоятельной», богатой, столовую – «деревенской», детскую – предельно оригинальной, тематической (стилизованной, например, под шкатулку Барби или палубу пиратского фрегата), кабинет – деловым, спальню – эротичной, гардеробную и ванную – функциональными, прихожую – гостеприимной. Иногда для достижения этой цели квартира оформляется в разных стилях, но чаще – в едином стиле, особенно если дизайн разрабатывается самостоятельно, без привлечения профессионала.

Сегодня доступно огромное количество альбомов и интернет-сайтов, предлагающих варианты интерьеров, которые, собирая как лото, можно сложить в единый облик квартиры. Однако некоторые понятия о сути стилей и их сочетаемости в рамках одной квартиры или дома вам иметь просто необходимо – дабы не получился единый стиль, который можно будет охарактеризовать как «китч местного разлива» или, проще говоря, безвкусицу и нагромождение дорогих, но случайно встретившихся вещей.

Итак, вначале несколько слов о классических стилях. Античный стиль («игрушка», доступная лишь богатым владельцам больших площадей) подразумевает колонны, мрамор, статуи и статуэтки, высокохудожественную лепнину, вазы и амфоры, мозаичные полы. Иными словами – гармоничные и целостные залитые светом залы, ассоциирующиеся с представлениями о Древней Греции. Однако помните: подражать, так с размахом, иначе незачем и браться. Не меньшей изысканностью и помпезностью отличается готический стиль – здесь обязательны огромные окна, многоцветные витражи, игра световых эффектов, строгая и симметричная, жесткая вертикальность конструкций. Из этой же обоймы – пышный классический стиль, который обычно предпочитают немолодые состоятельные люди. Разумеется, это эталон изящества и благородства, подразумевающий, с одной стороны, лаконичную функциональность предметов, с другой – холодное великолепие убранства. Однако этот стиль требует серьезных финансовых вложений: художественный паркет, колонны, лепнина, мрамор. Не менее статусный стиль – ампир: парадный, торжественный, военно-триумфальный, подразумевающий великолепие, призванное ошеломлять и подавлять, выставлять на показ как былые, так и нынешние заслуги владельцев дома (безусловно, скорее дома, чем квартиры).

Поп-звезды, публичные люди стремятся сегодня свить родовые гнезда в стилях барокко и рококо (пример – апартаменты Ирины Аллегровой). Здесь – величие, пышность, пространственный размах, одновременно – прихотливость, грациозность, интимность.






Типовая двухкомнатная квартира не исключает возможности оформления яркой детской, чувственной спальни, японской кухни и пышной ванной


Совершенно иного плана – неклассические стили, основа которых зародилась в эпоху декаданса, немого кино и первых домов высокой моды. Например, модерн – стиль, достаточно универсальный, чтобы подчеркнуть яркую индивидуальность хозяина жилья. Для всех интерьеров, выполненных в стиле модерн, обязательно обилие плавных и мягких линий, всевозможных декоративных элементов (здесь микс не будет лишним), отсутствие конструктивистских углов и резкостей (конструктивизм – ровесник модерна, стиль, делающий упор на максимальную функциональность и почти полное отсутствие декора, более того, за основу художественного образа берется конструкция, а не композиция). В декоре фасадов и интерьеров, выполненных в стиле модерн, обязательно присутствуют узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц, витражи с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков. Стиль модерн – это изогнутые пластичные формы рисунка на наборном паркете из благородного дерева, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением вьющихся растений металлической ковки, стены, обтянутые тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки, выполненные в виде окон с витражами, непременно – лепной плафон в центре потолка. Овальные окна драпируются тканями в тон драпировки стен, а ламбрекен сложной формы обязательно повторяет рисунок на ткани. Это настенные светильники с матовыми плафонами, резные, украшенные декоративными деталями из резного дуба, зеркала – в деревянных рамах сложных искривленных форм, мебель добротная, из древесины, с благородным декором из темной бронзы, в столовой – круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками. Стены отделаны деревянными панелями, светильники призваны давать уютный рассеянный свет, в гостиной обязательны хрустальная люстра с множеством свечей, кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы.

К модным сегодня стилям относятся также:

• ар-деко – стиль, украшающий жизнь, формирующий приукрашенный, приподнятый образ, работающий на прямую выразительность, дающий волю тщеславию хозяина квартиры;

• консерватизм – стиль флегматиков-программистов, спокойные, солидные и респектабельные интерьеры, соблюдающие традиционное назначение помещений и вещей;

• романтизм – стиль вне времени, в таком интерьере нет понятия «антиквариат» – все вещи вечно живые, также и фольклорные формы декора кажутся вполне городскими, а в настроениях преобладают ностальгия, сдержанность и уют;

• поп-арт – стиль для «буйных», энергичных людей, не знающих слов «усталость» и «покой», стиль яркий, экспрессивный, контрастный, требующий возведения в ранг произведений искусства обычных бытовых предметов;

• минимализм – стиль для радикалов. Место отводится лишь самому необходимому, пропорции идеальные, «вольностью» могут быть только смелые и нестандартные цветовые гаммы. Мебель – лишь самая необходимая, встроенная и трансформирующаяся, свет и простор ценятся больше, чем ненужные вещи. Никаких внутренних перегородок, окна должны быть большими, чтобы проникало много света. Разделение пространства происходит с помощью цвета пола и полупрозрачных тканей. Светильники просты по форме и вмонтированы в стены, потолок или пол. Отсутствуют плавные линии – приветствуются острые углы: стулья и кресла прямоугольной формы, диваны с такими же подушками и с жесткими подлокотниками. Светлый тон обивки подчеркивается с помощью подушек другого цвета, на окнах простые жалюзи из металла или прозрачной ткани, незаметные в интерьере, на стенах картины в тонких рамках. Современность стиля подчеркивается использованием металла и стекла;

• неоклассицизм – проще говоря, минимализм плюс классика в пропорциях, которые вы установили сами;

• кантри – душевность и теплота деревенского дома, удобство, практичность, сознательная архаичность;

• хай-тек – «скандальный», с точки зрения старшего поколения, стиль современных и молодых. Вместо декора – ультрасовременность технологий и материалов, в качестве украшений – то, что принято прятать: пылесос, кофемолка, разумеется выполненные в необычных ярких глянцевых тонах, а также крепеж, заклепки, металлические и железные детали. Все должно быть ровным, блестящим и гладким – стены, потолок, двери, оконные рамы. В отделке преимущественно используются металл и стекло, бетон и камень. Стены окрашиваются красками, дающими гладкие блестящие поверхности, либо декорируются жидкими обоями с рельефным рисунком. Полы покрываются керамической плиткой, натуральным камнем, линолеумом, потолки – акриловые либо натяжные, мебель максимально функциональна, четкой геометрической формы, напоминает офисную – из кожзаменителя, пластика, полированного металла. Никаких шкафов и мебельных стенок – вместо них стеллажные модули с закрытыми или открытыми секциями из дерева на металлическом каркасе из полированных труб, поверхность мебели – ровная и гладкая, с блестящей и серебристой металлической фурнитурой, кухонные шкафы – из матовых полированных пластов и белого опалового стекла, панели и столешница – из цельных плит базальта, посуда – техничная, одноцветная, из матового стекла без орнамента, в виде геометрических фигур. Светильники вмонтированы прямо в мебель либо посажены на подставки и кронштейны, плафоны – из молочного или цветного матового стекла незамысловатых форм. В основную цветовую гамму входят черный, белый, серый цвета, в дополнительную – красный, зеленый, желтый, синий. На окнах – жалюзи, на стенах – графические или авангардные картины;

• эклектика – стиль людей не столько с хорошими деньгами, сколько с хорошим вкусом, ведь эклектика означает «развитие, смешение». Иными словами, вам предлагается быть настолько уверенными в себе, смелыми и неординарными, чтобы вы могли самостоятельно модерировать сосуществование и взаимодополнение разнообразных стилей и направлений, иногда, на первый взгляд, взаимоисключающих. Главное в эклектике – с одной стороны, удобство и комфорт, с другой – соседство современной стилистики с традициями прошлого. Вполне нормально поставить актуальную мягкую мебель рядом со старинным комодом, для выделения стен цветными тканями оставить белые участки, чтобы подчеркнуть декор, присутствие сувениров из разных стран: китайской посуды, греческих ковров. Соседствуют также и произведения искусства – от копий полотен старинных мастеров до подарков друзей и даже рисунков собственных детей, забранных в хорошие рамки. Очень важно акцентировать внимание на деталях, ведь именно они объединяют разные по характеру и возрасту предметы.

Велик сегодня интерес и к этническим стилям, то есть стилям, повторяющим экзотические национальные интерьеры. Любой этнический стиль – это сочетание определенного декора, мебели, материалов, цветов, характерных для интерьера жилища конкретной страны. Практика дизайнеров показывает, что чаще всего люди заказывают сегодня проект интерьера, выполненного в марокканском стиле (смешение европейских и традиционных деталей интерьера): маски, яркие пестрые одеяла, шторы и драпировки, мебель из ротанга и зебрана, ковер с традиционным африканским рисунком, разнообразные скульптуры, блюда для фруктов, в том числе из камня, вазы с бамбуковыми палочками, фонари. Характерны теплые тона: цвета заморских фруктов и пряностей; используются подушки в наволочках с вышитыми фигурками тигров и жирафов, а также в качестве драпировок – блестящие ткани из хлопка, вискозы, льна.

Популярностью пользуется японский стиль – сдержанный минимализм, строгие лаконичные формы. Цветовая гамма – светлая, белая, бежевая, молочная, кремовая; мебель – невысокая и прямая, выдержана в светлых тонах, ее поверхность – гладкая, лакированная, из ценных пород древесины и благородных тканей, также в основном кремовых и белых оттенков. Тарелки из фарфора, напоминающие лепестки цветков, изящные картины японской художественной школы, металлический подсвечник со специальным стеклом, увеличивающим пламя свечи, мини-водопад из натурального камня, деревянные часы с отделкой из рогожи в форме пагоды, ароматические лампы из белоснежного фарфора с рельефным узором и свечами внутри, бонсай и икебаны, вещи из бамбука, покрывала и постельное белье с иероглифами или характерными национальными рисунками, посуда для суши, циновки, веера, но главное – японская раздвижная стенка-ширма.

В китайском стиле доминируют решетки, плетенки, фарфор. В средиземноморском стиле все лишнее убрано в угоду максимальному проникновению солнечного света, характерно обилие флористического и «морского» декора, много вещей грубоватой ручной работы. В скандинавском – главенствует простота быта воинов-викингов, декора почти нет, много текстиля флористической тематики, полы из досок светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель, цветовая гамма – зеленоватая, серая, бежевая, голубоватая, мебель одета в льняные чехлы. Во французском, или прованс-стиле, прежде всего – шарм и комфорт французской провинции, нарядность, контрастное сочетание цветов, но теплой гаммы, низкие и глубокие кресла, набитые морскими водорослями или конским волосом, столик с деревянной столешницей на металлическом основании в виде трех прутьев, столы с ножками в форме лап льва, жаккардовые занавески с растительным рисунком на окнах с маленькими балконами, идущими от пола, в столовой – шкаф с фарфоровой посудой, контрастная обивка стульев – полосатая, обязательно идентичная с абажуром светильника, смешение цветочных узоров и узоров в полоски, обилие ворсистых тканей, которыми отделаны стены, картины висят в красивых окладах, гобелены, зеркала в позолоченных рамках. Манга – стиль подростков, в первую очередь это аниме: комбинирование анимационных элементов с деталями английского и скандинавского интерьеров.

В любом случае вы должны точно знать: хотите видеть квартиру выполненной в одном из традиционных стилей либо вам по душе экзотика – японский или китайский стиль. Также в вашем распоряжении есть фэн-шуй (в переводе с китайского – «ветры и воды») – целая наука о зонировании пространства жилья, выборе векторов и мест расположения мебели, украшений, источников благовоний, комнатных растений. Если, приступая к разработке дизайн-проекта, вы будете ориентироваться на фэн-шуй, то прочитайте какое-либо серьезное пособие на данную тему, которое расскажет, как адаптировать принципы учения к современным многоквартирным «сотам» (что совсем не просто).

Кроме того, задумав решение хотя бы одной из комнат в экзотическом стиле, вы должны понимать, где вы возьмете ее наполнение. Разумеется, качественное, рассчитывать на дешевые китайские «поделки» не следует. Иными словами, нарисовав в проекте спальни низкую японскую кровать и раздвижные шторки, подумайте: у какого мастера либо по какому каталогу вы их закажете и хватит ли на это средств после ремонта.

Сочетаем желаемое с целесообразным

Независимо от того, какого уровня сложности и стоимости будет ваш будущий ремонт, – конечную цель вы наверняка представляете себе достаточно ясно. Иными словами, с учетом пропорций помещения, его освещенности, наличия будущих перегородок вы примерно знаете, какую хотите приобрести мебель, как ее расставить, как расположить светильники, в каком стиле выдержать аксессуары (шторы, карнизы, ковры, драпировки).

Понятно, что удержать в уме все нюансы сложно, именно по этой причине дизайн-проект должен быть нарисован на бумаге, в красках и пропорциях. Тем более что возможность выполнить его на компьютере существенно упрощает процесс. Проекты в трехмерной графике (3D) практически не отличаются от реальной картинки. Однако, поскольку не факт, что вы хорошо знакомы с соответствующими графическими программами, можно обойтись карандашным наброском. Ведь это для дизайнера, выполняющего проект на заказ, важно его внешнее исполнение, вам же достаточно, чтобы проект был продуман и отражал основные этапы работ, а также наглядно демонстрировал конечный результат.

Поверьте, выполнить дизайн-проект самостоятельно вам вполне по силам. Если нет, то лучше заказать его у профессионального дизайнера, нежели начинать ремонт «по интуиции». В этом случае его качество будет определяться творческими способностями и опытом. При отсутствии таковых или наличии, но не на достаточном уровне предпочтительно поручить это дело профессионалу. Кроме того, практически все дизайнеры являются одновременно и менеджерами собственных проектов, иными словами, для их реализации они задействуют имеющиеся связи со строителями определенной специализации и уровня квалификации, а также с продавцами хороших стройматериалов.

Таким образом, без дизайн-проекта нет ремонта, и тем более евроремонта. Изначально в проект закладывается ваше видение организации жилого пространства, зонирования помещения (зоны отдыха, приема гостей, приготовления пищи – они далеко не всегда совпадают с изначальным типовым архитектурным решением квартиры, поэтому многие и затевают перепланировку).

Дизайн-проект интерьера, как правило, выполняется в три этапа: эскиз, проект, рабочий чертеж. Эскиз – это предметно нарисованная идея. Хорошо, если вы набросаете несколько вариантов (минимум два-три). Затем на базе выбранного эскиза создается проект, который включает в себя план, расчеты, перспективный чертеж, развертку стен и в идеале – макет (если вы «продвинутый» пользователь, то лучше компьютерный). Проект создается с целью получить представление о конечном результате и способах его достижения. Иными словами, без анализа готового проекта вам не удастся предусмотреть и устранить возможные несоответствия между желаемым и реальным.

Далее – этап рабочих чертежей, то есть документации, с помощью которой вы и будете делать ремонт (либо руководить строителями, которых, возможно, привлечете к выполнению отдельных работ). Рабочие чертежи должны содержать точные, конкретные указания и цифры: ведь как показано в чертеже, так и будет исполнено в квартире. Рабочие чертежи – это практическое исполнение заложенного в дизайн-проекте. Однако это уже техническая сторона проекта, а вот творческих усилий, причем креативных, от вас потребуют эскиз и его разработка.

Прежде чем приступить к ремонту, вы должны нарисовать планируемый результат на бумаге


Даже если вы не будете экспериментировать с японским и марокканским стилями, а удовлетворитесь традиционным интерьером, при создании проекта вам понадобятся познания из области выстраивания композиции, соблюдения пропорций, стиля, ритма и колорита. Композиция – организующий элемент любой художественной формы, в том числе жилого пространства, без ее соблюдения невозможно обеспечить единство и цельность, сочетание компонентов друг с другом, подчинить их ведущим акцентам.

Главный закон композиции – деление жилого пространства на зоны, а также вычленение главного и второстепенного. Вспомним знакомые интерьеры: практически во всех преобладает центрическая композиция, то есть быт сосредоточен вокруг центрального объекта. В доисторические времена в «интерьере» пещеры это был очаг, в Средневековье – камин, а у нас, в зависимости от назначения комнаты, – обеденный стол или домашний кинотеатр. Чаще всего композиционный центр определяется в соответствии с привычками обитателей.

Итак, начинать проектирование следует с определения центра всего жилого пространства. Ведь что такое пропорциональность композиционных решений? Это соотношение частей интерьера между собой и их отношение к целому. Пропорции в интерьере явно или косвенно привязаны к параметрам человека: росту, длине рук, ног и т. д.

Теперь разберемся с понятием ритма. Ритм – это чередование элементов в определенной последовательности. В дизайне его используют как выразительный прием для придания интерьеру эмоциональности. Ритм может быть линейным, объемным, цветовым и световым. Те линии или формы, которые по нашей задумке будут неоднократно повторяться в пространстве, и зададут ему линейный либо пластический ритм.

Цвет, повторяющийся в отделке различных помещений или в аксессуарах, сформирует цветовой ритм жилья. Колорит – это взаимодействие всех цветов, используемых в убранстве помещения. Колорит может быть и теплым (цвета огня от желтого до коричневого), и холодным (цвета неба и воды от зеленого до серого). С помощью колорита можно, например, жаркое помещение заставить казаться прохладным и наоборот. Самое простое: в холодных оттенках оформляют комнаты, окна которых выходят на юг, в теплых – помещения с окнами на север.

Конечно, беспроигрышным вариантом дизайна, особенно самодеятельного, станет классический интерьер, для которого, как вы уже поняли, характерны плавные переходы объемов, ритмов, цвета и света, иными словами, пространство раскрывается постепенно, без резких перепадов уровней пола и высоты потолков, без контрастных смен ракурса. Однако… такой интерьер сегодня для многих скучен, куда более актуальны интерьеры, выдержанные в современных стилях декорирования, подразумевающие прежде всего функциональность (все вещи на своих местах и все – в составе единого комплекса); соединение архитектурных и функциональных элементов; простые формы, крупные детали вместо мелких и незаметных; присутствие акцентов – привлекающих взгляд необычных вещей, ярких цветовых пятен, произведений искусства; зонирование – разделение помещения с помощью отдельных элементов на зоны различного назначения; мебель геометрических форм, с четкими контурами, в нейтральных или ярких тонах; разнообразное освещение, в том числе скрытое или полускрытое (когда источник света не виден, помещение освещается «из ниоткуда»).

В материальном наполнении современного интерьера преобладают стекло, металл, камень, дерево (или такие же искусственные материалы), а для получения эффекта тепла и уюта используются драпировки, занавеси, мягкая мебель с подушками, ковры.

Однако я забегаю вперед – вы ведь не станете покупать персидские ковры на начальном этапе, когда еще только предстоит согласовать перепланировку, снести несколько стен, развести в квартире немыслимую грязь и, согнав всю семью в одну комнату, приступить к подготовке пола под стяжку. Речь шла пока что не о покупке ковров, а о рисовании облика будущей квартиры – будет ли место коврам в вашем интерьере в принципе. Ведь, еще раз напомню, евроремонт тем и отличается от ремонта в коммуналке, что вы изначально знаете, какого рода и где будут висеть, скажем, цветочные композиции. Именно отталкиваясь от желаемого, вы сносите некапитальную стену между комнатами, чтобы объединить их в студию, зонируя легкими перегородками из гипсокартона.

Однако о вещах побеседуем позднее. Пока – собственно стройплощадка. Пришло время поговорить о ее подготовке. Когда лучше всего начинать ремонт в квартире? Поверьте, что ответ на этот вопрос зависит в том числе от того, будете вы делать его сами или все же пригласите бригаду строителей. Понятно, что больше нас интересует первый вариант.

Сразу отбросьте мысль о занятиях ремонтом по выходным или после работы. Для поклейки обоев такой вариант подходит, но для выполнения евроремонта с заменой всей сантехники – конечно, нет. Придется брать отпуск либо два отпуска. Кстати, только такой подход ускорит окончание ремонта и не отнимет у вас все силы. Если вы не работаете или работаете дома – тогда вам удастся, возможно, совместить ремонт и основную деятельность, разместив компьютер где-нибудь на балконе.

Важна психологическая настройка на ремонт. После окончания он должен вспоминаться не как страшный сон, а как удовольствие. Следовательно, не давайте себе впадать в изнеможение и не планируйте работать каждый день «до мушек в глазах» от усталости. Планируйте рабочий день так, чтобы вечером не валиться с ног – хотя, конечно, какие-то нюансы, например установку оконных блоков и стеклопакетов, придется делать в авральном режиме.

Важно заранее выбрать (не говорю: приобрести) базовые материалы: обои, плитку, напольные покрытия. Ниже обсудим эту тему подробнее.

Если вы купили квартиру и хотите как можно быстрее в нее вселиться, то начинать ремонт следует безотлагательно. Возможно, вам будет удобно (при наличии другого места для проживания) распланировать время так, чтобы делать ремонт не сразу, а частями.

Нужен ли дотошный расчет материалов и приобретение их заранее и оптом

Итак, вы уже знаете, что и в какой последовательности будете делать в квартире. Теперь возникает вопрос: приобретать ли все сразу? Конечно, прежде всего следует определиться, где вы будете хранить материалы. Например, гипсокартонные листы деформируются от неправильного хранения, в частности в сыром помещении. Нужно ли покупать их заранее, если первым этапом ремонта гостиной будет подготовка основания пола (снос старого пола, выполнение стяжки) под укладку системы «теплый пол», а уже потом – потолочные работы и обшивка стен. Также вряд ли есть смысл заранее завозить в квартиру душевую кабину и новую электроплиту (если только вы не купили их по выгодной акции на распродаже или в кредит, опасаясь инфляции).

Иными словами, всегда есть определенные нюансы. Однако «теплого пола» поможет в любом случае евроремонт начинается с выравнивания и переукладки пола, следовательно – с расчета количества нужных материалов. Метраж рассчитать специалист, который доставит систему домой. Даже если вы заранее сообщите, что укладывать пол будете «самоделкины», сами, работник фирмы обязан подробно проинструктировать вас о том, какие материалы, сколько и в комплекте с какой фурнитурой необходимо приобрести. Это главный аргумент в пользу того, почему мастеразамахнувшиеся на первый в жизни большой ремонт, не должны впадать в искушение покупать товары в сомнительного вида строительных палатках. Следует отдать предпочтение солидным салонам. Ведь толковая консультация и гарантия на товар – залог того, что ремонт у вас получится, даже если вы по профессии учитель музыки.

Когда известен метраж пола, рассчитать отделочные материалы несложно.

Как определить необходимое количество керамической плитки? Если речь идет о напольной плитке, то последовательность такая: измеряется общая площадь черновой поверхности, вычисляется площадь одной плитки (например, умножив 0,3 м на 0,3 м, получим 0,09 м2), делим на это число общую площадь пола, округляем до целого числа. В случае приведенной в качестве примера площади плитки расчет приблизительно такой: если площадь комнаты составляет 4 м2, необходимо разделить 4 на 0,09. Получается 44,44, иными словами – потребуется 45 плиток. Плюс, конечно, штук 5 про запас.

Несколько иным образом рассчитывается количество настенной плитки. Нужно измерить длину стен и разделить получившееся число на ширину плитки. Например, длина стен 8 м делится на 0,3. Получается 26,66 – то есть 27 плиток. Теперь измеряется высота стен, получившееся число делится на высоту плитки. Так, разделив 2,5 на 0,3, получим 8,3, что означает 9 плиток. Умножаем 27 на 9 – выходит 243 плитки. Из этого количества нужно вычесть площадь двери (например, 2 на 0,8 м). Итак, «изымаем» 1,6 м2. Теперь переведем количество плитки в квадратные метры: 243 множим на 0,09. Получаем 21,87 м2. Из этого показателя вычтем площадь двери (21,87 – 1,6 = 20,27 м2).

Совершив обратное действие, то есть разделив 20,27 на 0,09, вы получите 225,22, иными словами – 226 плиток. Помните, что запас в случае настенной плитки, особенно если вы кладете ее впервые, должен составлять примерно 10 % от общего количества закупаемой плитки.

Следует отметить, что сегодня практически никто не ограничивается укладкой плитки одного цвета. Самые смелые квартировладельцы составляют целые орнаментальные панно (например, в ванной), приобретая для них плитку иногда 5–6 видов. Как в этом случае не ошибиться в расчетах? Высчитайте общее количество плиток. Затем расчертите на бумаге нужное количество квадратов и закрасьте карандашами разных цветов все отдельные фрагменты. Вот и расчет. Плюс запас. Если вам в радость сделать ремонт своими руками, то такие скрупулезные расчеты не станут помехой. Вы также можете обратиться в специализированный салон. Цены там несколько выше, зато продавец-консультант сделает для вас раскладку плитки.

Теперь посчитаем количество обойных рулонов. Вначале нужно измерить оклеиваемую поверхность, исключив из расчетов оконные и дверные проемы. Если вы замыслили оклеивать стены обоями с крупным рисунком, познакомлю вас с термином «раппорт». Так называется расстояние между отдельными элементами рисунка. Вам предстоит сосчитать, сколько раппортов приходится на одну длину. Понятно, что в случае выбора обоев с крупным рисунком понадобится большее количество рулонов, нежели при использовании обоев с мелким рисунком.

Далее – собственно расчет рулонов. Прежде всего определим, сколько полотнищ нужной длины содержит один рулон (с учетом запаса для стыковки крупного рисунка). В качестве примера возьмем высоту потолка 2,50 м. Из одного рулона обычных обоев стандартного размера 0,53 на 10,05 м нарежется 4 полотнища.

Чтобы узнать, сколько полотнищ необходимо для всей комнаты, умножим число полотнищ на ширину рулона (4 на 0,53). Получаем 2,12 м. Таким образом, 4 полотнища (один рулон) закрывают 2 м стены по периметру. Разделив периметр комнаты (за вычетом оконных и дверных проемов) на 2 м, вы узнаете нужное количество рулонов.

Рекомендую приобрести на 2 рулона больше, чем вы рассчитали. Не позволяет экономия – хотя бы на один.

Свои особенности расчета есть у обоев под покраску. Рулоны грубоволокнистых обоев имеют совсем иные размеры (начиная от 33,5 на 53 см и заканчивая 60 на 75 см). Текстильные льняные и шелковые обои выпускаются в рулонах шириной от 53 до 80 см, а длиной – от 10 до 50 м, текстильные фетровые обои – в рулонах шириной 90-100 см и длиной 32–50 м, текстильные джутовые обои – в рулонах шириной 91–95 см и длиной 7,7 м, рулоны стекловолокнистых обоев обычно имеют длину 50, 30 или 10 м, ширину – 0,53, 1 либо 1,5 м.

Теперь рассчитаем расход краски. Обычно определяют расход на 1 м2. В качестве примера рассмотрим самую «демократичную» вододисперсионную влагостойкую краску. В среднем для покраски внутренних стен ее требуется примерно 140–180 г на 1 м2 поверхности. Того же порядка – пентафталевая эмаль, известная под индексом ПФ-115, средний расход которой в один слой для некрашеных поверхностей составляет 180–200 г на 1 м2, для окрашенных – 140–150 г на 1 м2.

Рассчитывая краску впервые, не поскупитесь приобрести на одну банку больше (если поверхность окажется не идеально ровной, то вы не отделаетесь покраской единственным тонким слоем). Уменьшить расход краски помогут некоторые строительные познания. Например, самая экономная работа с краской – с использованием краскопульта. Намного больше краски расходует валик, еще больше – кисть. Вряд ли удастся сэкономить при окрашивании кирпичных, бетонных и оштукатуренных поверхностей – в этих случаях расход краски увеличивается на 10–15 %. Самые дешевые из красок – масляные, экологичные – акриловые, прочные – силиконовые, быстросохнущие – эмалевые, наиболее простые в работе – водоэмульсионные.

Расход шпаклевки составляет примерно 1,5 кг на 1 м2 – конечно, при условии ровных стен в новом доме, построенном с учетом современных требований. Однако приготовьтесь к тому, что, вопреки надеждам, понадобится толщина слоя шпаклевки больше чем 1 мм. Вместе с тем шпаклевка – не плитка, ее не нужно брать с запасом, ведь материал несложно докупить. Тем более что количество нужно всегда разное, например под обои достаточно одного слоя шпаклевки (хотя это также зависит от качества обоев и стен), а под покраску придется шпаклевать поверхности в два слоя. Если площадь обрабатываемой поверхности составляет 10 м2, то шпаклевки понадобится 15 кг на один слой либо 30 кг на два слоя. Как правило, максимальная упаковка – 25 кг. Этого обычно достаточно.

Теперь сосчитаем количество напольных и потолочных элементов. Потолочный плинтус (декоративный багет) измеряется в погонных метрах, следовательно, нужна величина периметра комнаты. Это же касается напольного плинтуса. Ширину двери можно проигнорировать, это немного, правда, еще понадобятся наружные и внутренние уголки. Конечно, для обеих сторон двери, где плинтус заканчивается, имеет смысл сразу купить окончания для плинтуса. Таким образом, метраж плинтуса тождественен периметру плюс 10-процентный (от площади поверхности) запас. Если предполагается укладка керамического бордюра, то, размещая его по периметру помещения, считают по периметру, если фигурно – то на месте поштучно. В любом случае не забывайте о запасе.

Высчитывать параметры дверных коробок, особенно арочных, а также оконных проемов, вам не придется, ведь это задача специалистов той фирмы, у которой вы покупаете двери и стеклопакеты. Однако предстоит решить еще одну математическую задачу – расчет гипсокартонных листов. Здесь будут работать две величины: периметр поверхности и площадь листов. Для облицовки гипсокартоном стен и потолков (неважно, в один или несколько уровней) требуется замерить площадь, для возведения новых перегородок – точно рассчитать, какими вы хотите их видеть.

Арсенал инструментов, необходимых для серьезного ремонта

Конечно, делать ремонт вы будете не силой воображения и не с помощью одного лишь молотка с гвоздями и шуруповерта. Понадобятся основательные инструменты – и если никогда прежде вы с ними не работали, а лишь намерены их приобрести, то отправиться следует в солидные магазины, желательно в такие, где вас проконсультируют, как пользоваться инструментами.

Самый «ударный» во всех смыслах инструмент – это перфоратор (ударная дрель). Без преувеличения, это основной и, за счет разнообразия насадок, универсальный инструмент, необходимый в процессе ремонтностроительных работ, открывший новую эру в монтажных работах. Ударная дрель – это нечто среднее между универсальной дрелью и, частично, перфоратором.

Наверное, каждый держал в руках электродрель. Общеизвестно, что она должна иметь достаточную мощность (от 600–700 Вт и больше), плавный регулятор числа оборотов и механизм перемены направления вращения. Последний механизм – ключевой при использовании дрели в качестве шуроповерта, ведь сегодня даже простейшие каркасы скрепляют не гвоздями, а саморезами, закручивать которые вручную абсолютно неэффективно. Закрепив в патроне дрели специальный наконечник под головку шурупа, вы ускорите работу в несколько раз. Кроме того, становится несложным и демонтаж таких соединений – благодаря функции реверса (обратного вращения). Реверс весьма полезен и в случаях, когда сверло застревает в процессе сверления (вы не рискуете, извлекая, его сломать). Также для применения в качестве шуроповерта нужна механическая или электронная защита от перегрузки. Следовательно, приступая к евроремонту, лучше приобрести дрель известного производителя, имеющую полный набор всех этих качеств.

Ударная дрель позволяет сверлить отверстия разного диаметра в твердых материалах, в том числе кирпиче и бетоне. Принцип работы таков: в режиме удара вращающийся вал со сверлом или буром подталкивается зубьями храповика, тем самым выполняется скачущее движение сверла в дополнение к обычному вращению (таким образом, качественнее дробятся хрупкие материалы). К недостаткам механизма относятся быстрый износ зубчатых храповиков при работе с твердыми материалами, малая амплитуда удара, большая отдача и необходимость прикладывать значительные усилия при сверлении с ударом.

Впрочем, всех этих недостатков лишен перфоратор – инструмент, предназначенный для работ по бетону и кирпичу, сверления отверстий и долбления (штробления) разного рода полостей. Эдакая разновидность отбойного молотка, не такой разрушительный, зато обладающий рядом дополнительных функций, в том числе способностью работать, подобно электродрели, по дереву и металлу.

Любой перфоратор работает в одном из трех режимов: сверление с ударом (бетон, кирпич, камень), удар без сверления (функция отбойного молотка), сверление без удара (дерево, металл, пластик). Соответственно, перфоратор вы можете приобрести одно-, двух– и трехрежимный.

Функция удара без сверления понадобится при разрушении старых стен, перегородок, а также создании полостей для скрытой электропроводки. Современные перфораторы выпускаются с системами крепления SDS Plus и SDS Max (чтобы поменять сверло, достаточно оттянуть патрон на себя). Патрон SDS Plus устанавливается на перфораторы легкого класса весом до 4 кг. Такие приборы могут пробурить в кирпиче отверстия диаметром до 30 мм или использоваться для работы с полыми сверлильными коронками (трубками) по кирпичу до 80 мм и по бетону до 68 мм. Перфораторы легкого класса подразделяются на бытовые и профессиональные. Для более тяжелых работ используют устройства массой до 11 кг с посадкой SDS Max. Это профессиональные перфораторы, ими бурят отверстия большого диаметра. Скорость работы перфоратора по сравнению с ударной дрелью намного выше, усилия при этом приходится прикладывать значительно меньшие. Мастер только направляет бур, который сам «вгрызается в твердь». По оценкам экспертов, производительность перфоратора выше производительности ударной дрели, сопоставимой по мощности двигателя, в 6–8 раз. Следовательно, можно не опасаться, что вы не справитесь с умной машиной.

Также перфоратор необходим в процессе штробления – для долбления канавок под скрытую проводку. Их прокладывают, закрепив в патрон зубило или пику и работая в режиме отбойного молотка (удар без вращения). Сначала по размеченным линиям определяют глубину, затем устанавливают удобный угол наклона инструмента и проходят канавку по линии разметки. Скорость (количество ударов в минуту) заранее не выставляется, а регулируется в процессе работы.

Перфоратор применяют при демонтаже плитки. Старую керамическую плитку демонтируют путем штробления, зажав в патроне инструмента зубило и вручную регулируя угол его направления. Для большего удобства фиксируют угол рычагом-регулятором, вставляют зубило в шов плитки, затем ведут от краев к середине.

Для разрушения старых стен в перфоратор вставляется пика или долото с широкой лопаткой, работает машина в режиме отбойного молотка. Сначала делается выбоина, потом она расширяется по намеченным направлениям разрушения поверхности.

Выбирая в салоне перфоратор, подумайте о необходимых вам режимах и максимальном диаметре отверстия в бетоне. Важно также учесть расположение двигателя. При вертикальной схеме улучшаются условия охлаждения перфоратора, что увеличивает время его непрерывной работы.

Почему многие все же выбирают не перфоратор, а дрель? Во-первых, он дороже, во-вторых, сверла для перфоратора испытывают повышенные нагрузки, поэтому они имеют специальную конструкцию для крепления в патроне. Использовать обычные сверла без специальной оснастки (переходника) нельзя. Переходник же делает инструмент громоздким и неудобным.

Подведу итог. В первую очередь при покупке дрели или перфоратора следует обратить внимание:

• на номинальную мощность (чем больше, тем лучше, но меру нужно знать);

• скорость вращения на холостом ходу (ее важно знать для грамотного использования дополнительных приспособлений);

• максимальный диаметр отверстия в бетоне, стали, дереве (не рекомендуется превышать, дабы не вышел из строя двигатель);

• регулировку скорости вращения (обычно регулируется силой нажатия на кнопку пуска);

• функцию реверса (незаменима для режима шуруповерта).

Все большую популярность в последнее время приобретает шуруповерт – автономный инструмент, работающий от аккумулятора. Правда, ресурс автономной работы ограничивается емкостью аккумулятора и для его подзарядки придется время от времени подключаться к сети.

Электролобзик – второй необходимый после электродрели (перфоратора) инструмент для выполнения ремонта. Это не самый производительный и не самый точный, но наиболее универсальный инструмент для пиления (резки). Благодаря многообразию сменных полотен и возможностям регулировки, а также разнообразию приемов электролобзик позволяет работать с разными материалами и выполнять прямолинейное, криволинейное и наклонное пиление. Им режут различные по твердости породы дерева, искусственные материалы (пористые и плотные), разнообразный пластик, цветные металлы и даже сталь, кирпич, керамическую плитку и стекла.

По типу корпуса лобзики бывают двух видов: с рукояткой-скобой и грибообразной рукояткой. Каждая конструкция имеет своих приверженцев, поэтому большинство фирм выпускает лобзик в обоих корпусах. Механизм лобзика устроен так, что рабочий инструмент (пилка) производит поступательные движения по специальным направляющим. Причем рабочий ход пилки (непосредственно само пиление) происходит при движении вверх. Это как бы притягивает инструмент к обрабатываемой поверхности, существенно облегчая работу и позволяя легко управлять процессом. Более того, благодаря такому принципу срез получается практически идеально ровным, без сколов. В большинстве современных моделей в качестве направляющих для пилки используется специальный опорный ролик. Есть конструкции с направляющими в виде губок, но, по моему мнению, инструмент с роликом надежнее и производительнее.

Важнейшей характеристикой электролобзика является предельная глубина пропила, то есть максимальная толщина разрезаемого материала. Обычно указываются предельные показатели по толщине резания дерева, стали и цветных металлов. Наряду с мощностью двигателя показатель глубины пропила позволяет судить о возможностях лобзика. Очевидно, что зависимость здесь прямая: чем выше мощность, тем глубже пропил.

В характеристике лобзика следует обратить внимание на частоту пропилов (обычно в паспорте инструмента обороты указываются). Регулятор частоты оборотов позволяет лучше подстраиваться под определенный материал. В работе исходят из того, что нетвердый материал обрабатывается на максимальной частоте и наоборот.

Дорогие модели оснащаются электроникой, которая поддерживает выбранное число ходов вне зависимости от нагрузки на полотно. Иногда этот параметр называют константной регулировкой. Неотъемлемой частью электролобзика является опорная плита, благодаря которой он перемещается по поверхности обрабатываемого материала. Для пропилов под углом предусмотрен поворотный механизм плиты. С его помощью плита фиксируется под произвольным углом (до 45°) в одну или другую сторону. Есть модели со ступенчатой установкой угла наклона (0-15-30-45°). Предполагается возможность закрепления на плите направляющей (для идеально ровного пропила) или реже циркульной штанги (для выпиливания больших круглых отверстий). Кроме того, в некоторых моделях позволяется закреплять опорную плиту для использования лобзика в качестве стационарной пилы («вверх ногами»). Бытовые лобзики исключают такую возможность, поскольку в них не предусмотрены соответствующие предохранительные механизмы.

Производительность и качество выполняемого электролобзиком пиления во многом определяется его пильным полотном (хвостовиком). Наиболее распространенными на нашем рынке являются электролобзики с однокулачковым хвостовиком и 1/4 универсальным хвостовиком. Есть модели электролобзиков, механизм крепления которых универсален, то есть позволяет работать с различными по типу хвостовика пильными полотнами.

В более простых моделях пильное полотно закрепляется с помощью специальных винтов (чтобы закрепить пилку, необходимо воспользоваться отверткой или специальным ключом). Модели посложнее для удобства и быстроты замены режущего инструмента оснащены специальной ручкой зажима пилки (дополнительного инструмента не требуется). Самым удобным механизмом для закрепления пильных полотен оснащаются новые модели лобзиков. В них, чтобы заменить пилку, необходимо оттянуть, а затем отпустить ручку специального рычага.

Пилки также значительно различаются. Правильным следует считать такой принцип: для каждого материала – свое пильное полотно. На сегодняшний день на рынке можно встретить пилки для обработки практически любых материалов, начиная от стекловаты и пеноматериалов и заканчивая нержавеющей сталью и керамической плиткой. При выборе пилки необходимо учитывать специфику работы: прямой или криволинейный пропил нужно сделать, какой чистоты край ожидается. Например, для криволинейных резов с радиусом кривизны больше 30 мм подойдет обычное по ширине пильное полотно, а для получения резов с радиусом кривизны порядка 10 мм или прямоугольной линии реза понадобится специальное пильное полотно с меньшей шириной. Однако такое плотно не годится для прямолинейной резки. Качество пропила будет хуже, чем с полотном для прямого реза. Для керамики, плит утеплителей или картона нужны особые пилы.

Если у вас неровные стены и вы не планируете использовать в выполнении евроремонта гипсокартонные панели, вам понадобится шлифовальная машина, иначе вы вряд ли сможете качественно подготовить такие стены к покраске или оклейке обоями. Особых сложностей в шлифовании нет. Традиционно оно выполняются с помощью шлифовальной шкурки. Однако это одна из самых утомительных ручных работ, а в промышленных масштабах без специальных инструментов не обойтись. Между тем шлифовальные работы весьма разнообразны, поэтому существуют различные варианты шлифовальных машин. Их типов (принципиально разных) насчитывается не менее четырех.

Плоскошлифовальные виброшлифмашины – наиболее простой тип инструмента. Они оснащены плоской подошвой, к которой крепится шлифовальная шкурка, и двигателем небольшой мощности (130–300 Вт). Шлифовальная поверхность выполняет возвратно-поступательные движения со скоростью 10 000-25 000 циклов в минуту. Некоторые модели имеют также плавный регулятор скорости и устройство отсасывания пыли. Чаще всего шлифовальная шкурка перфорируется для лучшего удаления пыли. Назначение виброшлифовальной машины – начальные и завершающие работы на любых плоских поверхностях.

Эксцентриковая виброшлифовальная машина выполняет не только вибрационные, но и круговые движения, за счет чего достигается большая чистота обрабатываемой поверхности и высокая производительность. В зависимости от типа шлифовального материала может применяться как для черновой обработки, так и для чистовой, в том числе очень тонкой. Смена шлифовальных шкурок осуществляется легко, так как они крепятся на липучках.

Еще есть ленточные шлифовальные машины. В них в качестве рабочего элемента используется лента шлифматериала, которая приводится в движение электроприводом и движется со скоростью 200–500 м/мин. Большая мощность двигателя (600-1200 Вт) позволяет выполнять работу быстро и производительно.

Дисковая шлифовальная машина – это адаптация электродрели: в патрон электродрели вставляется держатель эластичного диска, на котором закрепляется шлифовальная шкурка. Ее следует использовать осторожно, так как сминание шкурки может повредить поверхность древесины.

Научиться работать со шлифовальной машиной, в принципе, несложно. Во время работы не следует опираться на шлифмашину, ее нужно только слегка прижимать ладонью, задавая направление шлифования. Слишком сильный нажим вырывает зерна абразива с поверхности шкурки и может привести к повреждению обрабатываемой поверхности. Эксцентриковые и ленточные шлифмашины должны работать свободно. Инструмент поддерживают и придают направление движению. Для шлифования достаточно небольшого нажима. Чтобы лента не сползала с направляющих в ленточной машине, направление движения прибора должно быть возвратно-поступательным с легким перемещением влево или вправо. При использовании дисковой шлифмашины дрель, в которой закреплен шлифующий диск, держится с небольшим наклоном (20°) и перемещается в выбранном направлении. Диск должен двигаться по всей поверхности без задержек. Шлифуемую поверхность следует регулярно очищать от пыли и проверять результаты работы. Если их нет, значит, шлифовальный материал истерся или применяется шлифшкурка неподходящей зернистости.

Теперь перейдем к болгарке. Это углошлифовальная машина – очень распространенный и популярный инструмент. С помощью абразивного круга он легко разрезает металл, камень, бетон. Профессиональные, полупрофессиональные и даже бытовые инструменты имеют регулятор вращения и удобно расположенный под большим пальцем ползунок включения/выключения. Диски углошлифовальной машины рассчитаны на различные материалы. Чаще всего используются тонкие отрезные диски для резки труб и арматуры, а также диски по камню, для обработки стен. Важно научиться правильно работать с болгаркой: ее держат двумя руками, ни в коем случае не снимая защитный кожух, а лишь поворачивая его в ограниченных пределах.

Строительный степлер – самый удобный инструмент для выполнения обивочных работ. По скорости, производительности, надежности соединению на скобах нет равных, если речь идет, например, об обивке деревянной мебели или прибивании чего-либо тонкого к дереву. Степлером работают одной рукой, в отличие от работы молотком. Таким образом, можно направлять материал. Соединение получается аккуратным и прочным. Степлер также используется в строительстве при монтаже утеплителя, закреплении разнообразных мембран и пленок.

Типы степлеров различны. Выделяют три основных типа этих инструментов. Обычные степлеры – для них в качестве расходных материалов используются плоские скобы. Скоба забивается, если приложить инструмент к рабочей поверхности и нажать рычаг, то есть принцип такой же, как и при работе с канцелярским степлером. Кабельные степлеры служат для закрепления проводов, они обычно используются при прокладке компьютерных сетей. Скобозабивные молотки применяются для забивания по материалу, при каждом ударе за счет инерции забивается очередная скоба. Они значительно уступают обычным и кабельным степлерам в точности, зато выигрывают в скорострельности. Эти инструменты используют, когда важна скорость, а не точность, например в процессе крепления утеплителя под полом. Существует также комбинированный (универсальный) степлер, представляющий собой гибрид первых двух типов.

Профессиональные виды степлеров имеют и дополнительные функции: плавную или ступенчатую регулировку силы удара, ограничитель для равномерного расположения забиваемых скоб, окошко для контроля расходных материалов, защелку для фиксации рукоятки в нижнем положении, систему безопасной перезарядки (загрузка скоб только в перевернутом положении), крючок или петлю для подвеса на поясе.

С появлением на нашем рынке новых строительных материалов и сопровождающих их технологий широкую популярность получил строительный фен, незаменимый при работах с термопластичными материалами и особенно при снятии старых лакокрасочных покрытий. Поскольку инструмент новый, название его еще не устоялось: строительный фен, электротехнический фен, пистолет горячего воздуха, термовоздуходувка.

Области применения строительного фена различны: это и удаление краски, лака и других материалов с различных поверхностей (прежде всего с древесины), и деформация плексигласа, ПВХ-плит и полистирольных плит, и сварка или резка линолеума, и ускорение процессов склеивания, и сушка и продувание поверхностей. Кроме того, фен применяется при электротехнических работах, например при пайке, распайке, защите проводов пластиковой изоляцией с термоусадкой.

По принципу работы технический фен не отличается от «женского», которым сушат волосы. Возможность плавной регулировки позволяет настроить фен на обработку различных материалов (каждый из которых имеет свою температуру обработки). Прибор оснащен электронной системой поддержания температуры, которая не только следит за постоянством температуры выходящего воздуха, но и продлевает ресурс спирали накаливания. Точность контроля температуры, конечно, неидеальная, но достаточная для строительных операций.

Достоинством инструмента является то, что теплозащитный кожух облегает трубу (сопло) подачи воздуха. Если он съемный, то без него проще добраться до некоторых узких, тесных мест, но возрастает риск обжечься или расплавить что-либо, прикоснувшись соплом. Закрытая рукоятка бережет руку от отраженной струи горячего воздуха и брызг расплавленного материала. На такой компоновке следует остановить выбор, если открытая ручка – не принципиальное требование. Поскольку фен при работе разогревается до высоких температур, нелишними оказываются приспособления для его установки в нерабочем состоянии. Обычно это петля на сетевом шнуре и система вертикальной установки. Весьма полезны при выполнении серьезных профессиональных работ индикаторы температуры, иными словами, набор светодиодов или ЖК-панель.

Фен оснащен насадками или форсунками. Стоят они недорого в сравнении с самим феном, зато значительно расширяют область его применения. Форсунки сегодня на рынке представлены фокусирующие (задраивание щелей и фуг с помощью пластиковой сварочной ленты, бесконтактная пайка медных труб и профилей), плоские (удаление старой краски, шпаклевки, обоев, пленки и шпона, деформация плексигласа, ПВХ– и полистирольных плит), широкоструйные (сушка, удаление старой краски с поверхностей большой площади), стеклозащитные (удаление краски, лака и замазки с окон, стекол и других поверхностей, не выдерживающих воздействия высокой температуры), рефлекторные (разогрев пластиковых труб перед деформацией, наваривание самосжимающихся шлангов), шлицевые (накидная сварка фольги и ПВХ-брезента), режущие (прямая и фигурная резка жестких пен, например пенопласта).

В число аксессуаров для технических фенов входят скребки для красок (шаберы), держатели (рукоятки), прижимные ролики и сварочные стержни для сварки пластиков.

Приемы работы со строительным феном несложны. Важно научиться потоком горячего воздуха производить разогрев материала для снятия краски, изгибания пластиковых труб, сваривания и склеивания пластмассовых материалов. Следует обратить внимание на принципы безопасного обращения и особенности, которые предохраняют инструмент от преждевременного износа и выхода из строя. Еще до начала использования после включения нужно дать фену поработать вхолостую для прогрева примерно 3 минуты. После работы перед выключением необходимо дать ему остыть, включив на минимальную температуру и минимальную мощность на 2–3 минуты. Также следует задавать температуру и мощность потока строго в соответствии с родом выполняемых работ, а во время удаления краски на основе свинца или оксида хрома – позаботиться о вентиляции, чтобы избежать вдыхания токсичных веществ, образующихся при разогреве. При пылеобразующих операциях необходимо обеспечить пылеотсос, иначе осевшие на спирали частицы могут стать причиной ее преждевременного перегорания.

Я рассказал лишь о самых мощных агрегатах, которые вам понадобятся для самостоятельного выполнения ремонта. Понятно, что для окраски необходимы валики и пульверизаторы, для работ с гипсокартоном – специальные крепеж и фурнитура. О них вы сможете прочесть в специализированных пособиях, посвященных конкретному виду работ, например облицовке поверхностей гипсокартоном или укладке плитки.